Продолжение.
В основу данной статьи положены семь проповедей доктора Ричарда Белчера. Доктор Белчер проповедовал в минской баптистской церкви «Завет Христа» в июле 2001 года. Тему Божиих Заветов можно не без основания считать основополагающей в богословии. Она открывает путь к пониманию учений о крещении, об избрании, о спасении, о благодати и вообще открывает глаза на понимание Библии и Бога.
Я собираюсь проповедовать о заветах в Библии. Их семь.
ЗАВЕТ С НОЕМ
Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа.
Бытие 6:1-8
Сегодняшнюю беседу мы начали с вопроса: кто правит этим миром? Ответ: Бог. Потом мы задали второй вопрос: каким образом Господь управляет этим миром? Он управляет миром через Свои заветы. Потом мы вспомнили, что такое извечный завет благодати. Согласно этому завету Господь избирает Себе людей, и ради них Он отдает Своего Сына. Сын соглашается понести наказание за грехи людей, а Дух Святой соглашается произвести работу в душах избранных и приложить жертву Иисуса Христа к человеческим сердцам. Этот завет — великий завет, который управляет всем миром во все века. Если мы посмотрим на историю с точки зрения Бога и Его любви, то увидим, что Господь Бог творит историю для того, чтобы привлечь избранных к Самому Себе.
Господь заключает заветы с людьми. Мы рассмотрели завет дел, который был заключен с Адамом в Едемском саду. Но, несмотря на все совершенство, Адам все равно согрешил против Бога. А поскольку Адам был представителем всего человечества, его грех вошел в нас, его наследников.
Но вместо того, чтобы уничтожить Адама и в нем все человечество, Господь Бог заключил с ним другой завет. Он сказал: «Я дам вам Искупителя, и через этого Искупителя придет спасение миру».
Стал ли человек поступать лучше в условиях завета обещания, который дал Господь Бог? Основываясь на Библии, мы можем утверждать, что человек не стал лучше. С продвижением вперед он все больше и больше удалялся от Бога, все глубже и глубже погружался в грехи. Все это продолжалось до того самого момента, когда Господь Бог сказал (Быт. 6:3): «…Не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет».
Более того, в своих грехах человек докатился до такой точки, что Господь сказал: «Я уничтожу все человечество. Человек опять нарушил завет, который Я заключил с ним. И поэтому Мой суд должен обрушиться на него, человек должен быть наказан».
Слово Божие говорит, что грех человека превзошел все ожидания и стал невыносим для земли. Все помышления сердца человека стали зло. И поэтому Бог сказал: «Будет суд».
Господь даже пожалел о том, что создал человека. И сказал Господь (Быт. 6:7): «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю».
Каким образом человек так быстро попал в ловушку греха? Почему так получилось, что люди уходят от Бога и не идут за Ним, отпадают от Него? После падения Адама, после того, как у него родились дети, человечество разделилось на две группы. Потомки Сифа «начали призывать имя Господа», а потомки Каина отказались от Бога.
Прошло некоторое время и «сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены» (Быт. 6:2). Что произошло?
С одной стороны стоят люди, которые следуют за Богом, с другой — безбожники. Но вместо того, чтобы вести добропорядочную жизнь, Божьи люди стали соединяться в браке с безбожниками. А когда верующие вступают в брачные отношения с неверующими, то все становятся неверующими. Таким образом, безбожники постепенно взяли верх, и все человечество стало безбожным. Потомки Сифа были великими людьми, исполинами веры, титанами, но все они попали в капкан греха. И поэтому Господь сказал: «Я разрушу этот мир».
Что же, человечество потеряло надежду? Пришел конец человеческой расы? Отнюдь, в Бытие 6:8 сказано, что Ной обрел благодать пред очами Господа. Дело в том, что в извечном завете благодати на небесах имя Ноя было записано до сотворения мира. Ной не был совершенным человеком, абсолютно чистым от греха. Бог спас его не из-за его чистоты, не благодаря его безгрешности, но потому, что Ной «обрел благодать пред очами Господа», и его имя было записано в завете. Господь сказал: «Да, Я уничтожу человечество, но не все. Я не могу уничтожить Ноя, потому что имя его записано в извечном завете благодати, и с него Я начну новую историю человечества».
Ной не трудом выстрадал себе спасение, он «обрел благодать пред очами Господа». На иврите можно прочитать, что благодать была вмещена в Ноя, как бы втиснута в него. Раньше старые проповедники говорили: «Вы не можете найти благодать, благодать находит вас».
Благодать дала Ною веру. Написано, что Ной был непорочным в роде своем. Это говорит о том, что он был истинным верующим и ходил путями Господними. И он ходил с Богом. Несмотря на то, что весь мир отпал от благодати Божией, повернулся спиной к Господу, Ной остался верным Ему. «Верою Ной… приготовил ковчег…», — читаем мы в Послании к евреям 11 главе. Здесь сказано, что Господь предупредил Ноя о готовящемся потопе. И Ной поверил тому, что сказал ему Бог. Он не обращал внимания на свои чувства, он верил Богу. Он не обращался к своему сердцу и не пускался в размышления: «Как такое может быть?» Когда Бог сказал, что пошлет потоп на землю, Ной не знал, что такое потоп. Потому что до этого потопов на земле не было. До этого даже дождь никогда не орошал землю, земля орошалась паром. Ной мог бы спросить: «Бог, а что такое потоп? О чем Ты говоришь?»
Когда же Господь сказал ему построить ковчег, Ной мог бы спросить: «Бог, а что такое ковчег?» Он никогда не видел даже обыкновенной утлой лодчонки. Никогда не видел, чтобы что-то плавало по воде. А когда Бог сказал: «Построй большой ковчег», Ной мог бы спросить: «А зачем такой огромный?»
Однако Ной не пререкался с Богом, не спрашивал: «А как я все это буду делать?» Он просто начал строить. В процессе строительства он вдруг увидел, что ковчег становится все больше и больше. Люди проходили мимо него и спрашивали: «Ной, что ты делаешь? Что ты строишь?» Тогда Ной отвечал: «Я строю ковчег». «Ной, кто тебе сказал строить ковчег?» «Бог». «А что ты будешь делать с этим ковчегом?» «Я на нем поплыву. Господь пошлет столько воды, что она поднимет этот ковчег над землей». «Откуда ты знаешь об этом, Ной?» «Я не знаю, но Бог сказал, что так будет».
Они смеялись над ним. Они думали, что он сошел с ума. А он продолжал стучать молотком и строить ковчег. «Посмотрите на него. Он думает, что эта громадина куда-то поплывет». Но Ной упорно продолжал строить, потому что верил в слово Божие, и он строил на основании слова Божьего, он следовал слову Божьему. Таким же образом должны жить и мы, веруя в Божье слово. Библия говорит, что проповедь строительства продолжалась сто двадцать лет.
«Бог собирается разрушить мир. Люди, идите в мой ковчег и спасайтесь». Все смеялись. Но Ной продолжал проповедь. Как печально, что человек не слышит слова Божьего. И однажды Бог сказал: «Ной, время пришло». Ной обернулся и вдруг увидел, что идут звери. «Пусти зверей, войди ты сам и дом твой, потоп приближается».
И вот начался дождь. Основание земли поколебалось. Люди стали говорить: «Что это такое? Неужели вода падает с неба? Наверное, эту воду Ной называл дождем?»
Вдруг земля разверзлась, они почувствовали, что находятся по щиколотку в воде, и вот вода уже поднялась до колен. «Может быть, Ной был прав?»
Люди побежали к ковчегу. Ковчег же стал подниматься вместе с водой. Кто-то стучал по бревнам и кричал: «Ной, впусти! Впусти!»
Но Господь затворил дверь. И каждое живое существо, которое не находилось в ковчеге, было уничтожено потопом. Ной же находился в безопасности, внутри ковчега. Дождь продолжался, струи воды хлестали по деревянным бортам, молнии сверкали, картина была страшной.
Ковчег — это образ Христа. Христос взял на себя наказание за все наши грехи, закрыл нас от молний Божьего гнева. То, что должно было обрушиться на нас, обрушилось на Иисуса. Слово Божие говорит, что нет осуждения тому, кто во Христе Иисусе. Кто может навредить избранным Божиим? Ной на ковчеге был в безопасности. Несмотря на то, что внешний мир сотрясали удары, он разрушался и тонул, Ной был в безопасности. Тоно так же каждый верующий в Иисуса Христа сегодня на земле находится в безопасности. Гнев человека не может коснуться верующего, если только Господь не допустит этого. Но гнев Божий никогда не коснется вас, если вы во Христе Иисусе. Если вы во Христе, то ваши грехи омыты. Если вы во Христе, то гнев Божий обрушился на Иисуса. Каждый верующий должен ощущать мир в своем сердце, живя на этой земле. Да, мы еще странники, но каждый из нас несет в себе Христов мир. Никто не может забрать нас из рук Божиих. Все наши грехи взял на себя Христос. И мы продолжаем свой путь на этой земле со Христом, никто не может причинить нам вреда, потому что мы — Божии.
Теперь подумайте о тех, которые не оказались в ковчеге. Подумайте о тех, кто захлебнулся в водах и нашел вечную погибель…
Но вот прошло какое-то время, воды стали спадать, и ковчег приблизился к земле. На горе Арарат, где оказался ковчег, Господь Бог заключил новый завет с Ноем. Бог сказал, что благословит Ноя и его сыновей. «И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9:1).
Господь повелел людям размножаться и населять землю. Благодать Божия опять почила на человечестве через Ноя. Второй стих девятой главы книги Бытие говорит о том, что Ной стал владычествовать на земле, как это было с Адамом до его падения.
Бог заключает с Ноем новый завет. Господь говорит, что больше не разрушит все живое на Земле водами потопа. Знамением же этого завета Господь поставил радугу. «И когда я увижу эту радугу, это будет напоминанием Мне о том, — говорит Господь, — что Я обещал не уничтожать человечество водами потопа. И это будет до самого дня жатвы».
День и ночь до самого дня жатвы Господь будет управлять этим миром и не допустит никакого хаоса на земле. Он сказал, что «этот завет Я заключаю со всякой плотью, которая живет на земле». Часть этого завета касается каждого из нас. Это завет благодати. Благодатью Господь спас одного человека. Таким образом, Он восстановил человеческую расу. Если бы не Его благодать, то никто бы из нас не появился на свет. И эта благодать уже дважды была явлена Богом.
Первое, если бы Бог наказал Адама, как он того заслужил, то никто из нас не появился бы на земле.
Второе, если бы не благодать Божия, не Его милость, то Он бы уничтожил Ноя вместе со всем человечеством водами потопа, как они того заслуживали. В этом случае никто из нас никогда бы не увидел света и не родился бы на этой земле. Нескончаемая благодать Божия правит миром, начиная со времен Адама. Мир продолжает существовать, потому что Бог включил Ноя в Свой извечный завет благодати.
Все это входило в Божий план спасения избранных. Избирая Себе народ, Бог думал об Адаме. Избирая Себе народ, Бог думал и о Ное. Бог знал о каждом из Своих избранных, поэтому спасается человек по благодати. Так Бог творит историю. Благодать! Благодать в Ветхом Завете, благодать в Новом Завете. Ни один человек не может войти на небеса по делам. Если кто-то из вас думает, что может заслужить спасение своими добрыми делами, то он глубоко заблуждается. Если вы все-таки находитесь на небесах благодаря делам, то вы единственный, кому это удалось. Но вы не можете там быть, потому что дела человека не влияют на ход истории. Только благодать творит ее. И если вы не имеете личных отношений с Иисусом Христом, то сколько бы добрых дел вы не сделали, как бы праведно вы не жили, как бы хорошо не поступали, вы все равно никогда не окажетесь на небесах благодаря вашим делам. Милость и только милость Божия открывает вам дорогу туда.
Скажите, кто из людей, по вашему мнению, совершил больше всего хороших поступков в двадцатом столетии? Слышу, что кто-то говорит: «Мать Тереза». Я был в Индии. Я видел те дела, которые она сделала. Я видел больницы, которые она построила, я видел людей, которые были в этих больницах. Я зашел в одну из комнат одного из лечебных заведений. Там был такой страшный запах, что я чуть не потерял сознание. Я почувствовал себя больным. Там были больные, которые не могли контролировать свои выделения. Каждый день там нужно было все мыть и чистить. Я видел людей, которых приносили в этот госпиталь. Доктора пытались что-то сделать с этими людьми.
Можно умножить дела матери Терезы в тысячу раз, но эти дела не спасают. Эти дела не могут спасти вас, потому что спасение дается по благодати Божией. Вы понимаете это? Дела не могут спасти. Ваши дела не могут спасти вас. Вы можете принимать крещение в каждом ручье, каждом озере и в каждой луже, которую вы встретите, все равно эти крещения не спасут вас. Вы можете исполнять обряды любой церкви, но, исполняя эти обряды, вы все равно окажетесь в аду.
Потому что дела не спасают.
Мы с вами грешники, и любое доброе дело, которое мы хотим представить к престолу Божьему, поражено грехом. С момента падения Адама человека спасала только благодать. Вас не спасут члены церкви и ваше членство в любой церкви тоже. Жертвуя деньги в церковь, вы не заработаете себе спасение. Только благодать Божия может спасти вас. Однако многие не осознают себя грешниками. Они говорят: «Да не так уж я и плох».
Но это противоречит учению Библии, потому что каждый из нас поражен грехом полностью. По осуждению Божьему мы мертвы, по преступлениям и грехам нашим мертвы тоже. Единственное, что нас может спасти, — это благодать Божия.
Во дни Ноя, по-видимому, тоже были такие люди, которые бегали от алтаря к алтарю и кланялись идолам, окружали себя этими идолами. Но как те идолы не спасли от потопа, так и сегодня идолы, к которым приходят люди, не могут спасти их или приблизить к Господу.
Складывается впечатление, что человек хватается за любую соломинку, за любого идола, за любой обряд, за любое суеверие, чтобы чувствовать себя в безопасности. Но не идет к единственному источнику жизни — Иисусу Христу!
Сегодня я хочу спросить вас ради вашего спасения: к кому или к чему прибегаете вы? Если вы не стремитесь к Иисусу Христу, вы потеряны. Потому что Бог правит миром сегодня согласно извечному завету благодати, но не завету дел. К чему мы сегодня стремимся и кого призываем, пытаясь обрести спасение? Христа? Это единственная надежда. Надежда на что-либо или на кого-либо другого — ложная надежда. Пусть Господь даст нам понимание увидеть благодать, которую Бог даровал Ною, и понять, что и Ной был спасен лишь благодаря благодати, благоволению, которое он нашел в очах Господа. К сожалению, большинство людей на этой земле потеряны. Библия говорит, что они идут по широкой дороге в ад. Лишь немногие стоят на узком пути, который ведет в жизнь вечную. Те, кто находятся на широкой дороге, верят лжеучениям и лелеют ложные надежды. Но тот, кто находится на пути к небу, верит только в Бога и только в Иисуса Христа как Спасителя. Пусть Господь даст нам очи, чтобы мы видели, и уши, чтоб слышали, что Дух Господень говорит нам сегодня. Устремимся же к изучению слова Божьего как истинные христиане, чтобы познать истину и освободиться в благодати Господа Иисуса Христа.
ЗАВЕТ С АВРААМОМ
На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.
Бытие 11:1-9
В процессе изучения темы «Заветы Божии» мы пришли к выводу, что человек нарушил первый завет дел. Однако Бог, вместо того, чтобы немедленно отправить Адама в ад, заключил с ним второй завет и дал обещание об Искупителе. Но человек не выполнил и второй завет. Человек стал настолько греховен, что Бог сотворил потоп и начал все сначала с Ноем. Возникает вопрос: выполнили ли потомки Ноя завет с Богом или нет?
Посмотрим, что говорит об этом Библия. В 11 главе Бытия мы читаем, что люди удаляются от ковчега. От Арарата они стали двигаться куда-то на юг. В конце концов они пришли на плодородные земли Месопотамии. Со времен Ноя население выросло. Конечно, это не произошло мгновенно, потребовалось какое-то время, чтобы население увеличилось. Описывая передвижение людей по земле, Библия ничего не говорит об их духовности. Мы не найдем слов о том, что люди поклонялись Богу. Ничего не сказано о том, что они искали волю Божию и Его силу. Они искали лишь место, которое бы понравилось им. В это время они все говорили на одном языке.
Население земли увеличивалось, перед людьми возникали такие вопросы: «А что нам есть? Как заниматься сельским хозяйством? Как обустроить свою жизнь?» Они достигли успеха во всем этом, жизнь стала намного легче и удобней. В 10 главе Бытия описывается, как все человечество разделилось на три колена, которым дали начало три сына Ноя. У людей был выбор. Первое: повиноваться Богу. Вы можете спросить: что значит повиноваться Богу здесь? Бог дважды, в первой главе и позже, заповедал людям: «Плодитесь, размножайтесь, расселяйтесь по земле и владычествуйте над нею». Но люди не повиновались этой заповеди. Они мечтали о правительстве, которое объединило бы весь мир. Они надеялись построить единую культуру, в которой был бы один народ, одно правительство на всех, сильное, авторитетное. И они решили построить памятник себе. Они сказали: «Мы построим башню, которая достигнет небес, так что каждый будет знать, кто мы такие».
Им не было дела до планов Бога и Его воли. Но планы Божьи от этого не изменились. Эти люди нарушили завет. Завет, который Бог заключил с Ноем и его потомками. В 5 стихе говорится, что в наказание Господь сошел и смешал их языки. Больше они не понимали друг друга. Те, кто говорили на одном языке, пошли в одну сторону, построили город, создали свою культуру. Те, кто говорили на другом языке, естественно, пошли в другом направлении. Место, где они хотели построить башню, называется Вавилон. Именно в этом месте появились разные народы и разные культуры, те, которые дали начало всем нынешним народам. Какова картина человеческой сути? Человек не хочет знать волю Божию, хотя Бог и милостив. Человек хочет творить лишь свою волю.
Как же теперь поступает Бог? Неужели планы Его нарушились? Нет, нет и еще раз нет, потому что даже когда у человека ничего не получается, Бог по-прежнему осуществляет Свои планы. Помните, во втором завете с Адамом Он пообещал Искупителя? Теперь Бог начинает готовить приход этого Искупителя.
Он призывает одного человека и от него производит новый народ, Божий народ. И имя этого человека — Авраам. Народ, который произошел от него, — это израильский народ. Далее в Ветхом Завете речь идет только об этом народе. Завет с Авраамом описывается подробно в 12 главе Бытия первых трех стихах. Но на протяжении всей книги Бытия этот завет опять и опять повторяется.
Бог призвал Авраама и сказал ему: «Оставь свою землю, своих родных, оставь все и пойди в ту землю, которую Я укажу тебе. Я произведу от тебя великий народ Израиль. Я благословлю тебя, Авраам. Я сделаю твое имя великим, и ты станешь благословением для множества людей. Я благословлю тех, кто благословляет тебя, и прокляну того, кто проклинает тебя. В тебе благословятся все племена земли».
Бог говорит о Евангелии, о том, что оно распространится по всему миру, но Авраам должен повиноваться Богу. Он должен оставить свою родину. Он должен оставить своих родственников и пойти в ту землю, которую ему покажет Бог, он должен пойти верой. Бог говорит: «Я дам тебе эту землю».
Земля обетованная — Палестина. Но мы должны понимать, что в этом обетовании речь идет не только о земной жизни, но и о духовной тоже. Вы думаете, Авраам просто искал какую-нибудь землю на нашей планете? Или он искал что-то возвышенно-необыкновенное? Давайте посмотрим, что сказано в Послании к евреям в 11 главе 8-м стихе: «Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет». Когда он покинул свой дом, он даже не знал, куда идет. Это — вера. 9 стих: «Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой…» Земля, которую Бог обещал Аврааму, не была ему домом, она была ему чужой. «…и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он (Авраам) ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог». Авраам стремился не столько к земному городу, сколько к городу небесному, строителем и художником которого является Бог. В 12 стихе сказано, что у него множество потомков: «так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском». В 13 стихе мы читаем, что все эти потомки Авраама умерли в вере, не получив обещанного. Но они видели исполнение обещаний в будущем и приняли это верой. Они были странниками, пришельцами на земле. 14 стих: «ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества», но не земного отечества. 15 стих говорит, что они могли бы вернуться в свое родное отечество, если бы они его искали. Но в 16 стихе говорится, что «они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город». 39 стих говорит, что все они умерли, не получив обещанного. В 12 главе 22 стихе сказано, что «вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму».«Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Ев. 13:14).
Разве эти стихи не доказывают, что Авраам и его потомки искали нечто гораздо большее, чем земное наследие? Разве здесь не говорится о том, что они искали небесного наследия? Разве не ясно, что в завете с Авраамом Бог дал обещания, которые шли гораздо дальше обещания земного города или плодородной земли? Господь говорил о духовном, небесном владении. Разве мы не приходим к выводу, что обещания о земном, которые Бог дал Аврааму, являются символами небесного?
Джонатан Эдвардс как-то проповедовал о том, что мы живем на этой земле как пришельцы и странники. Единственная цель этой жизни — подготовиться к небесам. Поэтому не надо очень удобно устраиваться здесь, на этой земле, не позволяйте земным сокровищам завладеть вами. Пусть ваши сокровища будут на небесах.
Но, кроме этого, нам ясно, что в завете с Авраамом Бог дал обещание и об Иисусе Христе, который должен будет прийти. Здесь говорится (Быт. 22:18): «Благословятся в семени твоем все народы земли». И понятно, что речь идет об Иисусе Христе и Евангелии, потому что Иисус произошел от Авраама. Поэтому Бог по благодати вступил в завет с Авраамом и дал обетование его потомкам. Разные обетования были даны потомкам Авраама, но самое главное, самое важное из них— это обещание о грядущем Иисусе Христе, Который искупит людей. И Авраам повиновался Богу. Он вышел из своей халдейской родины, пошел туда, куда вел его Бог, и остановился только в Харране. И когда отец Авраама умер, то он последовал дальше из Харрана.
В 15 главе Бытия завет, заключенный с Авраамом, подтверждается. Бог пообещал Аврааму землю, пообещал ему семя, из которого придет Мессия. Бог и Авраам заключили завет. Авраам сказал: «Господи, как я могу знать, что действительно унаследую эту землю? Как я могу знать, что Твои обещания исполнятся?» Господь ответил ему (Быт. 15:9): «возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя». 10-11 стихи: «Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Авраам отгонял их». Солнце заходило, а Авраам все еще ждал, когда же придет Господь. И «крепкий сон напал на Авраама», он почувствовал ужас великой тьмы. И Бог сказал Аврааму (13 стих): «знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет». 17 стих: «Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными». Пламя прошло между животными, Бог прошел между животными. В Библии сказано, что «в этот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (18 стих). Далее идет перечень живущих там народов.
Завет с Авраамом — не завет равных, это завет благодати. Мы должны понимать, что Авраам был призван из Халдейской земли по благодати. Не забывайте, что все заветы, которые Бог заключает с людьми, — это проявление извечного завета благодати. Авраам был предметом этого извечного завета. Призвание Авраама — проявление извечного завета благодати.
К моменту призвания Авраама человечество опять погрязло в грехах. Бог сужает поле деятельности, Он заключает завет благодати с одним человеком и, посредством этого, только с одним народом. Этот завет был запечатлен обрядом прохождения Бога между животными в виде огня. В этот день Он подтвердил завет, заключенный с Авраамом. Но будьте здесь очень осторожны. Будьте осторожны всякий раз, когда вы говорите о благодати. Некоторые люди говорят мне: «Я спасен по благодати, поэтому мне больше не нужно жить в повиновении Богу. Я спасен по благодати. Зачем мне жить святой жизнью? Я спасен по благодати, поэтому Бог не может наказать меня, и Он не осудит меня за мои грехи».
Но разве это правда, что если Бог спасает нас по благодати, то с нас снимается всякая ответственность? Нет, ни в коем случае! Вы не правы, если думаете, что с вас снята всякая ответственность, если вы спасены по благодати. Представьте себе, что Авраам сказал бы Богу: «Да, Господь, я слышал Твой призыв. Я знаю, что я должен пойти, я знаю, что сейчас Ты хочешь заключить завет благодати. Но я хочу остаться здесь, в Халдейской стране. Я знаю, Господи, что Ты спасаешь меня по благодати. Зачем же я буду повиноваться Тебе? Ты хочешь, чтобы я пошел в землю обетованную. Но я даже не знаю, где она находится! Я согласен, чтобы Ты спас меня по благодати, спасай меня, но я остаюсь здесь».
Как вы думаете, если бы у Авраама было такое отношение, Бог заключил бы с ним завет благодати? Нет. Что бы произошло, если бы Авраам пришел в Харран, остановился там и сказал: «Господи, я остаюсь здесь, исполни-ка все свои обещания».
Дело в том, что, несмотря на завет благодати, мы должны повиноваться Богу. Благодать не умаляет нашей ответственности. Благодать не устраняет необходимость повиноваться Богу. Напротив, она вдохновляет нас повиноваться Ему. Благодать побуждает нас соблюдать завет, а не нарушать его. И если вы говорите, что вы спасены и можете жить так, как хотите, значит, вы никогда не были спасены. Если вы говорите: «Я живу во грехе, но я был спасен», — значит, вы никогда не были спасены. Я не проповедую спасение по делам, я проповедую истинную благодать, которая производит дела в вашей жизни. Истинная благодать никогда не устраняет ответственность. Истинная благодать будет делать вас святыми. Истинная благодать будет вести вас к послушанию. Истинная благодать родит любовь ко Христу. В Америке все церкви полны людьми, которые говорят: «Я спасен Иисусом, я люблю Иисуса…» Но, говоря так, живут нечестивой жизнью. Я повторяю, они ничего не знают о благодати Божией. Если завет благодатный, это не значит, что мы можем просто попирать наши обязательства перед Богом. Когда благодать Божия призывает вас, когда Бог заключает с вами завет благодати, когда вы слышите призыв последовать за Ним, то этот призыв будет означать для вас отделение от нечестия в этом мире. Этот призыв будет означать отделение от всего мира. Вы должны следовать за Христом. Если Иисус призвал вас Своей благодатью, вы должны следовать за Ним. Если вы не будете этого делать, вы никогда не найдете истинную радость в жизни. Не позволяйте вашей семье стоять на вашем пути следования за Христом. Не позволяйте друзьям стоять на пути следования за Христом.
Иногда из-за призыва Христа, который мы слышим, эти связи с друзьями должны быть разрушены. Крест, который связывает нас с Христос, отделяет нас от мира. Жизнь, которую Христос дает нам, силой Христа забирает нас от этого мира. Крест, делающий меня гражданином небес, делает меня странником, чужаком на этой земле. Крест, который дает мне самое близкое общение с Богом, разрывает мое общение с людьми. Крест, дающий мне полный мир с Богом, производит вражду в моей жизни между мной и миром. Но в то же время крест смиряет меня и заставляет любить потерянных, проповедовать им Христа. Вы не можете наслаждаться общением с Богом без послушания. Благодать спасает, но послушание обязательно следует за истинной благодатью. И вы никогда не сможете наслаждаться общением с Богом, не отделившись от мира.
Если вы действительно понимаете извечный завет благодати, то вы обязательно будете ходить в послушании Богу. И лично к вам в рамках Нового Завета обращен призыв Бога, как когда-то Бог взывал к Аврааму. Следуете ли вы этому призыву? Оставили ли вы семью, друзей, все, чтобы последовать за Христом? Оставили ли вы мир, чтобы последовать за Христом на небеса? Никто и ничто не может, встав перед вами, заглушить голос Бога к вашему сердцу. Если Бог знал вас в той вечности, в завете благодати, можете ли вы поступить иначе, как только отдать Ему все в следовании за Христом? Пусть Господь даст всем нам благодать быть такими христианами, какими Он хочет нас видеть. Спасенный по благодати не может сказать: «Я могу жить так, как мне заблагорассудится». Спасенный по благодати говорит: «Господь, что Ты хочешь, чтобы я сделал в своей жизни?»
Нам надо быть такими людьми, и мы говорим о вечности. Пусть Господь не оставит ваши сердца равнодушными.
ЗАВЕТ С МОИСЕЕМ
…Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос. Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу. Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
Послание к галатам 3:16-18
Сейчас мы с вами подошли, пожалуй, к самому сложному вопросу, который связан с учением о заветах. Этот завет, по-видимому, наиболее известный из всех заветов. Проблема заключается в том, что мы пытаемся рассматривать его в отрыве от других заветов, которые заключал Господь Бог.
Я хочу напомнить вам о том, о чем мы говорили ранее. Мы говорили, что извечный завет благодати — это завет, который управляет всеми остальными заветами.
Еще до сотворения мира Господь избрал Себе Своих людей (Еф. 1:3-4). Избрав их Себе, Он отдал их Сыну. Сын согласился в вечности прийти на землю и умереть за Своих людей, за Свой народ. Святой Дух, в свою очередь, согласился произвести работу в душах тех людей, которых Господь дает Сыну. Это извечный завет благодати, и он явился причиной, по которой Бог сотворил мир. Бог создал мир для того, чтобы спасти Своих людей.
Извечный завет благодати был заключен внутри Троицы и существовал еще до того, как был сотворен мир.
Воплощение плана спасения Своих людей Господь начал с творения Адама. С Адамом Господь заключил знаменитый завет дел. Суть этого завета заключалась в том, что если Адам послушается Бога и будет исполнять то, что сказал ему Бог, то он будет жить вечно. Но вы знаете, что Адам нарушил этот завет и грех вошел в него и через него во всех людей. Как раз в этот самый момент Господь имел полное право сказать: «Все, на этом Я ставлю точку. Я уничтожу Адама, не будет больше грешного человечества, не будет больше греха».
Но вспомните об извечном завете благодати, который состоялся на небесах до сотворения мира. Согласно тому завету, который был совершен внутри Троицы, Бог дает новый завет. Его мы находим в 3 главе Бытия. Бог, вступая в завет с Адамом и Евой, обещает Искупителя, Который придет и искупит Его народ.
Однако, несмотря на это обещание, человек через некоторое время опять нарушает завет с Богом. Тогда Господь, видя беззакония, посылает на землю потоп, чтобы уничтожить все человечество. Но, посылая потоп на землю, Бог помнит об извечном завете, который был заключен на небесах. И помня этот завет, Он обращает свой взор на землю и видит Ноя. Ной находит благодать в очах Господа.
Проходит некоторое время, и потомки Ноя в Вавилоне опять нарушают завет. Правнуки Ноя нарушают завет, заключенный между Богом и Ноем. Тогда Бог смешивает языки людей и рассеивает их по всей земле, но, помня об извечном завете благодати, Бог заключает очередной завет, но уже только с одним человеком, с Авраамом. Суть завета заключается в том, что Бог обещает Аврааму, что от того родится Спаситель мира. Аврааму обещано, что он будет отцом той нации, того народа, из которого произойдет Спаситель. Но спустя некоторое время Авраам умирает, и его потомки, его дети идут в Египет и попадают в рабство на четыреста лет.
Евреи были рабами в Египте. Из нескольких человек, пришедших в Египет, появился еврейский народ. И народ немалый — два миллиона человек.
Проходит время, и Бог из этого народа выделяет Моисея, чтобы тот вывел евреев из рабского плена. Моисей повел их из Египта в землю обетованную, которую обещал им Бог. Из одной семьи получился целый народ. Этот народ жил в рабстве по египетским законам, а теперь евреи стали свободны. Но как жить в этой свободе, не имея законов?
Им были необходимы моральные законы. Им был нужен процессуальный кодекс. Им был нужен закон, который говорил бы, как следует поклоняться Богу.
Господь привел евреев на Синай, и там Он дал им завет, Моисеев завет. В завет, заключенный с Моисеем, входило три закона: а) моральный закон (десять заповедей); б) гражданско-процессуальный кодекс, который должен был управлять жизнью внутри народа; г) церемониальный закон, который говорил, как следует поклоняться Богу.
Возникают вопросы: существует ли связь между заветом, заключенным с Моисеем, и тем заветом, который Бог заключил с Авраамом ранее? Открывает ли этот новый завет иной путь к спасению — спасению по делам?
Я встречаю людей, которые считают себя христианами, но которые думают, что во времена Ветхого завета люди спасались, исполняя закон. Я постараюсь как можно проще объяснить вам суть этого завета.
Во-первых, следует помнить, что это был завет. Библия называет это заветом. Это значит, что было соглашение между Богом и Его людьми, евреями.
Во-вторых, новый завет с Моисеем ни в коем случае не отменяет завета обещания, который дал Бог Адаму и Еве. Вспомните, мы говорили, что, начиная от Адама и включая самого Адама, никто не мог спасти себя сам. Единственный путь спасения — благодать. И завет, заключенный с Авраамом, — это завет, основанный на благодати. Очень важно помнить, что завет, заключенный с Моисеем, ни в коем случае не становился на место завета, заключенного с Авраамом. Мы читали из Послания к галатам третьей главы. Здесь говорится, что завет, заключенный с Богом, неизменен, и его нельзя нарушить. Суть этих слов состоит в том, что Господь Бог заключил завет с Авраамом, и этот завет — завет благодати. Никто никогда не сможет его отменить, заменить чем-то другим или разрушить. Этот завет говорит о том, что завет благодати не может быть изменен. Посему завет с Моисеем не открывает нового пути спасения и не заменяет завета, который был заключен между Богом и Авраамом. Попробуйте найти такие слова в Моисеевом законе, которые бы говорили: «Если вы будете жить и исполнять закон, то исполнением закона вы спасете себя».
Я хочу, чтобы мы поняли, в какой связи находятся эти заветы. Завет с Моисеем не отменяет завета с Авраамом. Ни в коем случае завет с Моисеем не разрушает и не подвергает сомнению завета с Авраамом. Мы не должны думать, что завет с Моисеем становится главенствующим над заветом с Авраамом. Более того, мы не можем говорить, что эти два завета равны между собой. Истина заключается в том, что завет с Авраамом является главенствующим, и ему подчинен завет между Богом и Моисеем. Завет Авраама и Бога главнее. Спасение давалось по вере благодатью Господа Бога.
В ветхозаветные времена люди ожидали грядущего Мессию, будущего Спасителя, который должен был прийти. Понять главенство Авраамового завета над Моисеевым законом очень важно. Завет, заключенный с Авраамом, руководит всем. Суть его в том, что Господь Бог создает нацию, из которой должен родиться Спаситель — Мессия.
По этому завету потомки Авраама должны идти в земли Палестины и завоевать их. Они должны стать великим народом. Господь должен был быть их Правителем, их Царем, их Господином.
Господь Бог определяет пути следования за Ним человека. Бог определяет, как человек должен прославлять Его. Путь спасения неизменен — только благодать. Однако для нации, для народа Бог дает новый свод законов, который евреи должны соблюдать. Евреи спасались только верой по благодати Божией. Моисеев завет был сводом законов, который позволял им жить жизнью, которую определял им Господь. Но он не был путем спасения.
При соблюдении Моисеева завета (закона) Бог обещал благословить евреев как народ и как нацию. Бог как бы говорит: «Если вы как народ будете исполнять Мои заповеди, то Мои благословения будут на вас».
Но кто-то может спросить: «А как же десять заповедей?» Отвечу: десять заповедей никогда не являлись путем спасения. Десять заповедей — это часть закона, по которому должен был жить еврейский народ. Десять заповедей обличали человека во грехе, но не указывали на путь спасения. Однако, что сделали евреи? Они превратили декалог в путь спасения. С этой метаморфозой в Церковь пришли лицемерие, хитрость и смерть. Исаия говорит: «Тщетно вы топчите дворы Мои, остановитесь, не приносите ваших жертв. Курение ненавистно для Меня. Для чего вы несете? Мне ли вы несете? Остановитесь! Моя душа ненавидит все это».
Почему Господь так говорит? Потому что люди вдруг стали думать, что если они принесут ту или иную жертву, то Господь спасет их. Потому что у них не было истинной спасающей веры, у них не было истинной духовной жизни. Поэтому они стали поступать так: «Вот, Господь, моя Тебе жертва. На, возьми. А я теперь буду делать то, что захочу». Господь говорит: «Нет, не хочу жертв ваших. Прекратите приносить ваши жертвы, потому что ваше сердце остается прежним».
Проблема заключается в сердце человека. Но зачем Господь дал десять заповедей?
Во-первых, Он дал их не для того, чтобы указать путь спасения. Десять заповедей были даны для того, чтобы показать, что есть грех, обличить грех. Апостол Павел говорит, что вместе с законом пришло знание о грехе.
Во-вторых, десять заповедей были даны для того, чтобы регулировать жизнь внутри нации.
В-третьих, они были даны для того, чтобы показать, каким должен быть путь праведника после спасения.
Но запомните, десять заповедей никогда не были путем спасения, десять заповедей не являются путем спасения сегодня, и десять заповедей никогда в будущем не будут являться путем спасения. Десять заповедей — это зеркало.
Знаете, почему мы пользуемся зеркалом? Каждое утро, когда я встаю, я смотрю в зеркало, оно говорит мне о моих нуждах. После того, как я проснулся, у меня на голове беспорядок, а глаза заспанные. Зеркало говорит мне, что я не брит. Оно говорит мне, что мне надо кое-что изменить в себе. Однако на протяжении всей моей жизни зеркало ни разу не умыло мое лицо. Оно никогда не побрило меня и не почистило мне зубы. Оно ни разу не причесало моей головы. Почему? Потому что зеркало может сказать мне лишь о моих нуждах.
Десять заповедей, закон Божий — это зеркало. Десять заповедей могут рассказать мне о моих нуждах, но они не могут спасти меня. Эти десять заповедей показывают мне, что я грешник и что мне необходимо что-то изменить в себе. Они показывают мне, что я до сих пор не живу святой жизнью, той жизнью, которой Господь хочет, чтобы я жил. Десять заповедей не могут возродить меня, они не могут простить мне моих грехов, они не могут омыть меня от них. Только Господь своей милостью, по благодати через веру может очистить меня, омыть от всех грехов, но десять заповедей бессильны сделать это.
Если вы думаете, что можете спасти себя, исполняя эти заповеди, или можете спастись принадлежностью к какой-то церкви, то вы заблуждаетесь. Библия говорит, что как бы мы ни старались, мы все равно не можем исполнить эти десять заповедей. И десять заповедей ничего не могут сделать, кроме того, что показать мне, что я грешник и заслуживаю справедливого Божьего осуждения. Они не только не могут спасти меня, они не могут и освятить меня. Вспомним Послание к римлянам 7 главу. Апостол Павел говорит: «…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». В чем же заключается проблема Павла? Апостол говорит, что проблема заключается не в законе, потому что закон справедлив и свят. Апостол взывает к Господу, потому что он не совершенен. В этом — процесс совершенствования: видя свое несовершенство, апостол устремляется к святости.
Даже обретя спасение, мы ни в коем случае не можем думать, что, делая то или иное, мы можем угодить Богу. Поэтому Павел говорит, что проблема заключается не в законе, а в нем самом, в человеке. И если я, христианин, получивший рождение свыше, пытаюсь достичь своего освящения исполнением закона, то приду в тупик. Потому что я для закона — духовный мертвец, я не могу исполнить его. Но далее в Послании к римлянам апостол Павел говорит, что нет осуждения тем, кто во Христе Иисусе, закон не может осудить христианина. Дальше он говорит, что закон ничего не может поделать с тем, что сделала благодать Божия через Иисуса Христа в нас. Праведность моя заключается в том, что Господь Бог вменил мне праведность Иисуса Христа по вере, и теперь я стремлюсь жить святой жизнью.
Неужели, обратясь к Иисусу Христу, мы можем требовать, чтобы все эти десять заповедей выбросили на мусорную свалку? Нет. Десять заповедей ведут потерянных грешников к Голгофе. Десять заповедей утверждают с неизменной настойчивостью, что ты грешник, и единственный путь спасения — Голгофа.
Однако обретших спасение голгофский крест разворачивает на сто восемьдесят градусов и направляет обратно к закону. Но не с тем, чтобы десять заповедей стали главенствовать над ними, но для того, чтобы они указывали на путь Христа. Сила христианской жизни исходит не из десяти заповедей, а из благодати Божией, которая изливается на верующего. А десять заповедей и закон являются путеводителем, т.е. они говорят, как мы должны жить. Сама же сила исходит от Бога.
Закон напоминает рельсы на железной дороге, по которым движется рожденный свыше христианин. Рельсы — это закон. Но сила, которая ведет нас по этим рельсам и которая не дает нам сойти с них, есть благодать Божия. Я могу обещать вам, что если вы попытаетесь удержаться на этом пути и не сойти с рельс своими собственными силами и своей собственной праведностью, то будьте уверены, вы сойдете с пути. Разве Святой Дух не говорит нам, что вменил нам дела, совершенные Иисусом Христом? Не обличает ли нас Святой Дух, когда мы согрешаем против Господа Бога? Не Святой ли Дух возрождает нас и указывает нам новые принципы, согласно которым мы должны жить? Не запечатлел ли нас Святой Дух? Не пришел ли Дух Святой жить в нас и вести нас по этой жизни после того, как мы обрели спасение?
Вы можете представить себе все это? Можете ли вы представить себе, что Дух Святой живет во мне сегодня? Господь Бог со всем своим могуществом, со всей своей святостью живет во мне. Более того, слово Божие говорит, что этот Дух наполняет меня. Он наполняет меня и дает силы жить истинной христианской жизнью, Он дает силы и желание служить Господу Богу, Он вдохновляет меня на святую жизнь. У меня нет собственной силы служить Богу. У меня нет желания свидетельствовать людям. У меня нет дара стоять перед вами и проповедовать здесь. Знаете, у меня очень часто нет даже физических сил встать и подняться к кафедре. Иногда кажется так. Но Дух Божий наполняет меня. И ведет меня, и направляет меня на работу, и вкладывает слова в мои уста, и заставляет проповедовать, и заставляет говорить о Христе, заставляет благовествовать.
Если сегодня вы обладаете даром спасения, если вы спасены и рождены свыше, то Дух Господень наполняет вас и дает вам силы и желание служить, и дает вам желание поклоняться Господу Богу.
Вы верите в это?
Вы понимаете это?
И Господь Бог во всей Своей мощи, во всей Своей силе, во всей Своей святости Духом Святым живет во мне, управляет мной и направляет на служение. И Он дает мне плоды духа. Он дает мне любовь.
Сказать честно, я сам никого не люблю, Господь заставляет меня любить других, потому что я люблю лишь самого себя. Как любой человек я больше всего люблю себя. Поверьте, вы делаете то же самое. Но Дух Святой дает мне любовь, Он дает мне мир, Он дает мне радость. Он дает мне страдание, Он дает мне терпение, Он дает мне веру. Таким образом, мы живем христианской жизнью, силой духа, но не силой закона. Христос спасает вас — не закон. Мы живем христианской жизнью силой Духа Святого, но ни в коем случае не силой закона. Я хочу еще раз повторить, что закон никогда не имел силы спасать, закону никогда не было предписано освящать нас. Иисус Христос есть Спаситель. Святой Дух производит работу по освящению в каждом из нас. Каждый день мы ходим в полноте Духа.
Кто-то может спросит: «А как же стать христианином, исполненным Святым Духом?» Если вы не чувствуете, что Господь исполняет вас Духом, значит, Он не спас вас. Потому что когда вы обретаете дар спасения, вы обретаете чувство Духа. Иисус Христос говорит, что каждый, рожденный свыше, живет силой Святого Духа. И праведность наша строиться на том, что сделал Иисус Христос за нас на голгофском кресте. Я еще раз повторяю, что так не бывает, что сегодня я поверил в Иисуса Христа, а через десять или пятнадцать лет я получил Святого Духа.
Нет, нет, нет! Господь не дает спасение, как кусочки пирога, по очереди. Потому что Господь Бог устроил так, что когда вы принимаете Иисуса Христа, вы получаете полное спасение, а это включает в себя исполнение Святым Духом. Если сегодня вы будете смирять себя под водительство Иисуса Христа, то Дух Святой будет исполнять вас все более и более. Дух Святой не дается по молитве, Дух Святой не дается по требованию. Дух Святой дается по благодати.
Окончание в в следующем номере, № 1, 2002.
Из архива журнала «В начале», 2001 год.
Автор текста: Ричард П. Белчер