Большое спасибо вам за то, что вы пригласили меня принять участие в этом обсуждении.
Перед нами стоит вопрос, действительно ли Бог избирает тех, кого Он спасет? Этот вопрос поднимает другой вопрос: если Бог не выбирает тех людей, которых Он спасет, то будет ли кто-нибудь вообще спасен? Или иначе: если Бог не изберет некоторых людей ко спасению, то захочет ли хотя бы один человек быть спасенным?
Полностью согласен с Дмитрием, что контекст Послания к Римлянам очень важен для толкования 9-й главы. Но я придерживаюсь другой точки зрения по поводу того, какой же контекст этого послания. Давайте я тоже быстро пройду по Посланию к Римлянам и представлю вам свою позицию.
Все согласны с тем, что главная тема послания содержится в 1:16-17: «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину. В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет». В этом послании обсуждается вопрос, как Бог может спасти грешников. Грешники распадаются на две группы: язычники и евреи. Первая, вторая и часть третьей главы (до 21 стиха) показывают, что и те, и другие нуждаются в спасении. Павел сначала высказывает возражения, что все люди нуждаются в спасении, а потом опровергает их. Начиная с 21-го стиха 3-й главы, Павел говорит, что Бог может принять нас только в том случае, если Иисус Христос все сделает за нас. В четвертой главе он обсуждает идею веры. Вера есть доверие тому, что Христос совершил на кресте ради нашего спасения. Павел вспоминает двух героев Ветхого Завета, Авраама и Давида, чтобы показать, как действует принцип веры.
В Рим. 5:1-11 он объясняет, что значит быть оправданным одной только верой. Во второй части 5-й главы (стихи 12-21) апостол описывает метод, который Бог использует для нашего спасения. Для того чтобы понять, каким образом Бог нас спасает, необходимо понять как Он нас осуждает, потому что осуждение и оправдание происходят похожим образом. В Рим. 5:18 Павел говорит, что как мы умерли в Адаме, так мы оживаем во Христе. Метод, который Бог использует для нашего спасения, — представительство. Адам в Эдемском саду представлял все человечество. Когда он согрешил, вина за его грех была распространена на всех его потомков. И Бог обвиняет нас всех в том, что мы, по сути, не совершали. Но с другой стороны, когда Христос взошел на крест, Он тоже представлял людей. И все, кого Христос представлял на кресте, получат то, ради чего Он взошел на крест, — спасение. Они получат Его праведность, хотя сами закон не исполнили. Ситуация такова: все кого представляет Адам, получили то, что Адам заслужил для них. Все, кто был представлен Христом на кресте, получают то, что Христос достиг для них.
В шестой главе Павел говорит о том, что, когда Христос умер на кресте, Он приобрел Своей смертью для будущих верующих два благословения (в Послании к Евреям они заключены в понятии нового завета). С одной стороны, для всех, кого Он представлял, Он приобрел прощение грехов, с другой, — измененную жизнь. Шестая глава Послания к Римлянам акцентирует внимание на измененной жизни, которую Христос приобрел на кресте. Павел, начиная шестую главу, утверждает, что хотя наши грехи до конца прощены, это не значит, что мы будем жить во грехе, потому что Христос приобрел нам на кресте новое сердце, которое не позволит нам жить во грехе, которое всеми силами будет стремиться любить Христа и жить в послушании Ему. Шестая глава описывает изменения внутри человека, утверждая, что настоящий верующий «неизлечимо» любит Христа.
Седьмая глава объясняет назначение закона в планах Бога. Его задача — вскрыть грех, сам по себе он никого внутренне не меняет.
В восьмой главе говорится о том, что измененная жизнь является результатом внутреннего действия Святого Духа, а не какого-то внешнего влияния. Во второй части восьмой главы, в стихах 28-39, Павел говорит, что мы обязательно получим окончательное спасение.
Теперь мы переходим к спорной 9-й главе. В первых пяти стихах Павел, с одной стороны, выражает свою печаль, что евреи не поверили и отвергли великие благословения Божьи, но, с другой стороны, утверждает, что они обладали не менее великими благословениями во времена Ветхого Завета. В шестом стихе апостол объясняет, почему он вдруг обращается к вопросу об израильском народе. Дело в том, что первые восемь глав Послания к Римлянам были посвящены описанию удивительного спасения, которое Христос дал людям, спасения, полностью изменившего их жизнь. Но тогда возникает вопрос: «А как насчет Израиля? Это избранный Божий народ, который тем не менее не верит в Христа. Может быть, механизм спасения работает не так, как его описывает Павел, ведь избранный народ Божий не спасен?»
В девятой, десятой и одиннадцатой главах послания Павел объясняет, каково было предназначение израильского народа. «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя» (стихи 6, 7). Я считаю, что эти стихи принципиально важны для понимания всей девятой главы. Павел говорит: «Не весь Израиль — Израиль». Что он имеет в виду?
Давайте обратимся к третьей главе Послания к Галатам. Как Израиль может не быть Израилем? Ответ заключается в том, что израильтяне называли себя народом Божьим, но не были настоящим народом Божьим, духовным народом. Павел объясняет нам эту мысль, когда описывает завет, заключенный с Авраамом: «Братия! говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему. Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал. 3:15-16). Когда мы читаем описание завета между Богом и Авраамом в Бытии (главы 12, 15, 17), то видим, что Бог дал Аврааму два обещания. Во-первых, Он пообещал дать ему семя, потомков, а, во-вторых, — дать этим потомкам землю. Здесь мы видим, что речь идет о Божьем народе в буквальном смысле. Но когда Павел ссылается на завет, заключенный с Авраамом, он толкует этот отрывок иначе: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» (Гал. 3:16). Под словом «семя» может подразумеваться и множественное, и единственное число. В Бытии это слово употребляется во множественном числе, потому что Бог говорит Аврааму: «Посмотри на небо — у тебя будет столько потомков, сколько звезд на небе». Но Павел в третьей главе Послания к Галатам говорит, что семя одно — Христос. Заключив завет с Авраамом, Бог не только пообещал ввести их в землю, но также явил Свой план спасения. Другими словами, речь идет о тех людях, которых Бог изберет ко спасению, а земля — символ небес. Реальное духовное спасение проиллюстрировано в Ветхом Завете тем, что Бог избрал обычный народ и дал ему обычную землю. «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:29). Ясно, что в третьей главе Павел обращается к верующим. Если вы верующий человек, то вы — сын Авраама. Вы настоящий наследник Божьих обещаний. Таким образом, у Авраама были и физические потомки, которые унаследовали земные обещания, и потомки духовные, которым были даны обещания небесные.
Мы обратились к третьей главе Послания к Галатам, потому что там Павел объясняет, что Израиль по замыслу Бога служил иллюстрацией духовного Израиля, Церкви. Начиная с горы Синай и заканчивая Голгофой, Израиль был образом истинного Божьего народа. В Израиле всегда были истинно верующие люди. Всегда было стадо. Однако в целом израильский народ был неверующим. Поэтому когда Павел в Послании к Римлянам 9:6 говорит, что не все те израильтяне, которые от Израиля, он имеет в виду, что Бог не планировал спасти весь буквальный Израиль. Чтобы быть членом израильского сообщества, надо было лишь родиться в нем и быть обрезанным на восьмой день. Вера не была условием принадлежности к израильскому народу. Именно об этом говорит Павел в 9:8: «…не плотские дети суть дети Божьи, но дети обетования…».
Именно поэтому у нас есть девятая глава, где обсуждается вопрос израильского народа. Павел подчеркивает: чтобы быть израильтянином, вам достаточно родиться, но чтобы стать настоящим членом Церкви, физического рождения недостаточно. Единственный способ стать верующим — избрание.
Начиная с седьмого стиха, Павел обращается к жизни Авраама и его потомков. У Авраама было два сына: Измаил и Исаак. Бог не избрал Измаила, а избрал Исаака. В 10-м стихе Павел обращается к детям Исаака, Иакову и Исаву. В 11-13 стихах сказано: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел». Обратите внимание, в одиннадцатом стихе подчеркивается, что выбор Бога никак не зависел от соделанного людьми.
Проблема девятой главы не в том, что она слишком сложна — она слишком проста. Нам не нравится то, что она говорит. Бог сделал выбор. То, что Исаак сделал какой-то выбор, а Исав не сделал, не имело никакого отношения к выбору Бога. Нет ничего удивительного в том, что Павел задает риторический вопрос, который возникает и у нас: «Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак». Все выглядит так, словно Бог играет с людьми. Это кажется несправедливым. Но мы допускаем роковую ошибку, думая, что Бог такой же, как мы. Бог отличается от человека. Он абсолютно свят и не может поступать несправедливо. У Бога нет нечистых мотивов. Он не играет в «кошки-мышки». Бог избирает Иакова и отвергает Исава. Иаков отправляется на небеса, Исав — в ад. Именно это пытается объяснить апостол в этой главе. Так он отвечает на вопрос, почему израильтяне оказались неверующими.
В середине главы Павел объясняет, что человек может стать верующим только благодаря избранию. В этом суть всей главы. Как же объяснить, что пророк Малахия говорит о физических потомках Иакова и Исава? Мы помним, что Павел в посланиях к Галатам и к Римлянам учил о том, что израильский народ был иллюстрацией истинного Божьего народа. Поэтому Исав — это образ всех тех, кто будет отвергнут Богом. «Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: “В чем явил Ты любовь к нам?” — Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его — шакалам пустыни. Если Едом скажет: “Мы разорены, но мы восстановим разрушенное”, то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда. И увидят это глаза ваши, и вы скажете: “Возвеличился Господь над пределами Израиля!”» (Мал 1:2-5).
В эпоху Ветхого Завета, начиная с Синая, кончая Голгофой, Бог заботился о физических нуждах Своего избранного народа. Израиль, я повторяю, — это лишь иллюстрация Божьего народа. Когда мы читаем об отвержении Исава, мы видим, что Малахия описывает физическое уничтожение потомков Исава. Это физическое уничтожение является картиной духовного уничтожения людей.
Вернемся к девятой главе Послания к Римлянам. В 15-м стихе Павел напоминает, что Бог когда-то сказал Моисею: «Кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею». В 33-й главе книги Исход, откуда взята цитата, говорится о том, что Бог делает то, что Он хочет. Именно в этом смысле Павел использует эту цитату здесь. Шестнадцатый стих повторяет мысль пятнадцатого стиха, где говорится, что помилование зависит не от человека, а от Бога.
Помилование человека не зависит от его желания и усилий, потому что, по Писанию, после грехопадения Адама люди стали богоненавистниками, не желающими обратиться к Богу.
Обратимся к третьей главе Послания к Римлянам, стихам 9-18:
«Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом,
10 как написано: нет праведного ни одного;
11 нет разумевающего; никто не ищет Бога;
12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного.
13 Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их.
14 Уста их полны злословия и горечи.
15 Ноги их быстры на пролитие крови;
16 разрушение и пагуба на путях их;
17 они не знают пути мира.
18 Нет страха Божия перед глазами их.»
Павел подытоживает, объясняя, что и израильтяне, и язычники нуждаются в спасении. Он описывает, что представляют из себя люди глубоко внутри. В одиннадцатом стихе сказано, что никто не ищет Бога. Это означает, что ни один человек сам по себе не захочет прийти ко Христу и уверовать в Него. Мир наполнен религиозными людьми, но никто никогда по собственному желанию не обратится ко Христу и не примет Его Спасителем.
В 1 Кор. 2:14 описывается действие Святого Духа: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно». Здесь Павел говорит о двух причинах, по которым никто не хочет веровать в Христа. Во-первых, для неверующего верить — безумие. Неверующий человек считает Евангелие глупостью, полагая, что оно недостойно того, чтобы сделать выбор в его пользу. Во-вторых, человек не может уверовать, потому что не понимает Евангелия. Так происходит потому, что из-за греха Адама все люди рождаются духовно мертвыми. Они не способны обратиться к Богу, к Христу. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:44), — сказал Иисус, разговаривая с иудеями о спасении, объясняя им, что Он есть хлеб жизни. Почему же именно посреди этого разговора Он замечает, что никто не может прийти к Нему?! Потому что никто не хочет!!! В своем естественном состоянии человек не хочет прийти ко Христу, обратиться к Нему так, как говорит ему то Писание. Только те захотят прийти ко Христу, кого привлечет Отец. А те, кого привлечет Отец, будут воскрешены в последний день. Спасение от начала до конца должно быть совершено Богом. В Библейском колледже я на протяжении нескольких лет учил студентов тому, что такое кальвинизм. Кальвинизм — это учение о том, что Бог спасает людей, которые в своем исходном состоянии даже не хотят быть спасенными. Бог спасает их до конца.
Давайте вернемся к девятой главе Послания к Римлянам. Мы остановились на семнадцатом стихе. Павел обсуждает ожесточение сердца фараона. Апостол говорит так ясно, что, какой бы перевод мы ни взяли, везде речь идет о том, что Бог сам ожесточил сердце фараона. И мы реагируем естественно: но ведь это нечестно, это несправедливо! Но это часть доводов апостола Павла! Павел, приводя этот пример, просто загоняет нас в угол. С каждым стихом его слова все сложнее и сложнее принять. Апостол как бы припирает нас к стенке ради того, чтобы мы, оказавшись в безвыходном положении, признали истину. В восемнадцатом стихе Павел говорит: «Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает». Кажется, что апостол хочет вызвать у нас раздражение!
Давайте посмотрим, как в книге Исход описывается ожесточение сердца фараона. Откройте главы 8 и 9. В двенадцатом стихе девятой главы речь идет о казни: «Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления, потому что воспаление было на волхвах и на всех Египтянах. Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею». Здесь ясно сказано, что Бог ожесточил сердце фараона.
Теперь откроем 8:12-15: «Моисей и Аарон вышли от фараона, и Моисей воззвал к Господу о жабах, которых Он навел на фараона. И сделал Господь по слову Моисея: жабы вымерли в домах, на дворах и на полях; и собрали их в груды, и воссмердела земля. И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь». Кажется, что Бог говорит сначала одно, а потом другое: сначала, по Его словам, Он ожесточает сердце фараона, потом — фараон сам ожесточает свое сердце. На самом деле все дело в том, что мы смотрим на одно и то же событие с разных точек зрения. Но в чем первопричина ожесточения фараона? Бог так предопределил, Он это запланировал. А кто виноват, что фараон так поступил? Сам фараон. Он выступил против израильтян.
Возьмите любое кальвинистское вероисповедание, и в каждом из них утверждаются обе эти истины. Во-первых, Бог предопределяет все прежде, чем это произойдет. Но в то же время в произошедшем зле виновны только те, кто его совершил.
Посмотрите, какие удивительные слова записывает Лука: «Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян. 4:27, 28). Петра и Иоанна только что отпустили из Синедриона, и они объясняют своим братьям и сестрам, что с ними произошло. В молитве церковь описывает распятие Христа, обвиняя в этом Ирода, Понтия Пилата, язычников, израильтян. Они собрались, составили заговор против Христа, они совершили зло, пригвоздив Христа ко кресту! Но в двадцать восьмом стихе сказано, что они сделали лишь предопределенное Богом. То же самое, что и в случае с фараоном: Бог ожесточил сердце фараона и фараон сам ожесточил свое сердце. Какова причина смерти Христа на кресте? Почему это произошло? Потому что Бог предопределил это событие. Но кто виновен в этом преступлении? Те, кто совершил это преступление: Ирод, Пилат, язычники и израильтяне. Библия учит, что, с одной стороны, Бог все предопределяет, но, с другой стороны, мы несем ответственность за свои поступки.
Таким образом, мы переходим к кульминации девятой главы Послания к Римлянам, стиху девятнадцатому: «Ты скажешь мне: “за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?”» Если вы умерли в неверии, то будет ли Бог обвинять вас? Конечно! Наказание за грех — смерть, вы отправитесь в ад! Но если Бог не избрал вас ко спасению, придете ли вы когда-нибудь ко Христу? Павел заставляет нас принять его учение о том, что наш Бог — всевластный Бог, Он неподотчетен нам, Он делает то, что хочет. Писание не умалчивает об этом парадоксе: Бог все предопределяет, но мы несем ответственность за то, что делаем.
(Надо заметить, что парадокс — это не то же самое, что противоречие: парадокс и противоречие — разные понятия. В современных английских словарях слова «парадокс» и «противоречие» — синонимы. Но старые словари дают другое определение. В одном из фундаментальных словарей английского языка, в Оксфордском, дается такое определение парадокса: парадокс — это неразрешенная проблема, которая не является противоречием. Предопределение и ответственность человека — это нерешенная проблема, а не противоречие.)
По сути, в девятнадцатом стихе говорится, что неверующий не может использовать предопределение в качестве оправдания своему неверию. Девятая глава Послания к Римлянам объясняет предопределение самым психологически неприемлемым для нас образом. Она говорит, что в конечном итоге наша судьба в руках Бога, что выбор сделан еще до того, как мы сделали что-то плохое или хорошее. Но также Павел говорит, что вы ответственны за то, что вы делаете. Вы окажитесь в аду только потому, что вы это заслужили.
Каким же образом Павел решает эту дилемму? Начинает ли он сложнейшие философские рассуждения? Говорит ли Павел, что Бог смотрит на вещи не так, как мы, что Он находится вне времени, поэтому мы не можем говорить с Ним на одном языке? Нет. Павел, защищая учение о предопределении, говоря о Боге, не приводит никаких доводов. Он говорит, что Бог таков, каков Он есть. «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: “Зачем ты меня так сделал?” Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного потребления, а другой для низкого?» Павел говорит, что Бог — ваш создатель, а если так, то Он может делать с вами то, что захочет. Но нас, людей, это учение слишком раздражает, потому что нам очень не нравится, когда нам напоминают, что мы — горшок, глина. Нам хочется быть лучше, нам хочется быть достойней, быть величественнее, чем горшок из глины. Апостол Павел принуждает нас в этой главе признать, что Бог имеет право делать все, что Он делает, и все, что Он делает — это правильно, а нам остается только преклониться перед Ним.
Давайте зададим себе еще один вопрос, касающийся веры. Вера от Бога, от человека или она — результат совместной деятельности Бога и человека? Откройте Послание к Ефесянам 2:8-10: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». Спасение полностью исходит от Бога, вера — тоже. Если бы вера принадлежала нам, у нас был бы повод хвалиться. Верующий должен принять решение в пользу Христа. Вы стали верующим и сделали выбор: выбрали поверить. Мы не отрицаем, что грешный человек должен сделать выбор в пользу Христа и уверовать в Него. Мы говорим, что когда мы становимся верующими, то не можем присвоить себе и самую маленькую частичку славы за то, что обратились ко Христу. Это учение смиряет меня, потому что от меня зависит только мой грех, и я не привнес ничего в свою веру. И даже когда я приношу плод в христианской жизни — а Писание говорит, что мы будем приносить плод, потому что Христос на кресте прибрел для нас измененную жизнь, — я воздаю за это славу не себе, а Святому Духу. Я прилагаю усилия для того, чтобы жить для Христа, я борюсь с грехом, я стараюсь исполнять то, к чему призывает меня Писание. Но в десятом стихе сказано, что эти добрые дела, которые я делаю, Бог предопределил еще давно, а, значит, я опять не могу похвалиться этими делами. Верующие прилагают усилия, для того чтобы жить достойно Христа, но если у них что-то получается, все благодаря Богу.
Давайте подведем итоги. В девятой, десятой и одиннадцатой главах Послания к Римлянам апостол Павел объясняет, почему израильтяне в большинстве своем не откликнулись на евангельский призыв. Израильтяне, хотя и назывались народом Божьим, не были истинным народом Божьим, они были лишь иллюстрацией будущего истинного народа Божьего. Человек не становится верующим просто потому, что он рожден в какой-то семье или в каком-то народе. Для того чтобы человек уверовал, необходимо, чтобы Бог избрал его к этому. Выбор Бога был сделан в прошлом, в вечности; он не основан на том, что Бог увидел впереди, уверует человек или нет. Бог, именно Бог, в конечном итоге решает, кто окажется на небесах.
Но чтобы мы не заблуждались в этом вопросе и не думали, что все наши дела бессмысленны, Павел подчеркивает, что наши поступки имеют значение. Если человек неверующий, то он сам виновен в своем неверии. Он не имеет права обвинять Божье предопределение за свое неверие. Хотя, с другой стороны, если Бог не предопределит человека ко спасению, этот человек никогда не захочет обратиться ко Христу.
Таково мое понимание учения об избрании, содержащегося в девятой главе Послания к Римлянам.
Из архива журнала «В начале», 2000 год.