Лучше никакого поклонения, чем извращенное
Малахия 1:10-11
10 Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. 11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф.
Возникает два вопроса:
Что может заменить извращенное поклонение?
Кто будет приносить фимиам и хвалу Господу?
1. Что может заменить извращенное поклонение?
Господь говорит через Малахию: «Лучше бы кто-нибудь из вас запер бы дверь». Это ответ на первый вопрос.
Как остановить этот чудовищный фарс, который евреи устроили в Храме? Бог спрашивает: «Кто закроет дверь?». С точки зрения человека можно что-то переделать, изменить, подправить. Но Господь говорит: «Закройте дверь». Лучше ничего, чем жуткий немыслимый фарс.
Господь предпочитает отсутствие поклонения, чем извращенное поклонение. Порой мы думаем, что изменить поклонение Богу на свое усмотрение не страшно.
Но Господу это неугодно. И на это было указано евреям еще за 400 лет до рождения Иисуса Христа. После рождения прошло еще 2 тысячи лет. Что же теперь является актуальным для нас? Иисус Христос сказал самаритянке у колодца: «Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Говоря это, Он определяет рамки для поклонения.
Так что же такое «в духе и истине?» В силе духа — это не значит в исступлении. Хочу привести пример из музыки. Мы все знаем, что такое камертон. Это железная дуга, которая при ударе создает волну определенной амплитуды и частоты, простыми словами — звук. Этот прибор необходим для настраивания музыкальных инструментов, и он издает чистый звук.
Заставить звучать камертон можно двояко. Во-первых, можно ударить по нему и он зазвучит нотой «ля». А можно, это, во-вторых, поднести его к музыкальному инструменту, скажем к пианино, и нажать на нем ноту «ля». Камертон отзовется и зазвучит. Так вот, поклоняться в духе, это значит зазвучать при слушании Слова Божьего.
Это возможно только тогда, когда наш дух настроен на волну Святого Духа и Писания. Если сердце наше при чтении Писания отзовется на Божии слова, мы зазвучим, и Дух Святой будет действовать в нас. Будучи в духе, мы видим Господа Бога, Его любовь, Его величие, Его святость, кровь, пролитую на Голгофском кресте, и тогда в нас рождается истинное поклонение Богу.
Что касается евреев времен пророка Малахии, то они «не зазвучали». У них было богословие, песнопения, богослужения, но они «не зазвучали», потому что сердца их не были настроены в унисон со Словом Божьим, которое и учит нас поклоняться Богу в духе и истине.
Каин возомнил, что он может поклоняться Богу так, как считает нужным. В результате, Бог отвергает его жертву. Конечно, Богу не нужен ни ягненок, ни кочан капусты. Но «возмезлие за смерть – грех», а потому жертва должна быть с кровью, а не такая, как захочется.
Примером из Нового Завета является история, когда Иисус, войдя в Храм, перевернул столы меновщиков. С точки зрения человека, неразумно тянуть на заклание баранов через всю Палестину. Гораздо проще купить животное на месте. Но сточки зрения Иисуса Христа – это фарс, извращение поклонения, нарушение того, что требует Бог. Он определил правила и уставы для поклонения. Он определил дни в течение года, когда евреи должны совершать путь к Храму, принося жертву из своего дома, от своего стада. Это древняя история.
А что же в наше время? Нам дано гораздо больше свободы, чем верующим Ветхого Завета. Но нам не дана свобода и право вносить в поклонение, пренебрегая указаниями Бога, всякую всячину. Большая свобода не должна означать большую вседозволенность. Бог ставит рамки для поклонения.
Апостол Павел в наставлении к пресвитеру Ефесской церкви Тимофею говорит: «Ты должен преподавать учение, объяснять и вкладывать в души и сердца людей». Тогда они, видя учение, увидят величие Божие, Его красоту и любовь, жертвенность, обетования, и тогда они поклоняются Ему в душах своих.
Поэтому учение Церкви необходимо, и это было хорошо известно первым христианам. В книге Деяний во 2-ой главе, стихе 42-ом читаем: «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах».
«Учение апостолов» — это доктрина. Апостол Павел напоминает Тимофею, что в Церкви Божьей всегда должно читаться Слово Божье. Но что мы видим в современных «продвинутых» церквах? Там проповедник извиняется, что цитируемый отрывок из Библии будет слишком велик (?!).
Слово Божье должно читаться и объясняться в Церкви, должна быть и общая молитва. Собираясь вместе, верующие так же должны назидать себя псалмами и песнопениями, слова которых должны иметь смысл и отражать доктрину.
Кроме этого, Церкви для поклонения предписано совершать вечерю Господню и крещение. В Писании нет ни слова о театре, сценках, танцах и декламации стихов, о служении рук или ног, нет учения о призыве поднять руку или выйти вперед для покаяния. Может быть, людям это приятно, но этого нет в Писании.
Мы часто выдумываем то, что Богу якобы может понравиться, но Он говорит: «Нет Моего благоволения к вам».
Исаия говорит от лица Бога: «Зачем вы приходите топтать дворы Мои?» Казалось бы, люди приходят для богослужения, но получается какой-то фарс.
Признаком здоровой Церкви является не посещаемость, ибо она зависит от разных причин. Совершенным и конкретным признаком здоровой Церкви является ее отношение к Слову Божьему. И не просто отношение, а реакция на Слово Божье. Не просто послушал и забыл, а послушал и приложил к себе, к своей жизни. Поэтому Слово Божье должно не только преподаваться, но и претворяться в жизнь. Мы должны жить по Слову, стремиться к этому. Нельзя играть в церковь, как дети в войну или индейцев. Церковь – это наша жизнь. Поклонение – это не игра в Церковь, поклонение – это восхищение Богом, любовь к Богу, желание угодить Ему. В Мал. 1:11 читаем: «Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф».
Да, сейчас вы не звучите в унисон со Святым Духом, говорит Господь, но придет время, и имя Мое будет провозглашено между народами. От востока до запада, от севера до юга будет проповедоваться Слово Божье, и везде будут люди, которые будут принимать это Слово и под действием Святого Духа будут звучать в унисон со Словом Божьим и поклоняться Богу в духе и истине. И это началось со дня Пятидесятницы. Слово Божье стало распространяться на север, юг, запад и восток и было принесено в Беларусь.
Сегодня мы можем слышать и читать чистое Слово Божье. Можем узнавать о Боге, молиться и прославлять Его под водительством Святого Духа, чтобы наше поклонение «звучало» в унисон с Господом. А кто вообще должен поклоняться Господу? Все люди без исключения. В духе и истине. Он – Творец, Он дает людям все необходимое, посылает дождь на праведников и беззаконников. Солнце светит для всех. Он как Творец установил правила игры – Свои законы. А творение должно их уважать. Но, к сожалению, даже избранные святые относятся к этому порой без должного уважения.
Мы должны поклоняться, но бывает, что иногда что-то идет не так. Мы – избранные возлюбленные, за нас умер Христос, но очень часто мы смотрим в другую сторону. Но Господь говорит: «Мое имя будет святиться между народами». В Рим. 11:13 читаем: «Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?» и далее с 19-ого стиха: «Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их».
Апостол обращает наше внимание на то, что не следует думать, что мы привились и все закончено. Если Бог не пощадил природные ветви, то нам надо быть особенно внимательными. Мы уповаем на Господа, на Его милость, Его любовь. Предупреждение апостола Павла относится к нам, чтобы поклонение Богу мы не превратили в фарс, чтобы мы держались того, что дал нам Господь Бог на страницах Писания, что было поругано и уничтожено в веках, но восстановлено Реформацией.
Однако сегодня мир будто танком едет по Церкви, перемалывая ее и смешивая с миром. Мы должны помнить и стоять на защите Церкви как того требует Господь. Он ясно говорит, какое поклонение Ему угодно. И Он его благословит. Во имя Христа, аминь!