О милости Божьей
Вера сотника из 8-ой главы Евангелия от Матфея. Милость Божия к верующим из язычников. Милость к еврейской женщине – исцеление тещи Петра.
Сегодня мы поговорим о вере, о дивном даре Божием. Читаем Евангелие от Матфея, 8-ая глава, с 5-го стиха: «Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его…»
В прошлое воскресение мы читали об исцелении прокаженного и отвечали на вопрос какой властью это делалось. В другом Евангелии, от Марка описано как фарисеи и книжники задавали Иисусу этот вопрос. Три года Он ходил среди них, воскрешая мертвых, исцеляя больных и творя чудеса, и они задают Ему этот вопрос.
Сегодня мы читаем об удивительной истории. Сотник восклицает:«Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: «Я приду и исцелю его». Мы воспринимаем историю древней Греции или древнего Рима как лубочную историю, и римского сотника, как мужественного, красивого воина. Но на самом деле — это отчаянный головорез. Он стоит во главе сотни жутких головорезов того времени. Война в то время была не такая как сегодня, когда люди стреляют и не видя того кого убивают, особенно, если стреляют из ракет. В те времена воевали в ближнем бою с копьем, пикой, мечем, рядом, друг против друга. Александр Македонский приказал воинам брить бороду, чтобы противник не мог схватить за нее. Это были серьезные ребята с руками по локоть в крови. И сотник, который был должен держать их в узде, тем более был свирепым. И вот с ним происходит что-то потрясающее – слуга, раб этого сотника заболел. Сотник идет к Иисусу и говорит: «Помоги, слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает».
Оказывается, и такому каменному сердцу, как сердце воина, не чуждо сострадание. Иисус говорит: « Я приду и исцелю его». Но какова же реакция сотника? Он отвечая говорит: «Господи, я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Сотник не видит в Нем сына плотника, но видит в Нем Сына Божия. Потому что такие чудеса как творил Иисус никто творить не может. Сотник принял это верой. И дальше: «Скажи только слово». Бог творил мир словом. И сказал Бог: «Да будет свет». И появились звезды, цветы полевые, живой мир. «Но скажи только слово». В этом и есть вера. «Зачем Тебе ходить и оскверняться ко мне, язычнику. Да и слуга страдает сильно, не можем вынести. Скажи Слово, и выздоровеет слуга мой». « Ибо и я подвластный человек. Я сотник, подо мною сто человек, но надо мною есть кто-то, а над ним тоже есть кто-то. Но никого нет над Тобою. Ты Бог. Скажи Ты». В 10-ом стихе читаем: «Услышав это, Иисус удивился и сказал идущим за Ним…». Как человек, Иисус удивился, но чему же? « Истинно говорю вам, что и в Израиле я не нашел такой веры».
Народ, который получил обетования и находится в завете с Богом, у него нет такой веры, как у язычника, и это удивительно. Здесь проявляется милость Божия. Нет в израильском народе такой веры как у язычников.
Посмотрите на сегодняшнюю церковь по всему лицу земли. Она в большинстве своем состоит по милости Божией из язычников. Народ, находящийся в завете, не видит Христа и не принимает Его. Да, люди идут за Иисусом, видят исцеления и чудеса и верят. Но чтобы так, чтобы такое сострадание к ближнему своему, к рабу, к слуге. Мы видим в сотнике безусловное принятие Христа, веру в то, что Он может сделать Своим только словом.
Иисус далее свидетельствует и пророчествует, и мы читаем в 11-ом стихе: «Говорю же вам, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны царства извержены будут…». Аврааму, Исааку и Иакову даны были обетования, им было вверено Слово Божие и служение, от кого семя и Спаситель. Но придут язычники и сядут с ними за одним столом. Евреи в шоке, потому что они понимали и видели всю картину по-иному, нежели сейчас. Они полагали, что придет Мессия, язычники истребятся, евреи все сядут за одним столом, и будет Божье Царство.
Но Царство Божье на самом деле будет состоять из тех, кто верует в Господа Иисуса Христа, и только из них. «…а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов». Нет в Библии описания этого места, но оно существует. Более шести или семи ссылок мы находим у Матфея и у Луки, где говорится, что «там будет плач и скрежет зубов», или «тьма внешняя». Иисус говорит, что Церковь строится не по национальному признаку, а по вере. Не тот иудей, кто по наружности таков, но тот, кто духовный иудей, тот сын Авраама, кто верит в Господа. И сказал Иисус сотнику: «Иди, и как ты веровал, да будет тебе».
Господь любит миловать и творить чудеса, делает это перед глазами церковных лидеров, благословляет прокаженного, язычника. Он говорит о том, что сыны будут извержены. Этим Он не ставит крест на этом народе. Интересны и следующие два стиха: «Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и коснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им». Представим эту ситуацию, приходят в дом Петра мужчины, надо подавать есть, а теща лежит в горячке. Иисус исцелил ее не для того, конечно, чтобы теща им прислуживала. Просто здесь идет переход от исцеления прокаженного язычника к обыкновенной еврейской женщине. Господь любит благословлять людей.
Эта проповедь связана с темой молитвы, все это сплетено в один клубок – вера от Господа, желание молиться от Господа, жизнь вечная от Господа, милость и любовь от Господа. Мы же впитываем Его благословения и благодарим Его за это. На этих примерах исцеления слуги сотника и тещи Петра показано милосердие Божье, Его сострадание, любовь к людям и желание помогать.
Мы уповаем на Его милости и славим нашего великого Бога – Отца, Сына и Святого Духа.