Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Евангелие от Матфея 5:7
Все заповеди блаженства логически связаны и вытекают одна из другой. Они не являются случайным набором афоризмов. Иисус намеренно произносил их именно в таком порядке. Поэтому давайте вспомним значение первых четырех заповедей блаженства, прежде чем перейдем к пятой.
Блаженны нищие духом. Все люди нищи духом — блаженны те, кто это осознает, несчастны не признающие этого. Блаженны плачущие. Человеку важно правильно отреагировать на свою духовную нищету — блаженны те, кто плачут о грехах, несчастны те, кто пытается оправдать их. Блаженны кроткие. Люди, плачущие о грехах, по-разному пытаются справиться с ними — блаженны те, кто кротко предает свое спасение в руки Бога, несчастны те, которые пытается спасти себя сами. Блаженны жаждущие праведности. Люди, плачущие о грехах и смирившиеся перед Богом, жаждут спастись от своих грехов лишь одним — праведностью Христа. И они блаженны. Несчастны те, кто осознание духовной нищеты заглушает жаждой, поиском не праведности Христа, а чего-то другого.
Одним словом, первые четыре заповеди блаженства описывают путь человека от осознания греха до обретения праведности Христа.
Далее нам, во-первых, предстоит определить связь между первыми четырьмя заповедями блаженства и пятой. Во-вторых, мы постараемся разобраться, что такое “милость”. В-третьих, мы поговорим о блаженстве милостивого человека.
Связь между заповедями блаженства
Поступки человека определяются его внутренним состоянием. Первые четыре заповеди блаженства описывают изменение внутреннего состояния, они рассказывают о том, как человек получает спасение, как беспечный грешник сначала осознает свою духовную нищету, а в конце обретает праведность Христа. Пятая заповедь говорит о том, как человек поступает после того, как он обратился к Богу. Новое состояние человека ведет к новым поступкам.
Но не говорится ли здесь о том, что милостивым отношением к ближнему человек приобретает милость Бога? Именно так понимают эти слова православные богословы. Они утверждают, что “для личного спасения каждого человека достаточно единственного критерия, именно: христианского милосердия”
Сам Иисус прекрасно объясняет, что такое милость в притче о добром самарянине. Кто хорошо ее знает, может пропустить следующий отрывок:
Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же (Лк. 10:30-37).
Ясно, что эта притча учит о милости, потому что в стихе 37 законник отвечает Иисусу: “Оказавший ему милость”, а Иисус говорит ему: “Иди, и ты поступай так же”. Из этой истории мы извлекаем два важных урока.
Во-первых, милость — это действие. Милость больше, чем сострадание. Быть милостивым, значит оказывать людям реальную помощь. Так и сделал самарянин в притче. Он мог бы негодовать по поводу жестокости разбойников, он мог требовать суда над ними, он мог попробовать найти и наказать их. Но это не было бы милостью к пострадавшему. Самарянин мог бы собрать митинг и сказать гневную речь о пороках общества и его отдельных представителей. Он мог бы посвятить оставшуюся жизнь борьбе за справедливость и за более суровые законы по отношению к грабителям. Но это не было бы милостью к человеку, лежавшему у дороги и истекавшему кровью. Добрый самарянин остановился, слез с осла, наклонился к избитому человеку, осмотрел его раны, обработал и перевязал их, посадил его на своего осла, довез до ближайшей гостиницы и заплатил за него два динария из своего кошелька. И все это он сделал своими руками. Итак, милость — это забота наших рук о нуждающихся.
Милость — купить голодному батон, кефир и колбасу.
Милость — дать переночевать бездомному.
Милость — поделиться своей одеждой.
Милость — посетить больного и не забывать его.
Милость — составить человеку компанию и не дать погибнуть в одиночестве.
Милость — это не чувства и не слова, а дело.
Во-вторых, милость подразумевает преодоление двух барьеров: нехватки времени и неудобств, создаваемых оказанием милости.
Неужели вы думаете, что когда священник шел мимо избитого человека, у него не проснулось сострадание? Нужно быть бессердечным животным, чтобы не сострадать человеку, на наших глазах истекающему кровью. Конечно, и священник, и левит сострадали, но ведь они спешили! Им надо было проводить богослужение в соседнем городе. Им нельзя было опаздывать! Они бы остановились, если бы у них было время. Но, к их великому сожалению, они очень спешили.
Кроме того, человек мог оказаться мертвым, а прикосновение к мертвому сделало бы их церемониально нечистыми. Это принесло бы большие неудобства священнослужителям, которым надо проводить богослужение. Если бы они встретили этого человека в другом месте и в другое время, они бы помогли, но теперь они спешат, им неудобно!
Представьте себе, что вы едете в автобусе. Вы сидите. Заходит бабушка. Ваша реакция: надо уступить место. Но вы продолжаете сидеть в надежде, что кто-нибудь другой уступит ей место. Нельзя сказать, что вы не сострадаете старому человеку, которому тяжело стоять, но вам просто неудобно оказывать милость: вы сами устали. Вам не хочется вставать, но вы, конечно, не против того, чтобы старой женщине была оказана милость.
В Новом Завете есть еще один отрывок, который хорошо объясняет, что милость — это действие, которое мы совершаем, преодолевая нехватку времени и неудобства. Вот что пишет апостол Павел Тимофею, находясь в тюрьме и ожидая казни: “Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел. Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день” (2 Тим. 1:15-18).
Как видите Онисифор потратил много времени, чтобы найти Павла. Возможно, у него ушла целая неделя, или даже месяц для того, чтобы определить, в какой тюрьме содержится апостол. Кроме того, он подвергал свою жизнь опасности. Павел считался неблагонадежным человеком с точки зрения римских властей. Связь в таким человеком, тем более помощь ему, могла плохо сказаться на судьбе самого Онисифора. Но он ни во что поставил временные затраты и опасность и оказал милость.
У нас, конечно, есть еще один пример милости, самый великий пример. Бог милостиво поступил с нами. Грех — этот разбойник с большой дороги — бросил нас умирать на обочине жизни. Или можно сказать, что он заточил нас в темное, сырое подземелье, а мы были его рабами и узниками. Бог проявил к нам милость и сошел на землю. Он пренебрег неудобствами, которые означали для Него смерть, чтобы помочь нам в нашем бедственном положении.
Итак, милость — это действие, которое мы совершаем, несмотря на нехватку времени и неудобства.
Блаженство милостивого человека
В чем же заключается блаженство милостивого человека? Оно, конечно, не в том, что другие люди в ответ будут относиться к нему милостиво. И жизнь, и Писание дает нам множество примеров того, что милость не вызывает ответную милость. Давид милостивого простил своего сына-убийцу Авессалома и позволил ему вернуться в Иерусалим, но Авессалом восстал против отца и хотел убить его. Авраам милостиво заботился о племяннике Лоте, но Лот не оказал милости Аврааму и, выбирая землю, оставил ему худшую. Петр отрубил в Гефсиманском саду ухо рабу по имении Малх. Иисус тут же исцелил этого человека, но Его все равно арестовали и через несколько часов распяли на кресте. Мы не можем рассчитывать на ответную милость людей. Мы должны быть милостивыми, не ожидая милости взамен. Даже если человек делает нам зло, мы, подобно Христу, должны оказать ему милость, когда он будет нуждаться в ней.
Блаженство милостивого человека заключается в том, что он будет помилован Богом в день суда. И это величайшее блаженство. Давайте прочитаем отрывок из псалма, в котором говорится о человеке, предавшем Христа, — об Иуде Искариоте. Это 108 псалом. В стихе 8 сказано: “Да будут дни его кратки, и достоинство его да возьмет другой”. Эти слова апостолы цитировали говоря об Иуде (Деян. 1:20), значит, они считали, что весь псалом описывает именно его. Иуда не был милостивым и не получил милости:
За то, что он не думал оказывать милость, но преследовал человека бедного и нищего и сокрушенного сердцем, чтобы умертвить его; возлюбил проклятие, — оно и придет на него; не восхотел благословения, — оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается.
Таково воздаяние от Господа врагам моим и говорящим злое на душу мою! (Пс. 108:16-20, курсив автора)
Смотрите, какое страшное наказание ожидает тех, кто не был милостив к людям, кто не обрел милость и прощение Господа и поэтому был не способен миловать и прощать людей! Мы боимся, когда нас проклинают люди, но человеку, не обратившемуся ко Христу, грозит проклятие Самого Бога. Оно будет не просто “висеть” над ним: оно будет внутри, оно будет окружать его со всех сторон, как одежда; оно проникнет в глубь его души и будет бушевать в его сердце черной смертью. Блаженство милостивого человека заключается в том, что он будет помилован и не будет проклят Богом в день суда.
Милость к другим начинается с милости к себе. Если вы еще не познали Христа, будьте милостивы к себе. Помилуйте свою душу! Обратитесь ко Христу, чтобы вас не постигло проклятие. Тогда вы сможет миловать людей. Ибо как можно быть милостивым к другому, если вы не милостивы даже к себе?!
Жестокость — противоположность милости. Не будьте жестоки к себе, не ждите беспечно Божьего суда. Не томите свое сердце в оковах греха. Ваша душа умирает от мучительной жажды вдали от Бога, так неужели вы лишите ее живой воды, которую предлагает Христос? Дайте ей пить, дайте ей пить, не будьте жестоки! Дайте ей обрести мир у ног Христа, помилуйте себя и накормите наконец-то свою душу хлебом жизни Христовым, не смотрите равнодушно, как она умирает от голода. Грех изранил и искалечил вас, у Христа есть целебная мазь, Он может вернуть вам образ Божий. Так обратитесь же к Нему и помилуете себя. Вы находитесь в плену у сатаны и своих пороков, Христос — ваш Освободитель. Просите Его о помощи прямо сейчас.
Не ждите Божьего суда, просите Его о милости и будете блаженны.
[1] Игумен Петр (Бирюков), Нравственное совершенствование христианина по заповедям блаженств Спасителя, Свято-Успенская Жировицкая обитель, 1997. С.83.
[2] S.B. Ferguson The sermon on the Mount, Edinburgh, 1987. P. 33.
Из архива журнала «В начале», 2001 год.
Автор текста: Ярослав Вязовский