Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

К вопросу «О некоторых тезисах вероучения евангельских христиан-баптистов»

К сожалению, мне, редактору журнала «В начале…», не довелось присутствовать при обсуждении тезисов Союза ЕХБ, в противном случае я бы изложил свои вопросы по поводу тезисов перед братьями, но поскольку такой возможности не представилось, я излагаю их на страницах журнала. Если братья пожелают ответить на них, то мы непременно предоставим им место для ответов в своем издании. Мы открыты для дискуссии, единственное требование — отсутствие плотской философии и эмоций типа: «Это плохо потому, что плохо». У нас есть Библия, и если вы хотите возразить по тем или иным вопросам, обоснуйте ваши возражения, опираясь на Писание.

Прежде чем перейти к самим тезисам, хотелось бы остановиться на предисловии к ним. Там есть слова: «…Это дает нам возможность внутренне обновляться, избегать заблуждений, исходящих как от преданий, так и от либерального богословия». Братья, надо быть честными, написание тезисов ни в коей мере не связано ни с преданиями, ни с либеральным богословием. В центре внимания тезисов находится ортодоксальное учение, называемое кальвинизмом. Меня лично поражает то, что вы заявляете о единстве с сектой, называемой церковью Адвентистов седьмого дня (я имею в виду обращение к народу «В главном — единство, во второстепенном — свобода, а во всем — любовь», подписанное руководством Союза ЕХБ и Адвентистов седьмого дня от 20 декабря 1999 года), и выступаете против учения баптистской церкви. В данном случае я не имею в виду учение западных богословов («западная ересь», как можно часто услышать от вас), но говорю о Н. В. Одинцове, В. Г. Павлове, И. В. Каргеле, В. А. Пашкове и о многих других. Возвысить голос против учения братьев, пользующихся авторитетом, мы не можем — не хватает духа, но назвать учение, которого они придерживались, либеральным — запросто. Кстати, что есть либеральное богословие? Доподлинно известно, что христианский мир под словосочетанием «либеральное богословие» понимает то богословие, которое не верит в Библию как в богодухновенную книгу, не верит в чудеса, описанные в ней, не верит в то, что человек был уникальным творением Божьим и что сейчас он поражен грехом. Либеральное богословие отрицает силу крови Христа и не признает, что Бог создал мир за шесть буквальных дней. Либеральные богословы верят в эволюцию (день творения — миллион или тысяча лет), они не верят в потоп, а верят в локальные наводнения. К сожалению, в братстве есть либералы и даже в Совете, (ну, скажем, либералы не на 100%, а на 50%), тем не менее, вопрос о либеральном богословии в тезисах не рассматривается. Вместо этого подняты вопросы, ставящие под сомнение учение баптистской (не путать с ЕХБ) церкви.

Единственным из семи тезисов, предложенных Союзом ЕХБ, который можно назвать «баптистским», является третий. Именно вопрос, за кого умер Иисус Христос, явился камнем преткновения в баптистской церкви и разделил ее в XVI веке на два лагеря. Несогласие по этому вопросу разделяло баптистские церкви на протяжении веков. Вопрос же о потере спасения для рожденного свыше человека до появления ЕХБ в баптистских церквах никогда не поднимался вообще. Он и сегодня поднимается лишь в церквах ЕХБ, но ни одной баптистской церкви во всем мире на протяжении пяти веков не приходило в голову сомневаться в том, что рожденный свыше человек не может потерять спасение.

Может быть, вопрос о возможности потерять спасение возник из-за используемой нами терминологии? Может быть, проблема заключается в том, что в одни и те же слова мы вкладываем разный смысл? Что есть спасение? Является ли оно конечным результатом или же промежуточным состоянием? Если это конечныйрезультат, то как его можно потерять? Приведем пример: спасти тонущего не значит бросить ему спасательный круг. Спасти — это значит вытащить из воды, сделать при необходимости искусственное дыхание или вызвать скорую помощь. Свидетельством спасения является жизнь человека. Если человек выжил, то его спасли, но если он умер, даже если умер на больничной койке, о нем говорят: «Утонул, спасти не удалось». Никто не говорит, что человек был спасен, но потом потерял спасение. Спасение — конечный результат. Более подробно об этом скажу при рассмотрении шестого тезиса. Но вернемся к тезисам.

ПЕРВЫЙ ТЕЗИС

«Мы верим, что спасение от начала до конца приготовлено самим Богом через Иисуса Христа. Человек грешен и не может сам обрести спасение. Мы получаем спасение не по делам нашим, но по милости и благодати Божией».

Первый тезис — да и аминь! Это — основа истинной христианской веры. Было бы замечательно, если бы на этом тезисе была поставлена точка, потому что последующие тезисы ставят под сомнение истинность первого. Учение данного тезиса ни в коей мере не противоречит Писанию, но противоречит учениям других тезисов, а именно, слова первого тезиса «Мы получаем спасение не по делам нашим, но по милости и благодати Божьей» входят в противоречие со словами четвертого, пятого, шестого и в какой-то мере второго тезисов.

Противоречие первого и четвертого тезисов

Слова четвертого тезиса «…принять или отвергнуть… ответить… или отклонить…» противоречат словам: «Мы получаем спасение не по делам нашим, но по милости и благодати Божьей». Принять, отвергнуть, ответить и отклонить — глаголы, отвечающие на вопрос «что делать?» Следовательно, принять и ответить — это добрые дела, а отвергнуть и отклонить — злые. Но ведь не по делам мы спасаемся, а по милости и благодати Божьей. Какой же из тезисов ошибочный? Я не верю, что Библия может хоть в чем-то противоречить сама себе, она и не противоречит — противоречат тезисы.

Противоречие первого и пятого тезисов

Слова первого тезиса: «Мы получаем спасение не по делам нашим, но по милости и благодати Божьей» противоречат словам «пока остаемся во Христе». Последние слова без искажения смысла можно записать следующим образом: «…пока мы сами (что делаем?) остаемся во Христе». Если предположить, что пятый тезис верен, то слова первого следует записать следующим образом: «…Спасение неот начала и недо конца приготовлено не толькоСамим Богом», потому что оно зависит от того, останется(дело) человек во Христе или нет. Так какой же тезис неверен?

Противоречие первого и шестого тезисов

Слова первого тезиса: «…Спасение от начала и до конца приготовлено Самим Богом…» противоречат словам «…рожденный свыше может потерять спасение через… грех…». Может быть, Бог приготовил спасение только «от начала», но не до конца? Тогда конец спасения не в руках Божиих, а в руках христианина! Тогда неверен первый тезис. Но этого не может быть, потому что первый тезис — библейский. Где же тогда ошибка?

Противоречие первого и второго тезисов

Данное противоречие подобно первому из рассмотренных нами. Слова второго тезиса: «…избрал… всех, кто верует…» противоречат словам первого: «Мы получаем спасение не по делам нашим, но по милости и благодати Божьей», потому что, во-первых, если избрал тех, кто верует, то какое место отводится благодати и как это можно соотнести со словами первого тезиса о том, что спасение от начала и до конца дается Богом? Во-вторых, «верует» отвечает на вопрос «что делает?» Что же должен сделатьчеловек, чтобы быть избранным? Правильно, согласно второму тезису, для того чтобы быть избранным, надо верить, т.е. что-то делать, а если он не будет делать (не уверует), то Бог его не изберет. Но тогда кто спасает: Бог или тот, кто верит? Кто дает веру? Бог или я сам себе даю веру? Я верю, что Бог, а вы?

Я верю, что спасение от начала и до конца приготовлено Самим Богом и только Богом. Ему не нужны кооператоры в деле спасения. Кто из нас осмелится сказать: «Меня спас Бог и я сам. Я и Бог проделали эту работу вместе»? Звучит несколько нахально, не правда ли? В результате грехопадения человек стал гордым, он везде пытается пристроить свое «я». Плоть мучит вопрос: «Как это Бог в моем спасении обошелся без меня?» Обошелся, дорогие друзья: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей» (Еф. 1:11). Апостол Павел не оставляет места ни моему «я», ни вашему. Заметьте, Его воля определяет все. И надо благодарить Бога за то, что Его воля и Его выбор пали на нас — могло бы быть иначе. А если кто-то думает, что не воля Божья, а его собственная воля привела его к спасению, то пусть он встанет в храме рядом с известным человеком и присоединится к словам его молитвы: «…Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…» (Лк. 18:11), я же буду говорить: «Боже! Слава Тебе, ибо Ты был и есть милостив ко мне, грешнику!»

ВТОРОЙ ТЕЗИС

«Мы верим, что всемогущий Бог предопределил и избрал к вечной жизни во Христе Иисусе всех, кто верит в Иисуса Христа, Сына Божия, не предопределяя никого к погибели. Само предопределение и избрание основано на Божьем предведении и предузнании.»

В этом тезисе смущают слова: «предопределил и избрал… всех, кто верит». Обтекаемость выражения дает возможность двоякого понимания смысла тезиса.

Можно понять так, что все, кто верует, были избраны и предопределены Богом до сотворения мира, «так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира… по благоволению воли Своей» (Еф. 1:4,5). Другими словами, Бог избрал безо всяких причин, кроме единственной — Его святой воли.

Второе понимание вышеприведенных слов заключается в том, что Бог избрал не по Своей воле, а по причине веры избранного. То, что смысл тезиса тяготеет ко второму пониманию, следует из слов тезиса: «Само предопределение и избрание основано на Божьем предведении и предузнании». Хотя в тезисе явно не сказано, что Бог избрал до сотворения мира тех, кто поверит в Сына в будущем потому, что Он знал наперед, кто откликнется на призыв и поверит, тем не менее, это читается между строк. Но тогда получается, что будущая вера явилась причиной избрания. Но где же тогда благодать? Ведь это спасение делами. Многие говорят, что вера — не дела. Так ли это? Апостол Павел пишет в Послании к Римлянам: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (11:5-6). Если предположить, что вера не является делом, то начало шестого стиха должно было бы выглядеть примерно следующим образом: «Но если по благодати, то не по делам, а по тому, уверует человек или нет». Однако контекст шестого стиха указывает на то, что апостол не противопоставляет веруделам, но противопоставляет Божие избраниелюбому проявлению человеческой активности. В избрании остатка из евреев сами евреи ничего не делают, все делает Бог. Это не единственное место из Священного Писания, которое указывает на то, что избрание Божие не основывается на предузнании веры. Обратимся к словам апостола Павла из Послания к Ефесянам: «…предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном» (Еф. 1:5-6). Везде и во всем видна лишь всеправящая воля Божия и предопределение, основанное на благоволении воли Отца Небесного. То же самое читаем в 2 Тим. 1:9: «…спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен».

В подтверждение мысли о том, что Бог предузнал в избранном человеке его будущую веру, а потому и избрал, обычно приводят стих из Послания к Римлянам: «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего…» (8:29), объясняя слова «кого Он предузнал» как «в ком Он предузнал веру». Но, во-первых, в этом стихе не говорится о вере. Во-вторых, говорится о ком-то, («кого Он предузнал»), но не о чем-то(предполагаемая вера). Местоимение «кого» однозначно предполагает стоящий за ним одушевленный предмет, т.е. человека (так и в греческом оригинале). Если бы апостол Павел хотел сказать о вере, то он использовал бы местоимение «что». Бог предузнал не факт из биографии людей, а их самих. Бог знал тех, кому Он даст веру: «Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1 Кор. 8:3). Обратите внимание на слова апостола Павла, написанные галатам: «Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога…» (Гал. 4:9). Апостол как бы оговорился, но затем исправляется и говорит, что в том, что мы познали Бога, нет ни малейшего нашего действия («…получив познание от Бога…»). Конечно же, Святой Дух не допустил бы оговорки, но она присутствует словно специально для того, чтобы показать тем, кто верит в спасающую активность человека (предузнание веры), ошибочность их понимания.

Причина избрания — Бог и только Бог. Нигде в Библии не говорится, что причиной избрания стала предузнанная вера во Христа. Объясняя это, апостол Павел пишет в Послании к Римлянам, приводя в пример избрание Иакова и отвержение Исава: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (9:11-13). Что бы ни делали Иаков и Исав в своей жизни, Бог определил, что «изволение Божие в избрании». О, как тяжело плоти принять божественную истину!

Гипотетическое предположение

Предположим все же, что причиной избрания Божия служит предузнание Им веры. Тогда до сотворения мира Бог, посмотрев наперед, увидел, что Христианин поверит, а Нехристианин не поверит. На основании этого Бог избирает Христианина, предопределяя его ко спасению. Теперь предположим (а это действительно факт), что Божие предузнание истинно, если Бог знал, то это непременно будет. Если это так, тогда Христианин неизбежно уверует, а Нехристианин нет. События не могут развиваться по иному сценарию потому, что Бог не может ошибиться в Своем предузнании. Поэтому можно с абсолютной уверенностью сказать, что события предопределены — никто ничего не может изменить. Но чем или кем предопределены события? Если они предопределены Богом, то они Им предопределены, и будущая вера в деле спасения не играет никакой роли. Но если события предопределены не Богом, то кем? (Помним, что события не могут развиваться по иному потому, что предузнание Божие истинно.) Ни один верующий не скажет, что кто-то, кроме Бога, может предопределить события. Но если не кто-то, то, может быть, что-то, иными словами какая-то сила? Итак, предопределить события может либо Бог, либо какая-то неизвестная сила, например, судьба. Но почему мы готовы пожертвовать Божиим суверенитетом ради слепой судьбы? Кто же нас спасает: Бог или судьба?

Безусловное избрание

Может быть, лучше, основываясь на Святом Писании, отбросить измышления о якобы предузнанной вере, которая стала причиной спасения людей, и просто смириться с учением Библии, выраженное словами апостола Павла относительно Бога Отца, Который предопределил «усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5). Бог излил Свою любовь потому, что излил, а не потому, что увидел в людях что-то хорошее или доброе, в том числе веру. Избрание «по благоволению» называют безусловным избранием. Другими словами, никаких условий для избрания нет, кроме одного — благоволения воли Божией.

Учение об осуждении

Во втором тезисе есть слова: «…не предопределяя никого к погибели…». Как велико желание человека усовершенствовать Бога, подогнать Его под свой образ и сделать Его подобным себе. Иуда пишет: «Ибо вкрались некоторые люди, издревле предназначенные к сему осуждению…» (стих 4). Оказывается, есть люди, издревле предназначенные к осуждению, но кем? Неужели их собственной волей? А вот о чем говорит апостол Павел в девятой главе Послании к Римлянам:

17 Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле.

18 Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает.

19 Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?»

20 А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?»

21 Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?

22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели.

«А ты кто, человек, что споришь с Богом?» Я не могу найти подтверждения тому, что члены Союза ЕХБ, согласно предисловию к тезисам, «сверяли богословские доктрины и жизнь только с Библией — единственным непогрешимым авторитетом в вопросах вероучения…», когда писали свои тезисы. Может быть, у нас разные Библии? О чем говорит апостол Павел в одиннадцатой главе Послания к Римлянам: «…избранные же получили, а прочие ожесточились, как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» (стихи 7, 8)? Бог, а не кто иной дал дух усыпления, «…на что они и оставлены. Но вы — род избранный…» (1 Пет. 2:8, 9). Кто дал нам право исправлять Писания и прятать истину? Неужели мы осудим Иисуса Христа за Его молитву-прославление Отца, за то, что Отец сокрыл истину от некоторых людей? «…Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение» (Мтф. 11:25-26).

В девятой главе Послания к Римлянам апостол Павел вскрывает своеобразную, с нашей точки зрения, причину гнева Божия: «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (стихи 22, 23). Сосуды гнева приготовлены для того, чтобы явить «богатство славы». «А ты кто, человек, что споришь с Богом?»

Чтобы избежать противоречия между первым и вторым тезисами, о котором мы говорили выше, следует, по-видимому, исправить слова второго тезиса, заменив «всех, кто верует» на «по благоволению воли Своей». А чтобы избежать противоречия с Библией, слова «не предопределяя никого к погибели», если не хватает духа написать обратное, просто вычеркнуть. В этом случае никто из тех, «кто спорит с Богом», не обвинит авторов в жестокосердии. Таким образом можно «сохранить лицо». Лучше промолчать, чем сказать неправду, но еще лучше сказать правду.

ТРЕТИЙ ТЕЗИС

«Мы верим, что искупительная жертва Христа предназначена для всего мира. Бог желает спасти всех людей, и Христос умер за всех.»

Исторически сложилось так, что вопрос о том, за всех или не за всех умер Иисус Христос, явился причиной разделения баптистских церквей на два лагеря. Те баптисты, которые верили, что Иисус умер лишь за избранных, назывались «частными» баптистами (Господь умер частным образом за каждого избранного). Те же, кто верил, что Иисус умер за всех людей без исключения, получили название «общие» баптисты (смерть Господа общая для всех). Разногласия среди баптистов, я подчеркиваю, среди баптистов, на этом и кончились. Все остальные разногласия появились с появлением других деноминаций. Но вернемся к тезису.

Третий тезис, как и седьмой, не противоречит первому. Однако насколько он соответствует Библии? Почему в XVI веке произошло разделение среди баптистов именно по этому вопросу? Если правы частные баптисты, то общие баптисты хотели «улучшить Бога», но если наоборот, то частные баптисты хотели очернить Его. С точки зрения человека, грех «очернить» хуже, чем «улучшить». Это было бы так, если бы речь шла не о Боге. Желание «улучшить» Бога вытекает из осознания, что Бог несовершенен. Других причин для «исправления» образа Божия нет. Тем не менее, разногласие существует. Более того, и та, и другая точки зрения находят подтверждение своим взглядам в Библии.

В пользу частных баптистов

Обратимся к ним. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Ин. 10:11). Иисус полагает жизнь за овец, а не за псов, которые возвращаются «на свою блевотину» (2 Пет. 2:22). Господь говорит: «…жизнь Мою полагаю за овец» (Ин. 10:15), а фарисеям: «…вы не из овец Моих…» (Ин. 10:26), и еще: «Ваш отец диавол…» (Ин. 8:44). Ангел, явившийся во сне Иосифу, сказал: «…родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мтф. 1:21). Есть определенные люди — «Свои» Господу Иисусу Христу, Его «овцы». Он пришел спасти их, а за тех, кто не входит в категорию «овцы», Он не умирал. Овцы — это те, кто принадлежал Отцу и которых Отец передал Сыну: «…они были Твои, и Ты дал их Мне…» (Ин. 17:6). За них молится Иисус Христос: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои» (Ин. 17:9).

В Деяниях святых апостолов читаем о служении пресвитеров, которых Бог поставил «пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (29:28), а в Послании к Ефесянам 5:25: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». Церковь приобретена кровью Иисуса Христа, и Он предал Себя за нее, но не за внешних. В Евангелии от Иоанна 15:13 сказано, что Господь отдает жизнь за друзей Своих. Таковыми были Павел и Иоанн, но среди друзей Иисуса Христа не было ни фараона, ни Иуды Искариота. Ведь не написано, что Господь отдает жизнь и за друзей Своих и за Своих недругов.

Книга Бытие, ее третья глава, сообщает нам, что Бог положил вражду между семенем жены и семенем змея. При первопрочтении этой главы может показаться, что семя жены — это люди, а семя змея — демоны. Однако в Послании к галатам Павел разъясняет, что семя жены — Христос. «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (3:16). Семенем же змея являются не его потомки, а неизбранные люди, о которых говорит Иисус Христос: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин. 8:44). Апостол Павел называет Елиму сыном дьявола (Деян. 13:10), а Иисус Иуду — самим дьяволом (Ин. 6:70). Кто осмелится назвать семя змея друзьями Иисуса, за которых Он положил Свою душу?

Иисус Христос говорит: «…так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мтф. 20:28). Согласно словам Господа, Он идет на смерть не за всех без исключения, а за многих.

Апостол Павел говорит: «…тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих?» (Рим. 8:32, 33). В словах «за всех нас» речь идет не о всех людях без исключения, а только об «избранных Божиих», это становится ясно из 33-го стиха: «Кто будет обвинять избранных Божиих?»

Апостол Павел говорит: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8). Потом добавляет: «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5:10). Стих восьмой, казалось бы, свидетельствует о том, что Иисус умер за грешников, т. е. за всех людей без исключения, но десятый стих говорит, что верующие примирились с Богом не в день обращения, а в день принесения жертвы. Если Христос умер за всех, а не только за избранных, значит, все без исключения примирились с Богом в момент смерти Христа. Однако, это противоречит учению Библии о наказании грешников.

В пользу общих баптистов

Некоторые библейские стихи говорят о том, что Иисус Христос умер за весь мир. Например, Иоанн Креститель говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29). Или: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Иисус Христос говорит: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51). Апостол Павел во Втором послании к Коринфянам пишет: «…потому что Бог во Христе примирил с Собою мир…» (5:19). Так же мы читаем у Иоанна: «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2). Апостол Павел пишет, что Иисус Христос предал «Себя для искупления всех» (1 Тим. 2:6). Так же в Послании к Евреям читаем, что Иисус Христос вкусил «смерть за всех» (2:9).

Апостол Павел пишет: «И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос» (1 Кор. 8:11), а Петр: «…и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа…» (2 Пет. 2:1).

Как видно из вышесказанного, и частные, и общие баптисты в подтверждение своих точек зрения приводят отрывки из Священного Писания. Неужели Библия противоречива? Нет, это невозможно. В чем же дело? Чтобы легче было разобраться с разногласиями, следует начать с того, в чем две богословские школы согласны друг с другом.

Точки соприкосновения

Частные и общие баптисты верят, что

1. Не все будут спасены.

2. Евангелие должно быть проповедано всем без исключения людям. Все согласны, что «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13), и что призвавший не будет изгнан вон (Ин. 6:37).

3. Все согласны, что сила крови Иисуса Христа не имеет предела. Вопрос не в том, способна или не способна кровь Христа искупить всех людей, а в том, за какое количество человек заплатил Иисус Своей жизнью.

Камнем преткновения является вопрос: «Когда Иисус Христос умер на кресте, заплатил ли Он за грехи только тех, кто уверует, или за всех, кто когда-либо жил?» Кажется, что сторонники «частной» точки зрения имеют некоторые преимущества.

Во-первых, если Христос заплатил за грехи всех, тогда за что мучаются в аду грешники? У сторонников «общей» точки зрения есть один и то довольно слабый аргумент: Иисус оплатил грехи всех, но страдающие страдают за то, что отвергли Христа.

Однако здесь можно возразить: 1) некоторые не отвергали Христа потому, что никогда не слышали о Нем; 2) Писание, где бы оно ни говорило о наказании, говорит о наказании за персональные грехи, а не за отвержение Христа (например, Рим. 5:6-8, 13-16).

Во-вторых, Иисус Христос заплатил на кресте полную стоимость искупления — 100% стоимости за 100% избранных. Он не платил «потенциально». Вы можете представить себе Иисуса Христа на небесах, оплатившего 100% счета и ожидающего, чтобы хотя бы 10% или, скажем 12% покаялись? С каждой новой душой, попадающей в ад (тысячи тысяч ежедневно), разрыв между дебетом и кредитом возрастает. Вы можете представить себе панику на небесной бирже? «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:28-30).

Мир

Рассмотрим два возможных толкования слова «мир». Первое из них подразумевает, что понятие «мир» включает в себя абсолютно всех людей без исключения. Второе толкование этого слова означает «не только иудеев, но и язычников».

Попробуем поставить эти значения в стихи, в которых встречается слово «мир».

Иоанна 1:29

а) Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (всех без исключения).

б) Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (не только иудеев, но и язычников).

Иоанна 4:42

а) …Он истинно Спаситель мира (всех без исключения), Христос.

б) …Он истинно Спаситель мира (не только иудеев, но и язычников), Христос.

1 Иоанна 2:2

а) Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (всех без исключения).

б) Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (не только иудеев, но и язычников).

Вариант «а» не подходит ни в одном из случаев, потому что если Иисус Христос взял на Себя грех всех людей, если Он Спаситель всех без исключения, то ад становится ненужным. Грех взят Христом, Христос понес наказание, следовательно, все люди без исключения спасены. Но это не так.

Всегда ли слово «все» в Библии означает «все без исключения»?

А что же еще означает слово «все», как не «все без исключения»? А, может быть, слово «все» часто означает «многие»? Попробуем заменить в некоторых стихах слово «все» на «все без исключения» и на «многие», а потом определим, какой вариант окажется предпочтительнее?

Марка 1:15

а) И выходили к нему вся (вся без исключения) страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все (все без исключения) в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

б) И выходили к нему вся страна Иудейская (многие из страны Иудейской) и Иерусалимляне, и крестились от него все (многие) в реке Иордане, исповедуя грехи свои.

Очевидно, что вариант «б» соответствует истине, потому что не все иудеи крестились у Иоанна.

Иоанна 8:2

а) А утром опять пришел в храм, и весь народ шел (все без исключения шли) к Нему…

б) А утром опять пришел в храм, и весь народ шел (многие шли) к Нему…

Очевидно, что мы не можем сказать, что все люди без исключения пришли в храм слушать Иисуса Христа. Поэтому вариант «многие» предпочтительнее.

Деяния 22:15

а) потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми (всеми без исключения) людьми о том, что ты видел и слышал.

б) потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми (многими) людьми о том, что ты видел и слышал.

Естественно, апостол Павел — свидетель Божий перед многими, а не всеми без исключения.

Матфея 10:22

а) и будете ненавидимы всеми (всеми без исключения) за имя Мое…

б) и будете ненавидимы всеми (многими) за имя Мое…

В этом случае предпочтительнее «многими». Не все без исключения ненавидят христиан.

1 Тимофею 2:4

Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Вопрос: все без исключения или многие избранные?

Можно подвести некоторый итог.

1. Является ли смерть Иисуса Христа искупительной? Согласно Библии и третьему тезису Союза ЕХБ — да. Если да, то те, за кого Он умер, искуплены кровью Агнца. Если Он умер за всех без исключения, то все без исключения искуплены. Кто осмелится сказать, что смерть Господа — не искупительная смерть?

2. Достаточна ли смерть Иисуса Христа для полного исполнения закона? Если да, то все, за кого умер Христос, в глазах Бога исполнили закон и суду не подлежат. Кто осмелится сказать, что смерти Иисуса Христа недостаточно, чтобы исполнить закон?

3. Является ли смерть Иисуса Христа заместительной? Умер ли Христос за тех, кто должен умереть? Если да, то все, за кого Он умер, не могут быть наказаны по той простой причине, что вместо них уже умер Христос. «Наказание за грех — смерть», Иисус уже умер за всех, кого наказывать?

В связи с этим третий тезис стоило бы записать таким образом: «Мы верим, что искупительная жертва Христа предназначена не только для иудеев, но и для всего мира. Христос умер за Своих».

ЧЕТВЕРТЫЙ ТЕЗИС

«Мы верим, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему и дал ему право выбора. И человек ответственен за свой выбор принять или отвергнуть спасение, ответить на призыв Бога или отклонить его.»

Библия учит, что Бог создал человека по образу и подобию Своему (Быт. 1:26). Что же включает в себя понятие «по образу и подобию»? Из всех творений лишь человек был сотворен по образу и подобию Божьему. Это значит, что человек был как Бог, что он был представителем Бога на земле. Некоторые черты подобия мы можем перечислить: умственные способности (дал название всем зверям в один день), духовная чистота, владычество над творениями, возможность делать правильный выбор, бессмертие.

Что же человек потерял в результате падения? Во-первых, он стал смертным, потеряв бессмертие: «Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет…» (Пс. 89:10). Человек потерял духовную чистоту: «…потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23), умственные способности его резко ухудшились (см. статью «И наполовину не так умны, как Адам»). Осталась ли у человека после падения способность выбирать между добром и злом? Обратимся за ответом на этот вопрос к Писанию.

«Как написано: “Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного”» (Римлянам 3:10-12).

Прежде чем перейти к рассмотрению данного стиха в свете вопроса, может ли человек выбирать между добром и злом, следует отметить, что, говоря «все», апостол Павел подчеркивает «до одного» и «нет ни одного», чего нет в рассмотренных нами стихах при анализе третьего тезиса. Итак, Рим. 3:10-12 говорит о том, что:

1. Нет ни одного праведного человека без исключения.

2. Все без исключения не ищут Бога.

3. Никто не может понять ни Бога, ни красоты духовной жизни.

4. Все без исключения отвернулись от Бога.

5. Никто не делает ничего хорошего.

Подтверждение этому находим во второй главе Послания к ефесянам: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог… оживотворил» (1-5).

Эти стихи говорят, что

1. Человек мертв духовно, т.е. мертв для Бога.

2. Он живет по воле сатаны и выбирает только в пределах, дозволенных ему сатаной, т.е. жив для сатаны.

3. Человек согласился с диктатом добровольно, потому что он мертв для Бога.

4. Плоть руководит им.

5. Человек — дитя гнева.

В результате падения человек потерял способность желать Бога, искать Его и служить Ему. Если Сам Господь не призовет этого человека делать перечисленное, он не будет это делать.

В связи с рассмотренными нами выше стихами возникают вопросы по четвертому тезису:

1. Может ли человек сам по себе «принять или отвергнуть спасение»?

2. Может ли человек сам по себе «ответить на призыв Бога или отклонить его»?

Если ответ «да», то это будет противоречить Библии и первому тезису союза ЕХБ: «Мы верим, что спасение от начала и до конца приготовлено Самим Богом… не по делам нашим, но по милости и благодати Божией», потому что ответ «да» предполагает, что спасает не Бог, а человек.

Если ответ «нет», то четвертый тезис неверен и требует исправления. Но прежде чем предложить версию четвертого тезиса, надо рассмотреть вопрос, ответственен ли человек за свой выбор? Безусловно, да. Но такой ответ вызывает несколько трудноразрешимых вопросов. Однако, сделав вид, что проблемы не существует, проблемы не решить. Трудности надо встречать честно, лицом к лицу. Итак, утверждая, что «спасение от начала и до конца приготовлено Самим Богом», мы признаем всевластие Бога, но не отрицаем, что человек ответственен за свой выбор. Верующий не должен уподобляться философу. Если Библия говорит, что Бог всевластен и что Он предопределил все события, так оно и есть. Если Библия говорит, что человек ответственен за свои поступки, так оно и есть. Плоть не может соединить по ее мнению несоединимое, но вера может. Бог спасает по благоволению воли Своей, а человек ответственен за неверие.

В одной из своих проповедей Ч. Сперджен сказал об Исаве: «Не плачьте о несчастном грешнике и не обвиняйте Бога в его несчастьях. Исав продал первородство сам, продал за тарелку каши. О, Исав, ты не можешь сказать: «Я потерял первородство, потому что Бог так предопределил». Нет и нет. Иаков получил его по воле Бога, а ты потерял его по своей собственной, ибо ты продал его, не так ли? Разве не ты заключил сделку? Не ты ли сам избрал обменять суп из красной чечевицы на права первородного сына? Ты сам виноват в своей гибели, ты сам продал свою душу, не обвиняй в этом другого. Может быть, Бог побудил Исава сделать так?»

Четвертый тезис мог бы звучать так: «Мы верим, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, но в результате падения человек потерял и образ, и подобие, поэтому он, выбирая между жизнью и смертью, непременно выбирает смерть, но ответственность за выбор лежит не на Боге, а на человеке. Человек ответственен за свой выбор». В данной редакции тезис не будет противоречить ни Слову Божьему, ни первому тезису Союза ЕХБ Беларуси.

ПЯТЫЙ ТЕЗИС

«Мы верим в вечное спасение во Христе Иисусе. Мы крещены в тело Христа, и пока остаемся во Христе, Бог хранит нас, и мы никогда не погибнем. Это дает нам безопасность и уверенность в спасении, чтобы мы радовались, а не прибывали в страхе потери спасения».

«И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10:28).

«Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39).

«Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил. 1:6).

(1 Ин. 5:13; Ин. 5:24; Иуда 24; 1 Кор. 1:8).

О противоречии пятого и первого тезисов было сказано выше. Пятый тезис неразрывно связан с вопросом о возможности потерять спасение и с шестым тезисом. Здесь хотелось бы отметить, что стихи, приведенные в подтверждение пятого тезиса, подтверждают все, кроме слов «пока остаемся во Христе». В Первом послании к Коринфянам 1:8 как раз говорится об обратном. Бог начал совершать спасение и будет совершать его до дня Иисуса Христа. Так что слова «пока остаемся во Христе» предлагаемыми стихами из Писания не подтверждаются, следовательно являются домыслом.

Правильно было бы записать слова пятого тезиса следующим образом: «Мы верим в вечное спасение во Христе Иисусе. Мы крещены в тело Христа, Бог хранит нас, и мы никогда не погибнем. Это дает нам безопасность и уверенность в спасении, чтобы мы радовались, а не пребывали в страхе потери спасения».

ШЕСТОЙ ТЕЗИС

«Мы верим, что рожденный свыше может потерять спасение через сознательный, умышленный, произвольный грех, грех вероотступничества и погибнуть, если не покается. Вечное спасение сохраняется на условии веры, а отступничество ведет к его потере. Если бы не было отступников, в Священном Писании не было бы этих слов и предупреждений».

Здесь поражает абсолютное непонимание понятия «рожденный свыше». «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (1 Кор. 5:17). Новая тварь — это новая тварь, а не измененная старая. Никодим до своего истинного обращения тоже был верующим, но тоже не видел разницы между рожденным от плоти и рожденным от Духа. А как он мог ее видеть, если не испытал, что значит родиться свыше? Бесполезно штукатурить готовое вот-вот рухнуть здание. Если вы хотите жить, постройте новое. Если вы говорите, что новая тварь добровольно может потерять спасение, то какая же это новая тварь? Это оштукатуренная старая. Иисус говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мтф. 23:27), «…претерпевший же до конца спасется» (Мтф. 10:22). Так вот, претерпевший до конца и есть рожденный свыше. Иоанн говорит: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин. 3:9). Обещанное Богом Семя (Христос) обитает в рожденном свыше человеке. Неужели вы не знаете, кто удерживает вас от греха? Если бы воздержание от греха зависело только от нас, то мы бы, безо всякого сомнения, не устояли бы.

Учение о верности святых до конца

Суть учения о верности святых до конца заключается в следующем. Верность святых означает, что те, кто был действительно рожден от Бога, будут сохранены Его силой во Христе до конца их жизни, а рожденными свыше являются те и только те, кто сохранит верность до конца. Рожденные свыше — это овцы, которые слушаются голоса своего Господина.

Рассмотрим три аспекта этого учения.

1. ВСЕ ТЕ, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РОЖДЕНЫ ОТ БОГА, БУДУТ СОХРАНЕНЫ ДО КОНЦА.

2. ЛИШЬ ТЕ, КТО СОХРАНИТ ВЕРУ ДО КОНЦА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛИ РОЖДЕНЫ СВЫШЕ.

3. ОТПАВШИЕ МОГЛИ ЯВЛЯТЬ РАЗНЫЕ ПРИЗНАКИ СПАСЕНИЯ, НЕ БУДУЧИ ПРИ ЭТОМ РОЖДЕННЫМИ СВЫШЕ.

1. ВСЕ ТЕ, КТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО РОЖДЕНЫ ОТ БОГА, БУДУТ СОХРАНЕНЫ ДО КОНЦА

Библия уделяет этому вопросу очень много внимания. Рассмотрим лишь несколько стихов.

«…Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день; воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:38-40).

Иисус Христос говорит, что всякий, верующий в Него, имеет вечную жизнь. Он говорит, что воскресит всякого верующего и, конечно же, воскресит не для суда, а для вечной славы. Господь не говорит здесь о том, что только сохранившие веру до конца дней своих будут спасены. Он говорит, что те, кто истинно верит сегодня, имеют жизнь, и они будут воскрешены. Все, что дал Отец Сыну, не погибнет вовек.

Другой отрывок из Евангелия от Иоанна 10:27-29:

«…Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною, и Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей; Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и никто не может похитить их из руки Отца Моего…»

Овцы Господа — это Его избранные. Они слушают голос Господа и следуют за Ним, в отличие от псов (невозрожденных душ, которые никогда не были овцами), которые возвращаются «на свою блевотину». Овцы слушаются Господина и поэтому остаются с Ним.

О вечной жизни, той жизни, которая никогда не кончается, можно прочесть в Ин. 3:36; 5:24; 6:4-7; 10:28; 1 Ин. 5:13.

Арминиане учат, что вечная жизнь — это не жизнь, которая продолжается вечно, а качество, присущее христианину до тех пор, пока тот следует за Христом. Вечная жизнь — это своего рода святость. И если христианин отойдет от Христа, то потеряет это качество. Друзья, какая наивность и какое заблуждение! Господь говорит не о качестве, Он говорит о вечности!

Обратите внимание на слова апостола Павла в Послании к Римлянам 8:1: «…нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе…». Тех, которых Господь предузнал, Он призвал; тех, которых призвал, оправдал, а тех, кого оправдал, прославил. Для них нет никакого осуждения. Все их грехи омыты Святой Кровью. Господь гарантирует это, запечатлевая Своих детей Святым Духом (Еф. 1:13-14). Те, кто рожден свыше, имеют печать Святого Духа!

Еще раз обратимся к посланиям апостола Павла. Он пишет: «…будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа…» (Фил. 1:6). Апостол Петр говорит о своих читателях как о «силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению» (1 Пет. 1:5). Вера человека — инструмент в руках Бога, которым Он сохраняет христианина.

2. ЛИШЬ ТЕ, КТО СОХРАНИТ ВЕРУ ДО КОНЦА, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛИ РОЖДЕНЫ СВЫШЕ

Этот аспект учения о верности святых до конца отличает его от еретического учения «спасен сегодня — спасен навсегда». В вышеприведенном отрывке (1 Пет. 1:5) ясно видно, что Бог соблюдает ко спасению через веру. Другими словами, если нет веры, Господь не соблюдает к спасению. Все дело в том, что Господь дает Своим избранным веру. В Ин. 8:31-32 читаем слова Иисуса: «…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными». Вы ученики, если только пребудете в вере, а если нет, то вы не овцы, а псы, которые «возвращаются на свою блевотину». Евангелист Матфей записал слова Иисуса Христа: «…претерпевший же до конца спасется» (10:22). Эти слова предупреждают о грядущих гонениях и о том, что лишь те, кто устоит до конца, являются детьми Божьими, т.е. возрожденными людьми.

Апостол Павел в Послании к колоссянам утверждает, что Господь «…ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования…» (1:22-23). Другими словами, если люди пребывают в вере и не отпадают до конца жизни, то они искуплены Христом. Если люди отпадут, то в вере они не пребывали никогда. Овцы слушаются Господина, а псы «возвращаются на свою блевотину». В Послании к Евреям 3:14 находим ту же мысль, что и в Послании к колоссянам: «…если только начатую жизнь твердо сохраним до конца». Если сохраните веру до конца, значит, вы были избраны и были рождены свыше, если не сохраните — вы не избраны и никогда не были рождены свыше.

Апостол Иоанн в своем Первом послании говорит, что те, кто ушли из церкви или разуверились во Христе, никогда не были истинными верующими и не рождались свыше: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (2:19).

3. ОТПАВШИЕ МОГЛИ ЯВЛЯТЬ РАЗНЫЕ ПРИЗНАКИ СПАСЕНИЯ, НЕ БУДУЧИ ПРИ ЭТОМ РОЖДЕННЫМИ СВЫШЕ

Возможно ли отличить истинного верующего, познавшего Господа сердцем, от того, кто познал Его лишь умом? Ярким доказательством того, что это невозможно, является пример Иуды, который предал Христа. После трехлетнего совместного служения Иисус сказал, что один из двенадцати предаст Его. Повернулись ли все одиннадцать в сторону Иуды? Нет, но они стали спрашивать: «…не я ли, Господи?» (Мтф. 26:22; ср. Мрк.14:19; Лк. 22:23; Ин. 13:22). Без сомнения, Иисус Христос знал, кто предаст Его: «…не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин. 6:70). Иисус знал, но этого не знали ученики.

О лжебратиях говорит и апостол Павел (Гал. 2:4). Он утверждает, что от них исходила опасность для него лично и для дела Божия (2 Кор. 11:26). «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11:14, 15). Это не означает, что абсолютно все неверующие или невозрожденные души, посещающие церковь, суть слуги дьявола. Многие из них придут к Господу и познают Его, но не все. Иисус Христос говорит, что о многих истина откроется лишь в день последнего суда: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мтф. 7:21-23). Эти несчастные исповедовали Сына Божия Господом, они пророчествовали Его именем (или от Его имени), они изгоняли бесов, но никогда не были Господними! Он «никогда не знал» их.

О подобном явлении Иисус Христос говорит в притче о сеятеле (Мрк. 4:5-6; 16-17). Семена упали на каменистую почву и засохли, потому что «не имеют в себе корня». Значит, вера в них вспыхнула искоркой, не приведя к рождению свыше (спасению), и угасла. Начало было столь обещающим: люди с радостью принимали Слово Божье, но когда пришли трудности, они оставили «первую любовь».

На важность постоянства в вере указывает Иисус Христос в притче о виноградной лозе (Ин. 15:1-7). Верующие в этой притче показаны как ветви лозы.

«Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — виноградарь; Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода». В стихе 6 эта мысль продолжена: «Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Евангелие от Иоанна 15:1-2).

Некоторые утверждают, что все ветви, о которых говорит Иисус, — христиане. Следовательно, те из них, которые не приносят плода, отсекаются (они отпадают). Но это не обязательно так. Я имею в виду, что не все ветви, о которых говорит Христос, — христиане, а только те, кто пребудут в Нем (стих 6). В притче говорится о пребывающих и о непребывающих во Христе, об овцах и псах. Псы «отсекаются» и будут непременно брошены в огонь, овцы же навсегда останутся с Иисусом.

Что тогда мы скажем о шестой главе Послания к Евреям?

«Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.

Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы — негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение» (Евр. 6:4-6).

В этой маленькой притче погибшие (сожженные) сравниваются с землей, никогда не приносившей плода. Но худой плод или его отсутствие, как свидетельствует Библия, говорит о ложной вере (Мтф.3:8-10; 7:15-20; 12:33-35). И стихи 7-8, следующие как продолжение мысли, высказанной в стихах 4-6, говорят, что отпавшие никогда не были истинными верующими. Это псы, а не овцы, и они возвращаются туда, откуда пришли.

Как же тогда понимать слова: «просвещенных», «вкусивших» и «соделавшихся причастниками»?

Однажды просвещенных

«Однажды просвещенных» в оригинале на древнегреческом — «apax fwtisqentaV». Однокоренное слово использовал апостол Иоанн в своем Евангелии: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (1:9), апостол Павел в посланиях: «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения…» (1 Кор. 4:5), «…и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его…» (Еф. 1:18). Слова: «просвещает», «осветит» и «просветил» из вышеприведенных стихов не означают обязательного возрождения. Так, в Евангелии от Иоанна говорится об общем просвещении (образовании) всех людей, в Первом послании к Коринфянам апостол говорит о познании Господа в день суда, когда спасение (рождение свыше) уже будет невозможно. Поэтому слова в Послании к Евреям «однажды просвещенных» нельзя считать синонимом словам «рождены свыше». Скорее всего, они означают «получивших знание о Боге».

Вкусивших

Греческое слово «geusamenouV» имеет значение «попробовавших, вкусивших», но не обязательно принявших. В доказательство возьмем пример из Нового Завета: «…дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав (geusamenoV), не хотел пить». Иисус Христос, понял, что Ему дают, и отказался принять это питье. Люди, о которых здесь идет речь, слушали Слово Божье, но не пустили его внутрь себя, узнали, что будет с этим миром в будущем, но это не произвело на них должного впечатления, и поэтому они отпали, не получив рождения свыше.

Соделавшихся причастниками

Греческое слово «metocouV» переводится как «причастники». Это слово в Новом Завете имеет двоякое значение. Первое выражает безусловную абсолютную причастность, и это видно на примере отрывка из Послания к Евреям 3:14: «…ибо мы сделались причастниками Христу…», т.е. стали частью Христа. Второе значение более широкое: «похожий; такой, как». Когда ученики Иисуса поймали слишком много рыбы, они «дали знак товарищам (metocoiV), находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть» (Лк. 5:7). Дословный перевод звучал бы следующим образом: «…дали знак таким, как они, находившимся на другой лодке». Но те, кто был в другой лодке, не были учениками, они были лишь рыбаками, такими же как и апостолы. Когда апостол Павел предупреждает ефесян о лжебратьях, то просит их: «…не будьте сообщниками их» (5:7), употребляя при этом слово того же корня, что и в Евр. 6:5 и Лк. 5:7. Таким образом, отпавшие, о которых говорится в Евр. 6:5, были такие, как спасенные, но неспасенные.

Как бы в подтверждение правильности такого объяснения, или толкования, автор послания пишет: «Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии…» (6:9). В лучшем состоянии, чем кто? Чем те, кто не находится в состоянии «во Христе». Другими словами, автор послания надеется, что большинство его слушателей суть овцы Христовы, а не псы. Отпадающие — это псы, которые возвращаются на свою блевотину, а истинные дети Божьи слушаются Его голоса и остаются с Ним и в Нем.

Очень печально, что мы зачастую очень поверхностно смотрим на Слово Божье и идем на поводу человеческой (читай «плотской») логики, но «плоть желает противного духу» (Гал. 5:17), «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном» (Рим. 8:5). «Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?» (Гал. 3:3).

 

Из архива журнала «В начале», 2000 год.

Автор текста: Георгий Вязовский


Дата: 06 декабря 2000
Темы:


Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*