К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ПОТЕРЯТЬ СПАСЕНИЕ
…Овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их; и когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.
Евангелие от Иоанна 10:3-5
Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину…
Второе послание Петра 2:21-22
Реформированная протестантская церковь вернула верующим людям удивительную радость — уверенность в спасении. Каждый рожденный от Бога человек, испытав это счастье, скажет, что он обрел именно ту жемчужину, о которой говорил Господь Иисус Христос в притче (Мтф. 13:45 и далее). Сегодня же, к сожалению, мы можем сказать, что во многие евангельские церкви, если не в подавляющее их большинство, вкралось учение о неуверенности в спасении. Проповедники не говорят об этом открыто, они учат уверенности в спасении, но одновременно с этим говорят, что спасение, данное по благодати Господом, можно потерять, сея тем самым сомнение в сердцах верующих.
Баптистская церковь с момента ее оформления как деноминационной церкви никогда не учила ничему подобному. Почему же на просторах советской империи, а после ее падения, на территории которую она занимала, это учение пустило глубокие корни? Возможно, это влияние русской православной церкви, возможно, есть еще какие-то причины. Мы же главной считаем слияние баптистской и евангельской церквей, проведенное советским режимом, и подавление баптистского учения учением церкви евангельских христиан.
Можно, конечно, сказать, что особых богословских разногласий между учениями этих двух церквей не было, кроме расхождения во взглядах на доктрины о возложении рук и о преподании вечери Господней. Но это не так. В доказательство возьмем для сравнения два символа веры: Изложение евангельской веры, или вероучение евангельских христиан (редакция И.С. Проханова), и Исповедание веры христиан-баптистов (редакция Н.В. Одинцова). Оба этих документа были приняты в начале века соответственно на съезде евангельских христиан и на съезде христиан-баптистов и являлись официальными документами, соответствующими подтверждениями того, во что и как эти церкви верили.
Различие между названными вероисповеданиями довольно большое. Евангельские христиане в центр учения ставят человека и его свободную волю, а баптисты — Бога и Его полновластное право решать судьбы людей.
На страницах журнала нет возможности сделать полный сравнительный анализ двух вероисповеданий, мы рассмотрим их лишь в свете освещения ими вопроса возможности потерять спасение.
В восьмой главе Изложения евангельской веры, или вероучения евангельских христиан, “О благодати…” читаем: “Благодать необходима человеку для сохранения себя в вере, и если он ищет ее влияния и действия, то он никогда не погибнет, никто не похитит его из руки Отца… но сам человек по свободному решению может отказаться от благодати и возлюбить свой век и даже погибнуть (Ин. 12:12:43; 2Тим. 4:10; Евр. 6:4-8;Фил. 3:18-19; Гал. 5:7; Фил. 2:12; Ин. 6:66-68; Евр. 2:1; 2Пет. 3:17; Лк. 8:13; Кол.1:23)”.
Возникает вопрос, кого подразумевают авторы Изложения евангельской веры под словами “но сам человек”. Рожденный ли это свыше человек или же нет? Ведь третьего не дано. Если авторы имели в виду рожденного от Бога, то Изложение веры утверждает, что потерять спасение можно. Если же они говорят о невозрожденном человеке, то как можно потерять то, чего нет?
Итак, кого подразумевает вероисповедание евангельских христиан под словами “но сам человек”?
Рассмотрим ссылки Изложение евангельской веры, или вероучение евангельских христиан, на Святое Писание, относящиеся к данному вопросу. Это: Ин. 12:12:43; 2Тим. 4:10; Евр. 6:4-8;Фил. 3:18-19; Гал. 5:7; Фил. 2:12; Ин. 6:66-68; Евр. 2:1; 2Пет. 3:17; Лк. 8:13; Кол.1:23.
В Евангелии от Иоанна в двенадцатой главе с двенадцатого стиха описывается въезд Иисуса Христа в Иерусалим. Восторженная толпа расстилает свои одежды и кричит: “Осанна!”, а позже все эти люди предают Господа. И они уже не кричат: “Осанна!” Лица их искажены злобой, они кричат: “Распни Его, распни!” Зададим себе вопрос, представляла ли эта толпа, жаждущая чудес и знамений, церковь Господню? Были ли эти люди рождены свыше? Конечно же, нет.
Далее Изложение евангельской веры, или вероучение евангельских христиан, приводит текст из Второго послания Тимофею: “Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век…”. Подобное находим и в Послании к Филиппийцам: “Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова; их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме: они мыслят о земном” (3:18,19). Вряд ли в этих двух отрывках говорится о возрожденных (спасенных) людях. Сравните их с Ин. 6:66,67: “С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?” Возрожденные отпали или нет? Ответ находим ниже, в этой же главе: “…и не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте…” (Ин. 6:70,71). Господь не говорит, что Иуда — заблудшая овца, Он называет его дьяволом. Он никогда не был овцой, не был возрожденным человеком, не имел спасения и не терял его. “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” (Мтф. 7:23). Иисус Христос не говорит, что Он когда-то знал, а потом перестал знать. Делающие беззаконие — не овцы Его стада, а псы, возвращающиеся на свою блевотину. У кого повернется язык назвать Иуду Искариота рожденным свыше, но потерявшим спасение? Так почему же других, отошедших от Христа, вы называете возрожденными, но отпавшими?
Далее в Изложении евангельской веры, или вероучении евангельских христиан, приводится ссылка на отрывок из Послания к Галатам 5:7: “Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?”, — но данный отрывок не говорит об отпадении или потере спасения. Он говорит о заблуждении, которое можно и нужно преодолеть.
Серьезное предупреждение находим в словах: “Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть” (Евр. 2:1). Скажите, какой здравомыслящий человек будет пить серную кислоту или принимать цианистый калий, зная, что это такое? В Послании к Евреям дается предупреждение: “Опасно!” И где сказано, что возрожденный человек не будет внимателен к услышанному, если его предупредили об опасности? Пойдете ли вы по полю, если перед вами надпись: “Осторожно, мины!” Христианину слово Божие говорит примерно то же самое: “Опасно!” Овцы послушаются голоса Господина, а псы пойдут, потому что они не знают Его голоса.
Следующая ссылка из Изложения евангельской веры (Кол. 1:23) довольно интересна. Она приводится в подтверждение учения отпадения: “…если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем”. Казалось бы, что этот отрывок может послужить подтверждением учения о возможности потерять спасение. Однако данный отрывок не является утверждением, в нем заключен вывод, следующий из вышесказанных слов апостола. Начало их в 21 стихе: “И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере…”. Обратите внимание на слово “примирил” и условие этого примирения: “…если только пребываете тверды…”. Замечательные слова! Они проливают свет на то, что Господь примирил сейчас только тех, которые тверды до конца. Другими словами, овцы слушаются Господина, знают Его голос и идут за Ним. А те, которые отошли, никогда не были Его овцами, вернулись на свою блевотину, и посему суть псы, а не овцы. Другими словами, если вы не будете тверды до конца, то примирения никакого не было.
Теперь мы подошли к самому любимому фрагменту защитников учения о возможности потерять спасение из Послания к Евреям 6: “Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему”.
Для того, чтобы понять до конца то, о чем говорит автор Послания к Евреям в шестой главе, необходимо рассмотреть учение о верности святых до конца. Проблема заключается в том, что многие путают еретическое учение “спасен сегодня — спасен навсегда” с верностью святых до конца.
УЧЕНИЕ О ВЕРНОСТИ СВЯТЫХ ДО КОНЦА
Суть учения о верности святых до конца заключается в следующем. Верность святых означает, что те, кто был действительно рожден от Бога, будут сохранены Его силой во Христе до конца их жизни, а рожденными свыше являются те и только те, кто сохранит верность до конца. Это библейские овцы, которые слушаются голоса своего Господина.
Рассмотрим три аспекта этого учения.
1. ВСЕ ТЕ, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РОЖДЕНЫ ОТ БОГА, БУДУТ СОХРАНЕНЫ ДО КОНЦА
Библия уделяет этому вопросу очень много внимания. Рассмотрим лишь несколько отрывков.
“…Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день; воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день”.
Иоанна 6:38-40
Иисус Христос говорит, что всякий, верующий в Него, имеет вечную жизнь. Он говорит, что воскресит всякого верующего и, конечно же, воскресит не для суда, а для вечной славы. Господь не говорит здесь о том, что только сохранившие веру до конца дней своих будут спасены. Он говорит, что те, кто истинно верит сегодня, имеют жизнь, и они будут воскрешены. Все, что дал Отец Сыну, не погибнет вовек. Другой отрывок из Евангелия от Иоанна 10:27-29
“…Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего…”
Об этих овцах мы уже говорили, и, я думаю, нет нужды повторяться. Псы (невозрожденные души, которые никогда не были овцами) возвращаются на свою блевотину, а овцы слушаются Господина и поэтому остаются с Ним.
О вечной жизни, той жизни, которая никогда не кончается, вы можете прочесть в Ин. 3:36; 5:24; 6:4-7; 10:28; 1Ин. 5:13. Арминиане учат, что вечная жизнь — это не жизнь, которая продолжается вечно, а качество, присущее христианину до тех пор, пока он следует за Христом, своего рода святость. И если этот христианин отойдет от Христа, то потеряет это качество. Друзья, какая наивность и какое заблуждение! Господь говорит не о качестве, Он говорит о вечности!
Обратите внимание на слова апостола Павла в Послании к Римлянам 8:1: “…нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе…”. Тех, которых Господь предузнал, Он призвал, тех, которых призвал, оправдал, а тех, кого оправдал, прославил. И как гарантию этому Господь запечатлевает Своих детей Святым Духом (Еф. 1:13-14). Те, кто рожден свыше, имеют печать Святого Духа!
Еще раз обратимся к посланиям апостола Павла. Он пишет: “…будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа…” (Фил. 1:6). Апостол Петр говорит о своих читателях как о “силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению” (1Пет. 1:5). Вера человека — инструмент в руках Бога, которым Он сохраняет христианина.
2. ЛИШЬ ТЕ, КТО СОХРАНИТ ВЕРУ ДО КОНЦА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛИ РОЖДЕНЫ СВЫШЕ
Этот аспект учения о верности святых до конца отличает его от еретического учения “спасен сегодня — спасен навсегда”. В вышеприведенном отрывке (1Пет. 1:5) ясно видно, что Бог соблюдает ко спасению через веру. Другими словами, если нет веры, нет и соблюдения. Но все дело в том, что Господь дает своим избранным веру. В Ин. 8:31-32 читаем слова Иисуса: “…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными”. Вы ученики, если только пребудете в вере, а если нет, то вы не овцы, а псы, возвращающиеся на свою блевотину. Евангелист Матфей записал слова Иисуса Христа: “…претерпевший же до конца спасется” (10:22). Эти слова предупреждают о грядущих гонениях и о том, что лишь те, кто устоят до конца, являются детьми Божьими.
Апостол Павел в Послании к Колоссянам утверждает, что Господь “…ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования…” (1:22-23). Другими словами, если люди пребывают в вере, то они искуплены Христом, но только в том случае, если не отпадут. Овцы слушаются Господина, а псы возвращаются на свою блевотину. В Послании к Евреям 3:14 находим ту же мысль, что и в Послании к Колоссянам: “…если только начатую жизнь твердо сохраним до конца”.
Апостол Иоанн в своем Первом послании говорит, что те, кто ушли из церкви или разуверились во Христе, никогда не были истинными верующими и не рождались свыше: “Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши” (2:19).
3. ТЕ, КОТОРЫЕ ОТПАЛИ ИЛИ ОТПАДУТ, МОГУТ ЯВЛЯТЬ РАЗНЫЕ ПРИЗНАКИ СПАСЕНИЯ
Возможно ли с полной уверенностью определить истинного верующего, познавшего Господа сердцем, и того, кто познал Его лишь умом? Ярким доказательством того, что это не возможно, является пример Иуды, который предал Христа. После трехлетнего совместного служения Иисус сказал, что один из двенадцати предаст Его. Повернулись ли все одиннадцать в сторону Иуды? Нет, но они стали спрашивать: “…не я ли, Господи?” (Мтф. 26:22; ср. Мрк.14:19; Лк. 22:23; Ин. 13:22). Без сомнения, Иисус Христос знал, кто предаст Его: “…не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол” (Ин. 6:70). Иисус знал, но этого не знали ученики.
О лжебратиях говорит и апостол Павел (Гал. 2:4). Он утверждает, что от них исходила опасность для него лично и для дела Божия (2Кор. 11:26). “И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их” (там же, 14,15). Это не означает, что абсолютно все неверующие или невозрожденные души, посещающие церковь, суть слуги дьявола. Многие из них придут к Господу и познают Его, но не все. Иисус Христос говорит, что о многих истина откроется лишь в день последнего суда: “Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: “Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие” (Мтф. 7:21-23). Эти несчастные исповедовали Сына Божия Господом, они пророчествовали Его именем (или от Его имени), они изгоняли бесов, но никогда не были Господними! Он “никогда не знал” их.
О подобном явлении Иисус Христос говорит в притче о сеятеле (Мрк. 4:5-6; 16-17). Семена упали на каменистую почву и засохли, потому что “не имеют в себе корня”. Значит вера в них вспыхнула искоркой, не приведя к рождению свыше (спасению), и угасла. Но начало было столь обещающим: люди с радостью принимают Слово Божье, но когда приходят трудности, они оставляют “первую любовь”.
На важность постоянства в вере указывает Иисус Христос в притче о виноградной лозе (Ин. 15:1-7). Верующие в этой притче показаны как ветви лозы.
“Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — виноградарь; Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода”. В стихе 6 эта мысль продолжена:“Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают”
Иоанна 15:1-2,6
Некоторые утверждают, что все ветви, о которых говорит Иисус — христиане. Следовательно, те из них, которые не приносят плода, отсекаются (отпадают). Но это не обязательно так. Я имею в виду, что не все ветви, о которых говорит Христос, — христиане, но таковыми являются те, кто пребудут в Нем (стих 6). В притче говорится о пребывающих и о не пребывающих во Христе, об овцах и псах. Псы “отсекаются” и будут непременно брошены в огонь, овцы всегда останутся с Иисусом.
Наконец мы подходим к шестой главе Послания к Евреям:
Ибо невозможно
— однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
Евреям 6:4-6
Автор Послания продолжает:
Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы
— негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.
Стихи 7-8
В этой маленькой притче погибшие (сожженные) сравниваются с землей, никогда не приносившей плода. Но худой плод или его отсутствие, как свидетельствует Библия, говорит о ложной вере (Мтф.3:8-10; 7:15-20; 12:33-35). И стихи 7 — 8, следующие как продолжение мысли, высказанной в стихах 4 — 6, говорят, что отпавшие никогда не были истинными верующими. Это псы, а не овцы, и они возвращаются туда, откуда пришли.
Как же тогда понимать слова: “просвещенных”, “вкусивших” и “соделавшихся причастниками”?
ОДНАЖДЫ ПРОСВЕЩЕННЫХ
“Однажды просвещенных” в оригинале на древнегреческом — “apax fwtisqentaV” Однокоренное слово использовано апостолом Иоанном в его Евангелии: “Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир” (1:9), апостолом Павлом в посланиях: “Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения…” (1Кор. 4:5), “…и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его…” (Еф. 1:18). Слова: “просвещает”, “осветит” и “просветил” из вышеприведенных отрывков не означают обязательного возрождения. Так, в Евангелии от Иоанна говорится об общем просвещении (образовании) всех людей, в 1 Кор. апостол говорит о познании Господа в день суда, когда спасение (рождение свыше) уже будет закрыто. Поэтому слова в Послании к Евреям “однажды просвещенных” не могут быть абсолютно синонимичны словам “рождены свыше”. Скорее всего, они означают “получивших знание о Боге”.
ВКУСИВШИХ
Греческое слово “geusamenouV” имеет значение “попробовавших, вкусивших”, но не обязательно принявших. В доказательство возьмем пример из Нового Завета: “…дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав (geusamenoV), не хотел пить”. Иисус Христос, поняв, что Ему дают, отказался принять это питье. Отпавшие слушали Слово Божье, но не пустили его внутрь себя, узнали, что будет с этим миром в будущем, но это не произвело на них должного впечатления, и поэтому они отпали, не получив рождения.
СОДЕЛАВШИХСЯ ПРИЧАСТНИКАМИ
Греческое слово “metocouV” переводится как “причастники”. Это слово в Новом Завете имеет двойное значение. Первое выражает безусловную абсолютную причастность, и это видно на примере отрывка из Послания к Евреям 3:14 “…ибо мы сделались причастниками Христу…”, т.е. стали частью Христа. Второе значение более широкое: “похожий, такой как”. Когда ученики Иисуса ловили рыбу и поймали ее слишком много, то “дали знак товарищам (metocoiV), находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть” (Лк. 5:7). Дословный перевод звучал бы следующим образом: “…дали знак таким, как они, находившимся на другой лодке”. Но те, кто был в другой лодке, не были учениками, они были лишь рыбаками, такими же как и апостолы. Когда апостол Павел предупреждает ефесян о лжебратьях, то просит их: “…не будьте сообщниками их” (5:7), употребляя при этом слово того же корня, что и в Евр. 6:5 и Лк. 5:7. Таким образом, отпавшие из Евр. 6:5, были такие, как спасенные, но не спасенные.
Как бы в подтверждение правильности такого объяснения, или толкования, автор Послания пишет: “Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии…” (6:9). В лучшем состоянии чем кто? Чем те, кто не находится в состоянии “во Христе”. Другими словами, автор Послания надеется, что большинство его слушателей суть овцы Христовы, а не псы. Отпадающие — это псы, которые возвращаются на свою блевотину, а истинные дети Божьи слушаются Его голоса и остаются с Ним и в Нем.
САУЛ
Бытует мнение, что Саул может служить примером, который свидетельствует нам о потере спасения. Так ли это? Обратите внимание на слова: “…от Саула отступил Дух Господень…” (1 Цар. 16:14). Он отступил тогда, когда Самуил помазал Давида на царство (стих 13). Здесь не говорится ни о потере спасения, ни о том, что Святой Дух полностью оставил Саула, но о том, что с момента помазания Давида на царство Дух Святой опекал как царя не Саула, а Давида. Утверждать что-либо о духовности Саула, основываясь на Ветхом Завете, довольно сложно. Относительно его можно сделать два вывода.
1. Саул был невозрожденным человеком, который имел выдающиеся организаторские способности и был использован Богом, чтобы показать людям, что тот, кто в глазах народа пригоден для царствования, все же не годится быть царем Божьих людей.
2. Саул был возрожденным, но духовно слабым человеком, о чем свидетельствует его жизнь.
Итак, вернемся к Изложению евангельской веры, или вероучению евангельских христиан. Если авторы символа веры считали, что “сам человек по свободному решению может отказаться от благодати и возлюбить свой век и даже погибнуть”, и этот “сам человек” возрожденный, то тогда, согласно учению евангельских христиан, спасение потерять можно. Но в таком случае восьмая глава Изложения евангельской веры противоречила бы девятой главе этого документа “Об освящении…”, в которой читаем: “Однако истинно то, что верующий, возрожденный и пребывающий в Боге, не может грешить произвольно (Евр. 10:26), или грехом к смерти (1Ин. 5:16)”. Другими словами, если человек возрожден, то согласно восьмой главе он может потерять спасение, а согласно девятой — нет.
В Вероисповедании христиан-баптистов подобного разночтения нет. В пятой главе “Об избрании к блаженству” читаем:
“Мы веруем, что от вечности были свободное, ничем вне себя не руководимое благоволение (Ефес. 1:11; Рим.11:34), и определение Божие — искупить грешников (Иоан.З:16). Поэтому, так как по неисследимой, милосердной любви прежде создания мира в Божьем совете решено было, что Иегова — Помазанник Своим вочеловечением и Своею смертью сделался Искупителем (Деян.2:23; 3:18; Ефес.З:10-11), то те лица из погибшего рода человеческого, которым в течение времени действительно должно быть усвоено искупление, избраны также Отцом (Деян. 13:48; Матф. 25:34; Марк.13:20; Иоан. б:37; 6:65; 15:16; Деян.16:6; 18:9-10; Рим. 8:28,33; 9:11-16,20; 11:4- 5,7; Ефес.1:4; 2Фесс.2:13; 2 Тим. 1:9; Пс.64:5; Матф.20:16; Лук.18:7; 1Кор.1:26-29; Ефес. 2:8,10; Кол.З:12; Пс.32:12), имена их записаны на небесах (Отк. 17:8; Дан.12:1; Лук. 10:20; Филип.4:3; Откр. 20:12, 15), сами они преданы в руки Искупителя (Иоан. 17:6, 9, 24), как Его народ (Матф.1:21; Деян.18:10; Ис.53:8), как овцы Его стада, за которых Он положит Свою жизнь (Иоан. 10:15-16,26-27), как Его наследие (Ефес.1:18; Пс.28:9), как добыча Его смертной борьбы (Ис. 53:12) и как Его невеста (Откр.21:19; Пс.44). Этим лицам дарована жизнь вечная во Христе Иисусе (Иоан.17:2; 10:28; Рим.5:21; 6:23; 1 Иоан. 5:11), и в то же время предопределены все средства, которые должны привести их к вере во Христа, к святости и, наконец, к вечному блаженству (Рим. 8:29,30; 1Петр 1:1-3; Ефес.1:19; Ис.43:5-7). Такое определение Божие неизменно и утверждено на веки (Рим.11:29; Филип.1:6; Ис.54:10; Пс.88:31-35; Ис.65; 17:19), так что те, которых оно касается, — избранные, не могут быть похищены из рук Христовых (Рим.8:38; Матф.24:24; Иоан.б:39; 10:28-29; Рим.7:23-25), но силою Божиею соблюдаются в вере и любви ко Христу, пока не сделаются сонаследниками Его славы (1Кор.1:8-9; 1 Пет.1:3-5)”.
Мы видим, что учение баптистской церкви однозначно учит о невозможности потерять спасение для возрожденных (рожденных от Бога людей). А невозрожденным терять нечего, потому что они никогда не имели спасения, они посещали церковь, но оставались псами, возвращающимися “на свою блевотину”.
ИЗ ИСТОРИИ
И.С. Проханов в свое время приложил немало усилий, чтобы объединить евангельских христиан, лидером которых он являлся, и христиан-баптистов. Он принял немало компромиссных решений, согласился, например, с тем, чтобы крестить людей по вере, а не в детстве, как это делали евангельские христиане в начале века. Но различия в вероучениях двух церквей были принципиально различны, и поэтому развивающиеся сильные церкви, не ослабленные красным террором, не шли на это.
Во время войны, в 1944 году, НКВД провел объединительный съезд евангельских христиан и христиан-баптистов, легитимность которого вызывает сомнения и по сей день. Дело в том, что на съезде присутствовали 45 делегатов, из них 21 были москвичами, в число делегатов входили также семь женщин. На съезд не были приглашены члены обоих союзов, избранные на предыдущих съездах. В президиум вновь образованного союза вошли Я. Жидков (председатель), М. Голяев и М. Орлов его заместители, А. Карев секретарь президиума и П. Малинин казначей, а также Н. Левинданто, Ф. Патковский и А. Андреев. Баптистами были лишь Голяев и Малинин.
Подавляющее большинство руководителей общин, принадлежащих к обоим союзам, к тому времени были физически уничтожены режимом, причем сначала гонения обрушились на баптистских проповедников, и верующие, избежавшие репрессий из баптистских общин, стали присоединяться к общинам евангельских христиан.
Постепенно в союзе учение евангельских христиан вытеснило учение христиан-баптистов, и в союзе ЕХБ стали верить в то, что спасение потерять можно. Слияние принесло в баптистские церкви не только учение о неуверенности в спасении, но и изображения Христа, распятия, кресты на куполах, храмы вместо домов молитвы, “председания” в собраниях (Мтф. 23), обилие православных праздников и многое другое, испокон веков не присущее истинной церкви Божьей и противоречащее учению Библии.
Из архива журнала «В начале», 1998 год, №12.
Автор текста: Георгий Вязовский