Учение о том, что должно быть некое крещение Святым Духом кроме того, что имело место при обращении, часто приводит даже самых искренних христиан в замешательство. У некоторых происходит переоценка ценностей, и вместо того, чтобы искренне служить Богу так, как этому учит Библия, свидетельствовать о Спасителе и возрастать в святости, они тратят силы на поиски сверхъестественного переживания.
Сегодня жизненно важно понять и увидеть, что Дух Святой, данный по благодати Божией, входит в нашу жизнь во время обращения и с того самого дня пребывает в нас, как об этом говорит Библия.
Конечно, Его пребывание в нас дает нам возрастающую радость, силы наши умножаются, только если мы все это рассматриваем в свете Библии, и говорить о каком-то мистическом, из ряда вон выходящем переживании не приходится.
Возможно ли двоякое толкование мест из Священного Писания относительно особого, не связанного с обращением, крещения Святым Духом? Обратившись к Библии, мы, напротив, увидим что Библия неоднократно повторяет и учит, что Дух Святой входит в нашу жизнь единожды, при обращении.
АПОСТОЛ ПЕТР
В день Пятидесятницы “Петр сказал им: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа…” (Деян. 2:38). Казалось бы, данный текст является неоспоримым свидетельством того, что Дух входит в нас в момент сокрушения и искреннего покаяния (покаяние нельзя путать с поднятием руки в собрании или со всеобщим выходом к проповеднику для совместной молитвы. Более подробно об этом можно прочитать в книге Вальтера Чантри “Евангелие сегодня”. Редакция журнала имеет возможность выслать эту книгу). Защитники же крещения Святым Духом как отдельного явления настаивают, что Петр говорит не о крещении Святым Духом, а о каком-то даре, который Святой Дух дает во время покаяния. Это, по их словам, может быть благословение, или радость, или что-то еще, но Сам Дух не входит в человека, для этого якобы нужны особые условия. А Иисус Христос, по их словам, Сам обещал крестить верующих Духом Святым. Так что, по их мнению, одного покаяния мало, необходимо еще крещение, которым крестит Христос Духом Святым как инструментом.
Но Петр как раз и свидетельствует о том, что дар Духа — это и есть то самое крещение, о котором говорил Иисус. Апостол говорит: “Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите” (Деян. 2:32,33). Другими словами, то, что было излито в день Пятидесятницы, было явлением силы и славы Духа Святого, Того, Которого обещал Иисус Христос. А Петр говорит, что кто покается, получит то, что видел своими глазами, т.е. Духа Святого. Нет никакого последующего крещения Духом. И это обетование дано на века: “… Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш” (Деян. 2:39). Кто бы и когда бы ни покаялся и ни обратился к Господу, получит Духа Святого.
Что же произошло с обращенными в день Пятидесятницы? Как на каждом из них лично отразилось принятие Духа? Все ли они заговорили на иных языках? Все ли стали целительствовать или стали творить чудеса? Нет, нет и нет! Кто-то пытается доказать, что все 3000 обращенных заговорили на иных языках. Но Лука как бы специально подчеркивает, что это произошло лишь со 120 учениками, а исцелять стали лишь апостолы. Что же делали уверовавшие? “… И они постоянно пребывали в учении Апостолов…” (Деян. 2:42). Прежде всего они обратились к Слову Божиему! Ощутили потребность общения с возрожденными людьми. Деяния 2:42-47 описывает все, что с ними произошло. Самое главное чудо — обращенное сердце: прежде оно гнало Христа, теперь славит! А видимые чудеса (Деян. 2:2-7) были знамением прихода новой эры, эры Церкви Нового Завета.
АПОСТОЛ ПАВЕЛ
“Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, чрез Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам” (Рим. 5:1-5). Когда мы получаем Духа Святого? Апостол Павел подчеркивает, что это бывает во время оправдания. Из приведенных стихов видно: оправдание необходимо, чтобы “… любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам”. Непосредственно вслед за оправданием получаем дар Духа, а потом как результат данного нам Духа мы имеем любовь. “Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его” (2 Ин. 1:6).
Далее апостол Павел опять затрагивает тему Святого Духа, обитающего в верующих: “Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его… Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: `Авва, Отче!’” (Рим. 8:9,15). Прочь сомнения! Дух усыновления взывает внутри тебя: “Авва, Отче!”. Какие еще мне нужны доказательства, если все мое естество стремится к Богу, причем не к чьему-то, а моему Богу. Он мой Отец, а я Его сын.
В Первом послании к Коринфянам апостол Павел снова говорит о том, что дар Духа неразрывно связан с обращением: “… но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего” (6:11), и далее: “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою” (19-20). Апостол призывает всех верующих жить святой жизнью, потому что как спасенные люди они являются местом обитания Святого Духа. Он вселяется в храм в момент искупления.
Еще один примечательный стих: “Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом” (1Кор. 12:13). Все верующие крестились Духом в одно тело. Это тело — Церковь. Оппоненты возражают: поскольку здесь крестит Дух, а не Иисус, то это не то крещение, о котором говорил Христос. Но нельзя отвергнуть тот факт, что те, кого крестил Дух Святой, согласно данному стиху (а не Иисус Христос) напоены Духом. Но “напоены одним Духом” есть не что иное, как крещение Святым Духом. Об этом говорит Сам Иисус Христос: “… кто жаждет, иди ко Мне и пей; Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен” (Ин. 7:37-39). Когда мы приходим ко Христу за спасением, Он дает пить от Духа Святого. Таким образом, говорить, что в 1Кор. 12:13 крестит не Иисус Христос, по крайней мере, неразумно.
В Послании к галатам апостол Павел вновь поднимает тот же вопрос: “Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?” (3:2). В стихе 5: “Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса, чрез дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?” (Гал. 3:2,5). Кто изливает Духа? Иисус Христос, а не апостол Павел, потому что о Христе как о главном действующем лице говорится в стихе 1. Значение выше процитированных мест из Библии убеждает в следующем: как только люди уверовали в Благую весть о спасении, то сразу же Иисус дает им Духа.
Несколькими стихами ниже (Гал. 3:14) апостол Павел напоминает нам, что “…благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою”. Получить верою, или через наставления в вере, означает одно: уверовал — получил. Спасающая вера неразрывно связана с принятием (крещением) Духа Святого.
“… Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: `Авва, Отче!’” (Гал. 4:4-6). В момент усыновления (покаяния) Господь посылает Духа Святого, Который и славит Бога внутри нас. До усыновления мы гнали Христа (не верили), но теперь произошло величайшее чудо: я хочу славить Бога, и это результат пребывания Духа Святого внутри меня.
Безусловно, здесь идет речь о крещении Духом, но получаем мы Его лишь потому, что усыновлены Богом. Времени для промежуточного состояния души между уверованием и крещением Духом не остается.
“Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах…” (Еф. 1:3). Данный стих не говорит прямо о крещении Духом Святым, но в нем апостол Павел утверждает, обращаясь ко всем святым в Ефесе, что все они без исключения благословлены “всяким духовным благословением”. Возникает вопрос: “Крещение Духом Святым не является благословением?”. Или что слово “всяким” включает в себя все, кроме крещения Св. Духом? Господь избрал, предопределив усыновить… запечатлел обетованным Духом Святым. О чем все это? Как долго можно издеваться над Словом Божиим, внося в него что-то новое, необычное, свое?
“… В Нем и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его” (Еф. 1:13-14). Апостол употребляет слова: “услышавши”, “уверовавши”, “запечатлены”. Печать Духа Святого — результат веры. Может ли кто сказать: “Я христианин, но жду, когда Дух запечатлит меня”? Святой Дух, являясь залогом нашего наследия, дается всем, уверовавшим во Христа. Бог гарантирует безопасность верующим, оставив в залог Святого Духа не некоторым, а всем без исключения.
“И не оскорбляйте Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления” (Еф. 4:30). Когда наступает день искупления? Он наступает тогда, когда грешник, видя свой грех, кается в нем, и тогда кровь Иисуса Христа омывает его. Кровь Иисуса — уплата за грехи грешника в момент покаяния. Это и есть искупление, это есть крещение Духом Святым.
“… Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. И вы сделались подражателями нам и Господу, принявши слово при многих скорбях с радостью Духа Святого…” (1 Фес. 1:5,6). Два благословения идут рядом, верующие принимают Слово с радостью Духа Святого. Разорвать эти два понятия невозможно.
АПОСТОЛ ИОАНН
“Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего” (1 Иоанна 4:12-13). Апостол Иоанн исключает даже саму возможность существования истинного христианина, пережившего обращение, но не крещенного Духом Святым. Духовная жизнь верующего органически и неразрывно связана с присутствием Святого Духа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Крещение Святым Духом и обращение представляют единое целое. Одно не может существовать без другого. Беда состоит в том, что церкви упразднили понятие “покаяние”, называя вынужденную (вытянутую чуть ли не силой) молитву вслед за проповедником обращением. Вследствие такого “обращения” церкви получили массу невозрожденных людей, которые не ощущают, не понимают и не чувствуют работы Духа Святого. Пресвитеры и старейшины, верящие в обращение по не исходящей из сердца молитве, попадают в затруднительное положение. Вроде бы человек каялся, а плода Духа нет. В чем причина?
Это и послужило одним из поводов к поиску второго благословения. Корень зла находится не в некрещении Духом Святым, а в невозрождении.
Из архива журнала 1997 года, №9.
Автор текста: Питер Мастерс