Исход, 11 глава
Исход 11:1-10
1 И сказал Господь Моисею: ещё одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда;2 внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых.3 И дал Господь милость народу Своему в глазах Египтян, да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах народа.4 И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта,5 и умрёт всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота;6 и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более;7 у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами.8 И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: «выйди ты и весь народ, которым ты предводительствуешь». После сего я и выйду. И вышел Моисей от фараона с гневом.9 И сказал Господь Моисею: не послушал вас фараон, чтобы умножились чудеса Мои в земле Египетской.10 Моисей и Аарон сделали все сии чудеса пред фараоном; но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей.
Десятая казнь египетская. Чудеса Божии нужны, чтобы люди уверовали в Него. Несостоятельность и ложность египетских богов. Первенец Божий Иисус Христос отдан на смерть за наши грехи.
Сегодня мы обратимся к книге Исход, 11-й главе: «И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда; когда же он будет отпускать, с поспешностью будет гнать вас отсюда; внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая женщина у ближней своей выпросили вещей серебряных и вещей золотых. И дал Господь милость народу Своему в глазах Египтян, да и Моисей был весьма велик в земле Египетской, в глазах рабов фараоновых и в глазах народа. И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрет всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своем, до первенца рабыни, которая при жерновах, и все первородное из скота; и будет вопль великий по всей земле Египетской, какого не бывало и какого не будет более; у всех же сынов Израилевых ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим, дабы вы знали, какое различие делает Господь между Египтянами и между Израильтянами. И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: «выйди ты и весь народ, которым ты предводительствуешь». После сего я и выйду. И вышел Моисей от фараона с гневом. И сказал Господь Моисею: не послушал вас фараон, чтобы умножились чудеса Мои в земле Египетской. Моисей и Аарон сделали все сии чудеса пред фараоном; но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых из земли своей».
Отметим, что глава эта сложная, и сложна она тем, что в ней объявляется окончательный суд над Египтом в виде десятой казни, суд этот неотвратимый, здесь нет торга, который был раньше: «…если ты не выпустишь, Я сделаю это и это», здесь Моисей конкретно говорит фараону о действиях Бога. Поэтому эта глава говорит нам о всевластии Божьем, о Его самодержавности, о суде и о нравственности. Девять других казней имели совсем другую цель, эта же является карой Божьей.
Книга Исход, 4-я глава, стихи 22-й и 23-й. Когда Моисей даже не помышлял идти в Египет, Господь разговаривает с Ним и направляет Его. «И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего». Нил еще не превращался в кровь, еще жабы не выходили на берег, но уже было сказано о великой каре над Египтом. Мы не должны представлять себе, что Бог сидит в стороне и уговаривает фараона отпустить израильский народ совершить молебен в пустыне, насылая одну казнь за другой. Нет. Девять казней, предшествовавшие десятой – это свидетельство Израилю и миру, а не рычаг воздействия на фараона, потому что Бог – не неудачник, Он не может потерпеть поражение, все, что Он решил, сделает непременно. В 11-й главе, в 9-м стихе мы читаем слова Бога: «не послушал вас фараон, чтобы умножились чудеса Мои в земле Египетской».
Бог имел целью совершить много чудес, чтобы весь мир узнал о Его величии. Апостол Павел пишет в Римлянам 9: «Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Все, что Бог решил, Он сделает, и сделает это в определенное Им время. Возникает вопрос, нельзя ли обойтись без описания этой жестокости? Нет. Нельзя. В наших головах должна сформироваться идея, что Бог – есть Бог Вседержитель, что Он – Бог всевластный, и Он управляет этим миром. Открываясь Моисею, под именем, которое Он произнес у горящего куста в Исходе 33, Он говорит: «И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать — помилую, кого пожалеть — пожалею».
Проблема в том, что в человеке, в силу его испорченности, сидит желание улучшить Бога, подогнать под свои стандарты, сделать Его сторонним наблюдателем, а не Творцом истории. Люди хотят снять вину с Бога, но снимать нечего, потому что вины на Нем нет, вина на человеке, Бог ни в чем не виноват. Все, что Он делает, Он делает правильно, проблема в нас и в первородном грехе. Апостол Павел великолепно объясняет это в послании к Римлянам, в 9-й главе он говорит о Боге, что Он кого хочет милует, кого хочет жалеет. Это идет вразрез с нашим пониманием. «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого?». «Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле». Мы должны смиренно принять это, а не возмущаться.
В Исходе 11 мы видим всевластие Бога, Божий суд. «И сказал Господь Моисею: еще одну казнь Я наведу на фараона и на Египтян; после того он отпустит вас отсюда…». Как Бог определил, так и будет, без всяких сомнений. Он все время повторяет: Я Господь, Я Сущий, Я единственный. Фараон же был облачен неограниченной властью и почитал себя за бога, сына Ра. Любой правитель, долгое время находящийся у руля, начинает сравнивать себя с Богом, начинает считать себя самым умным, самым святым, самым порядочным, самым культурным и так далее. Фараону долгое время внушали, что его отец бог Ра, бог солнца, это вбивалось ему в голову с самого детства. Девять казней, которые совершил Господь над Египтом показывали несостоятельность богов египетских. Фараон сравнивает еврейского Бога со своими богами, и призывает своих волхвов сделать аналогичные чудеса. Девятая казнь – тьма египетская, которой Господь указывает фараону, что он не Бог, и Ра тоже не Бог. Я повелю, и не будет света, потому что Я – Бог, Я единственный, и сравнивать Меня не с кем, и первенец фараона, который должен наследовать божественный сан, не наследует его. Я – Господь, Я поступаю так как хочу. А хочу Я поступать так, как правильно. Здесь происходит поразительная вещь. Я понимаю, что слеплен из того же теста, что и фараон, и первенец фараона. За что такая милость, за что прощение? Неужели я лучше? Абсолютно нет.
Господь делает с фараоном то, что замыслил. Моисей был велик в земле египетской. Сначала он был в немилости фараона, но был велик в глазах рабов фараона и в глазах народа, потому что Бог захотел так.
Моисей возвещает приговор: «Я пройду посреди Египта…ни на человека, ни на скот не пошевелит пес языком своим…И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: «выйди ты и весь народ, которым ты предводительствуешь». После сего я и выйду». Суд Божий неизменен, он зафиксирован, и никто и ничто не может остановить его.
Самый сложный здесь моральный аспект, и нам нелегко его принимать. Можно пойти по простому пути и сказать, что первенец, это не значит младенец. Он может быть и десяти, и двадцати и сорока лет. Спросим же, кто все это начал и вспомним из 15-й главы книги Исхода: «Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет». Можно сказать, что это справедливо, око за око, зуб за зуб, адекватное наказание. Кроме того, можно сказать, что грех родителей бесследно не исчезает и отражается на детях. В какой- то мере, дети несут бремя грехов своих родителей. Все приговорены к смерти, все согрешили, нет ни одного праведного. В Римлянам 5:12 сказано: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».
На самом деле, проблема в другом. За всем этим ужасом, который мы наблюдаем на страницах Писания, стоит грех. Мы не осознаем масштабы греха, насколько он страшен и ужасен. Для того, чтобы убрать последствия греха, Бог-Отец отдает на смерть Своего Единородного Сына, Первенца. Это справедливо? Я согрешил, а умирает Он.
Чтобы искупить нас от греха, нужен Искупитель. Для того, чтобы был Искупитель, должна быть Пасха. Для того, чтобы была Пасха, нужно, чтобы Ангел-губитель прошел мимо одних и покарал других. Для того, чтобы пройти мимо, нужна казнь, и она есть. В сущности, ничего не изменилось: сегодняшний мир, включая нас, лежит во зле и во грехе. Божье постановление непоколебимо – возмездие за грех есть смерть. Вопрос только в том, кто будет умирать: виновный или невиновный. Мы – грешники, но за нашу вину заплатил Господь Иисус Христос, Сын Божий, своей жизнью. Для всех внешних в силе остается суд, и он непременно совершится. Мы чрезмерно благодарны Богу, за то, что Он даровал нам веру, за то, что указал на Голгофский крест, за то, что сломал нас и поставил на колени перед Спасителем Господом Иисусом Христом. В этом милость Божия к нам. За все слава и благодарение Господу. Аминь!