Блаженны жаждущие праведности
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Евангелие от Матфея 5:6
Заповеди блаженства представляют собой единое целое. И хотя любая из них имеет глубокий смысл и заслуживает отдельного изучения, каждую из них надо рассматривать в контексте с другими заповедями. Они тесно связаны между собой, более того, порядок их расположения не случаен.
Нетрудно обнаружить, как связаны первые три заповеди блаженства с четвертой. Сначала Иисус говорит о духовной нищете, о том, что блаженны те люди, которые осознают ее. Затем Он говорит, что единственно правильной реакцией на свою греховность является плач о грехах. Некоторые люди пытаются оправдывать свои грехи, но блаженны лишь те, кто плачет о них. Плач о грехах неизбежно приводит к кротости, смирению перед Богом. Блаженны те, кто, осознав свое духовное бессилие, с кротостью ожидает милости от Бога и готов принять тот путь спасения, который Он предложит.
Первые три заповеди блаженства побуждают человека обратить внимание прежде всего на себя. Содержание четвертой расширяет эти пределы. Одна из главных проблем человека в том, что он слишком много думает о себе. Иисус учит нас, что мы не должны останавливаться на своих грехах и замыкаться в себе. Мы должны уповать на Бога, уповать на тот путь спасения, который Он предлагает. Осознав свою беспомощность, мы должны искать помощи во Христе. Блаженны люди, устремившиеся к правде.
Итак, четвертая заповедь блаженства говорит о том, что мы должны стремиться избавиться от греха.
Блаженны жаждущие праведности. Именно так должна звучать, эта заповедь блаженства. Под правдой следует понимать праведность. Русские переводчики сто лет назад сочли необходимым греческое слово «dikaios» переводить близкими по значению, но разными словами: «правда» и «праведность». Контекст Нагорной проповеди свидетельствует о том, что «правда» и «праведность» означают одно и то же. (Например: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев…») Русский перевод вводит в заблуждение, и создается впечатление, что Иисус говорит об истине, честности или справедливости. Именно такое ошибочное толкование дается, например, в книге православного автора игумена Петра «Нравственное совершенствование христианина по заповедям блаженства Спасителя», который определяет правду как истину, противопоставляя ей ложь и клевету.
Однако здесь не идет речь только лишь о честности и справедливости (хотя эти качества подразумевают в более широкое понятие праведности). Иисус ничего не говорит здесь о так называемых правдолюбцах или правдоискателях. Блаженны жаждущие праведности.
Итак, блаженство заключается именно в жажде праведности. Люди, которые жаждут чего-то другого, не только не блаженны, они несчастны. Именно праведность является главным элементом блаженства. Не всякая жажда будет утолена: Иисус обещает утолить только жажду праведности.
Вспомните историю об Иакове и Исаве. Иаков жаждал благословений своего отца Исаака. Он жаждал, чтобы обещания, данные Богом Аврааму, достались ему. Для него не было ничего важнее завета, заключенного между его дедом и Богом. Поэтому в отличие от Исава он много времени проводил в шатрах. Его дед Авраам еще был жив, с ним еще можно было побеседовать. Иаков готовился к принятию Божьих благословений. И он знал, что они ему достанутся, так как Бог пообещал это еще до его рождения.
Исаву были безразличны благословения Божьи. Он жаждал другого. Он хотел взять от этой жизни все, что можно. Целые дни он проводил в полях, охотясь на зверей. Охота была для него развлечением, ведь пищи хватало и так: у Авраама и Исаака были огромные стада животных. Но Исав жаждал полнокровной жизни сейчас, он не хотел ждать будущих благословений. Он жаждал быть сильным и независимым. Он сам утолял свою жажду.
Но жажда Исава не сделала его счастливым. Эта жажда лишила его благословений Божьих. Когда пришел момент выбора между благословениями Бога и жизнью здесь и сейчас, он выбрал второе. Вернувшись с охоты, он продал своему брату Иакову право на получение отцовских благословений за чечевичную похлебку (Быт. 25). Исав не умер бы от голода, если бы Иаков не дал ему своего супа. Он не был настолько голоден. Он просто открыто заявил, что он ни во что не ставит право первородного сына на благословения Бога, что даже чечевичная похлебка для него важнее. В итоге Иаков стал отцом избранного народа Божьего, а Исав и его потомки превратились в обычных язычников.
Чечевичная похлебка — символ плотской жизни. Исав жаждал чечевичной похлебки. И всякий, кто жаждет чечевичной похлебки, не может быть счастлив, потому что блаженны лишь те, кто жаждет праведности.
Братья Аркадий и Борис Стругацкие написали прекрасную фантастическую повесть под названием «Стажеры». Эта повесть о неравнодушных людях, о жаждущих людях. Но чего они жаждали? Нет, не денег. Положительные герои этого произведения презирали погоню за деньгами и богатством. В картинах будущего Стругацкие рисуют идеал стремлений человека.
Один из главных героев желал бы прославиться. Он был великим исследователем планет, и ему было очень важно, чтобы историки точно знали, что первой экспедицией на Сатурн руководил именно он.
Другой герой, молодой человек по имени Юра, жаждал приключений. Ученые на Марсе, которые несколько десятилетий не выходили за пределы небольшой освоенной территории, проводя научные опыты в лабораториях, жаждали неизведанного, жаждали исследовать остальную часть Марса. Молодые ученые на астероидах ставили уникальные опыты по изучению гравитационных волн, и больше всего в жизни они жаждали подтверждения своих гипотез в результате опытов и ради этого рисковали жизнью и были готовы жить в тесных и неудобных космических лабораториях.
И в целом у всех положительных героев было одно стремление — работать, выполнять интересную и нужную обществу работу.
Любимая работа — вот каков идеал стремлений безбожного разума! Дальше этого Стругацкие, отражавшие в своих произведениях искания лучшей части нашего общества в 60-х и 70-х годах, не пошли. Все их герои и они сами несчастны. Они не жаждут праведности и поэтому обречены на несчастье.
Ни труд, ни приключения, ни научные результаты, ни всемирная слава не делают человека блаженным. Только жажда праведности ведет к блаженству. Только жажду праведности Иисус обещал утолить. И пока человек жаждет чего-то другого больше, чем праведности, он никогда не станет счастливым. Исав, жаждавший чечевичной похлебки, лишился благословений Божьих. Иаков их обрел.
Блаженны жаждущие праведности. Что такое праведность? Это оправдание и освящение. Предыдущие три стиха указывает именно на такую трактовку праведности в четвертой заповеди блаженства. Иисус говорил о грехах, теперь Он говорит о жажде избавиться от них. Давайте посмотрим, чего должны жаждать разные люди, чтобы, избавившись от грехов, быть блаженными.
Нехристиане должны жаждать оправдания, чтобы быть блаженными. Я обращаюсь к неверующим людям. Чего жаждете вы? Возможно, вы жаждете получить высокооплачиваемую работу или уехать из этой страны в рай под названием «цивилизованный Запад». Чего вы жаждете? Может быть, вы хотите добиться спортивного результата? Или сделать научное открытие? Или просто вырастить детей людьми? Но Иисус говорит, что без праведности вы не будете счастливы. Если вы еще живете без Бога, то вам нужно обратиться ко Христу, чтобы Он дал вам Свою праведность. Иисус праведно прожил на земле, и Он может поделиться с вами Своей праведностью. И Он призывает вас жаждать этой праведности. Если вы получите праведность Христа, это значит, что Бог забудет о ваших грехах. Пророк Михей говорит, что Бог бросит ваши грехи в море (Мих. 7:19). А в море вещи выбрасывают, чтобы их никогда не найти и забыть о них. Так и Бог не найдет больше ваших грехов и не вспомнит о них, если вы получите праведность Христа. А для этого вам надо жаждать этой праведности.
Ищите праведности Христа. Ищите ее до тех пор, пока не обретете. В этом ваше блаженство. Пусть ваша жажда праведности будет утолена только самой праведностью и ничем другим. И никогда не позволяйте себе жаждать чего-то другого так сильно, чтобы заглушить жажду праведности.
Помните, что блаженны алчущие праведности. Мать Иисуса, Мария, в псалме, который она воспела во славу Бога, пославшего Христа, сказала такие слова: «Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем…» (Лк. 1:53). Вы не получите праведность Христа, если думаете, что она — еще одна жемчужина в коллекции ваших духовных богатств. Если вы просите Христа о праведности и в то же время думаете, что если вы ее не получите, то ничего страшного в этом не будет, Христос отпустит вас ни с чем. Вы должны просить о праведности как о единственной драгоценности, без которой вам не жить. Все свои богатства вы должны оставить после первых слов Христа: «…блаженны нищие духом…»
Чарльз Сперджен, знаменитый английский проповедник прошлого века, организовал при своей церкви пасторский колледж, в котором служители проходили своеобразные курсы повышения квалификации. Вступительных экзаменов не было, надо было только пройти собеседование. Обычно собеседование проводил сам Сперджен. Однажды к нему пришел молодой человек и сказал, что он хочет учиться в колледже. Сперджен как обычно попросил его рассказать что-нибудь о себе. Молодой человек был готов к этому вопросу и рассказал, что он прочитал много книг по философии и богословию. Кроме того, он брал уроки красноречия и довольно неплохо овладел ораторским искусством. Чтобы убедить собеседника в своих способностях, молодой человек попросил выбрать для него любой отрывок из Библии, на тему которого он без подготовки произнесет пятнадцатиминутную проповедь. Сперджен отпустил молодого человека ни с чем, сказав: «В нашем колледже учатся люди, которые ничего не умеют, а не те, кто обладает такими способностями, как у Вас. Вам просто нечего делать в нашем колледже».
Верующие должны жаждать освящения, чтобы быть блаженными. Братья и сестры, когда-то мы жаждали оправдания, и Господь утолил нашу жажду. Оправдание — наше, к нему не надо стремиться, его не надо жаждать. Мы оправданы раз и навсегда от всех грехов: прошлых, настоящих и будущих.
Но мы должны жаждать освобождения от греха в повседневной жизни. Мы должны жаждать избавиться от желания грешить, которое еще живет в нас. Мы должны жаждать перешагнуть через все греховные барьеры, которые мешают нам общаться с Богом. Мы должны жаждать святости, жаждать во всем быть такими, как Иисус.
И здесь я хочу остановиться и задать один очень практичный вопрос: «Если мы жаждем святости, означает ли это, что Иисус обещает дать нам святость на земле? И если нет, что же тогда Он обещает?»
По опыту мы знаем, что стать святым на земле невозможно, и никто не достиг святости в течение земной жизни. Это происходит не потому, что Иисус не исполняет обещания, а потому, что мы недостаточно жаждем святости.
Человек, недавно обратившийся ко Христу, мало знает о своем грехе. Но чем больше он освящается, чем чище он становится, тем явственнее выступают оставшиеся у него грехи. Великий английский проповедник XVIII века Джон Берридж в конце своей жизни в одном из писем написал о том, что когда он смотрит в свое сердце, то приходит в отчаяние, и его охватывает ужас от его грехов. И дело не в том, что к концу жизни Берридж развратился. Наоборот, он стал намного чище, и именно поэтому он так переживал из-за своих грехов.
На словах мы жаждем полной святости, но реально мы жаждем святости ровно настолько, насколько мы осознаем свои грехи и ненавидим их. И мы не жаждем святости так, как, например, апостол Павел, который искренно мог назвать себя первым из грешников.
Иисус обещает утолять ту меру жажды, которая у нас есть сейчас. И когда мы утоляем ту жажду святости, которая у нас есть, мы начинаем жаждать еще больше. А Иисус вновь утоляет нашу возросшую жажду. И жажда вновь растет, и Иисус вновь ее утоляет. Христиане чем-то похожи на многократного чемпиона мира по прыжкам в высоту с шестом Сергея Бубку. Когда он берет очередную головокружительную высоту, то просит поставить планку на сантиметр выше. После напряженных тренировок преодолевает и этот рубеж, но сразу же у него появляется желание прыгнуть еще выше. Так и с освящением. Чем чище человек, тем тягостнее для него грех, тем больше он жаждет очищения.
Придет же день, когда обещание Христа исполнится до конца. Когда мы воскреснем в новом теле, мы будем святы. На нас не будет ни одного греховного пятна. Мы будем безгрешны, как Христос.
Однако я вновь хочу вернуться к четвертой заповеди блаженства: «Блаженны алчущие праведности». Алчущий — хотящий есть, томимый голодом. Иисус хотел и хочет, чтобы люди желали так праведности, как голодный желает пищи для утоления голода.
Сейчас я хочу привести отрывок из Ветхого Завета, который поможет понять, что значит по-настоящему хотеть есть. Но прежде, чем мы к нему обратимся, я призываю вас задать себе вопрос: «Действительно ли я жажду освящения?» Этот вопрос по сути мало чем отличается от вопроса: «Христианин ли я?» Истинный христианин не может не жаждать святости.
Итак, перед нами отрывок из Четвертой Книги Царств, главы 6: «После того собрал Венадад, царь Сирийский, все войско свое, и выступил, и осадил Самарию. И был большой голод в Самарии, когда они осадили ее, так что ослиная голова продавалась по восьмидесяти сиклей серебра, и четвертая часть каба голубиного помета — по пяти сиклей серебра. Однажды царь Израильский проходил по стене, и женщина с воплем говорила ему: помоги, господин мой царь. И сказал он: если не поможет тебе Господь, из чего я помогу тебе? с гумна ли, с точила ли? И сказал ей царь: что тебе? И сказала она: эта женщина говорила мне: ‘отдай своего сына, съедим его сегодня, а сына моего съедим завтра’. И сварили мы моего сына, и съели его. И я сказала ей на другой день: ‘отдай же твоего сына, и съедим его’. Но она спрятала своего сына. Царь, выслушав слова женщины, разодрал одежды свои; и проходил он по стене, и народ видел, что вретище на самом теле его.»
Люди, слушавшие Христа, знали, что такое голод. И они, вероятно, думали: «Неужели мы должны жаждать праведности так, как мы хотим найти кусок хлеба?! Может быть, Он по неосторожности упомянул о голоде?» Нет, Иисус совершенно сознательно говорил о голоде. Он призывал стремиться к праведности так, как умирающий от голода человек стремится к хлебу. Мы должны по-настоящему жаждать святости, и тогда мы будем блаженны. История из Четвертой книги Царств не является примером для подражания, наоборот, она предупреждает нас о страшных преступлениях, которые человек может совершить из-за голода. Но, с другой стороны, она помогает понять, что такое настоящий голод. Так ли мы алчем и жаждем праведности?
Счастливы мы или несчастны? Хотим ли мы быть счастливыми?
Путь указан.
Правда, в самом начале пути есть развилка. Мы должны не ошибиться в выборе направления. Иисус не говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие блаженства». Нельзя обрести блаженство, гоняясь за ним. Блаженство мы обретаем в результате поиска чего-то другого — праведности. Кто ищет само блаженство, тот его не найдет. Истинный путь иной: «Блаженны алчущие и жаждущие праведности, ибо они насытятся».
Из архива журнала «В начале», 1999 год.
Автор текста: Георгий Вязовский