I О Слове Божием
II О Боге
III О грехе
IV Об искуплении
V Об избрании к блаженству
VI О благодатных средствах и их порядке
VII Об обращении грешника посредством слова Божия
VIII О святом крещении
IX О святой вечере
X О Церкви Господней
XI Об освящении
XII О браке
XIII О гражданском порядке
XIV О втором пришествии Господнем, о воскресении мертвых и последнем суде
I. О СЛОВЕ БОЖИЕМ
Мы веруем, что Священное Писание, т.е. книги Ветхого Завета, именно: 5 книг Моисеевых, Книга Иисуса Навина, Книга Судей Израилевых, Книга Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь, Книга Иова, Псалтирь, Книга притчей Соломоновых, Книга Екклесиаста, или Проповедника, Книга Песни Песней, Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Плач Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Данила, Книга пророка Осии, Книга пророка Иоиля, Книга пророка Амоса, Книга пророка Авдия, Книга пророка Ионы, Книга пророка Михея, Книга пророка Наума, Книга пророка Аввакума, Книга пророка Софонии, Книга пророка Аггея, Книга пророка Захарии и Книга пророка Малахии, а также и книги Нового Завета, а именно Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна, Деяния святых Апостолов, Послание Иакова, два послания Петра, три послания Иоанна, Послание Иуды, Послание ап. Павла к Римлянам, два послания к Коринфянам, Послание к Галатам, Послание к Ефесянам, Послание к Филиппийцам, Послание к Колоссянам, два послания к Фессалоникийцам, два послания к Тимофею, послания к Титу и Филимону, Послание к Евреям и Откровение Иоанна Богослова — истинно вдохновенно Святым Духом (2 Тим. 3:16; Исх. 19:9; 2 Цар. 23:2; Ис. 1:2; Иер. 1:9; Ин. 10:35; 2 Пет. 1:20-21; Евр. 1:1-2; Лк. 10:16; Мтф. 10:20; 1 Фес. 2:13; Гал. 1:11-12; 1 Кор. 2:13); так что все эти книги в совокупности составляют единственно истинное откровение роду человеческому и должны быть единственным источником богопознания, а также единственным правилом и мерилом веры и нашего поведения (2 Пет. 1:19; Пс. 118:105; Лк. 16:29-31; 2 Тим. 3:15-16; Ин. 9:39; Деян. 17:11; Рим. 1:16; 1 Кор. 14:37; Гал. 1:8; Рим. 16:25-26; 3:21; Откр. 22:18).
II. О БОГЕ
Мы веруем, что есть только единый, живой, истинный и вечный Бог (Втор. 6:4; 1 Кор. 8:4,6; 1 Тим. 2:5): Отец, Сын и Святой Дух (Мтф. 28:19; Быт. 1:26;3,22; Ис. 61:1; Мтф. 3:16,17; Ин. 14:26; 2 Кор. 13:13; 1 Ин. 5:7), Которые в своем естестве и свойствах совершенны, вечно равны и нераздельны (1 Ин. 2:3; Ин. 10:30; 14:7- 10; 16:13-14), так что Отец есть истинный, вечный Бог (Еф. 4:6; Мтф. 6:9), Сын — истинный, вечный Бог (Рим. 9:5; Ин. 1:1-14; 20:28; 1 Ин. 5:20; Евр. 1:3-10; Ис. 9:6; Иер. 23:5-6; Ин. 5:23; 8:58-59) и Святой Дух — истинный, вечный Бог (1 Кор. 2:11; Мтф. 12:32; Деян. 5:3-4; 2 Кор. 3:17-18; Быт. 1:2; Пс. 33:6; Деян. 20:28; 1 Кор. 3:16-17; 12:11; Еф. 4:30; 1 Пет. 4:14); однако мы веруем не в трех богов, но только в единого, вечного (Пс. 89:3; Исх. 5:14; 1 Тим. 1:17), всемогущего (Откр. 4:8; Быт. 17:1), всепремудрого (Рим. 14:26; 11:33-34; Ис. 40:28), всеведущего (Деян. 15:18; Евр. 4:13; Пс. 138:2-4), вездесущего (Иер. 23:24; Пс. 138; 7-10) Бога. К познанию этого Бога человек может прийти только посредством божественного откровения Священного Писания и Святого Духа (1 Кор. 1:21; 2:14; Ин. 14:26; Мтф. 11:25-27; Рим. 10:17).
III. О ГРЕХЕ
Мы веруем, что Бог сотворил первого человека по образу Своему (Быт. 1:27) правым, святым и невинным (Еккл. 7:29; Быт. 1:31), могущим прославлять своего Бога и в соединении с Ним быть блаженным (Быт. 2:25; 3:8). Через коварство сатаны человек согрешил (Быт. 3:13; Откр. 20:2; Ин. 8:44), отпал от Бога, потерял образ своего Создателя и тотчас же впал душою и телом в состояние смерти (Быт. 2:17; Мтф. 8:22; Еф. 2:1; Рим. 8:6; 6:23; Кол. 2:13). А так как все люди произошли от семени Адамова, то и они сделались причастны того же падшего и совершенно поврежденного естества (Ин. 3:6; Рим. 5:12-18; Быт. 6:3), так что они во грехах зачинаются и рождаются (Пс. 50:7; 57:4) и суть чада гнева (Еф. 2:3), совершенно не способны и не расположены ко всему доброму, но способны и склонны ко всему злому (Рим. 3:10-18; 8:7; Быт. 8:21; Иер. 17:9; Мр. 7:21-22).
IV. ОБ ИСКУПЛЕНИИ
Мы веруем, что Бог не иначе мог искупить человека от ужасных последствий его падения, как посредством полного удовлетворения Своего святого правосудия (Евр. 9:22; 10:5-7); поэтому Он от вечности предназначил в жертву умилостивления Своего Единородного Сына, Иисуса Христа (1 Пет. 1:20). Вследствие этого Христос: Сын Бога живого (Гал. 4:4; Мтф. 16:16; 3:17), в определенное от Бога время явился на землю в подобии плоти греховной (Рим. 8:3) и соединил в ней Свое вечное Божество с человеческим естеством (Кол. 2:9; 1 Тим. 3:16; Рим. 1:3-4), с истинно человеческою душою и человеческим телом (Мтф. 26:38; Евр. 2:14; 1 Тим. 2:5), которые, однако, были и пребывают совершенны и беспорочны, так что никогда не возникало греха ни в сердце Иисуса, ни во внешней Его жизни (Ин. 8:46; 1 Пет. 2:22; Евр. 4:15). Он оказал совершенное послушание, исполнивши за нас весь Божественный закон (Мтф. 5:17; Гал. 4:4; Рим. 10:4; 5:19; Пс. 39:8-9; Мтф. 20:28; Ис. 41:21), принесши за нас в жертву Свое тело и Свою душу (Ис. 53:4; Евр. 5:8; Фил. 2:8; Лк. 22:19; Пс. 21:15-16; Ис. 53:11; Мтф. 26:38; Лк. 22:44; Евр. 9:28; 9: 14,26; 10:12,14). Он сделался клятвою за нас (Гал. 3:13), понесши гнев Божий и наказание за наши грехи (Зах. 13:7; Мтф. 27:46; 2 Кор. 5:21; Ис. 53:5-6). Мы веруем, что это вечное и полное искупление (Евр. 9:12; Ис. 45:17), совершенное Сыном Божиим, есть единственная причина нашего спасения (Евр. 5:9; Ис. 53:5) и что посредством его нам сообщается прощение всех наших грехов (Еф. 1:7; Кол. 1:14; 1 Ин. 1:7; Мтф. 26:28; Деян. 20:28), оправдание (Рим. 3:24; 5:1), вечная праведность (Ис. 61:10; Иер. 23:6; 2 Кор. 5:21; Дан. 9:24), избавление от смерти, диавола и ада (1 Кор. 15:26, 54, 55; Ин. 6:40; Быт. 3:15; Кол. 1:13; 2:15; 1 Ин. 3:8; Евр. 2:14, 15; Еф. 4:8; 1 Фес. 1:10), жизнь вечная (1 Ин. 5:11-12; Ин. 11:25-26; 3:36; 10:28; 2 Тим. 1:10), а также и то, что чрез это искупление мы получаем силу ненавидеть грех, умереть для него (Тит. 2:14; Рим. 6:14; 1 Ин. 3:3; Деян. 15:9), желать доброго и исполнять его (Фил. 4:13; 2:13; Рим. 7:21-22).
Христос, совершивший искупление смертию Своею (Ин. 19:30), в третий день воскрес из мертвых (Мтф. 28; Мр. 16; Лк. 24; Ин. 20; Деян. 2:32), вознесся на небеса (Лк. 24:51; Мр. 16:19; Деян. 1:9), воссел одесную величия на высоте (Мр. 16:19; Евр. 1:3; 8,1) и послал нам Своего Святого Духа (Деян. 2:4; Ин. 15:26; 16:7-14), Который располагает нас к восприятию верою благ этого славного искупления (Деян. 16:14; Рим. 5:5; 8:14; Ин. 16:13-14; Гал. 5:5). Как Первосвященник, Он ходатайствует за нас пред Отцом (Евр. 4:1ф Рим. 8:34; 1 Ин. 2:1), пребывает с нами во все дни до скончания века (Мтф. 28:20) и, наконец, возьмет нас на небо, где Он приготовил нам место (Ин. 14:3; 17:24).
V. ОБ ИЗБРАНИИ К БЛАЖЕНСТВУ
Мы веруем, что от вечности было свободное, ничем вне себя не руководимое благоволение (Еф. 1:11; Рим. 11:34) и определение Божие, — искупить грешников (Ин. 3:16).
Поэтому, так как по неисследимой, милосердной любви прежде создания мира в Божьем совете решено было, что Иегова — Помазанник Своим вочеловечением и Своею смертью сделался Искупителем (Деян. 2:23; 3:18; Еф. 3:10-11), то те лица из погибшего рода человеческого, которым в течение времени действительно должно быть усвоено искупление, избраны также Отцом (Деян. 13:48; Мтф. 25:34; Мр. 13:20; Ин. 6:37; 6:65; 15:16; Деян. 16:6; 18:9-10; Рим. 8:28,33; 9:11-16,20; 11:4- 5,7; Еф. 1:4; 2 Фес. 2:13; 2 Тим. 1:9; Пс. 64:5; Мтф. 20:16; Лк. 18:7; 1 Кор. 1:26-29; Еф. 2:8,10; Кол. 3:12; Пс. 32:12), имена их записаны на небесах (Откр. 17:8; Дан. 12:1; Лк. 10:20; Фил. 4:3; Откр. 20:12,15), сами они преданы в руки Искупителя (Ин. 17:6,9,24), как Его народ (Мтф. 1:21; Деян. 18:10; Ис. 53:8), как овцы Его стада, за которых Он положит Свою жизнь (Ин. 10:15-16,26-27), как Его наследие (Еф. 1:18; Пс. 28:9), как добыча Его смертной борьбы (Ис. 53:12) и как Его невеста (Откр. 21:19; Пс. 44). Этим лицам дарована жизнь вечная во Христе Иисусе (Ин. 17:2; 10:28; Рим. 5:21; 6:23; 1 Ин. 5:11) и в то же время предопределены все средства, которые должны привести их к вере во Христа, к святости и, наконец, к вечному блаженству (Рим. 8:29,30; 1 Пет. 1:1-3; Еф. 1:19; Ис. 43:5-7). Такое определение Божие неизменно и утверждено на веки (Рим. 11:29; Фил. 1:6; Ис. 54:10; Пс. 88:31-35; Ис. 65; 17:19), так что те, которых оно касается, избранные, не могут быть похищены из рук Христовых (Рим. 8:38; Мтф. 24:24; Ин. 6:39; 10:28-29; Рим. 7:23-25), но силою Божиею соблюдаются в вере и любви ко Христу, пока не сделаются сонаследниками Его славы (1 Кор. 1:8-9; 1 Пет. 1:3- 5).
VI. О БЛАГОДАТНЫХ СРЕДСТВАХ И ИХ ПОРЯДКЕ
Мы веруем, что Бог учредил благодатные средства, которыми Он привлекает к Себе грешников и дает им спасение, приобретенное Христом. Относительно их Бог установил определенный порядок, который не может быть изменен нами без нарушения Божественной Воли (Ин. 8:31; 14:21,23; Мтф. 28:20; Кол. 2:5). Средства эти следующие: а) Слово Божие (Мр. 16:15; Деян. 2:14; 8:5; 10:34-44; 18:4-5); обращенные через него действием Святого Духа присоединяются к Церкви Христовой чрез б) крещение (Мр. 16:16; Деян. 2:41; 8:12, 37, 38; 16:15, 33; 10:48), и члены этой Церкви совершают в ней в) Святую Вечерю Деян. 2:41-42; 20:7) для возвещения смерти Христовой и для теснейшего общения с Ним (Ин. 6:56). В Св. Вечере в то же время г) общение святых находит свое высочайшее выражение (1 Кор. 10:17). Однако д) молитва есть душа всех этих средств (Лк. 3:21; Деян. 22:16) и благодатного состояния вообще (Деян. 2:21; Рим. 10:11-14), она начинается с первого момента новой жизни Деян. 9:6, 11) и никогда уже не прекращается.
VII. ОБ ОБРАЩЕНИИ ГРЕШНИКА ПОСРЕДСТВОМ СЛОВА БОЖИЯ
Путь спасения состоит в том, что человек Словом Божиим, которое живо и действенно (Евр. 4:12; Иер. 23:29), пробуждается от своего глубокого греховного сна (Деян. 2:37; Ис. 55:10-11; Лк. 16:29-31), сознает свои грехи и свою виновность и сердечно раскаивается в них (2 Кор. 7:10; Лк. 18:13; Пс. 50:6; Деян. 17:30; Лк. 7:37- 48). Чувствуя грозящую опасность, он прибегает ко Христу (Ин. 6:37; Мтф. 11:28) как к своему единственному Избавителю и Спасителю (Деян. 4:11- 12; Ин. 14:6; 3:36), и верою в Него получает прощение грехов (Рим. 3:24-25, 28; Деян. 26:17-18) и свидетельство в своем сердце, что он чадо Божие и наследник вечной жизни (Рим. 8:16-17; Гал. 4:6; 1 Ин. 5:10-11; Еф. 1:13-14; 4:30; 2 Кор. 1:21-22). Эта великая перемена в сердце и познании грешника есть исключительно дело Святого Духа (1 Кор. 6:11; 12:3; Ин. 6:45), Который, по милости Божией сопровождает слово Своим всемогущим плодотворным действием (1 Фес. 1:5; 1 Кор. 2:4-5; Ин. 6:63; Деян. 10:44, 46; Иез. 37:7, 10), чем совершает возрождение грешника с его плотским помышлением (Ин. 1:13; 3:3-7; Иак. 1:18; 1 Пет. 1:23; Гал. 6:15), открывает его сердце (Деян. 16:14), просвещает его душу (Еф. 5:8; 1 Кор. 2:14) и производит живую веру во Христа (Еф. 2:8).
VIII. О СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ
Мы веруем, что, согласно ясным изречениям в Новом Завете, установленное Христом святое водное крещение, которое должно исполняться верующими до второго Его пришествия (Мтф. 28:19-20), состоит в том, что крещаемый определенным на то служителем Господним во имя Отца и Сына и Святого Духа погружается однажды в воду и опять вынимается из нее (Мтф. 3:12-15; Мр. 1:9; Мтф. 3:16; Ин. 3:23; Деян. 8:36,38-39). Только таким образом исполняется повеление Божие (Еф. 4:5; Рим. 6:5), и установление Христово сохраняет свое глубокое первоначальное значение (Кол. 2:12-13).
В Священном Писании ясно означены и лица, которые должны подчиняться этому установлению и с благодарным сердцем принять это благодатное средство: они должны быть именно такие люди, к какому бы то народу они ни принадлежали, которые прежде обращены Евангелием и свободною Божиею благодатию от их грехов ко Христу и веруют в Него от всего сердца, как в своего Искупителя (Мр. 16:16 Деян. 2:37-38, 41; 5:14; 8:12, 37; 18:8; Гал. 3:26-27; Деян. 10:42-48; 16:13-15; Мтф. 3:1-2, 5-9; Мр. 1:5; Лк. 3:3; Деян. 13:24).
Крещение есть первый плод веры и любви ко Христу, вступление в послушание к Господу (Деян. 2:38, 41; 9:6; 22:16; Ин. 15:10, 14; Мр. 16:16) и в Его Церковь (1 Кор. 12:13). Оно есть торжественное объявление, исповедание грешника (1 Пет. 3:21; Евр. 10:22-23; 4:14), познавшего весь ужас греха и осуждение всего своего существа (Деян. 2:36-37; 9:5-6,9; 16:29-30; Мтф. 3:6), что он все свое упование возлагает единственно на смерть и на воскресение Иисуса Христа, Своего Спасителя (Деян. 2:38; Рим. 6:3-8; 2 Кор. 5:14), и верует в Него как в Искупителя от проклятия и возмездия за грех (Рим. 6:23; 10-11; Ис. 53:5; Деян. 8:35), так что он телом и душой предается Христу и облекается в Него (Гал. 3:26-27), как в свою праведность и крепость (Ис. 45:23-24), предавая своего ветхого человека смерти со Христом и желая ходить с Ним в обновленной жизни (Рим. 6:4-6). Но крещение есть также торжественное объявление и заверение со стороны Божьей крестящемуся с верой, что он погружен во Христа Иисуса (Рим. 6:3) и таким образом с Ним умер, погребен и воскрес (Рим. 6:4, 8; Кол. 2:12-13), что грехи его омыты (Деян. 9:9; 22:12, 13, 16; 2:38) и что он есть возлюбленное дитя Божие, к которому благоволит Отец (Мтф. 3:17; Еф. 1:6).
Крещение должно определеннее и сильнее вызвать в крестящемся сознание его спасения и блаженства (1 Пет. 3:21; Деян. 8:39; 9:8-20; 6:31-34; Рим. 6:3-11), и Бог совершает это запечатлением Святого Духа (Мтф. 3:16; Евр. 1:9; 2 Кор. 1:21- 22; Деян. 2:38), однако только там, где Он прежде посредством Сего Духа произвел истинную спасительную веру в Сына Божия, в силу Его смерти и воскресения (Еф. 1:13).
Крещение имеет ту особенность, что оно совершается лишь один раз в жизни, тогда как другие благодатные средства повторяются и возобновляются в течение всей жизни христианина; поэтому крайне необходимо наблюдать, чтобы это действие было совершено как должно.
IX. О СВЯТОЙ ВЕЧЕРЕ
Это дарованное Господом Своей Церкви благодатное установление, которое мы считаем неоцененным благодатным средством и которое мы часто должны употреблять (Деян. 2:42, 46; 20:7), состоит в том, что поставленным для того в Церкви лицом при произнесении слов установления Св. Вечери и после торжественной благодарственной молитвы преломляется хлеб, который так же, как после того и вино из чаши, вкушается членами Церкви (Мр. 14:22-24; Мтф. 26:26-28; Лк. 22:17-20; 1 Кор. 11:23-25).
Искупленные Господом должны по данному им святому благотворному повелению до второго Его пришествия возвещать этой Вечерей Его смерть как единственную причину их жизни и спасения (1 Кор. 11:2б; Ин. 6:51; Ис. 53:5). Этим возвещением в их сердцах снова оживляется воспоминание о Сыне Божием, и Он снова является их душе в Своей духовной красоте (1 Кор. 11:23-25; 2 Тим. 2:8).
Мы веруем, что в этих святых знаках Вечери Христос дает верующим вкушать духовным образом Свое тело и Свою кровь (Пс. 41:3; Ис. 55:2; Ин. 6:57). Приобщение тела и крови Христовой во вкушении Святой Вечери (1 Кор. 10:16) должно быть верующему божественным залогом, которым возвышается и укрепляется сознание его участия во Христе и в Его жертве (Лк. 22:19-20; Ин. 6:57; 1 Ин. 5:12; Ин. 17:23; Рим. 8:32) и которым снова заверяется верующему воспринятое верою прощение грехов (Мтф. 26:26-28).
Святая Вечеря исключительно предназначена только для таких людей, которые посредством Божией благодати соделались Его уделом (1 Кор. 10:16- 18,20,21; 5:11; Мтф. 7:6; 2 Кор. 6:14-18) и приняли св. крещение (Мтф. 28:19-20; 1 Кор. 12:13).
Х. О ЦЕРКВИ ГОСПОДНЕЙ
Принятие в Церковь Христову на земле совершается посредством крещения (1 Кор. 12:13), которое Господь установил для нас посредством благодати (Еф. 4:15-16; Евр. 10:24-25; Рим. 12:5). По повелению Иисуса Христа и Его апостолов (Ин. 17:22; 1 Пет. 2:5; 2 Кор. 6:16-17), а также по примеру апостольского времени (Деян. 4:32; 1:14; 2:1, 41, 46-47; 4:24 и далее), и исполнения всех установлений Нового Завета (например: Мтф. 18:15-17) обязанность всякого обращенного к Господу состоит в том, что он не должен оставаться один, но должен соединиться с другими учениками Господними как с членами одного тела (1 Кор. 12:12-27), как с живыми камнями единого дома Божия (Еф. 2:19-22; 1 Пет. 2:5) для взаимного назидания, утешения и вспоможения на пути спасения (1 Фес. 5:11, 14; Кол. 2:18-19; Иуд. 20), чтобы пребывать в учении апостолов, в общении, в преломлении хлеба и молитве (Деян. 2:42). Такое соединение истинных учеников Христовых, устроенное по Слову Божию, есть христианская Церковь (Ин. 10:27; 8:31). Неизменным правилом и руководством Церкви пребывает Новый Завет (1 Кор. 3:9-11; Еф. 2:20).
Должности в Церкви
Только Господь Иисус есть Верховный Глава Церкви (Еф. 1:22; Кол. 1:18; Еф. 4:15); видимых же верховных глав на земле она не знает (Мтф. 20:25-27; 23:8).
Церковь из среды своих членов избирает себе пресвитеров, учителей и диаконов (Еф. 4:11-12; Деян. 14:23; 15:22, 25; 6:2-5), которые посвящаются на служение посредством рукоположения.
Под рукоположением мы разумеем установление, которому учит нас Священное Писание, что избранные Церковью на служение лица выделяются пресвитерами этой или другой общины при возложении рук и молитве для дел их призвания (Евр. 6:1-2; Деян. 14:23; 13:3; 1 Тим. 5:22; Тит. 1:5; Деян. 6:6). Относительно их поведения они, как и прежде, наравне со всяким другим членом Церкви остаются подлежащими церковному благочинию (суду), однако с соблюдением сказанного в 1 Тим. 5:19.
Пресвитеры и учители
Мы не признаем различия степеней между пресвитерами и учителями (Мтф. 20:25-27; 23:9-11; 1 Кор. 4:9; 3, 8), но считаем, что названия Священного Писания, как-то: епископы, пресвитеры и так далее — не означают различных степеней чинов.
Научные познания для этих должностей мы признаем желательными, однако не необходимыми (1 Кор. 1:17; 2:1-5; Мтф. 4:18-22), но более всего необходимо условие, указанное в Ин. 21:15-16, и требуемые в посланиях апостола Павла качества и способности (1 Тим. 3:1-7; Тит.1:6-9).
Пресвитеры
председательствуют в собраниях общины, руководство которыми они принимают на себя. Им поручено приводить в исполнение решения общины. Кроме того, на них лежит обязанность иметь добросовестное непрестанное попечение о душах (Деян. 20:28,31; Евр. 13:17).
Учители
уполномочены проповедовать в богослужебных собраниях (Иак. 3:1; 1 Тим. 4:13; 2 Тим. 4:2,5; 2:15). Относительно евангельской чистоты их поучений они находятся над надзором всей общины (Мтф. 7:15; 1 Ин. 4:1; Откр. 2:2; Кол. 2:8). В случае отступления проповедника от учения Евангелия, как оно изложено в этом исповедании веры, община может тотчас удалить его от должности, если он останется при своем отступлении, несмотря на увещания (Гал. 1:8-9; Рим. 16:17-18; 1 Тим. 6:3-5).
Святое крещение и Святая Вечеря преподаются как пресвитерами, так и учителями (1 Кор. 4:1).
Должности пресвитера и учителя могут соединяться в одном лице.
С должностью пресвитера и учителя допустимо земное занятие; но при известных обстоятельствах желательно, чтобы пресвитер или учитель посвятил себя исключительно своему духовному служению (Деян. 18:3; 20:33-35; 2 Фес. 3:8). В таком случае община по Божиему повелению обязана дать ему приличное, соразмерно с ее средствами, содержание (Лк. 10:7-8; Гал. 6:6; 1 Тим. 5:17-18; 1 Кор. 9:7-14).
Диаконы
Диаконы, или служители, должны обладать означенными в Писании качествами (Деян. 6:3; 1 Тим. 3:8-12). Они помогают пресвитерам и учителям в исполнении их служения; преимущественно же им поручаются земные дела Церкви и благотворительность (Деян. 6:1-4).
Обязанности членов
Обязанности членов Церкви состоят во взаимной сердечной любви (Ин. 13:34-35; 1 Ин. 3:11; 1 Пет. 1:22; Ин. 15:12,17; Иак. 2:8), в живом, деятельном участии как в духовном спасении, так и в телесном благе всех (1 Ин. 3:16-18; Рим. 12:15; Гал. 5:6; 1 Фес. 5:14), в добросовестном пользовании благодатными средствами и в исполнении предписаний, данных Церкви Господом как Главою ее (Еф. 5:24; 1 Ин. 2:4; 2 Ин. 6). В особенности каждый член обязан принимать участие в Вечере Господней (Мтф. 26:27; Мр. 14:23) и исправно присутствовать во всех положенных общиною собраниях как в воскресные, так и будничные дни (Евр. 10:25; Деян. 1:14; 2:1; 2:42; 4:24; Пс. 26:4; 121:1; 83:2-3). Только по причине крайней необходимости или по болезни член церкви может быть освобожден от участия в Св. Вечере или посещения богослужебных собраний, особенно совещательных собраний (Пс. 115:9-10).
Голосование
В совещательных собраниях общины все дела, насколько это возможно, решаются посредством голосования (Деян. 15:22,25; 21:21-23; Мтф. 18:17). При голосовании все члены имеют равные голоса (Мтф. 23:8,11), и решение проводится большинством голосов. Тогда такому решению меньшинство должно добровольно подчиниться, так как свобода и порядок в доме Божием могут быть сохранены только таким образом (1 Кор. 14:40,33; Кол. 2:5; Еф. 5:21; 1 Пет. 5:5; Мтф. 18:17-18).
Принятие
Принятие нового члена может состояться только по предварительном знакомстве с его духовным состоянием и по личном исповедании его веры перед общиною (1 Тим. 6:12; Евр. 4:14; Рим. 10:9-10; Мтф. 10:32) посредством голосования. При таком голосовании весьма желательно, чтобы состоялось единогласие.
Церковное благочиние (дисциплина)
К Предписание Христово, изложенное в Мтф. 18:15-17, должно быть строго исполняемо всяким членом без различия. Всякий член обязан принимать с любовию увещание или, если нужно, увещевать с любовию другого, не доводя об этом до сведения третьего лица. Только по исключении брата или сестры члены могут считать их и обращаться с ними как с не принадлежащими к Церкви или к народу Божию (Мтф. 18:15-17).
Исключение
Церковь, последуя правилу ее Основателя, имеет право и обязана исключать и лишать прав посредством обыкновенного голосования таких из своих членов, поведение которых противоречит их исповеданию, которые нарушают какую- либо из заповедей Божиих и, несмотря на сделанные им увещания, не хотят прийти к сердечному, открытому раскаянию и к неподдельному желанию исправиться, следовательно, пребывают в грехе (1 Кор. 5:1,13; 2 Фес. 3:6; Тит.3:10-11; 1 Тим. 1:19-20; 6:3-5). Члены, виновные в тяжелых, возбуждающих явный соблазн или в многократно повторяемых грехах, которых простое слово пока не заслуживает доверия, не обращая внимания на их уверение в раскаянии, исключаются таким же образом (1 Кор. 5:1-13; Мтф. 3:8). Вторичное принятие исключенного бывает, как и всякое другое принятие, посредством голосования по испытании и исповедании им грехов пред общиною (2 Кор. 2:6-8).
XI. ОБ ОСВЯЩЕНИИ
Мы веруем, что без святости никто не увидит Господа (Евр. 12:14; 1 Пет. 1:15; 1 Фес. 4:3, 7; Еф. 1:4). Она есть следствие оправдания грешника чрез веру в Иисуса Христа и состоит с оправданием в неразрывной связи (1 Кор. 1:30; Рим. 6:2; Ин. 15:2; Иак. 2:17; Мтф. 7:17; Гал. 5:22; Еф. 2:10).
Святость состоит в том, что по устранению господства греха в сердце возрожденного (Рим. 6:14, 22) он при постоянном влиянии Святого Духа (Рим. 8:14) прилагает теперь все старания умереть для греха (Рим. 7:21; 8:13; Кол. 3:5, 10; Евр. 12:1; Еф. 4:22-32; Тит.2:11-12), который все еще действует на него, и исполнять закон Бога своего (Евр. 8:10; Рим. 7:22; Пс. 118:29, 111-113), принося свою душу и свое тело в живую и благоугодную Богу жертву (Рим. 12:1), чрез которую прославляется Бог (1 Кор. 6:20). Но при этом стремлении он может еще впадать в различные немощи и грехи (Рим. 7:19, 23-24; Гал. 5:17; 1 Ин. 1:8-9; 3:3; Прит. 20:9; Екк.7:21), которые он никогда не извиняет (Пс. 50:5), но глубоко раскаивается в них (2 Кор. 7:9; Пс. 50:19; 38:5-7), потому что он этим оскорбляет своего милостивого Бога (Пс. 50:6; Мтф. 26:75) и нарушает свой мир с Ним (Пс. 37:4). В таком случае он не находит себе покоя до тех пор, пока не получит снова прощение (Пс. 31:3-6; Мтф. 6:12) и не станет впредь ходить более осторожно (Еф. 5:15,17; Пс. 50:14-15).
Святая детская любовь к Богу и Его заповедям составляют самую суть освящения (2 Кор. 5:14; 1 Кор. 13:1,3,13; 14:1; Еф. 4:15; 2 Фес. 3:5; 1 Ин. 4:19; 5:3), и эта любовь, производимая, сохраняемая и питаемая Святым Духом в сердце (Рим. 5:5), постепенно преображает человека в образ Божий (Еф. 4:23-24; 2 Кор. 3:18; Кол. 3:10). Мы признаем, что освящение должно продолжаться во всю нашу жизнь (2 Кор. 7:1; 1 Кор. 9:24-27; 1 Тим. 2:15) и что мы при самой святой жизни всегда нуждаемся в прощающей благодати Божией чрез кровь Иисуса Христа (Евр. 4:16; 1 Ин. 1:7; Иак. 2:10; Дан. 9:18; Рим. 3:27-28; 4:4-8; 1 Пет. 1:2).
ХII. О БРАКЕ
Мы веруем, что брак учрежден Богом (Быт. 2:24; Евр. 13:4; Еф. 5:5, 22-33) для взаимного вспомоществования между мужем и женою (Быт. 2:18); для размножения рода человеческого (Быт. 1:27-28) и для избежания блуда (1 Кор. 7:2, 9); веруем также, что мужчина должен иметь только одну жену, а женщина лишь одного мужа при жизни обоих (Мтф. 19:4-6; 1 Кор. 6:16).
Мы признаем, что христиане могут вступать в брак только в Господе и с верующими (Быт. 6:1-3; Иис. Н. 23:12-13; 3 Цар. 11:1-8; Езд. 9-10 гл.; Неем. 12:23-28; 1 Кор. 7:39; 9:5,6).
Брак, будучи божественным и гражданским установлением, должен получить двоякое подтверждение. Первое получается посредством Слова Божия и молитвы в Церкви (общине) Господней (Мтф. 1:18; 25:1-10; Ин. 2:1-2; Мтф. 22:1-12), последнее производится по законам страны (Кол. 3:17; 1 Тим. 4:3-5).
Мы признаем, что развод, совершенный по причинам, не согласным со Словом Божиим, и вторичное вступление в брак разведшихся непозволительны (Мтф. 19:6-8; 1 Кор. 7:10-11). Но в случае прелюбодеяния (Мтф. 19:9) и злоумышленного оставления неверующей стороной (1 Кор. 7:12-13,15) мы веруем, что развод и вступление в новый брак невинной стороны могут состояться согласно со Словом Божиим. При разводе, как и при вторичном вступлении в брак, должны быть соблюдены постановления гражданского закона (1 Пет. 2:13).
XIII. О ГРАЖДАНСКОМ ПОРЯДКЕ
Мы веруем, что правительства от Бога установлены (Рим. 13:1-7), что Он облекает их властью для защиты добрых и для наказания злых (Рим. 13:3-4; Втор. 16:18). Мы считаем себя обязанными оказывать безусловное повиновение их законам (Тит. 3:1; 1 Пет. 2:13-14, 17), если таковые не ограничивают свободного исполнения обязанностей нашей христианской веры (Мтф. 22:21; Деян. 4:19-20; 5:29, 42; Мтф. 5:34, 37; 26:52; Иак. 5:12). Мы считаем себя также обязанными по Божию повелению молиться за правительство (Иер. 29:7; 1 Тим. 2:1-3), чтобы оно по Его воле и под Его милостивой защитой так употребляло вверенную ему власть, чтобы сохранить мир и правосудие.
ХIV. О ВТОРОМ ПРИШЕСТВИИ ГОСПОДНЕМ, О ВОСКРЕСЕНИИ МЕРТВЫХ И ПОСЛЕДНЕМ СУДЕ
Мы веруем во второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа (Деян. 1:10- 12; Зах.14:4-5; 1 Кор. 11:26; Откр. 1:8; 3:11; 22:7, 20) в силе и славе (Мтф. 16:27; 25:31; 2 Фес. 1:7; Пс. 23:7-8). Мы считаем день Его явления за венец дела искупления (1 Кор. 1:7-8; Фил. 3:20; Иак. 5:7-8; Евр. 9:28; 1 Ин. 2:28; Тит. 2:13; 2 Пет. 1:16; 1 Пет. 1:7-9; 5:4; Фил. 2:16; 1 Фес. 1:10; 2:19; 2 Пет. 3:12-13), ибо в этот день глаза всего мира увидят истину и чудное величие дела искупления Его (Откр. 1:7; Мтф. 24:30; 25:31-32; Фил. 2:9-11; Рим. 14:10-11); они увидят увенчанным Царя славы (Откр. 11:15,17; Ис. 24:23; Зах. 14:9) и с Ним церковь, невесту Его (Лк. 21:27- 28; 2 Фес. 1:10; Кол. 3:3-4; Откр. 19:6-9; Ин. 17:24; Откр. 21:9-27); ибо умершие во Христе воскреснут телесно (1 Фес. 4:13-18; Рим. 8:23; 1 Кор. 15:16-20,23; Иов. 19:25-27; Ин. 6:40, 54; Рим. 4:17; 2 Кор. 4:14; Ис. 26:19;) в нетленной славе (1 Кор. 15:42-43, 53; Фил. 3:21; 1 Кор. 15:12-57), увидят Его, как Он есть, будут подобны Ему и будут царствовать с Ним (1 Ин. 3:2; Пс. 16:15; Откр. 20:4, 6; 22:5; 5:10).
Мы веруем также в воскресение нечестивых (Ин. 5:28-29; Деян. 24:15; Дан. 12:2), во всемирный суд (Деян. 17:30, 31; Иуд. 14, 15; Откр. 20:11-13), когда все люди предстанут, чтобы получить соответственно тому, что они делали, живя в теле (Рим. 2:6,14; 10:12; Гал. 6:8; Откр. 22:12; Еккл. 12:14).
Как Сын Божий всем веровавшим в Него и следовавшим за Ним даст вечное блаженство (Мтф. 25:34; Рим. 9:23; Откр. 14:13), так и всем нечестивым произнесет приговор вечного осуждения (Мтф. 25:41; Рим. 2:5; 9,22; 1 Фес. 1:10; 2 Пет. 2:9; Откр. 6:16-17; 20:15).
Мы твердо держимся точных и ясных изречений Священного Писания, которое как блаженство, так и мучение человека после этой жизни изображает неизменным, и веруем, что оба эти состояния вечны (Мтф. 25:46; 3:12; 25:10-12; Мр. 9:43-48; Лк. 13:25-28; 2 Фес. 1:7-9; Иуд. 7, 13; Откр. 14:11; 20:10, 15; Прит. 1:24- 32). Следовательно, никакой переход из одного состояния в другое, и никакое спасение по смерти невозможны (Лк. 16:24-26; Евр. 9:27).
Мы же, воспоминая слова Господа нашего: «Се, гряду скоро», — и с Духом, и невестой, существенными членами которой мы себя считаем, восклицаем: «Аминь. Ей гряди, Господи Иисусе!»
Из архива журнала «В начале», 1999 год.
Н. В. Одинцов