Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Десять заповедей. Заповедь девятая

(авторизированный перевод)

Продолжение. Начало в №№ 1-8.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Исход 20:16

Творец создал язык для прославления Бога, но люди превратили его в инструмент неправедности, о чем предостерегает нас девятая заповедь. Господь воздвиг две естественные преграды для языка — зубы и губы, а данная заповедь является третьей преградой, предназначенной для удержания языка от зла. Заповедь можно рассматривать как запрет, что очевидно, с одной стороны, и как позволение с другой (что видно лишь при глубоком изучении заповеди).

Запрет

Что является объектом заповеди?

Объектом заповеди является человек. Она запрещает третировать его, отзываться пренебрежительно или предвзято о нем, не допускает того, что может привести к его унижению. Если быть более точным, то заповедь запрещает клевету, направленную против человека, и лжесвидетельство.

Клевета, или злословие на ближнего

Скорпион носит яд на кончике хвоста, а злоречивый на кончике языка. Злоречивый говорит то, о чем жертва даже и не слышала, “Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня” (Пс. 34:11). Клевета и злоречие лишают христианина доброго имени. А зло прикрывается тем, что как будто хочет сделать добро: “И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых” (Рим. 3:8). Порядочность ранима и легко подвергается влиянию интриг. Святость сама по себе не может быть щитом от коварства. Невинность ягненка не может защитить его от зубов волка. О Христе, величайшем Праведнике, говорили, что Он друг грешников, что Он ест и пьет с ними. Иоанн Креститель вел благочестивую жизнь, но и о нем говорили, что “в нем бес” (Мтф. 11:18). Язык — оружие такое же опасное, как и меч, им можно убить: “Придите, сразим его языком и не будем внимать словам его” (Иер. 18:18). Да, человека можно убить, даже не прикоснувшись к нему рукою. Августин сказал: “Рана, нанесенная языком, опаснее той, которая от меча”. Врач не может залечить ее. Притвориться другом и жалить языком, что может быть коварнее? Но грехом является не только распространение слухов, но и принятие их. Давид спрашивает: “Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?”. Господь отвечает ему: “…Кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего…” (Пс. 14:1,3). Недопустимо не только распускать слухи, но и выслушивать их. У распускающего слухи сатана пленил язык, а у выслушивающего — уши.

Второе, что запрещает заповедь, — лжесвидетельство

Лжесвидетельство объединяет три греха:

1) клеветнический разговор; 2) лжесвидетельство; 3) ложную клятву.

1. Клеветнический разговор. “Мерзость пред Господом — уста лживые” (Прит. 12:22). Ложь — распространение того, что заведомо не истинно. Что может быть более противоестественным для Бога, чем неправда? Дух Святой называется Духом истины. Но лжи как греху необходимы спутники. Она не существует сама по себе. Авессалом солгал отцу, когда сказал, что идет исполнить обет, данный Господу в Хевроне (2Цар. 15:7). Это было прелюдией к предательству. Ложь на языке — дьявол в сердце. “Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать?” (Деян. 5:5). Печь ада растоплена для лжецов. “А вне … всякий любящий и делающий неправду” (Откр. 22:15). Берегись греха! Исследуй каждое слово, исходящее из твоих уст. Когда Пифагора спросили, что делает людей похожими на Бога, то он ответил: “Правда”. Человек, идущий к Небесам есть тот, кто “делает правду, и говорит истину в сердце своем” (Пс 14:2).

2. Лжесвидетельство. Лжесвидетель нарушает заповедь “Не произноси ложного свидетельства”.

Лжесвидетельствовать можно двояко, как для неправедной защиты кого-то, так и для обвинения.

Для защиты.

Человек виновен в преступлении и должен понести наказание, но лжесвидетели выгораживают его, “…за подарки оправдывают виновного…” (Ис. 5:23). Оправдывая виновного, человек выносит сам себе приговор виновности.

Для обвинения.

Царь Соломон сказал: “Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего” (Прит. 25:18), другими словами, такой человек — убийца. Страшно попасть под удар тяжелого, тупого молота, но не менее страшно быть пораженным не знающим пощады языком. “И выступили два негодных человека и сели против него, и свидетельствовали на него эти недобрые люди пред народом, иговорили: Навуфей хулил Бога и царя. И вывели его за город, и побили его камнями, и он умер” (3 Цар. 21:13). Язык лжеца направляет руку судьи к подписанию несправедливого приговора. Но “лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется” (Прит. 19:5). “Судьи должны хорошо исследовать, и, если свидетель тот свидетель ложный, ложно донес на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и так истреби зло из среды себя” (Втор. 19:18,19).

3. Ложная клятва. Слово Божие учит: “Ложной клятвы не любите” (Зах. 8:17). “…Что видишь ты? … это проклятие, исходящее на лице всей земли; ибо… всякий, клянущийся ложно, истреблен будет…” (Зах. 5:2-4). Лжец и злословящий находятся под властью сатаны.

Для чего дана заповедь?

Прежде всего для того, чтобы зло назвать злом.

“Уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь” (Пс. 49:19,20). “…Заявите, говорили они, и мы сделаем донос” (Иер. 20:10). Апостола Павла ложно обвинили в возбуждении мятежа (Деян. 24:5). Недаром в греческом языке клеветник и дьявол называются одним словом diabolous(диаболос): “Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы (diabolous), трезвы, верны во всем” (1 Тим. 3:11). Таким образом клевета и злословия не безопасны. Совершающий этот грех действует вместе с сатаной. От злословия страдают не менее трех: тот, о ком говорят; тот, кто слушает; и душа говорящего. Это страшный грех. Украденное имущество можно восстановить, но восстановить доброе имя человека очень и очень трудно. Если на белоснежное полотно попадет черная краска, то вывести пятно стоит больших усилий. То же происходит и с добрым именем. Разве не грех пустить “худую молву о девице Израильской” (Втор. 22:19)? Так чем же худая молва о детях Божиих лучше? Диоген сказал: “Из всех хищников самым опасным является хулитель”. Император Антоний издал закон о том, что всякий, похуливший человека и не могущий доказать его вины, подлежит смертной казни.

Лжесвидетельство чудовищно по своей сути, а лжесвидетели — сатанинские экскременты. Иезавель, организовавшая травлю Навуфея (3Цар. 21:1 и далее), умерла ужасной смертью: ее выбросили из окна. “И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее” (4Цар. 9:33). Ад широко распахивает зев своей пасти для таких людей.

Для предупреждения

Пусть страх Божий удержит нас от лжи, злоречия и клеветы. Почему Давид говорит: “Страх Господень чист…” (Пс. 18:10)? Потому, что он очищает сердце от неправды, а язык от скверны. Как молния очищает воздух, так и страх Господень очищает душу. “… Люби ближнего твоего” (Лев. 19:18). Если я люблю друга, то не говорю о нем ничего плохого, так должно быть и с ближним. В Первом послании к Коринфянам 13:5 говорится, что любовь “не мыслит зла”. Другими словами, любовь и злоречие несовместимы. Любовь соединяет верующих, устраняет непонимание, недоразумения между ними.

Тот же, который столкнулся со злоречием, пусть благословляет нарушающего заповедь, как сделал это Давид по отношению к Семею: “… пусть злословит; ибо Господь повелел ему злословить Давида” (2 Цар. 16:10). Потому, если тебя оклеветали, оговорили или обидели словом, обрати это к своей пользе. Посмотри, нет ли за тобой неисповеданного греха, за который Бог мог допустить злословие твоего имени, вспомни, может быть, и ты причинил кому-то боль и сказал о человеке неправду. Сомкни уста свои и позволь Богу делать то, что Он делает. Если тебя оговаривают, а причины для этого нет, не беспокойся. Добрая совесть — хорошая защита от посягательств на твое доброе имя. Как лесть не может возродить совесть, так и злословие не может повредить ее. Господь Сам очистит имена Своего народа. “Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень” (Пс. 36:5,6).

Но если Господь уберег тебя от злословящих, то непрестанно благодари Его за это. Посмотрите, как говорит Иов: “От бича языка укроешь себя…” (Иов 5:21). Воистину, быть неоклеветанным и необговоренным — блаженство.

Позволение

Согласно рассматриваемой заповеди, мы должны не только не произносить ложного свидетельства, но и встать на защиту тех, кого коснулись лживые уста. Оклеветать можно и молчанием, не встав на защиту тогда, когда ты знаешь, что тот или иной человек невиновен. Молчание в данном случае убийственно. Когда в день Пятидесятницы апостолы исполнились Духом Святым и были оговорены (обвинение в пьянстве), апостол Петр возвысил свой голос в их защиту: “Они не пьяны, как вы думаете” (Деян. 2:15). Ионафан, зная невиновность Давида, встал на его защиту: “И говорил Ионафан доброе о Давиде Саулу, отцу своему, и сказал ему: да не грешит царь против раба своего Давида; ибо он ничем не согрешил против тебя, и дела его весьма полезны для тебя; он подвергал опасности душу свою, чтобы поразить Филистимлянина, и Господь соделал великое спасение всему Израилю; ты видел это и радовался; для чего же ты хочешь согрешить против невинной крови и умертвить Давида без причины?” (1 Цар. 19:4-5.)

Встать на защиту — долг друга и брата во Христе.

 

Из архива журнала «В начале», 1997 год, №9.

Автор текста: Томас Уатсон


Дата: 27 ноября 1997
Темы:


Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*