Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Они, пришедши к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам?
А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне!
По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.
И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.
Евангелие от Луки, 7:19-30
Иоанн Креститель находился в тюрьме, когда до него дошла весть о том, что Иисус воскресил человека. Это сообщение ввергло его в пучину сомнений: если Иисус — Мессия, то почему он, Его верный пророк, в тюрьме? Иоанн открыто высказал свои сомнения и тем самым поставил под угрозу свой авторитет пророка. У людей, которые узнали о колебаниях Иоанна Крестителя, возникло искушение перестать уважать его и его служение.
Но Иисус предупреждает ошибку людей. Он говорит, что Иоанн остается великим пророком, несмотря на то, что он честно высказал свои сомнения. Он напоминает им несколько фактов об Иоанне, задавая три риторических вопроса.
Зачем вы ходили в пустыню к Иоанну, когда он еще был на свободе? Ходили ли вы туда, чтобы посмотреть на неуверенного в себе пророка, который колебался, как тростник в ветреную погоду? Нет, Иоанн твердо проповедовал одно и то же учение о покаянии и близком приходе Мессии. Вы бы никогда не пошли в пустыню, если бы Иоанн сегодня говорил одно, завтра другое, а на третий день отрекался от всего, что говорил до этого. Иоанн не был тростником, он был дубом. Именно это привлекало вас в его проповедях, именно из-за его непреклонности вы шли в пустыню.
Зачем вы ходили в пустыню? Чтобы посмотреть на человека, который льстит царям? Но те, кто льстит правителям, угодны царям, их одевают в мягкие одежды и дают им приют во дворце. Иоанн же жил в пустыне, а не при дворе, он носил грубую одежду из верблюжьего волоса, а не мягкие одежды. И сейчас он в тюрьме именно потому, что не льстил Ироду, а прямо говорил ему о его грехах.
Зачем вы ходили в пустыню? Чтобы посмотреть на пророка! Иоанн был самоотверженным пророком, который проповедовал истину. Но он был даже больше, чем пророк, потому что не только пророчествовал, но и сам был объектом пророчеств. Именно о нем говорил Малахия: «Вот, Я посылаю ангела Моего…» (3:1).
У вас нет оснований презирать Иоанна за его сомнения. Он был и остается великим пророком. Более того, из рожденных женщинами нет пророка больше Иоанна Крестителя. Пророки — самые великие из людей, а Иоанн — самый великий из пророков, потому что все указывали на Мессию издалека, а он указал на живого Христа, когда тот уже пришел на землю.
Иоанн больше Авеля, больше Ноя, больше Авраама. Иоанн даже больше Моисея и Давида, потому что никто из них не предвозвестил так ясно и четко прихода Мессии. Иоанн показал своим ученикам уже живого Мессию, Который принял у него крещение. Вспомните любого человека из Ветхого Завета: Исаию, Иеремию, Соломона, Илию, Иисуса Навина. Иоанн больше любого из них.
Но после утверждения, что Иоанн — величайший пророк, Иисус высказывает удивительную мысль: меньший в Царстве Божьем больше Иоанна Крестителя!Получается, мы с вами больше Иоанна? Больше пророка, отдавшего жизнь за истину? Больше пророка, крестившего Христа в Иордане? Больше пророка, о котором пророчествовали так же, как и о Мессии?
Все дело, конечно, в том, что мы живем в эпоху Нового Завета, а Иоанн Креститель в нее так и не вошел. Он не переступил черту Ветхого Завета. Смысл слов Христа в том, что самый великий верующий Ветхого Завета меньше рядового верующего Нового Завета. Все те, кто следуют за Агнцем, больше тех, кто шел перед Ним.
В чем же заключаются преимущество верующих Нового Завета? Чем же таким мы обладаем, чем не обладали верующие до Христа? В чем наши преимущества?
I. Каждый христианин имеет преимущество в проповеди Христа.
О чем могли проповедовать пророки? О том, что есть Бог, взыскивающий за грехи, и о том, что в будущем придет Мессия, который принесет благословения.
Любой из нас знает, что Мессия — Сын Божий, любой из нас может рассказать людям о том, что Бог воплотился в человека. Мы привыкли к этой истине, нам кажется, что в ней нет ничего особенного. Но на самом деле мы могли бы поразить всех пророков Ветхого Завета простым рассказом о том, Кто родился в Вифлееме. Они бы слушали нас, затаив дыхание. Ни один пророк и подумать не мог, что в качестве Мессии придет Сам Бог, да еще воплотившийся в человека. Если оценивать проповедь по способности удерживать внимание слушателей в течение продолжительного времени, то наши проповеди превосходят речи пророков.
Любой из нас знает, что Христос умер за грехи людей, и в этом заключается наше спасение, в этом основание для прощения грехов. Но пророки не знали, как человек получает спасение. Если бы вы спросили Исаию, написавшего знаменитую 53 главу, как человек получает спасение, он бы сказал: «По милости Божьей». И все! Элементарная истина о том, что Сын Божий взял на себя наши грехи, была неизвестна даже самым просвещенным пророкам! Элементарное свидетельство о жертвенной смерти Христа глубже любого ветхозаветного пророчества. Азы христианского богословия — это недостижимые высоты знания для древних пророков. Смотрите, что об этом говорит апостол Петр: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу; им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы» (1:10-12). Как видите, ни пророки, ни даже ангелы не знали то, что сейчас нам открыто. И опять, если судить об уровне проповеди по глубине богословской мысли, то мы превосходим верующих Ветхого Завета.
Любой из нас знает, что Мессия воскрес. И когда мы самыми простыми словами свидетельствуем о воскресении Христа, мы даем людям надежду. Такую надежду не мог дать своему народу ни один пророк: ни Исаия, ни Иеремия, никто иной. Древние израильские пророки утешали свой народ тем, что Бог пошлет дождь и благословит урожай, что после 70 лет вавилонского плена люди смогут вернуться и построить разрушенный храм заново. Но когда мы говорим о воскресении, мы даем людям надежду на то, что и они воскреснут, воскреснут в таком же теле, в каком воскрес Христос. Кто из пророков древности обещал людям, что они воскреснут, да еще в таком же теле, в каком воскрес Сам Бог? Из наших проповедей следуют более значительные практические выводы, чем из любой проповеди прошлого.
Одним словом, мы знаем об Иисусе Христе столько, сколько не знали все пророки, вместе взятые. И это дает нам огромное преимущество в проповеди. Но реально мы обладаем этим преимуществом лишь тогда, когда используем наше знание и проповедуем о Христе погибающим людям.
II. Каждый христианин имеет преимущество в молитве.
Знание Христа и знание того, как Бог спас нас, дают нам преимущества в молитве по сравнению с верующими Ветхого Завета. В чем они?
Во-первых, в прославлении. Израильтяне прославляли Бога за хорошую погоду и за урожай. Давид прославлял Бога за помощь на войне и за защиту от Саула. Но никто из них не мог прославить Бога так, как можем прославить Его мы. Они не знали об искуплении, а мы знаем, что Сам Бог умер за наши грехи. Представляете, насколько лучше, полнее мы можем прославлять Бога! Кто из пророков мог сказать: «Славлю Тебя, Господи, за то, что Ты пролил за меня кровь»?! Кто мог сказать: «Благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты прожил ради меня на земле 33 мучительных года»?! Кто из пророков мог прославить Бога за то, что Он молился за него? Но Иисус Христос молился и продолжает молиться за нас, и мы можем славить Его за это.
Сравните два примера прославления Бога. Первый взят из Ветхого Завета, второй — из Нового Завета. «Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего. Ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя; утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя. Посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его. Дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел. Бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды» (Пс. 147). А теперь посмотрите, как начинается молитва благодарения в Послании к Ефесянам: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его»
Давид благодарит за снег, Павел — за избрание и искупление!
Во-вторых, в близости общения с Богом. Кто из пророков мог назвать Бога Отцом? Да, они называли Бога Отцом, потому что Он — Творец, и особенно Творец израильского народа. Но только христиане могут говорить: «Авва, Отче!» Мы усыновлены Богом во Христе, и это дает нам такую близость с Богом в молитве, которой не знал даже Моисей, хотя и разговаривал лицом к лицу с Богом. Вы помните, как Авраам разговаривал с Богом в молитве, прося за Содом и Гоморру? Но даже в той молитве Авраам называл Бога «Владыко». Мы же в любой ситуации можем обращаться к Богу как к Отцу. Во всем Ветхом Завете Бог назван Отцом 10 раз, а в Новом Завете — 213 раз. При этом в Ветхом Завете ни один человек не называл Бога своим Отцом: о Боге как об Отце говорили в отношении всего народа. Но когда мы говорим: «Отче наш», — мы имеем в виду, что Бог — мой Отец.
Итак, мы можем лучше и полнее прославлять Бога в молитве, и мы можем быть очень близки в Нему, гораздо ближе верующих Ветхого Завета. Но и этим преимуществом мы обладаем только тогда, когда прославляем Бога и молимся, стремясь быть ближе к Нему.
III. Каждый христианин обладает преимуществом, потому что он является членом церкви, он обладает преимуществом в общении.
Раньше церкви не было. Израильтяне были религиозным народом, но истинных верующих было очень мало. В каждом городе их было лишь несколько человек, а города находились далеко друг от друга. Поэтому круг общения был невелик. Да, во многих городах были синагоги, и люди собирались в них по субботам, но делали они это по традиции. Истинные верующие не находили с ними общего языка. Им приходилось довольствоваться духовным общением в очень узком кругу.
Еще у них были общенародные праздники. В Иерусалиме собиралось много верующих. Душа отдыхала в общении. Но эти праздники проходили не каждую неделю и даже не каждый месяц.
Сейчас ситуация изменилась. Мы объединены в поместные церкви, и нас гораздо больше. Наш круг общения намного шире. И мы встречаемся чаще: не раз в полгода, а два, три и даже четыре раза в неделю! Практически, мы постоянно пребываем в общении. И все потому, что мы — верующие Нового Завета. Святой Дух живет в нас, Он объединяет нас так, как никогда прежде. В любой день мы можем поговорить с братьями и сестрами о Боге. Стоит нам только захотеть, и мы можем вместе помолиться, вместе почитать слово Божие. Пришло время, когда истинные поклонники поклоняются Богу не на горе Гаризим и не в Иерусалимском храме, и даже не в молитвенном доме, а на любом месте в духе и истине. Мы можем вместе поклоняться Богу в любом месте, где окажемся.
Кроме того, ветхозаветные верующие были только евреями, но новозаветная церковь — интернациональна. Церковь — это новый избранный народ Божий, который состоит из людей всех народов. Для евреев люди другой национальности были язычниками, врагами. Но для нас верующие иностранцы — братья и сестры, друзья. Мы можем общаться с теми, кто говорит на английском и немецком языках, и Святой Дух будет помогать нам преодолевать языковой барьер. Вы помните, как в день Пятидесятницы все народы были собраны в единое тело и стоявшая между народами преграда рухнула?
Давайте будем приходить в церковь для общения. Давайте не прерывать духовного общения среди недели. Ведь в этом состоит наше преимущество!
В заключение остается воскликнуть: как бедна жизнь человека, не обладающего этими благословениями во Христе!
Если вы не обратились ко Христу, ответьте на вопрос, что важное вы собираетесь сказать в своей жизни. Нет важнее слов истины, чем слова о Христе. Но если вы не знаете Христа, то вы ничего о Нем не можете сказать. Вы произнесете тысячи слов за свою, будем надеяться, долгую жизнь, и ни одно из этих слов не будет обладать важностью и значением. Ведь все, о чем вы будете говорить, умрет вместе с вами.
Кого вы впустите в свой внутренний мир, если не Христа? Кому вы намерены открыть свою душу в этом жестоком мире? Только Бог не причинит вам боли и залечит ваши раны. Вы можете подойти к Нему как угодно близко, и Он не обидит вас. Вы можете без страха открыть Ему свои объятия, и Он протянет в ответ руки любви. И больше никому вы не сможете так открыться, потому что вы знаете, что вас не поймут и ваша душа может оказаться оплеванной. Найдите же близость с Богом в молитве. И начните с исповедания грехов, с просьбы о прощении.
Хотите ли вы прожить все свои годы с такими же людьми, как вы? С людьми, которые не говорят ничего важного и чей мир замкнут? Если вы подумаете хотя бы полминуты, то вам захочется иной компании. Присоединяйтесь же к церкви, к сообществу людей, в чьей душе живет истинный Бог — Святой Дух, чьи уста наполнены словами об истине и любви.
Одним словом, становитесь гражданами Царствия Божьего. Пусть Христос будет вашим Богом и вашим Царем. Подчинитесь Ему, чтобы ваша жизнь стала полноценной.
Вспомните притчу об играющих детях, которую Иисус рассказал сразу после того, как оправдал Иоанна Крестителя и его сомнения. Он рассказал ее специально для фарисеев, которые «отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него».
«Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: “мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали”. Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: “в нем бес”. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: “вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам”» (Лк. 7:31-34).
Вот дети сидят на улице, и кто-то из них говорит: «Давайте играть в свадьбу, я буду играть вам веселые мелодии на свирели». Но остальные дети не хотят играть в свадьбу. И тогда кто-то предлагает: «Давайте играть в похороны, я буду петь вам печальные песни». Но и это никому не нравится. Дети никак не могут выбрать, во что им играть.
Так и фарисеи думали, что Бог играет с ними: они отвергли Иоанна Крестителя и Христа. Первый был слишком суров для них, второй был слишком волен в поведении — друг простых и грешных людей. Они отвергли обе, как им казалось, игры. Но Бог не играл. Как сказал однажды Эйнштейн: «Господь Бог не играет в кости». И через Иоанна Крестителя, и через Иисуса Христа Бог говорил о жизни и смерти, о вечных ценностях. И сегодня Бог не играет. Он не предлагает поразмышлять над философскими сказками. Сегодня Он говорит о реальной жизни в Царстве Божьем, о полноценной жизни с Богом во вселенной, находящейся у Него в руках.
Не повторяйте ошибку фарисеев. Откликнетесь на призыв Христа войти в Царство Божье. Не отвергайте Его, потому что это слишком серьезно: отвергая Христа и Его призыв войти в Царство Божье, вы, подобно фарисеям, отвергаете волю Бога о себе. Он хочет, чтобы вы спаслись: не просто поиграли в спасение, а спаслись от вечного ада. И сейчас перед вами не стоит выбор играть или не играть в игры Бога. Вы выбираете между жизнью и смертью.
Войдите в Царство Божье, чтобы вы могли сказать что-то важное. Войдите в Царство Божье, чтобы Бог вошел в вашу жизнь. Войдите в Царство Божье, и вы присоединитесь к огромной семье верующих.
Из архива журнала «В начале», 2000 год.
Автор текста: Ярослав Вязовский