Минск, Багратиона, 30. Мы в самоизоляции. Проповеди на сайте и в Youtube

Поиск истины

Нынешним летом я праздновал двадцатилетие моей христианской жизни. Почти 10 первых лет я был членом харизматической церкви и ревностно впитывал в себя учение, которое нам преподавалось. Однако, возмужавши в вере и в своем познании Писания, я увидел недостатки многих тех христианских учений, которые я раньше так беспрекословно принимал.

В этой статье я хотел бы подробнее остановиться на трёх из них и на том, как я последовал другому учению:

  1. Крещение Святым Духом
  2. Пение в Духе
  3. Быть сраженным Духом

«Крещение Святым Духом»

Одним из учений, внушенных мне в моем христианском младенчестве, было учение о крещении Святым Духом. Нас учили, что крещение Святым Духом является вторым плодом работы благодати, который человек получает после своего обращения в ответ на молитву, и что оно необходимо для получения нами силы свидетелей Христовых. Печально, но факт: многие из тех, кто верил в то, что они получили крещение Святым Духом, начали превозноситься над теми, которые, как мы предполагали , Духа Святого не имели. Мы считали, что у них мало духовных сил, что они испытывают духовный дефицит. Конечно, никто не высказывал этого мнения вслух, но его многие из нас разделяли. Часто на наших собраниях люди, недавно обратившиеся к Господу, приглашались пастором на сцену, где он возлагал на них руки и молился о том, чтобы они были крещены Святым Духом. Нас учили сначала принимать крещение верой, а потом ожидать, что Дух Святой начнет являть себя в нашей жизни каким-то определенным образом. Если человек начинал говорить на «иных» языках, то это было верным признаком того, что он уже получил крещение Святым Духом. Были ещё и другие признаки «крещения»: особая сила свидетельствования о Христе, необычно сильная любовь к Богу и некоторые другие. Я получил опыт крещения Святым Духом через девять месяцев после моего обращения, когда внезапно начал говорить на языках во время вечерних молитв.

Наше понимание крещения Духом как второго благословения в жизни христианина почти полностью опиралось на книгу Деяний. Нас учили, что ученики Христа в день Пятидесятницы уже были спасены и что на этом этапе их христианской жизни они получили крещение Святым Духом для того, чтобы быть свидетелями Христа. В книге Деяния святых Апостолов (1:4) Иисус велит ученикам ждать, не покидая пределов Иерусалима, пока Отец не исполнит Своего обещания, определенного в Деян. 1:5 как крещение Святым Духом. Позже (Деян. 1:8) Иисус говорит тем же ученикам : «…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Эти отрывки и были своеобразными богословскими подпорками понятия «крещение Святым Духом». Мы были уверены в том, что, опираясь на них, можно доказать, что спасённые нуждаются в получении ещё одного дара, дара силы Святого Духа, дабы быть более эффективными свидетелями Христа.

Ещё одно подтверждение истинности данного учения мы находили в 8 главе той же книги, где описано, как Филипп проповедует Евангелие самарянам. В Писании говорится, что самаряне поверили Филиппу, который проповедовал благую весть о Царстве Божием и об Иисусе Христе, и крестились. Но, несмотря на то, что многие из них были, несомненно, спасены, Петру и Иоанну все равно пришлось идти, возлагать руки на обращённых и молиться о том, чтобы они получили Святого Духа (Деян. 8:14-15). Этот отрывок, казалось, явно говорил, что спасённым требовался второй плод благословения — принятие Святого Духа. Более того, из этого отрывка мы заключали, что когда человек получает дар Святого Духа, должно произойти что-то необычайное. Это становилось особенно очевидным после прочтения отрывка, где Симон, увидев, «что чрез возложение рук Апостольских подаётся Дух Святый» (Деян. 8:18), был так впечатлен, что предложил апостолам деньги для того, чтобы приобрести способность сводить на людей Святой Дух. И на этот раз нам показывалась очевидность того, что человек может быть спасённым, но не иметь дара Духа, и когда Дух снисходит, должно происходить что-то необычное.

В Деян. 19 мы читали про то, что, когда некоторые ученики, крещённые Иоанном Крестителем, позже поверили во Христа, Павел возложил на них руки и на них сошёл Святой Дух, они заговорили на языках и начали пророчествовать. Мы все полагали, что апостол придавал такое большое значение получению этими молодыми христианами дара Святого Духа, что немедленно после их обращения и крещения он возложил на них руки, чтобы они испытали на себе силу Духа.

Я нимало не сомневался, что учение о крещении, которое нам преподносили, было библейским, пока в изумлении не натолкнулся на одно из правил толкования Библии в книге, которую я в то время читал. Вот это правило: «Никогда не создавайте учения, основываясь исключительно на исторических данных. Ищите подтверждения предположению, основанному на исторических данных, в библейском тексте». Когда я подвергнул наше учение о крещении Святым Духом более глубокому изучению, то понял, что оно не соответствует истине. Вся моя богословская позиция о крещении Святым Духом почти полностью базировалась на книге Деяний. Я увидел, что ни в одной из других книг Библии, и в частности Нового Завета (послания к Римлянам, к Галатам, к Ефесянам, к Евреям и др.), я не смог найти какого-либо другого подтверждения учению крещения как второго шага в христианской жизни. Я понял, что если бы опыт получения Святого Духа был так необходим каждому христианину, апостолы бы подробнее рассказали об этом в своих евангельских посланиях. Однако после долгого периода изучения Библии мне пришлось признать, что ни в одной из евангельских книг нет изложения этого учения.

К тому же я начинал понимать, что не всё в Деяниях следует считать неизменным применительно к истории христианской церкви. Я сам, например, не верил в то, что Бог всё ещё регулярно истребляет лжецов (Деян. 5:1-5), что для того, чтобы освободить больного от болезней и злых духов, нам надо возлагать на них одежды служителей церкви (Деян. 19:12), или в то, что люди получают исцеление, когда на них падает тень одного из пресвитеров (Деяния 5:15). Почему же тогда надо верить тому, что «получение Духа» — это переживание, которое происходит после обращения? Я не смог найти ни одного подтверждения этому в Библии. Изучая Писание, я нашёл семь мест в Новом Завете, где глагол «крестить» связан со словами «Святой Дух». Пять из них относятся к излиянию Святого Духа на церковь в день Пятидесятницы (Мф.3:11; Мк.1:8; Лк. 3:16; Ин. 1:33; Деян. 1:5). Это было историческим и беспрецедентным событием, как, к примеру, воскрешение Христа. Единственная оставшаяся ссылка на крещение Духом в книге Деяний повествует о событиях, которые нельзя назвать следующими за обращением, они являются лишь проявлением великой работы Святого Духа, способствовавшего покаянию и посвящению Корнилия и всего его дома Христу (Деян. 10:18-48). В данном случае крещение Духом происходило не отдельно от обращения, а одновременно.

Кроме уже рассмотренных, единственная оставшаяся в Новом Завете ссылка на крещение Святым Духом содержится в 1 Кор. 12:13, где говорится: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом». Апостол Павел далёк от утверждения того, что крещение Духом — это самостоятельное переживание, отдельное от обращения, которое надобно искать всем верующим. Напротив, этот текст учит нас, что все христиане были крещены Духом в момент обращения. И присоединились к телу Христову они именно благодаря крещению Святым Духом. Этот текст меня полностью убедил, что христианам не надо искать крещения Святым Духом, потому что они уже им обладают!

Данная истина соотносится с другими местами Писания, которые я нашёл. Например, в Кол. 2:10 говорится: «…и вы имеете полноту в Нём…», — а в 2 Петра 1:3 написано: «Как от Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия…». Таким образом, если мои новые выводы, основанные полностью на Писании, являются правильными, то возникает вопрос: «А зачем же тогда было так необходимо верующим, как описано в Деян. 2,8 и 19, получать крещение Святым Духом отдельно и в следующую очередь после их обращения? Я сразу исключил снисхождение Святого Духа на апостолов во второй главе книги Деяний, потому что день Пятидесятницы был историческим, беспрецедентным событием. Таким образом, мы не должны ожидать личного «дня Пятидесятницы».

С другой стороны, в восьмой главе книги Деяний описывается событие, когда Бог в Его безграничном провидении не спешил даровать Святого Духа самарянам, принявшим слово Божие, а ожидал, чтобы из Иерусалима пришли апостолы и возложили на них руки. Так высшему духовенству Иерусалимской церкви подчёркивалось, что самаряне являлись не второсортными людьми, а полноправными членами церкви. Это было важно из-за исторической враждебности между евреями и самарянами, а также из-за того, что Иисус определил, что распространение Евангелия до Самарии будет следующим этапом, после того как оно будет проповедовано в Иерусалиме и в Иудее (Деяния 1:8). Таким образом, события в восьмой главе Деяний были своего рода «самарянской Пятидесятницей», особым снисхождением Духа на самарян, которые происходили от еврейских и языческих предков. Всем стало очевидно, что полнота благословений Нового Завета, а также сила Святого Духа снизошли и на эту группу людей, не замыкаясь исключительно на евреях.

Некоторого дополнительного пояснения требует отрывок из восемнадцатой главы книги Деяний, где несколько учеников Иоанна Крестителя обращаются к вере и затем получают Святого Духа через возложение рук Павлом. После более детального разбора текста я пришёл к выводу, что этот отрывок не согласуется с двухэтапным учением пятидесятников. В Деяниях 19 описываются люди, которые были крещены Иоанном Крестителем и стали последователями его учения. Однако очень маловероятно, что они знали фундаментальные христианские истины, так как Павлу пришлось разъяснять, что Иисус был тем, о ком говорил Иоанн (Деян. 19:4). К тому же они даже ничего не знали о Святом Духе, из чего можно заключить, что они никогда не слышали о Евангелии Христа. Ясно, что эти люди не могут служить примером возрожденных верующих, которым надо получить ещё и крещение Святым Духом, потому что нельзя сказать о современных верующих, что они сначала веруют в то, что Мессия придёт, а затем, позже, узнают, что Иисус уже приходил, жил, умер и на третий день воскрес. Мы получаем понимание Евангелия Христа сразу же, и мы подобно коринфянам немедленно получаем обещанный опыт силы Святого Духа.

«Пение в Духе»

Ещё одним феноменом, который мне довелось наблюдать в моей харизматической церкви, является так называемое «пение в Духе». В начале собраний мы пели песни хвалы и прославления Бога. Обычно это были современные хоровые песни или стихи из Писания, положенные на музыку. Иногда в конце наших песнопений по побуждению пастора мы все вместе начинали выкрикивать славословия Богу, используя любые слова, которые приходили в голову. Некоторые «пели в Духе» на английском, многие же — на иных языках. Вся церковь продолжала такое «пение» несколько минут. Часто, когда «пение в Духе» замолкало, брат или сестра возбуждённо возглашала «Божье пророческое слово» или начинала говорить на языках. Через несколько лет после того, как я был посвящён в практику «пения в Духе», я начал более детальный разбор главы 14 первого послания к Коринфянам. Именно тогда я и усомнился, а была ли такая практика вообще библейской. Я прочёл 1 Кор. 14:13-19, где говорится: «А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования. Ибо, когда я молюсь на незнакомом языке, то, хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода. Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом. Ибо, если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь. Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается. Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке».

После чтения этого отрывка я начал понимать, что Павел разрешал говорение и пение на языках в церкви только по особым обстоятельствам. Он ясно даёт понять, что если человек обращается к Богу на незнакомом языке, то его ум остаётся без плода. Более того, Павел утверждает, что если кто-то благословляет Бога исключительно Духом (иначе — на языках), то другие члены церкви не могут сказать «аминь» при его благодарении, потому что они не понимают, что он говорит. Таким образом, остальные члены церкви не назидаются, если только кто-нибудь не может истолковывать для всех сказанное на языках. В конце своих наставлений по этому поводу Павел делает особый акцент на важности истолкования сказанного на доступном всем языке, говоря, что он благодарит Бога за то, что так часто разговаривает на языках, но что в церкви он предпочитает сказать пять слов понятных всем, нежели тьму слов на незнакомом языке.

Основное правило, о котором апостол пишет коринфянам, заключается в том, что всё, что делается в церкви, должно быть к назиданию (1 Кор. 14:26). Языки же в форме речи или пения (если нет истолкователя) не назидают церковь, потому что никто не может понять, о чём идёт речь. Поэтому, если нет кого-нибудь, кто способен истолковать говорение на языках (речитативного или в форме пения), то лучше молчать, а говорить себе и Богу.

«Пение в Духе», через которое я прошёл в моей христианской молодости, было процедурой, когда много разных людей все вместе начинали петь на языках. И никогда не было истолкования того, что было сказано для назидания остальным в церкви. Таким образом, я пришёл к выводу, что согласно Писанию мы поступали неверно и что следует запретить подобную практику на собраниях.

«Быть сражённым Духом»

Третья практика, которой я был свидетелем в моей церкви, будучи ещё молодым верующим, именовалась «сражение Духом». Иногда во время служения пастор просил выйти к нему на сцену всех тех, кто нуждался в особых молитвах об исцелении, о замужестве или крещении Святым Духом. Пастор тогда возлагал им на головы руки и молился, в то время как «ловцы» стояли за спиной того, о ком возносилась молитва, чтобы, если этот человек начнёт падать ниц на землю, вовремя его поддержать. В ряде случаев я тоже выходил на сцену и за меня молились. Пастор подсказывал нам, чтобы мы поднимали вверх руки для принятия того, что хотел нам даровать Господь. Затем, когда пастор возлагал свои руки на голову, он нас легонько подталкивал, чего зачастую было достаточно, чтобы те, кто уже был в «восприимчивом» состоянии и на эмоциональном подъёме, «падали под воздействием великой силы». Я до сих пор хорошо помню один вечер, который наш пастор окрестил «вечером чудес». Прямо перед собранием он созвал всех служителей нашей церкви и поручил, чтобы, когда он будет за нас молиться, мы все вместе «пали и приняли» то, что хотел нам даровать Господь, т.е. он хотел, чтобы мы падали при его возложении рук на нас.

Я начал подвергать сомнению и эту практику. Хотя пастор при объяснении и опирался на стихи из 2Пар.5:14, Ин.18:6, Деян. 9:4, Откр. 1:17, однако, как я позже убедился, ни один из них не мог служить библейским обоснованием практики «сражения Духом», которую я наблюдал в нашей церкви.

Во 2Пар.5:11-14 Библия описывает благоговение в храме Соломона, когда священники, левиты певцы и музыканты славили Бога за Его благость и милость. В ответ на эти молитвы, согласно Библии, «…дом Господень, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака; потому что слава Господня наполнила дом Божий» (2 Пар. 5:13-14). Следует отметить несколько обстоятельств, связанных с этими стихами. Первое, в них не сказано, чтобы кто-нибудь падал ниц в храме. Второе, тут не говорится о том, что кто-то возложил на кого-то руки и поэтому «сражённые Духом» падали на землю. В тексте просто говорится, что когда слава Божия явилась в облаке, священники не могли стоять на служении. Вероятно, священники были ослеплены ярким светом, исходящим из облака, или же испытывали такой трепет и благоговение от этого облака, что не могли продолжать службу. В этом тексте нет ничего о «сражении Духом», практике, которая так распространена сейчас среди харизматических церквей.

В Евангелии от Иоанна 18:1-6 описываются действия римских солдат и охранников храма, которые искали задержать Иисуса. Когда Он спросил их, кого они ищут, те отвечали : «Иисуса Назорея». Иисус же сказал им, что это Он. Тогда они отступили назад и пали на землю. Однако их нельзя назвать обращёнными. Конечно же, они не получили обращения в тот момент, когда пали на землю, потому что чуть позже встали и арестовали Иисуса. Более того, Иисус никогда не возлагал руки ни на одного из них. Едва Он успел сказать: «Это я», — как они сразу же пали на землю. Несомненно, в этом примере мало общего с распространённой практикой возложения рук на верующих, которые падают ниц от «великой силы».

В Деяниях 9:1-4 даётся описание обращения Савла. Когда Савл приближался к Дамаску, намереваясь арестовать местных христиан, его осиял свет с неба, он пал на землю и услышал голос Иисуса, который спрашивал его, почему он Его гонит. Савл пал на землю, будучи ещё необращённым, только властью воскресшего Христа и без посредства кого-либо из людей. Почему бы нам в таком случае не ожидать, что и современные «сражённые Духом» по примеру Савла увидят ослепляющий свет и услышат голос Иисуса Христа?!

В Откр. 1:17 Иоанн пал к ногам Христа, как мёртвый, когда увидел Его во всей Его славе. Однако апостол Иоанн упал не после того, как Иисус возложил на него руки. Он пал на колени в смирении, когда увидел величие воскресшего Христа во всей Своей славе. Этот отрывок никоим образом не согласуется с современной практикой «сражения Духом». В нём, скорее, отражена реакция человека на видение величия живого Христа.

Давая оценку библейским описаниям, наиболее схожим с феноменом «сражения Духом», я был потрясён тем, что во всей Библии я не смог найти ни единого отрывка, где бы Божий человек возлагал руки на других, молился, и они бы в результате падали «под воздействием великой силы». И тем не менее в одном из словарей, изданном в духе пятидесятнических и харизматических движений говорится: «Целая армада библейских текстов используется для доказательства соответствия феномена («сражения Духом») Писанию». Однако Библия не содержит ни единого намёка на то, что «сражение Духом» является частью обычной христианской жизни. Основываясь на достоверных фактах, мы видим, что во все времена христиане испытывали психофизическое воздействие, при котором они падали на землю. Более того, они все приписывали это чудесное явление Богу. Но в Библии нет ни одного свидетельства, что такое явление — часть обычной христианской жизни.

В результате тщательного изучения Писания я отверг многие аспекты харизматического учения, включая и доктрину о «крещении Святым Духом» как следующим за обращением и доктрины «пения в Духе» и «сражения Духом». Я очень благодарен Богу, что я научился самостоятельно давать оценку той или иной практике, которой мне довелось быть свидетелем, с помощью Слова Божия. В современных американских харизматических церквах люди безудержно смеются, лают, как собаки, рычат, как львы и даже утверждают, что они апостолы Иисуса Христа. Другие же выманивают у людей деньги, обещая материальное благосостояние, чудеса или исцеление болезней. В наше время, когда повсюду организуются множество таинственных, противоречащих Библии «чудеc», я чувствую особую благодарность Господу Богу за то, что Он даровал мне верного путеводителя в лице непогрешимого Святого Писания. Я рад, что сумел от власти такой практики перейти во власть совершенного Слова Божия. Пусть же каждый из нас прилежно и старательно Его изучает, постоянно молясь о мудрости Святого Духа, чтобы Он открыл нашим умам Свои бесценные истины и соделал нас совершенными и ко всякому доброму делу приготовленными (2 Тим. 3:17).

 

Из архива журнала «В начале», 1999 год.

Автор текста: Брайэн Андерсон


Дата: 05 декабря 1999
Темы:


Редакция
Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*