Заповедь первая
Исход 20:3:
1 И изрек Бог все слова сии, говоря: 2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; 3 да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
Прежде чем говорить об этой основополагающей заповеди, напомним, что Декалог — это не свод караульно-постовой службы: шаг вправо, шаг влево — стреляем! Декалог — это план извечного мироустройства. Он всегда был, есть и будет. Причем не только для верующих, но и для неверующих. Он не преходящий, как церемониальный закон, который в свое время был принят, а затем отменен. Бог никогда не скажет человеку: «Теперь кради, убивай или сделай себе идолов». Декалог — это свод правил любви. Когда Иисуса Христа спрашивают какая самая важная заповедь в законе, Он отвечает: «Возлюби Господа Бога Своего всем сердцем своим, всею душою и всем разумением своим», а так же подобная ей: «возлюби ближнего своего как самого себя».
Декалог — это закон о любви. Но не о нашей любви, а о любви Бога, благодаря которой Он и дал Закон. Благодаря ему избранный народ может ближе познать Бога, познать, что угодно Ему, а что — нет. Закон берет начало в благодати. «Я — Яхве, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, я учу тебя для того, чтобы ты оставался Моим народом навсегда.
Заповедь «да не будет у тебя иных Богов перед лицом Моим» — наиважнейшая. Многие беды человека происходят из-за нарушения этой заповеди. Суть заповеди проста, и нам кажется, что нас она не касается — мы не верим в Будду, в Зевса, Ярилу, но верим в живого Бога — Отца, Сына и Святого Духа. Других богов нет у нас.
Но это только на первый взгляд, по сути все сложнее.
Эта заповедь означает, что человек должен отдать Богу все, всего себя: и силу, и разумение, и сердце. В Втор. 6:4 сказано: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими».
Господь Иисус Христос, цитируя эту заповедь, усиливает ее. В Мтф. 10:37 читаем: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня».
Здесь Господь не требует отменить заповедь о почитании отца или матери, но поклоняться человек должен только Богу. Суть слов Иисуса Христа в том, чтобы полностью отдать себя Господу Богу. Заповедь не призывает поклоняться Богу как истукану. Речь идет о сердце и о душе, всеми силами которых мы должны принимать и любить Бога.
Увы, но это оказывается невозможным, так как после падения в Эдемском саду мы превратились в духовных блудодеев. По сути своей мы живем ради материального мира, и как сказал Жан Кальвин: «Сердце каждого из нас — фабрика по производству идолов».
Сейчас, конечно, не встретишь в цивилизованном мире человека, который вылепил бы себе фигуру болвана и стал бы ей поклоняться и приносить жертвы. Однако за долгое существование человечества, люди научились изготавливать невидимых глазу идолов, эти идолы живут в душах людей, в их сердцах и разуме.
Именно по этому первую и простую заповедь мы не можем исполнить. Мы верим в материальное, полагаемся на материальные вещи и вкладываем силы и душу в материальное. И вместо того, чтобы сожалеть, что мы любим это материальное, мы находим этому всевозможные оправдания.
У пророка Иезекииля в 6:9 сказано: «И вспомнят о Мне уцелевшие ваши среди народов, куда будут отведены в плен, когда Я приведу в сокрушение блудное сердце их, отпавшее от Меня, и глаза их, блудившие вслед идолов».
У нас нет тех Ваалов, тех истуканов, изображений. Но мы блудодействуем в пользу денег, в пользу мирских наслаждений, в угоду человеческому мнению. Причем есть два вида блудодеяния: абсолютно полное и смешанное.
Полное блудодеяние.
Евреи только что вошли в землю обетованную, у них есть выбор: служение только Господу Богу или служить богам, которым поклонялись местные жители. Поэтому Иисус Навин говорит: «Изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу».
У евреев была возможность выбора —поклоняться Яхве или иным богам. На самом деле, ситуация была сложной: что евреи видели кроме пустыни? И вот, они переходят Иордан и входят в землю обетованную. Что они видят? Красивые дома, сады, вкусную еду, золотую посуду, всевозможные наслаждения. Всего этого в пустыне и в помине не было! В сердце закрадывается мысль: «Кажется, Ваал благословляет людей больше, чем Яхве, и дает им больше».
Смешанное блудодеяние.
Была возможность соединить идолов и Яхве. Сегодня это называется синкретизмом. Люди пытаются соединить веру в Господа Бога и веру в человека. Гуманизм и христианство. При таком подходе некоторые христианские запреты начинают казаться неразумно строгими, и люди решают начать самим контролировать свою жизнь и решать, что можно делать, а что нет.
Скажем, человек не может всецело посвятить свою жизнь Богу, поэтому он полагается на священника и думает, что за деньги переложит свою ответственность на священника. Тот будет молиться, вести благочестивый образ жизни и все уладит. Сперджен удивлялся и спрашивал: «Неужели священника Господь услышит скорее, чем самого молящегося?».
Разумеется, нельзя отказываться молиться друг за друга, но нельзя и допускать практику религии, которая входит в нашу жизнь. Нельзя, чтобы привязанности и нужды превращались в идолов. Дети, семья, работа, карьера — все это может овладевать нами, требовать нашей души и энергии и уводить от Бога.
Итак, мы видим, что нам самим невозможно исполнить заповедь о любви к единому Богу. Что же тогда делать, для чего она нам дана? Во — первых, для того, чтобы показать, что мы потеряли в Адаме и Еве, во-вторых показать, что мы приобретаем во Христе.
Иисус Христос исполнил эту заповедь. Мы сами сделать это не в состоянии, и наша единственная надежда — Господь Иисус Христос, умерший за наши грехи. Иной возможности нет. Христос прожил безгрешную жизнь, и Он исполнил весь Закон. Он предлагает свою праведность взамен на наши грехи. Мы вспоминаем сегодня то, что Он для нас сделал на Голгофском Кресте, когда в муках и страданиях умер за наши грехи для того, чтобы мы, верующие и избранные до сотворения мира, могли поклониться и поблагодарить Его за то, что Он сделал для нас, что приобрел ценой своей жизни.
Хлеб и вино — символ ломимого тела и пролитой крови. Сегодня мы вспоминаем страдания нашего Господа и приступаем к совершению заповеди. Аминь!