Минск, Багратиона, 30. Мы в самоизоляции. Проповеди на сайте и в Youtube

Изложение евангельской веры

Изложение евангельской веры (Фил. 1:27), или вероучение евангельских христиан

Публикация статьи «Овцы, слушающие голос Господина, и псы, возвращающиеся на свою блевотину» в журнале «В начале…» (№ 12) вызвала довольно широкий резонанс среди читателей. Идя навстречу пожеланиям читателей, редакция поместила в этом номере журнала два вероисповедания: Изложение евангельской веры (Фил. 1:27), или вероучение евангельских христиан (редакция И.С. Проханова), а так же Исповедание веры христиан-баптистов (редакция мученика за веру Н.В. Одинцова) с кратким комментарием к обоим вероисповеданиям, который, к сожалению, не имеем возможности напечатать в одном номере журнала. Поэтому, «если угодно будет Господу и живы будем», то предложенные комментария опубликуем в последующих номерах.

I О Боге и Святой Троице
II О сотворении мира
III О средствах к познанию вечной истины
IV О промысле Божием (о Божьем провидении)
V О грехопадении
VI Божественный план спасения, или искупления, рода человеческого
VII О воспринятии человеком спасения
VIII О благодати Божией, об избрании человека ко спасению и о предопределении
IX Об освящении
X О добрых делах
XI О свободе христианина и свободе совести
XII О молитве
XIII О Церкви Христовой
XIV Об установлениях церковных (о двух заповедях Божиих для видимого исполнения)
XV Устройство церкви (поместной)
XVI Отношение к государству
XVII О христианской семье
XVIII О смерти и о будущей жизни

Принято и утверждено на 2-м Съезде всероссийского союза евангельских христиан в 1910 г. в Петрограде

«…Будьте всегда готовы всякому, требующему от вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением…» (1 Пет. 3:15).

ГЛАВА I

О БОГЕ И СВЯТОЙ ТРОИЦЕ

Есть один Бог, и нет иного, кроме Него (Мр. 12:29-32; Ин. 17:3).

Бог есть Дух (Ин. 4:24), живой (Иер. 10:10; 1 Фес. 1:9), личный — Он является личностью (Рим. 9:22-23; 1 Кор. 2:11), беспредельный (Пс. 144:3), самобытный — самосуществующий (Исх. 3:14; 1 Ин. 2:13), неизменяющийся (Мал. 3:6), совершенный (Мтф. 5:48), истинный (Ин. 17:3), святой (Ис. 6:3), вечный (Втор. 32:40; Пс. 89:3; Иер. 10:10; Ис. 40:28), необъятный (3 Цар. 8:27; Рим. 8:39, 11, 33-36), всесвободный — имеющий абсолютную свободу воли (Еф. 1:11; Пс. 113:11), вездесущий (Пс. 138:7; Деян. 17:27), всеведущий (Евр. 4:13), премудрый (Рим. 14:26; 1 Тим. 1:17), всемогущий (Быт. 17:1), всеблагой (Рим. 2:4; Мтф. 19:17), верный в обетованиях (1 Кор. 1:9; 2 Кор. 1:20), праведный и справедливый (Втор. 32:4; Пс. 7:9-12).

В Боге едином по существу три ипостаси (лица): Отец, и Сын, и Дух Святой (Евр. 1:3; 1 Ин. 5:7).

Отец

рождает (Пс. 2:7; Ин. 3:16) и посылает Сына (Ин. 5:36); от Отца сходит Дух Святой (Ин. 15:26), и Отец посылает (Ин. 14:26) Духа Святого.

Сын

рождается от Отца (Пс. 2:7; Ин. 3:16) и посылается Отцом (Ин. 5:36); Сын посылает Духа Святого (Ин. 15:26).

Дух Святой

исходит от Отца (Ин. 15:26) и посылается Отцом (Ин. 14:26) и Сыном (Ин. 15:26). Но Отец есть Бог (1 Кор. 8:6); Сын есть Бог (1 Ин. 5:20; Тит. 2:11-13; Рим. 9:4-5); Дух Святой есть Бог (Деян. 5:3-4; 1 Кор. 3:16); и сии три (Святая Троица) суть едины (1 Ин. 5:7), нераздельны (Ин. 1:1; 1:18; 17:22-23; 4:24) и равны друг другу (Кол. 2:9-10; 1:15-17; Иов. 33:4); в этой Святой Троице нет ни первого, ни последнего, ни меньшого, ни большого. Единый Бог есть Святая Троица; Святая Троица есть единый Бог, а Он — «все во всем» (1 Кор. 15:28).

ГЛАВА II

О СОТВОРЕНИИ МИРА

В начале Бог сотворил небо и землю, солнце, луну и звезды (Быт. 1 и 2 гл.; Деян. 17:24) и все видимое и невидимое (Кол. 1:16; Евр. 11:3; 1 Кор. 8:6; Откр. 4:11; Пс. 88: 12).

Бог сотворил также человека по образу и подобию Своему (Быт. 1:27; 5:1; Иак. 3:9); и «от одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли» (Деян. 17:26); для непрестанного восхваления Его (Пс. 66:4); для вечного стремления к Нему (Деян. 17:26); для добрых дел (Еф. 2:10); для бессмертной (Быт. 2:9,17), свободной (2 Кор. 3:17), святой (Мтф. 5:8; 1 Пет. 1:16) и блаженной (Быт. 2:8) жизни в непрестанном общении с Богом (Быт. 2:16; 3:8; Мтф. 5:8); для владычествования над всеми земными тварями (Быт. 1:26; Пс. 8:5- 9); для служения Себе (Евр. 1:7; Пс. 102:20) и спасаемым Им человеческим душам (Евр. 1:14), и исполнения Своих предначертаний (Еф. 3:10; Иов. 38:6-7).

Бог сотворил ангелов (Пс. 148:2-5; Кол. 1:16), бесплотных существ (духов) (Евр. 1:14), превосходящих людей крепостью и силою (2 Пет. 2:11), неисчислимых по количеству (Откр. 5:11) и разных наименований и степеней власти (Кол. 1:16; 1 Фес. 4:16).

Ангелы пребывают пред лицом Отца Небесного (Откр. 22:8-9; Кол. 1:16; Ис. 6 гл.); радуются о спасении грешников (Лк. 15:10); наблюдают за жизнью народов и детей (Дан. 10:12, 13-21; 11:1; Мтф. 18:10), за жизнью церквей (1 Кор. 11:10; Тим. 5:21) и посылаются Богом для наказания наглых хулителей Бога (Деян. 12:23).

Хотя ангелы превосходят человеков по совершенствам своего существа, но воздавать им поклонение Слово Божие запрещает (Откр. 22:8-9).

Некоторые из ангелов не сохранили своего достоинства и согрешили, за что Бог связал их узами адского мрака (Иуды 6; 2 Пет. 2:4). Главнейший из них «не устоял в истине», сделался человекоубийцей (Быт. 3:1; Ин. 8:44) и получил название диавола.

ГЛАВА III

О СРЕДСТВАХ К ПОЗНАНИЮ ВЕЧНОЙ ИСТИНЫ

(1 Тим. 2:4; Пс. 118:144).

Для познания Своей вечной истины Бог дал человеку два пути (Пс. 8:2; Ин. 2:22):

А. Откровение внутреннее (неписаное) (Ин. 16:13; 1 Ин. 2:20-21) и

Б. Откровение внешнее (писаное) (Исх. 31:3-8; Рим. 1:2).

А. Откровение внутреннее (неписаное) есть «помазание от Святого», которое, будучи «истинно и неложно», пребывает во внутреннем человеке верующих и учит их «всему» (1 Ин. 2:20 и 27). Это голос «Духа истины», который наставляет верующих на всякую истину (Ин. 16:13; Рим. 8:16).

Без внутреннего откровения человеку недоступно откровение внешнее (Лк. 24:45); но внутреннее откровение не может противоречить откровению внешнему (писаному) — слову Божию. Если оно не согласуется с писаным, то оно не истинно (1 Кор. 4:6; Гал. 1:8).

Б. Откровение Божие внешнее (писаное) есть Священное Писание Ветхого и Нового Завета, которое содержит в себе слова избранных мужей, через которых Бог говорил «многократно и многообразно», а впоследствии — в Сыне Своем (Евр. 1:1-2).

«Все Писание богодухновенно и полезно» (2 Тим. 3:16-17); «живо и действенно» (Евр. 4:12); содержит в себе истину и только истину (Мтф. 24:35) и совершенно достаточно для того, чтобы мы спаслись и имели жизнь вечную (Ин. 5:39; 17:17; 20:31; Пс. 118:138-142); имеет вечное, непреходящее значение, ибо скорее небо и земля прейдут, а слова Божии не прейдут.

Поэтому Священное Писание вместе с внутренним откровением, которое с ним согласуется, есть единственно истинное руководство в деле спасения человека, и нет иного.

Само Священное Писание предупреждает нас от принятия каких-либо других руководств и человеческих преданий (Мр. 7:3-8; Мтф. 15:3). Вероучения или катехизисы не могут суживать значения Священного Писания или заменить его в смысле руководства для верующих. Катехизисы и вероучения могут быть полезны для ознакомления с евангельской истиной в общих чертах. Но истинным руководством всегда, всюду и во всем для евангельских христиан являются Слово Божие и внутреннее откровение, с ним согласное.

Священное Писание мы признаем исключительно в каноническом составе. (Канон — правило, правильный список священных книг Ветхого Завета и Нового Завета, составленный общим голосом христианской Церкви.)

Св. Писание состоит из:

39 книг Ветхого Завета,

27 книг Нового Завета.

Книги Ветхого Завета:

1) первая книга Моисеева — Бытие, 2) вторая книга Моисеева — Исход, 3) третья книга Моисеева — Левит, 4) четвертая книга Моисеева — Числа, 5) пятая книга Моисеева — Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей Израилевых, 8) Книга Руфь, 9) Первая книга Царств, 10) Вторая книга Царств, 11) Третья книга Царств, 12) Четвертая книга Царств, 13) Первая книга Паралипоменон, 14) Вторая книга Паралипоменон, 15) Книга Ездры, 16) Книга Неемии, 17) Книга Есфирь, 18) Книга Иова, 19) Псалтирь, 20) Книга Притчей Соломоновых, 21) Книга Екклесиаста или Проповедника, 22) Книга Песни Песней Соломона, 23) Книга пророка Исаии, 24) Книга пророка Иеремии, 25) Книга Плач Иеремии, 26) Книга пророка Иезекииля, 27) Книга пророка Даниила, 28) Книга пророка Осии, 29) Книга пророка Иоиля, 30) Книга пророка Амоса, 31) Книга пророка Авдия, 32) Книга пророка Ионы, 33) Книга пророка Михея, 34) Книга пророка Наума, 35) Книга пророка Аввакума, 36) Книга пророка Софонии, 37) Книга пророка Аггея, 38) Книга пророка Захарии, 39) Книга пророка Малахии.

Книги Нового Завета:

1) От Матфея святое благовествование, 2) От Марка святое благовествование, 3) От Луки святое благовествование, 4) От Иоанна святое благовествование, 5) Деяния святых апостолов, 6) Послание Иакова, 7) Первое послание Петра, 8) Второе послание Петра, 9) Первое послание Иоанна, 10) Второе послание Иоанна, 11) Третье послание Иоанна, 12) Послание Иуды, 13) Послание к Римлянам, 14) Первое послание к Коринфянам, 15) Второе послание к Коринфянам, 16) Послание к Галатам, 17) Послание к Ефесянам, 18) Послание к Филиппийцам, 19) Послание к Колоссянам, 20) Первое послание к Фессалоникийцам, 21) Второе послание к Фессалоникийцам, 22) Первое послание к Тимофею, 23) Второе послание к Тимофею, 24) Послание к Титу, 25) Послание к Филимону, 26) Послание к Евреям, 27) Откровение Иоанна Богослова.

Наш взгляд на апокрифические книги. К ним принадлежат: вторая книга Ездры; третья книга Ездры; Книга Товита; Книга Иудифь; Книга премудрости Соломона; Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова; Послание Иеремии; Книга пророка Варуха; Первая книга Маккавейская; Вторая книга Маккавейская; Третья книга Маккавейская; Прибавления к книге Даниила, с 24-го по 91-й стихи третьей главы и целиком 13 и 14 главы; Прибавление к 36-й главе Второй книги Паралипоменон — Молитва Манассии; В конце Псалтири — псалом Давида на единоборство с Голиафом; В Книге Есфирь — Дополнения к 1:1; 3:13; 4:17; 5:1-2; 8:12; 10:3.

Эти писания мы не признаем за богодухновенные и не принимаем их к руководству, так как они неизвестного происхождения: на еврейском языке, на котором написаны книги Ветхого Завета, их нет, и они имеются только на греческом языке, и кроме того, содержание их противоречит в некоторых частях содержанию других книг Священного Писания (1 Фес. 5:21).

ГЛАВА IV

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

(о Божьем провидении)

Бог, сотворивший мир, не остается безучастным зрителем того, что происходит. Бог промышляет о мире (Иов. 34:13), то есть, Он сохраняет творения, содействует и помогает им (Неем. 9:6; Пс. 36:6; Евр. 1:2-3; Иов. 26:2) и управляет ими (Пс. 85:17).

Управление Божие простирается: на всю вселенную (Пс. 102:19); на природу и ее стихии (Дан. 4:32; Еф. 1:10-11; Пс. 134:6-7); на одушевленные существа (Пс. 103:21-30; Мтф. 6:26; Лк. 12:24); на судьбы народов и отдельных людей (Иов. 12:23), праведных и нечестивых (Рим. 8:28; Лк. 1:52); на предметы или события (Мтф. 6:25-32); на молитвы людей (Мтф. 7:7-8; 6:8; Прит. 16:33).

Благость к творениям (Рим. 8:28; 2:4) и слава Творца (Рим. 9:23) суть две высшие цели, к которым Промысел Божий направляет жизнь всего живущего, заставляя его выполнять Свои премудрые предначертания.

ГЛАВА V

О ГРЕХОПАДЕНИИ

Бог наделил созданного Им человека свободной волей, то есть правом выбора между добром и злом, между свободой и рабством, между жизнью и смертью (Мтф. 17:12; Иак. 1:14; Втор. 30:19).

Бог мог бы создать человека лишенным свободы так, чтобы он не мог бы ничего избирать, а быть лишь механическим исполнителем воли Творца, но в этом случае Творение Его, будучи рабом, не было бы подобным Творцу и слава от невольных рабов не была бы славой, достойной всесвободного Творца (Ин. 15:15).

Любя человека, Бог дал ему закон и указал последствия его выбора (Быт. 2:16- 17).

Человек, искушенный врагом душ человеческих, избрал путь познания зла (Быт. 3:6) и потому должен был понести на себе и все последствия, сопряженные с этим: вместо свободы — рабство (Ин. 8:34) и вместо бессмертия — смерть (Быт. 2:17; 4:8).

Нарушив закон Бога, человек совершил грех, что значит — беззаконие (1 Ин. 3:4). Для того, чтобы человечество окончательно не отошло в пропасть погибели, а с другой стороны, чтобы оно не возгордилось и не думало, что своими собственными усилиями может возвратить утраченное блаженство, Бог дал человечеству:

1. понятие о естественном законе (законах природы), на котором основано все существующее (Рим. 1:20);

2. нравственный закон (Пс. 18:8-9), осознаваемый даже язычниками, но еще яснее осознаваемый теми, кто имеет писаное откровение Божие, осуществленное во Христе (Рим. 2:14-15; 7:14; 8:4; 10:4; Фил. 3:8-9);

3. обрядовый закон (книги Исход и Числа).

Ни один человек не был в состоянии исполнить эти законы Бога: «… все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12).

Но так как возмездие за грех есть смерть (Рим. 6:23), то весь род человеческий должен был умереть, чего требует вечное правосудие Божие; но здесь начинают свое творчество любовь Божия и милость Его, которая «предходит пред лицом» Его (Пс. 88:15).

ГЛАВА VI

БОЖЕСТВЕННЫЙ ПЛАН СПАСЕНИЯ, ИЛИ ИСКУПЛЕНИЯ, РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО

Бог по предвечной любви Своей восхотел спасти род человеческий и по великой премудрости Своей направил всю жизнь человечества с самого его падения к этой цели.

Но самое спасение благоугодно было Богу совершить через Иисуса Христа, Который, будучи истинным сыном Девы Марии, соединил в Себе как человеческую, так и Божественную природу (Мр. 15:39; Кол. 2:9) для того, чтобы примирить Бога с человеком и человека с Богом (Еф. 2:16; Кол. 1:20).

В существе Своем Иисус Христос был истинным человеком во всем, кроме греха (Деян. 2:22; Рим. 5:15; Мтф. 26:38; Лк. 2:40), и в то же время — истинным Богом, вторым Лицом святой Троицы (Ин. 8:58; 14:9-10); но, имея двоякую природу, Иисус Христос был одно существо, одно Лицо (1 Ин. 4:2; Ин. 1:14). Иисус Христос совершил искупление как акт величайшего самопожертвования Бога любви (Ин. 3:16; 1 Ин. 4:9); как выкуп (Мтф. 20:28; Мр 10:45); как послушание закону и удовлетворение правосудия (Гал. 4:4-5; Фил. 2:8); как жертву умилостивления (Пс. 84:11; Евр. 9:11-12; Ин. 1:29; 2 Кор. 5:21; Рим. 3:22-26).

Искупление, совершенное Христом, достаточно для всего рода человеческого (1 Ин. 2:2; 2 Кор. 5:14-15; Евр. 9:11-12). Оно есть единственное средство для спасения, и нет другого (Рим. 5:15-17).

Христос есть единый Спаситель мира (Деян. 4:12), единый Посредник между Богом и человеками (1 Тим. 2:5). Никто, даже самый праведный человек, не может замещать Его и быть ходатаем за грехи людей или принимать молитвы и поклонение от людей (Деян. 14:11-15), ибо это великое право принадлежит исключительно Богочеловеку, приобретшему это право Своею Кровью на голгофском кресте (Мр. 2:10).

ГЛАВА VII

О ВОСПРИНЯТИИ ЧЕЛОВЕКОМ СПАСЕНИЯ

Бог в лице Иисуса Христа приготовил спасение; человеку остается только его принять. Человек усваивает спасение через: веру, покаяние, обращение и рождение свыше.

1. Спасающая вера

есть та, которая признает истину откровения Божия (Рим. 10:17), приемлет действительную силу спасения, совершенного Христом (Ин. 1:12;), имеет полное доверие ко Христу как к Господу и своему личному Спасителю (Деян. 16:31) и дает уверенность в прощении грехов, оправдании через заслуги Христа (Рим. 3:28).

2. Покаяние

выражается: в признании греха, влекущего за собой осуждение и беспомощности человека в борьбе с ним; в сокрушении по поводу греха как преступления против Божественной справедливости и милости (Пс. 50:6, 10, 14); в желании получить прощение грехов и уверенность в его получении (Пс. 50:5, 7, 11). Покаяние начинается и оканчивается верою. Первый плод покаяния есть прощение грехов, оправдание (Рим. 3:24-30; Гал. 3:11; Евр. 11:7), то есть освобождение от наказания (Рим. 4:5) и восстановление в правах утерянного блаженства (Лк. 15:22-24).

3. Обращение.

За покаянием следует с ним неразрывно связанное обращение, то есть полная перемена мыслей, путей жизни (Лк. 19:8; Деян. 3:26; 11:21; Иер. 31:18 и далее).

4. Рождение свыше.

Одновременно с покаянием и обращением в человеке происходит рождение свыше, которое есть коренная перемена во внутреннем содержании жизни (Ин. 3:3. 5:21; Рим. 6:13; Еф. 2:1, 5, 19); в сердце (чувствах) (Мтф. 12:33-35; 15:19; Деян. 16:14; Пс. 50:12; Иез. 11:19); в нравственных стремлениях души (Еф. 4:23-24; Мтф. 6:24).

Новое рождение происходит с человеком моментально (Ин. 5:24), но всегда в далеко скрытом тайнике души (Ин. 3:8; Фил. 2:12-13) и узнается по плодам (Мтф. 7:16).

Таким образом, спасение усваивается человеком даром и не зависит от каких- либо заслуг человеческих (Рим. 3:24), но зависит только от его сознательной воли. Детям, которые не могут проявить сознательной воли, Бог не вменяет их греховности, и им принадлежит Царство Божие (Ин. 3:6; Мтф. 18:3-4; 18:5-6, 10, 14; 2 Кор. 5:15).

ГЛАВА VIII

О БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ, ОБ ИЗБРАНИИ ЧЕЛОВЕКА КО СПАСЕНИЮ И О ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИИ

Благодать Божия есть благой дар Божий, спасительная сила, производящая в человеке покаяние, обращение, рождение свыше и освящение.

Благодать Божия необходима для самого начала веры, покаяния, обращения и нового рождения (1 Кор. 12:3; Деян. 16:14; Мтф. 16:16-17), а так же для добрых дел и освящения (Фил. 2:13; Евр. 13:21; Рим. 8:14-26; Гал. 5:22; Ин. 15:4-5).

Благодать Божия предлагается Богом всем людям, а не только предопределенным к вечному спасению (1 Тим. 2:4; 1 Ин. 2:2).

Предопределение Божие одних к вечному спасению, а других — к вечному осуждению основывается на предузнании, то есть на предвидении того, примут ли они призыв или нет (Лк. 16:16: Рим. 8:29-30; Ин. 3:36; Мтф. 25:34-36).

Благодать Божия не стесняет свободы человека, не действует на нее непреодолимо (Откр. 3:20; Пс. 94:7-8; Деян. 7:51) и не исключает деятельного участия человека в том, что в нем совершается через нее (Иез. 11:19-20; 18:31). Благодать необходима человеку для сохранения себя в вере, и если он ищет ее влияния и действия, то он никогда не погибнет, никто не похитит его из руки Отца (Рим. 8:38-39; Ин. 10:28-29), но сам человек по свободному решению может отказаться от благодати и возлюбить сей век, и даже погибнуть (Ин. 12:43; 2 Тим. 4:10; Евр. 6:4-8; Фил. 3:18-19; Гал. 5:7; 5:4; Фил. 2:12; Ин. 6:66-68; Евр. 2:1; 2 Пет. 3:17; Лк. 8:13; Кол. 1:23).

ГЛАВА IХ

ОБ ОСВЯЩЕНИИ

Бог не оставляет Своих новорожденных детей в их первоначальном состоянии, но хочет, чтобы они возрастали (1 Пет. 2:2; 2 Пет. 3:18; Кол. 1:10); и Дух Святой, возродивший человека, не перестает действовать в сердце верующего, подкрепляя в достижении святости и совершенствования (Евр. 12:14; 13:21.; 1 Фес. 5:23; 1 Пет. 1:2; Рим. 15:16).

Хотя при рождении свыше руководящее стремление души освящается, но все- таки у человека остается часть «ветхого», то есть некоторая склонность ко злу (Ин. 13:10; Рим. 6:12). Вследствие этого в сердце верующего возникает борьба двух противоположных начал, могущая длиться всю жизнь (Гал. 5:17; Иак. 4:5; Еф. 4:22-23). Но в этой борьбе Дух Святой дает способность христианину при помощи веры более полно и сознательно усвоить Христа и, таким образом, постепенно достигнуть победы над греховной частью природы человека (Рим. 8:13-14; 1 Кор. 6:11; Иак. 1:1-6).

Освящение производится Самим Богом (1 Фес. 5:23), но при участии человека, который, прилагая разумные и свободные усилия, открывает в себе и стремится умертвить греховные побуждения (Фил. 2:12-13; 1 Пет. 2:2), повинуясь Христу и указаниям Его слова.

Цель освящения есть достижение полной свободы от греха, нравственного совершенства (Мтф. 5:48). Стремление к этому есть долг каждого христианина, и кто не имеет такого стремления, тот согрешает (Иак. 4:17).

Достижение победы над грехом возможно уже на земле (1 Ин. 3:6, 9; Быт. 6:9; Иов. 1:1); но утверждение, что всякий человек уверовавший, обращенный и возрожденный не согрешает, противоречит слову Божию (3 Цар. 8:46; Екл.7:20; Иак. 3:2; 1 Ин. 1:8).

Однако истинно то, что верующий, возрожденный и пребывающий в Боге, не может грешить произвольно (Евр. 10:26) или грехом к смерти (1 Ин. 5:16).

ГЛАВА Х

О ДОБРЫХ ДЕЛАХ

Бог хочет видеть в Своих искупленных не бездеятельную святость, а святой труд, святые, добрые дела (2 Пет. 1:5).

Бог создал человека на добрые дела (Еф. 2:10), которые являются необходимым плодом живой веры, без которых вера мертва и бездейственна (Иак. 2:17). Живая вера есть вера, действующая любовью, творящая добрые дела (Гал. 5:6). Но человека оправдывают не добрые дела, а живая вера, признаком которой они являются (Рим. 3:28; Еф. 2:9).

Человек, надеющийся на безжизненную веру без дел, несчастен; настолько же несчастен тот, кто надеется спастись без веры, через свои дела, ибо ими отрицает заслуги Христа (Гал. 2:21).

Добрые дела не могут быть платой со стороны человека за спасение, ибо «какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мтф. 16:26).

Добрые дела суть выражение благодарности Богу за уже совершенное и даром данное спасение (1 Кор. 10:31); средство для возвещения людям любви Божией (Мтф. 5:16); признак живой веры (Иак. 2:17).

Но добрые дела должны быть такие, какие Бог заповедал, а не такие, какие сами люди установили (Мих. 6:8; Евр. 13:21; Мтф. 15:9; Ис. 29:13).

ГЛАВА ХI

О СВОБОДЕ ХРИСТИАНИНА И СВОБОДЕ СОВЕСТИ

Свобода христианина есть свобода:

1) от власти греха

(Ин. 8, 32, 36; Рим. 6:7, 22); не в том смысле, что верующий не может согрешать, но в том смысле, что он получает от Бога силу, достаточную для того, чтобы во всякий момент не только сопротивляться греху, но и совершенно победить его (1 Ин. 5:5);

2) от обрядового закона

и вообще от закона как тяжелого ярма, которое раньше человек должен был нести как средство спасения (Рим. 10:4; 7:2-4);

3) от проклятия закона

страха смерти и ада (Зах. 14:11; Евр. 2:14-15);

4) от рабского страха

пред Богом, Который становится для человека не судьей, а любящим Отцом (Рим. 8:15-17);

5) от племенных, сословных и всяких других предрассудков (Гал. 3:28);

6) от человеческих авторитетов и учреждений, которые бы порабощали его совесть (Пс. 117:7-9).

Свобода христианина дает ему:

1) смелость и дерзновение

приходить к престолу благодати со всеми своими нуждами и желаниями (Евр. 4:16; Еф. 3:12; 1 Ин. 3:21);

2) сыновнее отношение к Богу

и проистекающее отсюда легкое и радостное чувство в служении Ему, причем человек выполняет свой труд для Господа не как тяжелую обязанность, а как высшее духовное удовольствие и благо для себя (Мтф. 11:28-29);

3) любовь ко всем людям, без различия народности или сословия: к одним — как к детям Отца Небесного, к другим — как к тем, которые могут сделаться Его детьми (Лк. 10:25-37);

4) чувство терпимости и снисхождения в отношении инакомыслящих (немощных в вере) во второстепенных вопросах веры (Фил. 1:15-18; 14:1; Фил. 3:15- 17).

Но свобода христианина не есть:

1) свобода от заповедей Божиих и служения Ему и ближним, напротив, она влечет за собою еще более радостное служение Богу и ближним, ибо сын лучше знает волю и природу отца и больше любит его, нежели раб (Ин. 15:15);

2) не есть свобода делать то, что служит к соблазну немощных в вере (1 Кор. 10:28-29);

3) не есть свобода для угождения себе и своим прихотям, и ею не может прикрываться жизнь плоти (Гал. 5:13).

Все же те, кто под прикрытием христианской свободы предаются греху, тем самым превращая Писание к своей собственной погибели (Рим. 6:1), разрушают христианскую свободу, которая состоит в том, чтобы мы, избавленные из рук врага душ наших, могли служить Господу безбоязненно, свято и праведно во все дни жизни нашей (Рим. 6:1-2; Гал. 5:13: 2 Пет. 2:18-21).

Свобода христианина включает в себя свободу совести. Бог есть судья и властелин совести человеческой (Иак. 4:12). Совесть служит звеном между Богом и человеком, и никакой человек не может подвергать другого человека насилию или утеснениям за то, что он следует указаниям своей совести или заставляет ее подчиниться каким-либо людским заповедям и учениям.

ГЛАВА ХII

О МОЛИТВЕ

Хотя судьба людей находится в руках Промысла (провидения) Божия и всеведущий Бог знает наперед все нужды человека (Мтф. 6:8), Бог в Своей предвечной благости позволяет человеку обращаться к Нему со всякими молениями и прошениями (Еф. 6:18: 1 Тим. 2:1).

Молитва есть внешнее проявление общения души человеческой с Богом (Прит. 3:32), при котором человек излагает Ему свои нужды и просит об их удовлетворении (Пс. 17:7; 2 Пар. 33:12; Фил. 4:19; Пс. 59:13), прославляет Его за исполненные молитвы и за благодеяния сверх молитвы (Пс. 117:21; 138:14; Ис. 12; Деян. 11:18), наслаждается радостным общением с Божеством, духовно созерцая красоту Лика Господня (Пс. 30:7; 16:15; 26:4; Мих. 7:7).

Так как нужды людей и их переживания бесконечно разнообразны, то и молитвы, как выражения этих нужд и переживаний, должны соответствовать им, и потому установленных форм для молитвы не может быть (1 Кор. 14:15; 2 Кор. 2:6; Рим. 2:29; Мтф. 15:8). Истинная молитва должна выражаться такими словами, чтобы она соответствовала тем нуждам и тем чувствам, которые наполняют сердце человека (Деян. 1:24-26; 4:24-30); должна исходить от сердца (Евр. 10:22); должна быть одухотворена живой верой в благость Бога, готового исполнить ее (Мтф. 2:22). Молитва не есть заслуга со стороны человека, а милость, данная ему Богом (Ис. 1:15-18).

ГЛАВА ХIII

О ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ

Бог, спасая людей, основал Себе из них Церковь. («Екклезия» — собрание.) Слово Его учит, что есть:

1) невидимая, вселенская Церковь и

2) видимая поместная церковь.

1. Вселенская Церковь есть собрание искупленных (покаявшихся, обращенных и возрожденных) душ всех веков, из всех народов, из всех поместных церквей (общин) на земле, как и на небе, то есть во всей вселенной (Еф. 1:22-23; 3:10; 5:24-25; Кол. 1:18; Евр. 12:23).

2. Поместная церковь есть собрание, общество или община возрожденных душ, соединенных одной верой (одним исповеданием) и находящихся в одной местности (Мтф. 18:17; Деян. 14:23; 1 Кор. 1:2; 1 Фес. 2:14). Цель поместной церкви — утверждение Царства Христа среди ее членов и распространение его в мире (Деян. 16:5; Откр. 3:2; 3:9; Мр. 16:15).

Поместных церквей может быть много; они могут разниться в деле устройства и порядка и даже в понимании некоторых мест Священного Писания, что не мешает им принадлежать одному Христу, молиться друг за друга и даже совместно работать там, где это возможно, если только они держатся свободы Христовой (Рим. 14:4-8; 10-12).

Принадлежность к вселенской (невидимой) Церкви не освобождает человека от обязанности принадлежать к какой-либо поместной церкви, ибо только тогда он может выполнять обязанности в отношении своих братьев и сестер во Христе (Евр. 10:25; Мтф. 18:17).

О ВСТУПЛЕНИИ И ВЫБЫТИИ ЧЛЕНОВ ЦЕРКВИ

Для вступления в члены вселенской (невидимой) Церкви Христа Бог установил только одно условие — веру, покаяние, обращение и рождение свыше (Откр. 7:9.14; Евр. 12:23; Ин. 3:3; 1 Петра 1:3-4).

Для вступления в члены поместной церкви Богом установлено то же условие — вера, покаяние, обращение и новое рождение, о факте которого человек должен дать свидетельство перед церковью и Богом через устное исповедание (Рим. 10:9- 10; 1 Тим. 6:12) и через видимое крещение в воде (Деян. 2:41).

Члены церкви поместной выбывают из нее:

1) через отпадение от веры (Лк. 8:13);

2) через совершение греха против брата (Мтф. 18:15-18);

3) через совершения греха против церкви и Господа (2 Фес. 3:14-15).

1. В случае отпадения от веры церковь поступает, как Христос, не проявляя принуждения, но молясь о них (Ин. 6:67).

2. В случае греха против брата Христос учит, чтобы, если согрешивший раскаивается, отдельные братья прощали его (Мтф. 18:21-35), а если не раскаивается, то увещевали его сначала наедине, а затем — в присутствии двух или трех братьев (Мтф. 18:15-16); в случае непринятия увещевания рассказали бы об этом церкви, которая и утверждает исключение или отлучение согрешившего и нераскаявшегося (Мтф. 18:17-18).

3. В случае греха против церкви или Господа Слово Божие учит, чтобы видящие это молились за согрешившего и увещевали его с целью его исправления, и только в случае непринятия увещевания церковь подвергла бы такого отлучению, но и тогда не считала бы его за врага, а вразумляла как брата (1 Ин. 5:16; Гал. 6:1; Иак. 5:19-20; 1 Тим. 1:3-5; Евр. 10:25; 2 Фес. 3:6-15; 2 Тим. 4:2: 1 Кор. 5:3-5; Тит. 2:5; 1 Фес. 5:11).

Цель отлучения — не месть, а средство к исправлению согрешившего (Гал. 6:1) и предохранение Церкви от заражения духовной болезнью (Мтф. 18:7-9; 2 Тим. 2:16-19).

ГЛАВА ХIV

ОБ УСТАНОВЛЕНИЯХ ЦЕРКОВНЫХ

(о двух заповедях Божиих для видимого исполнения)

Бог в Своей премудрости дал Церкви два установления:

а) крещение и

б) Вечерю Господню.

А. КРЕЩЕНИЕ. Слово Божие учит нас о двух видах крещения:

1) духовном и

2) водном.

1. Крещение духовное называется двояко:

а) крещением Духом Святым (Мтф. 3:11; Ин. 1:33; 1 Кор. 12:13) и

б) крещением в смерть Христа (Мр. 10:39; Мтф. 20:21-22; Рим. 6:3-4; Кол. 2:12).

Крещение Святым Духом

есть первое принятие Святого Духа (Деян. 1:5-8); и так как оно знаменует собой начало новой твари, то оно сопровождается рождением свыше, сообщением даров и т.п.

Крещение в смерть Христа

есть тот переворот в душе человека, когда он, уподобляясь Христу, умирает для греха и восстает для праведности.

2. Крещение водою. Греческое слово «баптизма» в Новом Завете, относящееся к крещению, означает «погружение» (Мр. 1:5-9; Мтф. 3;3-6; Деян. 8:38-39).

Крещение водою повелел исполнять Сам Христос (Мтф. 28:19; Мр. 16:16); оно совершалось апостолами (Деян. 2:38) и церквами (Рим. 6:3-5; Кол. 2:11-12; 1 Пет. 3:21).

Крещение водою есть внешний знак совершившегося в душе ранее крещения Духом Святым, смерти для греха и воскресения для праведности (Рим. 6:3-4).

Поэтому крещение водою имеет свое значение только тогда, когда оно совершается над теми, которые сознательно уверовали во Христа, раскаялись, обратились и получили рождение свыше, то есть крещение духовное (Мтф. 28:19; 3:1-2; Деян. 2:41; 2:38; 8:12; 10:47; 18:8; 19:5; Гал. 3:26-27; Мр. 16:16).

На основании этого до совершения крещения водою Церковь имеет право и обязанность убедиться, что лицо, желающее креститься водою, пережило рождение свыше и желает исполнить установление Господа сознательно (Деян. 8:37).

Крещение не имеет никакого значения для детей, которые не могут сознательно веровать или сознательно пережить смерть для греха и воскресение для праведности, тем более, что они наследуют Царство Божие независимо от веры или покаяния (Мтф. 18:1-4).

Б. ВЕЧЕРЯ ГОСПОДНЯ

Вечеря Господня («евхаристия» — благодарение) установлена Господом Иисусом Христом в последние часы Его жизни на земле (Лк. 22:19-20; 1 Кор. 11:23- 34). Вечеря Господня знаменует:

1) смерть Христа за наши грехи, которую верующие вспоминают и возвещают (1 Кор. 11:26);

2) наше духовное общение с Иисусом Христом (1 Кор. 10:16);

3) постоянную зависимость верующего в его духовной жизни от распятого, но живого Спасителя, с Которым он соединен (Ин. 6:53);

4) участие верующего в смерти Христа т.е. его смерть для греха и воскресение для праведности (Рим. 8:10; Фил. 3:10);

5) союз верующих во Христе, их Главе (1 Кор. 10:17);

6) будущую радость и совершенство Царствия Божия (Лк. 22:18; Мр. 14:25).

Вечеря Господня исполнялась апостолами и церквами в их время ежедневно или еженедельно (Деян. 2:46; 20:7; 1 Кор. 11:23-24; 10:16). Она должна исполняться в собрании верующих (Деян. 20:7; 1 Кор. 11:18, 20, 33-34).

В Вечере Господней могут участвовать только: 1) уверовавшие и возрожденные; 2) засвидетельствовавшие смерть со Христом через крещение водою (Мтф. 28:19- 20; Деян. 2:41-46; 22:16) и ведущие христианский образ жизни (1 Кор. 11:29).

ГЛАВА ХV

УСТРОЙСТВО ЦЕРКВИ

(поместной)

По воле Божией каждая поместная церковь должна иметь устройство и порядок (1 Кор. 14:33, 40).

Каждая церковь имеет своим единым главою Иисуса Христа (Еф. 1:22) и управляется Его словом и руководством Духа Святого (2 Пет. 1: 19-21; Лк. 12:12; Откр. 2:7; Рим. 8:14) через молитву и общение в собраниях (Мтф. 18:19-20; 1 Кор. 5:4; Деян. 1:15, 23, 26; 2:44-45; 4:23-32; 6:1-6; 14:27; 15:2, 22, 28; Рим. 12:16; 1 Пет. 3:8).

Для несения текущей работы церковь избирает из среды себя наставников, или предстоятелей (Еф. 4:11-12; Деян. 1:20-26), которые в апостольской Церкви были двух главных разрядов:

1) пресвитеры («пресбитерой» — старейшина), называемые в других местах Св. Писания пастырями (1Пет.5:1-5) и епископами («епископой» — надзиратели) (1 Фес. 5:12; Евр. 13:7, 17, 24);

2) Диаконы («диаконой» — служитель). Число тех и других в одной церкви не установлено, но во всех случаях, упомянутых в Св. Писании, их было больше, чем по одному в каждой церкви (Деян. 14:23; 20:17; Иак. 5:14; Деян. 15:6; 1 Пет. 5:2).

Пресвитеры (епископы, пастыри) и диаконы поставляются Богом через ниспослание им соответствующих даров и ревности в служении, которые находят себе оценку в глазах церкви. Церковь, признавая эти дары, избирает их для служения.

Обязанности пресвитеров: наставлять членов церкви в здравом учении, а противящихся обличать (Тит.1:9; 1 Тим. 3:1-5); поддерживать слабых (Деян. 20:35); блюсти и пасти церковь Господа (Деян. 20:28), не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3), и обходиться с ним, как кормилица нежно обходится с детьми (1 Фес. 2:7; 1 Тим. 5:17; Деян. 8:26-40).

Проповедь или совершение установлений церковных не составляет исключительной обязанности пресвитеров или диаконов (1 Кор. 3:6; 1:14-17).

Диаконы имеют своею обязанностью: наблюдать за делом благотворительности (Деян. 6:1-4); быть сведущими в слове и вести беседы (Деян. 6:9- 10) и по личным качествам должны удовлетворять требованиям слова Божия (1 Тим. 3:8-13).

В церквах могут быть и другие избранные служители: учители (1 Кор. 12:29; Рим. 12:7), увещеватели, раздаватели (Рим. 12:8) и т.п., диакониссы (Рим. 16:1).

Служители, посвящающие все время служению в церкви, могут получать от нее содержание (Мтф. 10:10; Лк. 22:35).

Для целей благовестия могут быть избираемы и посылаемы способные для этого члены с содержанием от церквей (миссия) (1 Кор. 9:14).

О ЦЕРКОВНОМ СОВЕТЕ

Пресвитеры, диаконы и другие избранные церковью служители могут иметь с согласия церкви особые совещания, образуя, если это нужно, постоянный совет, который обсуждает вопросы до поступления их в церковь (Деян. 15:6; ср. ст. 22; Фил. 1:1).

На обязанности совета лежит забота о преуспевании церкви (Еф. 4:11-16; Кол. 1:9-10; Деян. 9:28-31; 14:22; 16:4-5).

Церкви, а не кому-либо внутри или вне ее принадлежит право избирания служителей, и этого права церковь не может уступать никому другому.

ОТНОШЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ МЕЖДУ СОБОЮ

Каждая церковь стоит непосредственно перед своим Начальником — Господом, Ему Одному дает отчет и перед Ним Одним ответственна. Она не может признавать над собою никакого другого главы или руководителя ни в виде светской власти, ни в виде влияния или господства какой-либо другой церкви, общины или союза.

Но, с другой стороны, никакая церковь не должна забывать о существовании иных церквей; должна молиться о них, поддерживая «единство духа в союзе мира» со всеми; стремиться оказывать другим церквам, поскольку это возможно, помощь и содействие.

При таком стремлении возможны соглашения между церквами для определенных целей, особые союзы и тому подобное.

Но при существовании этих союзов, с одной стороны, никакая церковь не должна забывать о своей полной независимости; не искать для себя руководства союзов или других церквей, а помнить, что она имеет достаточное руководство в слове Божием и Духе Святом, а с другой стороны — никакая церковь не должна стремиться к господству над другими церквами, или вмешательству в их внутренние дела, или к влиянию на выбор служителей в других церквах.

Но вместе с тем церкви не должны забывать, что высшее желание их Главы есть то, чтобы они достигали и осуществляли «единство духа в союзе мира».

ГЛАВА ХVI

ОТНОШЕНИЕ К ГОСУДАРСТВУ

Мы верим, что Церковь Христа в противоположность государству есть Царство не от мира сего (Ин. 18:36). Жизнь Церкви и жизнь государства — совершенно разнородны (1 Кор. 2:6-7). По самому существу своему Церковь, признавая своим главою Христа, не может находиться под владычеством светской власти; тем более она не может сама иметь светскую власть и не может действовать в ее духе и ее приемами (Лк. 12:13-14; Мтф. 20:20-28). Поэтому Церковь и государство должны быть независимыми друг от друга (Мтф. 22:21).

Но в тех вопросах, где Церковь и государство соприкасаются — в делах просвещения, записи браков, рождений и т.п., как церкви, так и отдельные ее члены подчиняются всем государственным законам, не противоречащим слову Божию (Рим. 13:1-7).

Мы признаем за святую обязанность совершать молитвы, прошения и благодарения за всех человеков, за всех властей и за всех начальствующих (1 Тим. 2:1-4).

Мы также признаем другую нашу обязанность — возвещать истину пред народами и царями (Лк. 13:32; Деян. 9:15; Мтф. 14:1-4) и посредством примера любви и молитвы уменьшать всякое зло в государственной или общественной жизни, содействуя торжеству добра (Рим. 12:17), свободы (1 Кор. 7:21), справедливости (Фил. 4:8), храня мир со всеми (Евр. 12:14).

ГЛАВА ХVII

О ХРИСТИАНСКОЙ СЕМЬЕ

Мы верим, что семья и ее основа — брак установлены Самим Богом (Быт. 2:18- 24).

Брак есть святой союз между мужчиной и женщиной для взаимной помощи и поддержки, для продолжения рода человеческого и для совместного прохождения жизненного пути в любви и верности, доколе не разлучит их смерть(Быт. 2:18; 1 Кор. 7:33; 1 Пет. 3:1-7; Еф. 5:22-23).

Христианский брак есть союз двоякий: 1) духовный (нравственный) и 2) телесный.

Отрицающие телесную сторону брака впадают в заблуждение и грех (1 Тим. 4:3); отрицающие духовную (нравственную) сторону его делают союз плотским сожитием.

Для того чтобы брак имел духовную основу, необходимо, чтобы он был заключен в молитве о благословении пред Богом, Кто Один сочетает так, что никто не может разлучить (Мтф. 19:6); чтобы муж и жена были верующие, возрожденные от Духа Святого (1 Кор. 7:39).

Но слово Божие признает за действительный и не лишает земного благословения также и брак, совершенный между людьми невозрожденными. Если одна сторона такого брака уверует, то она не должна покидать неверующую сторону, но должна молиться о ней, чтобы Господь привел и ее ко спасению (1 Кор. 7:12-16).

Верующему или верующей слово Божие не запрещает вступать в брак, но только в Господе (1 Кор. 7:39; 1 Кор. 7:10-11).

Развод Слово Божие допускает только по вине прелюбодеяния (Мтф. 5:32; 19:6).

Христианская чета смотрит на детей как на драгоценный дар Божий; ее долг беречь их от соблазнов, вреда душевного и привести ко спасению. Сберечь души детей ко спасению родители могут только путем:

1) христианского воспитания в Господе, в учении и наставлении Господнем,

2) но более всего личным примером, помня ту огромную ответственность, которую они несут за соблазн «малых сих» (Мтф. 18:6-7; Кол. 3:21).

Правильное воспитание детей для христианина является более важной обязанностью, чем какая-либо общественная деятельность. Дети должны повиноваться родителям, ибо того требует справедливость (Еф. 6:1-2; Кол. 3:20).

ГЛАВА ХVIII

О СМЕРТИ И О БУДУЩЕЙ ЖИЗНИ

Мы верим, что есть три смерти:

1) телесная смерть — разлучение души с телом (2 Кор. 5:8),

2) духовная смерть — разлучение души с Богом (Быт. 2:17; 3:8; Лк. 15:32),

3) вторая смерть, то есть наказание от Бога и муки нечестивых с их вновь соединенными душами и телами в озере огненном (Откр. 20:6-14).

Душа человеческая бессмертна (Ин. 2:19-21; 10:17-18; 2 Тим. 1:10). После телесной смерти до воскресения души спасенных и неспасенных разлучены от тела, но души спасенных находятся в состоянии сознательной радости (2 Кор. 5:1-8; Евр. 12:23; Лк. 23:42-43; Откр. 2:7; Фил. 1:22-23; Мтф. 22:32; Лк. 16:22; 23:43; Откр. 6:9-11), а души нечестивых — в состоянии сознательной муки (1 Пет. 3:19; 16:23; 2 Пет. 2:9).

ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ ХРИСТА

Слово Божие учит, что второе пришествие Христа для завершения спасения верующих и для наказания неверующих (Мтф. 24:23-34; 1 Фес. 4:16) будет видимое (Мтф. 24:30).

Времени пришествия Христа никто не может определить или предсказать (Мтф. 24:36); но ему должно предшествовать:

1) распространение евангельской вести по всему лицу земли (Мтф. 24:14);

2) усиление зла, пришествие (воплощение) антихриста и первое воскресение мертвых (2 Фес. 2:1-12; Откр. 20:2-4; Рим. 8:21-23).

ВОСКРЕСЕНИЕ МЕРТВЫХ

Верующие воскреснут воскресением в жизнь, и тело их будет подобно прославленному телу Христа, достойным для совершенного восприятия Духа.

Нечестивые воскреснут воскресением к смерти (Откр. 20:11-15; Ин. 5:28-29).

Те, которых Христос найдет живущими на земле, получат измененные тела, не переходя через врата смерти (1 Кор. 15:51-53).

СУД БОЖИЙ

Суд Божий совершится видимым образом в определенное время в лице Иисуса Христа (Деян. 17:31):

1) над всеми людьми — над мертвыми, которые воскреснут в новых телах, и над живыми, тела которых изменятся (1 Кор. 15:51-52; Мтф. 13:24-30; 2 Тим. 4:1; 1 Пет. 4:5);

2) над злыми ангелами (2 Пет. 2:4; Иуд. б; Мтф. 13:41-42).

КОНЕЧНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕЧЕСТИВЫХ И ПРАВЕДНЫХ

Нечестивые после воскресения и осуждения будут находиться в вечном огне (Мтф. 25:41), в кладезе бездны (Откр. 9:2-11), во внешней тьме (Мтф. 8:12), в муке (Мтф. 25:46; Огкр.14:10-12), во второй смерти (Откр. 21:8), в погибели (2 Фес. 1:9), в вечном осуждении (Мр. 3:29).

Праведные будут жить вечно (Мтф. 25:46), в славе (2 Кор. 4:17), в покое (Евр. 4:9), во свете знания (1 Кор. 13:8-10), святости (Откр. 21:27), служении (Откр. 22:3), славословии (Откр. 19:1), в торжествующем соборе праведников (Евр. 12:23), в общении с Богом (Откр. 21:3), которому не будет конца.

 

Из архива журнала «В начале», 1999 год.

И. С. Проханов


Дата: 05 декабря 1999
Темы:


Редакция
Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*