Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Исход, 15 глава


MP3


Исход, 15 глава

Исход 15:1-22

Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море.
и далее…

Откровение 15:2-3

2 И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнём; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии,
3 и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!

Песнь Моисея в книге Откровения и в книге Исход. Предыстория песни Моисея. Прославление Господа в христианской Церкви. Израиль побеждал, когда только был на стороне Бога. Христос одержал победу для нашего спасения.

Сегодня мы обратимся к книге Исход, 15-й главе, начало которой – песнь Моисея. Но прежде мы прочитаем из книги Откровения, 15-й главы, стихи 2-й и 3-й: «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его, и число имени его стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии, и поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!». Мы понимаем, что речь здесь идет о верующих людях, искупленных кровью Иисуса Христа. Они поют, прославляют Бога, поют песнь Моисея и песнь Агнца, и мы видим, какие песни поются на небесах.

Многие комментаторы считают, что здесь может быть ссылка на ту песнь Моисея, которая записана в книге Исход, в 15-й главе, с 1-го по21-й стихи. Так считают, потому что для верующих Нового Завета центром христианской жизни является искупительная жертва Иисуса Христа. Центром прославления до Христа был Исход, и источник прославления и в Ветхом, и в Новом Завете один – и там, и здесь присутствуют избавление и Избавитель. Мы прославляем Господа Бога как Избавителя, как Искупителя. Евреи, перешедшие Красное море, избежали смерти, волны моря сомкнулись за ними, и фараон, и колесницы пропали в морской пучине. Евреи стоят на берегу и поют эту песнь. И в Откровении мы видим, что на стеклянном море также стоят избавленные, искупленные и поют песнь. Величайшее событие Ветхого Завета – выход из Египта, величайшее чудо – разделение вод Чермного моря. Евреям через Писание постоянно напоминается об этом событии. В псалме 77, в стихах 12-м и 13-м мы читаем: «Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан: разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною…». В 105 псалме, в стихах с 7-го по 12-й также напоминание: «Отцы наши в Египте не уразумели чудес Твоих, не помнили множества милостей Твоих, и возмутились у моря, у Чермного моря. Но Он спас их ради имени Своего, дабы показать могущество Свое. Грозно рек морю Чермному, и оно иссохло; и провел их по безднам, как по суше; и спас их от руки ненавидящего и избавил их от руки врага. Воды покрыли врагов их, ни одного из них не осталось. И поверили они словам Его, и воспели хвалу Ему». Псалом 135:13: «разделил Чермное море, ибо вовек милость Его; и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его; и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его…». Вновь и вновь Библия напоминает нам об этом событии, вновь и вновь народ хочет прославлять Бога за Его чудеса. Эта песня из 15-й главы является первой из песней прославления. Хочется сказать, что это поэзия, и на иврите слышится ритм, рифма, размер этого замечательного произведения. При переводе эта поэзия не так поэтична, потому что переводчики должны сохранить смысл больше, чем размер или ритм. Поэзию переводить гораздо сложнее, чем прозу, и любой перевод – это отчасти интерпретация автора.

Песнь Моисея состоит из пролога и эпилога, которыми являются соответственно стихи 1-й и 21-й. «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море». «И воспела Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море». Можно условно поделить эту песню на куплеты: с 1-го по 6-й это первый куплет «Муж брани», с 7-го по 11-й «победитель врагов», с 12-го по 16-й «избрание Израиля в собственность Свою». Концовка каждого из этих куплетов упоминает имя Господа Бога Яхве. Присутствуют поэтические сравнения египтян с «камнем» и «свинцом» при их погибели. Я слышал чтение этой песни в семинарии на иврите, я не могу произвести этого, но четко прослеживаются в ней слова благодарения Господу, за то, что Он есть Бог-Вседержитель, и что Он спас их. Получатся, что прославление – это ответная реакция. Было великое событие, коснувшееся жизни людей, и когда они увидели, что произошло, их естественная реакция – прославление Бога. Поэтому прославление не есть инициация прихода славы Божьей, а реакция на действия Бога.

Заметим, что иногда собирается группа людей и совершают какие-то особые действия, чтобы почувствовать, как на них нисходит Святой Дух. Но не действия людей вызывают Его сошествие, действия людей могут вызывать лишь чувства. Если бы чувства были поклонением Богу, то это походило бы на манипуляцию. Прославление – это осознание того, Кто есть Бог, и что Он для нас сделал. Физические же действия двух-трех людей, которые собрались вместе, могут вызвать чувства, могут вызвать слезы, могут вызвать радость и эйфорию, но все это лежит в основе языческого поклонения. Можно вызывать в человеке чувства и выдавать их за сошествие Святого Духа, но в этой песне мы видим совершенно обратные действия: люди выходят из моря посуху, оглядываются и видят, как тонут тысячи воинов фараона. Воды смыкаются, и они понимают, что они уже не в Египте, что они уже спасены. Впереди еще долгий и тяжелый путь, но сейчас они стоят на берегу моря и славят Господа за конкретное дело, которое Он сделал. Конечно присутствует и эйфория – за ними гнались, и вот, они спасены, но это от знания того, что Бог для них сделал. Это прославление очень разумное, не «закольцовка» каких-то двух-трех слов. «Господь – крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он – Бог мой, и прославлю Его». Прославлю Его за то, что я понимаю, что Он есть – Всемогущий Бог, и Он является моим Спасителем, и я прославлю Его и превознесу Его, Он – Бог Отца моего. Господь работает с израильским народом не потому, что он лучше других народов, не потому, что он безгрешен, а потому что Бог заключил завет с Авраамом, Исааком и Иаковом, и обещал им определенные милости. Исход, 2-я глава, 23-й и 24-й стихи: «Спустя долгое время умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом». Неужели евреи плакали громче, чем другие люди? Или только они были в рабстве? Нет, конечно. В рабстве находились и другие народы, которые тоже плакали и вопияли, но именно с Авраамом Бог заключил завет.

Имея Новый Завет, мы понимаем, что являемся духовными детьми Авраама, и у нас особые отношения с Богом. Мы не святее и не чище соседа по площадке или человека, с которым работаем вместе, мы ошибаемся и совершаем грехи, но у нас есть Искупитель, который заплатил цену за наши грехи. Цену Своей крови, цену Своей жизни. Поэтому, оглядываясь назад, мы видим Его дивные дела и прославляем Его за то, что Он сделал для нас. Мы будем больше и больше прославлять Его, а для этого нам нужно больше и больше знать о Нем. Кто Он есть и что Он сделал для нашего искупления.

В песне Моисея рассказывается, что сделал Господь для израильтян, как Он боролся за них. Замечателен стих 3-й: «Яхве – муж брани». В последнее время в христианстве появилась тенденция показывать Иисуса через призму сентиментальности. Не часто говорят о Господе, как о муже брани. Во всех евангелиях Иисус Христос борется с сатаной. Апостол Павел призывает облечься во всеоружие Божье. Воспринимать Христа только как Пастыря, который носит на своих плечах овечек – это слишком однобоко, потому что идет духовная война между светом и тьмой. В книге Откровения 19:11 мы читаем: «И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого. Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие». И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый. Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». Это наш Господь – муж браней. Сильнее Его нет никого и быть не может. Милостью Его я на Его стороне. Не потому что я так решил, но потому что Он так решил и призвал меня и вас быть на Его стороне. Израиль побеждал в войнах за землю обетованную не потому, что был сильнее других народов, а потому, что Он был на стороне Господа Бога, и Господь воевал за Израиль. И нам, для того, чтобы побеждать необходимо быть на стороне Господа Бога.

Но Израиль не всегда был на стороне Господа Бога. Книга Чисел 25:3: «И прилепился Израиль к Ваал‐Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиля», книга Судей 2:13: «оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими», 4-ая книга Царств: «И возгорелся гнев Господа на Израиля, и Он предавал их в руку Азаила, царя Сирийского». Не всегда побеждал Израиль, не всегда брал верх, а когда только был на стороне Господа.

Мы с вами совершенно в другом положении, по благодати Божьей мы на стороне Господа, мы слабы и несовершенны, нам нужен Спаситель, который заплатил за наши грехи. Я благодарю и славлю Его за то, что Он сделал для нас, заплатил ценой своей жизни, чтобы духом Святым поставить нас на Его сторону. Он борется и будет бороться за нас, потому что за нас заплачена дорогая цена. Ему за все слава, нашему великому Господу Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь!


Дата: 11 октября 2015
Темы:
Библия: Исход


Пастор Евангелической реформатской церкви
Всего материалов автора: 313

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*