Я хлеб живой
Отрывок из Евангелия от Иоанна возможно понимать только в духовном смысле. Существует много учений о хлебопреломлении. Ученики Иисуса должны быть водимы и научаемы Святым Духом.
Сегодня мы обратимся к Евангелию от Иоанна, к 6 главе и будем читать с 51-го стиха. Мы читаем слова Иисуса Христа: «… хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей‐то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. (Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.) И сказал: для того‐то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого. Иисус отвечал им: не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас — диавол. Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте, ибо сей хотел предать Его, будучи один из Двенадцати». Текст этот сложный и слова, которые говорит здесь Иисус Христос, сложны для понимания. Что же все-таки имел ввиду Иисус Христос, когда повелевал ученикам есть Его плоть и пить Его кровь? Порой Господь говорит действительно странные слова. Я думаю, что никто из нас досконально не понимает, что в этом отрывке сказал Иисус.
Слова Иисуса порой не только сложные, но также трудны для восприятия. Человеческое естество всей своей мощью, своим сознанием противиться тому, что говорит Господь. Мы можем не показывать внешне, что это так, но на самом деле происходит внутреннее противление тому, что говорит Иисус. Потому что, рожденное от плоти, есть плоть и остатки греховного естества есть в нас, и они противятся духовному. Если посмотреть на все четыре Евангелия, на слова Господа, мы видим, что люди довольно часто уходили, когда Он говорил странные слова. В данном же случае читаем, что многие ученики ушли. Мы знаем, что у Христа были основных 12 учеников, и также мы читаем в Евангелиях о 70-ти учениках еще. Но вот, в конце этой главы остается 12, из которых один диавол, то есть 11. Итак, из 82-х осталось 11. Это важное напоминание нам, потому что мы живем во плоти, и наше естество противится тому, что говорит Иисус Христос, противится Слову Божьему. В результате, мы как те 70, можем встать и уйти. Но наше внутреннее противление не является поводом к тому, чтобы встать и уйти. Да, мы грешные и слабые и имеем бунтарский дух, и тем не менее, мы не должны уходить. Христос говорит, что Он – хлеб живой, сошедший с небес и его надо есть. Иудеи и ученики смущаются, слушая эти слова. В конце 51-го стиха мы читаем: « хлеб, который Я дам, плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». То есть, что такое «хлеб жизни»? Это тело Иисуса Христа, которое отдается в жертву за жизнь мира. Но этого никто не услышал. Они услышали, что надо есть плоть, а о жертве за жизнь мира не поняли. Поэтому они возмущаются в непонимании. Но Иисус продолжает и настаивает на том, что Он сказал. «Истинно, истинно говорю вам, если будете есть плоть Мою…». Он настаивает именно на этом условии.
Странно звучат эти слова, и странность этих слов доказывается тем, что эти и другие слова о Вечери, легли в основу огромного количества учений о хлебопреломлении. А вообще, идет ли здесь речь о хлебопреломлении? Если эти слова связаны с хлебопреломлением прямым образом, тогда мы едим плоть Господа Иисуса Христа и пьем кровь Господа Иисуса Христа. Многие христиане верят, что по молитве хлеб и вино преосуществляются, то есть превращаются в тело и кровь. В это верят православная церковь, греко-католическая и римо-католическая церковь, лютеране и многие постсоветские баптисты. Верят, что происходит что-то с хлебом и вином. Происходит ли?
Вечеря не связана напрямую с этими словами, но вечеря наша указывает на значимость события, когда Иисус Христос принес Свое Тело в жертву. Это событие имеет огромное значение. Поэтому мы и участвуем в нем, ибо без него, без принесения Господа Иисуса Христа в жертву ничего бы не вышло, и никакого прощения бы не было. На самом деле, чтобы убедиться, что слова Иисуса Христа не имеют прямого отношения к Вечере Господней, стоит обратить внимание на схожие слова, которые Он сказал женщине у колодца. Он говорит самарянке: «кто будет пить воду, которую я дам ему не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Результат принятия этой воды, и принятия хлеба и вина, о которых говорит Иисус – один, и это жизнь вечная. Но происходит она, не потому, что мы буквально пьем из колодца воду, которую дает Иисус Христос.
Кроме того, есть еще такой же по смыслу отрывок. В евангелии от Иоанна, в 15-й главе мы читаем: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь…Пребудьте во Мне». Опять же для того, чтобы иметь жизнь вечную. Иисус Христос подчеркивает главное – Он дает жизнь вечную. Он Спаситель, который пришел от Бога живого, чтобы дать жизнь вечную всем, кто в Него уверует. Иисус говорит придите, соединитесь со Мной, слейтесь со Мной, и не только в первое воскресение каждого месяца. Поэтому пить кровь и есть плоть, это значит слиться со Христом всею душою своею, всем сердцем своим, всем разумением своим. Техническое исполнение заповедей со Христом не соединяют, посещение церкви, крещение не соединяют со Христом. С Ним соединяет вера, вера в то, что Он умер за мои грехи. И если я вижу, что эта жертва необходима мне, чтобы я мог слиться с Ним, все решено для меня и я принимаю Его. Ветви на лозе живут до тех пор, пока они находятся на лозе, пока они питаются соком этой лозы, и мы живы, пока питаемся хлебом, сошедшим с небес.
Иисус приводит в пример манну из Ветхого завета. Манна это прообраз хлеба, которым будешь жить всегда, однажды уверовав. Стих 63-й приоткрывает завесу этой тайны, когда Иисус говорит: «Дух животворит, плоть не пользует нимало, слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». То есть то, что человек пытается понять плотью, он никогда не поймет, потому что плоть не может открыть значение этой истины. Иисус говорит, что Он говорит о духовном, не о плотском. И Никодиму Он говорит: « Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от духа есть дух». Плоть не может родить духовных вещей и духовного понимания, поэтому она будет топтаться на месте и думать как бы превратить тело в хлеб, а кровь в вино. В своем естественном состоянии, в котором родились, мы не можем понять духовное, пока Дух Святой не начнет работать в нас. Для обычного человека слова Иисуса Христа нелепы, да и все Евангелие нелепо тоже.
Закон легче в этом смысле для плотского человека, когда понятно, что и как сделать, чтобы заработать себе пять баллов. Во времена Реформации один гуманист Эразм Роттердамский написал знаменитое произведение, в котором критиковал Мартина Лютера за его учение о предъизбрание. Лютер выступил против него в своем ответном произведении. Проблема в том, что Эразм Роттердамский считал, что в человеке не все испорчено, есть какой-то островок доброты в каждом и его следует взращивать и развивать. Но это нонсенс. «Если Отец не привлечет вас…» Иного пути нет. Плоть не может ничего духовного сделать, она не понимает даже что это такое.
Возвращаясь к Вечере, подчеркнем, что это прежде всего напоминание того, как наше спасение сделалось возможным. Бог-Отец справедлив и не может оставить грех безнаказанным, и возмездие за грех — смерть. Если есть грех, то справедливо должно быть и наказание. Либо сам человек отвечает, либо Господь Иисус Христос. Грех наказан в Господе Иисусе Христе, Он принес Себя в жертву, и мы принимаем это верою. Аминь.