Минск, Багратиона, 30. Мы в самоизоляции. Проповеди на сайте и в Youtube

Фридрих Бедекер

Доктор Фридрих Бедекер родился в 1823 году в Германии. Его родители не были верующими людьми. Закончив университет, он получил степень доктора философии. Затем была служба в армии.

Доктор Бедекер не признавал ни одной из религий и гордился своим неверием. В 1866 году в город, в котором он жил, для проведения богослужений приехал лорд Редсток. Знакомый приглашает Бедекера послушать знаменитого проповедника, и тот, хотя и неохотно, соглашается. После посещения нескольких собраний у Бедекера состоялась личная беседа с Редстоком. Если бы мы их увидели в конце беседы, то удивились бы: двое мужчин, стоя на коленях, молились Богу. После встреч с Редстоком Бедекер стал христианином. Он был талантлив, прекрасно образован, свободно владел тремя языками. Бедекер вскоре начал сам активно проповедовать Иисуса Христа. Лорд Редсток представил его нескольким обращённым через его служение дворянам из Санкт-Петербурга, и Бедекер почувствовал призыв Бога служить Ему в России.

В 1877 году Бедекер вместе с женой переехал в Санкт-Петербург, где они прожили три года, занимаясь большей частью евангелизационной работой среди немцев, проживавших в городе и в других местах Российской империи.Зная, сколько людей находилось в то время в тюрьмах и на каторжных работах в России, а особенно в Сибири, он не раз восклицал: «Ах, если бы разрешили проповедовать Христа заключённым!» О желании Бедекера стало известно одной графине из Санкт-Петербурга, которая была подругой императрицы. Графиня обсудила этот вопрос со своим мужем. Однажды они случайно встретили начальника тюрем прямо на городской улице. Графиня спросила, можно ли получить разрешение на посещение доктором Бедекером тюрем, где бы он мог беседовать с заключёнными о Священном Писании и предложить им его для их духовного блага. Будучи человеком религиозным, начальник одобрительно воспринял это предложение. Он захотел встретиться с Бедекером.Встреча оказалась очень полезной. Начальник сообщил интересные сведения о разныхтипах тюрем и каторжных поселений, в частности о тех, в которых Бедекер хотел побывать. Он предложил Бедекеру посетить Восточную Сибирь и Сахалин, он также посоветовал до поездки отправить посылки с экземплярами Библий и Нового Завета в тюрьмы, которые Бедекер планировал посетить. Начальник тюрем выписал Бедекеру пропуск. В нем, кроме всего прочего, говорилось: «Доктору Бедекеру поручено выполнить особое поручение, соответственно которому он должен посетить сибирские тюрьмы и снабдить заключённых книгами Священного Писания». Так Бог чудесным образом открыл ему дверь для служения тем, кого общество отвергло и желало забыть. И началось служение, которому суждено было длиться 18 лет и которое достигло многих уголков необъятных просторов Российской империи, от Таллинна до Баку, от Варшавы до Сахалина. Перед тем как поехать в Сибирь, доктор Бедекер несколько лет работал в качестве миссионера в Западной России, где широко пропагандировал Библию. В 1887 году он отправляется в Томск для того, чтобы познакомиться с условиями сибирских тюрем и подготовиться к поездке на Сахалин в следующем году (в то время ещё не существовало Сибирской железной дороги).

Поездка: май-сентябрь 1890 года

Во время поездки доктора Бедекера сопровождал в качестве проводника и переводчика Иван Вениаминович Каргель (1849 — 1937). Бедекер был доволен, что его спутником оказался прекрасный служитель, мудрый, богобоязненный и опытный человек. Его помощь и усердие он не раз отмечал с благодарностью в своих письмах к жене. Русское Библейское Общество оказало Бедекеру немалую помощь тем, что до его приезда в Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Томск, Иркутск и Николаевск отправило туда большое количество книг Священного Писания. Сам же он тоже организовал пересылку немалого числа книг Библий морем из Одессы на Сахалин.

10 мая Бедекер и Каргель отправились из Санкт-Петербурга в Москву. Сразу по прибытии они направились в центральную тюрьму, где губернатор и начальники тюрем, уже хорошо знавшие Бедекера по его многочисленным визитам раньше, оказали им тёплый приём.

«Когда мы прибыли в тюрьму, то увидели отряд из 400 ссыльных мужчин, женщин и детей, отправляемых в Сибирь. В тюрьме находились около 3000 заключённых. Каждые пять дней отсюда в Сибирь отправлялась партия из 400 человек. Во время отправки каждому ссыльному, будь то мужчина, женщина или ребёнок, один сердобольный московский купец выдавал по рублю. Есть тут семьи с 3 — 4 детьми. Можно увидеть и матерей, держащих своих младенцев на руках. Это было очень печальное зрелище. Зная Сибирь, можно быть уверенным, что многие из этих несчастныхлюдей, в особенности дети, умрут на этапе, так и не добравшись до места назначения.

На следующий день мы увидели 800 человек, закованных в цепи, идущих по дороге в Сибирь. Мы смогли поговорить с ними и дали им экземпляры Нового Завета. Каргель оказал мне огромную помощь, он человек умный, опытный, умеет поговорить с любым».

Ночным поездом Бедекер со своим путником прибыли в Нижний Новгород утром 14 мая. Они направились прямо к центральной тюрьме. Разговаривая с заключенными, раздали 500 книг Библий, которые привезли с собой. В тот же вечер Бедекер и Каргель сели на пароход, направлявшийся в Пермь. Ранее в Казани Бедекер и Каргель приобрели очередную партию Священного Писания и раздали переселенцам, которые плыли в Томск из Курска. Из Нижнего Новгорода плыли пароходом по Волге. Вскоре пароход покинул русло Волги и направился вверх по реке Кама в Пермь, куда миссионеры прибыли 19 мая.

«Сразу же мы пошли к губернатору, а затем в тюрьму, где в немилосердной тесноте содержались 600 заключённых. Ни до этого, ни после я не видел тюрьмы, в которой была бы такая теснота. Здесь ещё есть две тюрьмы, и мы постараемся побывать в них».

Неизвестный человек, который сопровождал Бедекера в Перми, так описывает его разговор с заключёнными:

«Сначала доктор Бедекер кратко показывал заключённым их греховную сущность. Потом говорил, что Бог всё равно их любит и что Он послал Сына Своего Единородного для того, чтобы Тот понёс наказание за их грехи. Было видно, что Бедекер действительно любил их всех, и поэтому люди слушали его очень внимательно. Тюремные чиновники с энтузиазмом помогали Бедекеру.

Кроме чиновников, Бедекера сопровождали заключенные, которые носили корзину с книгами Священного Писания от камеры к камере. В этой тюрьме содержались люди из разных частей Российской империи. Бедекер говорил им, что Библия — интернациональная книга, предназначенная для всех рас, через Кровь, пролитую Христом на кресте, все, кто приходит к Богу через Него, имеют гарантию прощения всех своих грехов и обретения жизни вечной».

После посещения всех тюрем в городе, Бедекер и Каргель снова сели в поезд, и из Перми направились в Екатеринбург. Туда они прибыли 21 мая и сразу же посетили тюрьму. В Екатеринбурге им организовали встречу с проживавшим в городе английским представителем Британского и Зарубежного Библейского Общества.Тотсогласился сопровождать их по дороге из Томска до Иркутска, обещая помочь с транспортировкой Писания.

В город Тюмень, где железная дорога заканчивалась, они прибыли поездом 27 мая. Бедекер, Каргель и их новый спутник были в шоке, увидев тысячи переселенцев и заключённых, которые прибыли сюда раньше их, но не могли продолжать свой путь, потому что речные пароходы не ходили, так как река была ещё скована льдом. Бедекер пишет:

«9 из 10 пароходов стояли скованными в замёрзшей воде реки Туры. Правда, ко дню нашего прибытия лёд уже начинал подтаивать. На судах, несомненно, будет очень тесно, потому что на берегу много пассажиров. С нашим поездом приехало ещё 800 человек. Трудно представить себе эту картину! Женщины и дети спят в деревянных сараях, их мужья спят на улице, прямо на земле. Многим людям мы помогли деньгами, так как они почти умирали от голода. Мне ещё нигде не приходилось видеть такую нищету, как здесь. Заключённые, которых мы посетили в тюрьме, а их было около 2000, жили в лучших условиях.

Здесь же несчастных, ждавших своего отправления, сначала сажают на баржи, потом запирают в клетки и увозят вверх по реке».

Пароход, на котором плыли Бедекер и его спутники, покинул Тюмень 31 мая и прибыл в Тобольск 2 июня. Тут они посетили несколько тюрем. Из 1500 человек, с которыми миссионеры встречались, многие ожидали прибытия барж, чтобы добраться до Томска. Бедекер рассказывал:

«Заключённые с большим интересом слушали Евангелие, поэтому мы стали отводить больше времени на посещение каждой отдельной камеры. Было какое-то благословение и над дающими, и над получающими Слово Божие. Сегодня мы снова посетили тюрьму днём и вечером. Заключённые и даже надсмотрщики слушали нас с большим вниманием. Некоторые, получившие Библию или Новый Завет от нас в прошлом году, пришли и показали нам эти книги. Заключённые даже сделали специальные картонные обложки, чтобы сохранить книги от повреждений. Да благословит их Господь!»

После почти двухнедельной остановки Бедекер и Каргель направились на пароходе в Томск. Они плыли вверх по рекам Иртыш и Обь и 18 июня прибыли на место. Там их встречалмистер Дэвидсон из Британского и Зарубежного Библейского Общества, который должен был помочь доставить ещё одну партию Писания в Иркутск. Для этой цели он приобрёл два тарантаса: один себе, другой Бедекеру и И. В. Каргелю. На протяжении следующих двух месяцев эти примитивные безрессорные повозки были их домом, где они спали, ели и хранили свои вещи. Упакованные экземпляры Библии расположили на дне повозок, а сверху положили подушки и тюфяки. Бедекер, Каргель и Дэвидсон посетили три тюрьмы. Бедекер был доволен, что заключённые, которым он дал экземпляры Библии в прошлом году, проявили интерес к прочитанному.

24 июня они отправились в Красноярск, который находится в 700 километрах от Томска. На 27 почтовых станциях меняли коней, покупали чёрный хлеб, яйца, запасались горячей водой. Из-за летней жары путники днём отдыхали, а с четырех часов дня до одиннадцати вечера находились в пути. И путь этот был не из приятных.

«Тройка сибирских коней мчится как ветер! Возница всё время понукает их криком, чтобы кони не прекращали свой бег. Пассажирам приходится крепко держаться, так как их бросает из стороны в сторону. Толчки и тряска ощущались всё время, так как повозка двигалась по плохой дороге. Некоторые участки дороги просто кошмарны. Переправа через реки тяжела сама по себе. Трудности прибавлял груз с книгами, которые нельзя было замочить. Дороги — сплошное месиво, поэтому двигаемся мы довольно медленно».

По пути они заезжали в тюрьмы в Марийске и Ачинске, разговаривали с заключёнными, раздавали книги Нового Завета. А неделю спустя приехали в Красноярск. Слуга полковника Пашкова, друга Бедекера, человек верующий, был сослан за свои христианские убеждения в Минусинск. Однако было решено, что наведается к нему Каргель, а Бедекер посетит заключённых в Красноярске. Дэвидсон отправился в Иркутск.

Бедекера поразила девственная красота, царившая вокруг.

«Рука человека никогда не вторгалась здесь в красоту природы! Удивительная река Енисей, высящиеся кругом горы, бесконечные леса, растущие в необъятных долинах и покрывающие взгорки, неотразимы. Тут великое изобилие и разнообразие диких цветов и трав. Пасутся стада крупного рогатого скота и диких коней.

Но, с другой стороны, сколько здесь тюрем и преступников! Тысячи и тысячи!»

Как только Каргель вернулся, миссионеры сразу же покинули Красноярск и 9 июля были уже в дороге к Иркутску. Им предстоял путь в 850 километров. На этом пути они проехали 40 почтовых станций.Всего же переезд занял 8 дней. Бедекер считал, что следующий этап поездки станет кульминацией всего его миссионерского путешествия по Сибири. Там, за Байкалом, были расположены самые большие каторжные поселения, где содержались закоренелые и опасные преступники, которых никогда никто не навещал и о которых никто не заботился.

Вспоминая прошедшие два месяца своего путешествия, Бедекер излил хвалу и благодарение Богу за все Его неизменные милости и ту защиту, которые он ощущал на протяжении всего пути. Но больше всего его дух радовался той чести, которой удостоил его Бог, — служить Его Словом тысячам людей, о которых никто не заботился и чьи нужды были так велики.

Перед тем как переплыть Байкал, им довелось побывать в тюрьмах Иркутска. Там встретились несколько заключённых христиан, которых посадили в тюрьму за то, что они высказывались против использования икон и картин религиозного содержания.

Недалеко от города находился большой лагерь каторжников, где содержались 2500 заключённых. Сюда и направились Бедекер, Каргель и Дэвидсон перед тем, как покинуть Иркутск:

«В Александровку мы приехали в 8 часов утра. Дежурные на постах всё уже для нас приготовили, и мы смогли провести собрание под открытым небом, свободно и открыто возвещая Евангелие заключённым. Вечером ещё человек 400 — 500 вернулись с работ, и мы попросили, чтобы они стали в круг, а я и Каргель разместились в центре, прямо на повозке с книгами, откуда и вели беседу. Охранники тоже нас слушали, некоторые из них были глубоко тронуты».

Перед тем как 25 июля покинуть Иркутск, друзья попрощались с мистером Дэвидсоном, которому надо было возвращаться в Екатеринбург. Впереди было 1500 километров до самого центра той области, по которой они путешествовали. Переплыв на пароходе Байкал, миссионеры через пять дней были уже в Чите,по пути проповедуя Христа монгольским крестьянам. Второго августа добрались до Нерчинска. Бедекер пишет:

«Сейчас мы в самом центре сибирской тюремно-каторжной системы. У нас много книг, которые надо доставить в эти тюрьмы. В связи с этим могут возникнуть проблемы, когда будем искать лошадей для их перевозки. На несколько дней мы превратимся в настоящий караван: один тарантас и две крытые повозки, нагруженные книгами».

В Сретенск прибыли 5 августа и на следующий день отправились в горы возле границы с Китаем, где преступники, приговорённые к каторге, работали в серебродобывающих шахтах.

В следующие 10 дней было преодолено 600 километров. Миссионеры посетили семь лагерей для каторжников (названия четырёх из них до сих пор можно найти на картах — Кадая, Александровский Завод, Горный Зерентуй и Нерчинский Завод).

«Мы работали, исполненные радости от никем не ограниченной свободы проповедовать. Мы могли беспрепятственно разговаривать с мужчинами и женщинами; некоторые из них были по-настоящему глубоко тронуты. Никто здесь раньше не раздавал ни книг Нового Завета, ни Библий. Получая книги, заключённые выражали огромную благодарность. Отношение охранников к нам было самое доброжелательное. Я благодарен Господу за то, что нам удалось побывать в этих местах. Никто никогда не проявлял заботы о заключённых, большинство из которых закоренелые преступники и убийцы… Печальное зрелище представляют собой люди в этих местах; трудно увидеть улыбку на их лицах. Они очень внимательно слушали нашу проповедь, некоторые плакали, многие стремились каким-нибудь образом выразить свою благодарность. Иные падали ниц и благодарили Бога.

Наконец-то мы нашли такой уголок в мире, где никогда не слышали Евангелие».

Бедекер и Каргель вернулись в Сретенск и 18 августа направились в Кару. Вначале плыли на восток по реке Шилка, а затем ехали в повозке. В этом районе содержались политические преступники и революционеры.

После четырёхдневной остановки в Каре миссионеры вновь возвратились в Сретенск.

«Мы побывали в Каре, сердце сибирской тюремно-каторжной системы. Тут содержатся самые злостные преступники, мужчины и женщины, которые говорят, что совсем забыли свой дом, свои имена и всё, что связано с прошлым. Возможно ли такое? Заключённых тут называют «ничего не знаю», «всё позабыл» и т.п. Наша работа здесь прошла очень успешно. Бедняги были очень благодарны за проповедуемое Слово. Даже некоторые офицеры были тронуты нашим служением. Они говорили нам: «Если бы заключённые могли слушать такие проповеди хотя бы два-три раза в год, всё было бы по-другому». Местные священники практически ничего для них не делают. Заключённых оставляют на произвол судьбы, лицом к лицу с силами зла».

Груз с книгами Священного Писания, который прислали из Иркутска, разделили на две части. Большая часть книг была распределена прямо на месте, другую же по реке отправили в Хабаровск и Николаевск-на-Амуре.Путники продали свой тарантас и после этого 26 августа в Сретенске сели на пароход, который должен был доставить их к последнему месту путешествия — острову Сахалин, находящемуся в 3000 км от Хабаровска. В Хабаровске они посетили местные тюрьмы.

5 сентября, по истечении почти четырёх месяцев после того, как они покинули Санкт-Петербург, Бедекер и Каргель благополучно добрались до Николаевска-на-Амуре. Тут они забрали экземпляры Писания, присланные из Одессы, и через несколько дней отправились на пароходе на Сахалин. 13 сентября, рано утром, прибыли в Александровск, побывали в местных тюрьмах, а также в тюрьмах порта Дуэ. Здесь также проповедовали Евангелиеи распространяли Писание. Путь с Сахалина лежал в Японию. Бедекер вернулся в Англию в начале декабря.

Вспоминая о своём путешествии, он писал:

«Каждый наш шаг на пути от Урала до Сахалина имел высокую цель и святую ответственность, так как по всему нашему пути мывстречали изгнанных и пленников, к которым обращено обетование Евангелия: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедовать пленным освобождениеслепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Лк. 4:18). К ним оноприменимо в первую очередь. Интерес людей к Господу и Священному Писанию мы отмечали на всём пути нашего следования. Но достиг он кульминации в горнодобывающих районах Нерчинска и Кары, в окружении каторжных заключённых, преследуемых по политическим мотивам, и ссыльных. Я был удостоен великой чести раздать 12 тысяч экземпляров Слова Божия и проповедовать Его Евангелие более чем 40 тысячам заключённых».

Доктор Бедекер посеял бесценное семя в Сибири более 100 лет назад. Как ему было бы приятно узнать, что сегодня в тех местах, которые он посещал, стало много верующих, что там построено много церквей, проводится большая евангелизационная работа. Одним словом, церковь Божия простирается по всей Сибири.

 

Из архива журнала «В начале», 1999 год, №13.

Автор текста: Роджер Вейл


Дата: 04 декабря 1999
Темы:


Редакция
Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*