Заповедь вторая
Исх. 20:4-6:
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; 5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, 6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Христиане на протяжении двух тысяч лет строили свою жизнь на двух основаниях: Декалог и Нагорная проповедь Иисуса Христа.
Они всегда понимали, что в них в кратком изложении отражается Божья воля. В Вестминстерском катехизисе, а катехизис это сборник вопросов и ответов, о Декалоге сказано:
Вопрос: «Какую обязанность возлагает Бог на человека?».
Ответ: «Послушание Его открытой нам воле».
Вопрос: «Что Бог первоначально открыл человеку?»
Ответ: «Нравственный закон».
Вопрос: «Где кратко изложен нравственный закон?»
Ответ: нравственный закон кратко изложен в 10 заповедях».
В последнее время мы изучаем тему, как распознавать волю Божью для каждого из нас. Когда Мартин Лютер занялся просвещением немецкого народа, а в то время это был народ темный и неграмотный. Поэтому в самом начале своего служения он сделал обзор 10 заповедей и молитвы «Отче наш».
Жан Кальвин тоже уделял большое внимание объяснению Декалога.
Ранее мы говорили о Декалоге и пришли к выводу, что 10 заповедей извечны и вечны, они вытекают из Божьей любви, они актуальны для всех времен и народов. Они всегда были, есть и будут. Весь мир будет судиться на основании морального закона. Никогда и нигде Бог не скажет: «Теперь прелюбодействуй, теперь кради, теперь убей, теперь завидуй».
Закон вытекает из любви, начало всей воли Божьей заключено в любви, и она является источником жизни, источником Его воли, Его благодати, Его милости. В силу своей испорченности, мы не можем полностью исполнить заповедь «Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею и всем разумением твоим», но это может сделать Господь Иисус Христос.
Если первая заповедь указывает, Кому мы должны поклоняться, то вторая, третья и четвертая говорят, как мы это должны делать. Вторая заповедь звучит: «Не делай себе кумира и никакого изображения, не поклоняйся им и не служи».
Так как же мы должны поклоняться?
Первая часть (не делай), это касается художников, вторая — всех нас — не поклоняться идолам.
Поклоняясь Богу, мы не должны включать свое воображение. И Бог ревностно за этим следит. Пример: Бытие 4 глава, история с Каином и Авелем. В чем была проблема? Два брата принесли дары Господу, жертвоприношение одного Господь принял, а второго отклонил. В чем причина? А причина в том, что Каин «включил» свое воображение и решил, что может поклоняться Богу так, как он считает нужным. А ведь Бог четко определил, как Ему следует поклоняться. Возмездие за грех — смерть. Жертва должна быть с кровью, Авель это понимал. Можно возразить, что закона тогда не было, но с другой стороны мы знаем, что Авель был пророком, это утверждает Иисус Христос: «Да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира, от крови Авеля до крови Захарии, убитого между жертвенником и храмом» (Лк. 11:50-51). Пророк — это уста Господа.
Другой пример: Лев. 10:1-2: «Надав и Авиуд, сыны Аароновы, взяли каждый свою кадильницу, и положили в них огня, и вложили в него курений, и принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им; и вышел огонь от Господа и сжег их, и умерли они пред лицем Господним».
Господь жестко наказал их, и это несмотря на то, что они были детьми Аарона. Они решили, что могут сами придумать, как поклоняться Богу. Церемониальный закон был уже тогда в действии, и он был им известен. Но они принесли «чуждый огонь», и за этим последовало наказание.
Нарушение второй заповеди — это не значит слепить истукана и поставить его, чтобы поклоняться перед ним. На самом деле речь идет не о самодельной фигурке. Здесь Господь говорит об адаптации Себя под человеческое воображение. Т.е. человек великого Бога адаптирует под свое воображение и пытается манипулировать Им.
Можем ли мы уподоблять себе Бога? Или мы должны уподобляться Ему? Все мы морально нечисты. В Исх. 32 описана история, в которой израильтяне пришли к Аарону с требованием сделать им Бога. Исх. 32:1: «Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось». Телец должен был быть образом, глядя на который, они могли бы воспринимать Бога. Аарон взял из их рук золото и сделал тельца и отделал его резцом. И сказал «Вот Бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли египетской».
Аарон не сделал Бога, он сделал Его изображение. Он сделал посредника. Это был телец, скорее бык, — символ мощи и плодовитости. Он должен олицетворять божью мощь и в то же время олицетворять плодовитость, ведь Бог — это Творец.
Телец в глазах евреев всемогущ. Кто, как не телец? Но на самом деле им управляет человек. Телец не всесилен и он не обладает такими качествами, как любовь, милость, праведность, верность, неизменность. Все это отсутствует, и поэтому Бог в образе тельца превращается в ущербного божка.
Сикстинская капелла знаменита своими фресками. Ее стены расписывали такие мастера, как Рафаэль, Боттичелли, Микеланджело и другие. На потолке изображены девять сюжетов, фресок. Четвертую из них написал Микеланджело, и называется она «Сотворение Адама». Там изображен лежащий на скале Адам, он протягивает руку к сидящему на облаке старцу, который в свою очередь протягивает руку к Адаму. Бог как будто дает Адаму импульс жизни.
Здесь Бог изображен человеком. Художественный шедевр. Но чему он учит? Не тому ли, что Бог — это старик, крепкий, но старик. Не поэтому ли люди не желают верить в Бога, предпочитая Ему верить в «какую-то силу».
Иисус Христос на иконах восточной церкви изображается, как грек, а на иконах западной церкви, как итальянец. Но Он еврей! Еврей по плоти.
Заметим, что иконы появились только в III-IV веке. Уже тогда никто не хотел писать Христа с еврея. Потом было время иконоборчества и были патриархи, которые категорически выступали против икон. Но человеку всегда хотелось потрогать, а лучше прикоснуться к Богу. Хотелось сделать Бога, которым можно манипулировать.
Кто-то утверждает, что делать изображения было нельзя во времена Ветхого Завета, а сейчас Бог явлен Сыном, поэтому делать видимое изображения можно. Но апостол Павел пишет в 1-ом Послании к Тимофею: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь». И далее: «Завещеваю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно, даже до явления Господа нашего Иисуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих». Кто Царь, если не Христос? Кто невидим? Он же. И там же: «Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может».
Иисус Христос Бог и Человек. Бог явил Себя в чудесах, исцелениях, воскресении. Человека видели в болезнях и немощи, так пишет пророк Исаия: «Обезображен паче сынов человеческих лик Его».
На иконах изображают длинноволосого грека или итальянца. На самом деле евреям нельзя было носить длинные волосы. «Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него» (1 Кор. 11:14). Будем помнить о предупреждении евреям, записанном во Второзаконии, 4-ой главе: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на [горе] Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний». То есть, если бы мы сделали изображение, то развратились бы. Поэтому один из лозунгов Реформации «Sola Scriptura» — только Писание.
Изображение крадет у Писания возможность быть единственным достоверным свидетельством о Боге. Изображение — это изъятие Бога из места Его обитания, кража Его славы и уподобление Его уродцу нашего мышления. Поклонение должно быть только согласно воле Божией, и включать свое воображение мы не имеем права. Посредники межу Богом и человеком в конечном итоге превращаются в божков. Господь открывает нам в Писании свою волю и объясняет, как мы должны Ему поклоняться.
Господу за все вечная слава! Аминь.