Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Живое сердце

Неужели нам снова знакомиться (с вами)? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас? Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге чрез Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит.

2 Коринфянам 3:1-6

И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим.

Исход 31:18

Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его…

Иеремии 31:33

Обратимся к началу третьей главы Второго послания к Коринфянам. Апостол Павел называет коринфян письмом, себя и свое служение — пером, Святого же Духа — называет чернилами. Апостол говорит, что Бог берет в руки перо, обмакивает его в чернила и пишет на сердцах людей. Когда Бог делает это, каменные сердца людей превращаются в живые сердца.

Проповедью Евангелия Бог изменяет сердце человека

После того, как Бог вывел израильтян из египетского рабства, Он дал им десять заповедей и много других церемониальных и гражданских законов. Эти заповеди Бог написал на двух каменных плитах, которые Моисей вытесал и принес на гору Синай. Как Бог написал заповеди, мы не знаем, но, очевидно, Ему было это не трудно. Тот, Кто создал камень, может легко на нем написать. Затем Моисей принес две каменные плиты народу и сказал, что Бог хочет, чтобы народ исполнял написанные на камнях заповеди. Таким образом люди узнали, что требует от них Бог. Но при этом суть людей не изменилась, внутренне они остались теми же. Изменились лишь внешние обстоятельства. Людям было тяжело исполнять закон, потому что он был дан извне, был чужд им и противоречил их внутреннему состоянию. Их желания остались прежними, а требования к поступкам изменились. Например, некоторые любили обманывать, и это качество у них осталось. Но теперь закон запрещал им это делать, несмотря на то, что суть обманщиков осталась прежней! Они знали, что обманывать нельзя, но обманывали. Многим было присуще чувство зависти, и это чувство у них сохранилось. Привычка осталась, несмотря на то, что теперь она была запрещена.

Требования закона противоречили внутренним желаниям человека. Хотя люди и пытались исполнять заповеди, они постоянно желали поступать по-другому. Именно поэтому выполнить закон было невозможно.

Но во времена Нового Завета ситуация изменилась. Бог особым образом дает человеку Свои заповеди. Когда проповедуется Евангелие и человек принимает его, тогда человек внутренне меняется. Бог записывает закон в сердце человека. Закон становится частью человека, он перестает быть чуждым ему. Бог перенес закон с каменных плит в сердце человека. Это одна из граней возрождения.

Представьте себе человека, от которого потребовали поднять штангу весом 150 кг. Он не может сделать этого, потому что его плечи, ноги и пресс не натренированы. Десять заповедей для невозрожденного человека неподъемны, невыполнимы, потому что у него нет возможностей для их выполнения. Человек поднял бы 150 кг, если бы ему дали мышцы. Поэтому Бог при возрождении человека не только предъявляет определенные требования, но и дает ему возможность их выполнять. Он изменяет сердце человека, и выполнение закона становится внутренней потребностью. Человек борется не против себя, а за себя. Он борется против искушений, которые встречает в этом мире, против дьявольских нападок и против своей греховной сути. Но самое главное, теперь у человека есть настоящее внутреннее желание вести эту борьбу. Он борется за себя, а не против себя.

В этом заключается основное отличие христианина от нехристианина, возрожденного свыше человека от невозрожденного. Нехристианин не может исполнить закон, потому что он ему чужд, он противоречит его внутреннему состоянию. У нехристианина в принципе нет и не может быть сил, чтобы выполнить его. У него, в конце концов, каменное сердце. А у христианина живое сердце, на этом сердце написан закон Божий. Он всем сердцем считает, что закон Бога верен, он всем сердцем любит его. Человек сотворен заново, сотворен способным выполнять десять заповедей.

Вы скажете: “Но нехристиане нередко ведут себя лучше иных христиан”. А я отвечу: “Зачем сравнивать нехристианина с худшим из христиан?” Зачем сравнивать неверующих с теми христианами, которые позволяют искушениям побеждать их, которые вновь подчиняются греху и отдаются ему в рабство? Лучше сравнивать нехристианина с теми христианами, которые используют свободу, данную им Христом, и те новые силы и способности, которые они получили от Бога. И вот тогда различие будет явным, тогда можно увидеть, что может сделать благодать в жизни человека.

Становятся очевидными по крайней мере два различия. Когда заходит речь о росте в святости, тогда оказывается, что у нехристианина нет никаких ресурсов для роста. Он может полагаться лишь на свою волю, надеясь, что силы воли хватит для преодоления греха. Он руководствуется своим падшим разумом, пытаясь определить, что такое хорошо и что такое плохо. У христианина же есть не только сила его обновленной воли, не только понимание его обновленного ума, у него есть сила, воскресившая Христа, сила, которая в свое время сделает наши тела похожими не тело самого Христа. Эта сила уже сейчас действует в жизни христианина. Это первое отличие.

Второе отличие состоит в том, что нехристианин никогда не ощущает всю тяжесть греха. Он сожалеет о последствиях греха, но не о самом грехе. Он может расстраиваться из-за того, что греховным поступком создал для себя лишние проблемы. Но он никогда так горько не раскаивается в самом грехе, как это делает христианин. Христианин — это человек, который понимает, что в первую очередь он грешит против живого Бога.

Христианским служением могут заниматься только христиане

Кроме названных двух отличий христианина от нехристианина, есть и другие. Об одном из них хочется поговорить подробнее.

Апостол Павел говорит, что Бог сделал его способным быть служителем Нового Завета. А мы знаем, что Павел обладал незаурядными умственными способностями, получил прекрасное образование. Однако этого было недостаточно для того, чтобы он мог быть служителем Нового Завета. Только после того, как Бог написал закон в его сердце, его сердце стало живым и Павел смог проповедовать жизнь. До этого он мог проповедовать только букву закона. Он знал все заповеди, знал их значение и мог объяснить людям. Но на этом все кончалось. Он предъявлял только требования к людям и грозил им смертью за несоблюдение заповедей, но он не мог дать им силы исполнять их. По сути Савл проповедовал смерть. Он учил людей тому, что они осуждены Богом на смерть за неисполнение закона. Поэтому он и говорит в Послании про букву закона, про то, что она несет смерть. Объяснить человеку десять заповедей — это все равно, что объяснить вору-карманнику статью из уголовного кодекса о воровстве. Только тот, кто сам обладает жизнью, может нести эту жизнь другим. Только тот, кто возрожден, может проповедовать возрождение. Только тот, кто верит и оправдан, может проповедовать оправдание по вере, проповедовать дух, несущий жизнь.

Нехристиане не могут нести христианское служение. Христианским служением могут заниматься только христиане. Когда нехристианин пытается проповедовать Евангелие, то это бесполезная и бессмысленная трата времени и сил. У него ничего не получится. Ведь он мертв, он не возрожден, а это значит, что он относится к закону как невозрожденный. Он думает, что для спасения необходимо выполнить закон и совсем не осознает, что не в состоянии этого сделать. И в проповедях всегда будет учить поступать по заповедям и утверждать, что это и есть путь спасения. Для того, чтобы помочь людям выполнять заповеди, он будет угрожать им смертью или отлучением. Ведь он сам думает именно так. И сколько бы невозрожденный человек ни изучал Библию, как бы глубоко он ни вникал в учение о благодати, он все равно не сможет понять ее, пока Бог не изменит его сердце, пока он не поймет, что Бог прощает его не за заслуги, а просто так, просто потому, что он верит во Христа. Можно привести много примеров из истории, подтверждающих это.

Один из знаменитых валлийских проповедников XVIII века Даниель Роуланд был пастором довольно большой церкви. Но он был недоволен образом жизни своих прихожан, их нравами. Поэтому каждое воскресенье призывал их соблюдать Божьи заповеди под страхом вечного осуждения. Но жизнь в его приходе не менялась. Только после того, как он сам по-настоящему обратился к Богу, после того, как он родился свыше, он начал проповедовать спасение по благодати. Вот тогда началось пробуждение, тогда начала изменяться жизнь его прихожан, новые люди стали приходить в церковь. То же происходило в других частях Великобритании, поэтому вся страна смогла пробудиться.

Еще более примечательная перемена произошла в жизни другого великого английского проповедника XVIII века Джона Весли. Он рос в христианской семье и считал себя христианином. Когда ему было 35 лет, он отправился миссионером в Америку. После двух лет его миссионерского труда к Богу не обратился ни один человек. Возвращаясь в Англию, он встретил на корабле других христиан — моравских братьев. Его поразило то, с каким спокойствием эти люди восприняли небывалый по своей силе шторм, который застал их в пути. Весли был деморализован, потому что он боялся смерти, но истинные христиане, похоже, смерти не боялись, они распевали псалмы и славили Бога. Джон Весли познакомился ними, и они рассказали ему о Христе, Которого они знали. В Англии он несколько раз посетил их собрания и вскоре обратился к Богу. Он стал проповедовать благодать, и благодаря его служению были созданы сотни церквей в Англии и в Америке.

Христианским служением могут заниматься только христиане. А значит, пастором церкви может быть только христианин. Учителя в воскресной школе должны быть христианами. Те, кто пишет статьи в христианские журналы и готовит тексты для радиопередач, должны быть возрожденными христианами. Иначе это напрасная трата времени и денег. Этот принцип должен твердо лечь в основу всей нашей деятельности. Я не утверждаю, что нехристиане не могут записывать радиопередачу или верстать журнал, но текст должен готовиться христианином. Соблюдение этого принципа настолько важно, что его нарушение может привести к угасанию и развалу любого служения.

Обращение и духовный рост людей — библейское основание для уверенности

В названном Послании апостол Павел очень много говорит о своей уверенности (1:7; 1:15; 2:3; 3:4). Ему нужна была уверенность в том, что он делает дело Божье, именно сейчас, когда он вынужден защищать свое служение перед коринфянами. И он говорит: “Как же я могу, коринфяне, доказать вам, что я посланник Христа? Неужели вы хотите, чтобы я показывал вам рекомендательные письма от других людей?” Апостол явно отказывается в данной ситуации строить свой авторитет на рекомендательных письмах. Хотя он в принципе не отрицает их, и сам иногда ими пользовался (см. Деян. 18:27; Рим. 16:1; 1 Кор. 16:3).

Что же для апостола Павла служило основанием для уверенности в том, что он делает дело Божье? Его рекомендательным письмом были коринфские верующие. И очень примечательно, что он пишет об этом во Втором послании к Коринфянам. Второе послание — это реакция Павла на желание коринфян вернуться к святой жизни, после того, как они долго пребывали во грехе. И поэтому он говорит, что они — письмо Христово, что они возрождены. Возрожденный человек всегда возвращается к Богу и никогда не остается в грехе. Он может временно отступить, но Бог не позволит Своему сыну или дочери упорствовать в непослушании. Раскаяние в грехе и стремление жить в послушании Богу — вернейший признак того, что человек не зря называет себя христианином. Поэтому Павел и говорит, что когда он смотрит на жизнь коринфян, он видит, что они настоящие христиане. И именно это было основанием для уверенности в том, что он делает дело Божье, основанием для уверенности в своем служении. Это означает, что основанием для уверенности в нашем служении являются обращение людей к Богу, обращение и их последующий духовный рост. Если в результате нашего служения люди обращаются к Богу и растут в вере, значит, мы действительно служим Богу.

Это очень серьезная и трудная задача для нас и для любой церкви. Но это и библейское основание для уверенности. Наше служение должно приносить осязаемые плоды. Если мы хотим библейской уверенности, нам нужны библейские основания для нее.

Остается только повторить, что основанием для уверенности являются обращение и духовный рост людей. Первое проверяется вторым. Нельзя успокаиваться, достигнув лишь первого. Если мы хотим, чтобы человек обратился к Богу, если мы хотим этого сильно и искренно, то не менее искренно и страстно мы должны желать духовного роста новообращенных христиан. И если наше служение не способствует их росту так, как могло бы, то у нас нет библейских оснований для уверенности в том, что наше служение полностью угодно Богу.

Одновременно это означает, что мы и сами должны расти как христиане. Причем расти всесторонне. В данном случае хотелось бы остановиться лишь на трех основных направления этого духовного роста. В первую очередь мы должны расти в знании и понимании Библии. Чарльз Сперджен в своих лекциях студентам из пасторской семинарии говорил, что хороший проповедник должен не только знать, где в Библии находится та или иная книга, но и знать содержание каждой главы каждой книги и ее основные идеи. Такое требование он предъявлял к проповедникам. Но я не вижу причин для того, почему бы каждому зрелому христианину не знать так же Библию.

Во-вторых, мы должны расти в любви к небесному. Другими словами, мы должны научиться ценить духовные блага и действительно видеть их преимущество над материальными. Духовные ценности должны стать первоочередными для нас, а духовные приоритеты действительно приоритетными. Когда мы без напоминаний будем больше молиться о том, чтобы во время проповеди никто не спал, включая самого проповедника, а не о том, чтобы сдать экзамены или благополучно съездить на отдых, только тогда мы будем готовы растить других христиан.

В-третьих, мы должны расти в любви к людям. Даже если мы, подобно Иоанну Златоусту, знаем всю Библию наизусть и так ценим духовное, что готовы на костер ради Евангелия, но у нас нет любви к людям, то, как нам хорошо известно, мы — ничто. Без любви мы — ничто. По мнению апостола Павла, которое он выразил в 13 главе Первого послания к Коринфянам, любовь нельзя заменить даже раздачей своего имения нищим, не говоря уже о наших с вами геракловых подвигах. Одним словом, если мы хотим, чтобы наше служение помогало кому-то духовно расти, мы сами должны воспитывать своего внутреннего человека.

Пусть нашим примером в этом будет Авраам. У него были железная вера в Бога и несгибаемая преданность Господу, поэтому вся его семья жила вместе с ним в шатрах, хотя у него было ни гражданства, ни земли (Евр. 11:9). И он смог так научить и воспитать Исаака, что тот сам нес дрова для жертвоприношения его самого. Пусть же и наше служение приведет к тому, чтобы окружающие нас христиане возросли в вере настолько, чтобы они были готовы пожертвовать всем, даже жизнью, ради Господа.

 

Из архива журнала «В начале», 1998 год, №12.

Автор текста: Ярослав Вязовский


Дата: 04 декабря 1998
Темы:


Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*