Лазарь
История о Лазаре. Иисус ушел к Иордану и не спешит тотчас к Лазарю. Через четыре дня он приходит к сестрам Лазаря. Заявление Иисуса, что Он есть истинное воскресение.
Сегодня мы рассмотрим отрывок из Евангелия от Иоанна, 11-ой главы, с 1-го по 45-й стихи. История о Лазаре. Друг Иисуса Лазарь заболел. Обратим вначале наше внимание на временной и пространственный контекст этой истории. Лазарь и его сестры находятся в Вифании, в 1,5 км от Иерусалима. А в это время «Иисус пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там». (Ев. Иоанна 10:40)
Возникает два вопроса – почему Иисус оставил Иерусалим и Иудею и пошел к Иордану, и – как далеко находилось это место от Иерусалима? А удалился потому, что иудеи взялись за камни, чтобы побить Иисуса за богохульство. Какое богохульство? Он приравнял Себя к Отцу. « Я и Отец – одно». Он творил немыслимые с точки зрения иудеев вещи – Он исцелял по субботам. Поэтому они искали убить Его, взяли камни, но Иисус удалился оттуда. На самом деле, ревность, особенно религиозная, очень опасная вещь, она может перерастать в религиозный фанатизм и религиозную нетерпимость.
Как далеко Иисус удалился от Иерусалима? Это важно для понимания драмы, произошедшей с Лазарем. Иисус ушел к Иордану, это расстояние от 80 до 120 км от Иерусалима. по мнению богословов, равное двум-трем дням пешего пути. Находясь так далеко, Иисус получает известие от сестер Лазаря о том, что Лазарь заболел. «Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий.(Ев.Иоанна 11:3,4)». Цель земного пути Лазаря, по объяснению Иисуса Христа, не его смерть, но прославление Бога через Его Сына. На самом деле, Отец прославляется через Сына Божьего. Мы прославляем Бога пением, славословием, восхищением, умилением и так далее. Отец же Небесный прославляет Себя тем, что прославляет Сына: «Я и Отец – одно». Болезнь Лазаря служила к тому, чтобы стало очевидным, что Иисус Христос на самом деле есть Бог. Дальше читаем, что: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». И дальше начинаются немного непонятные вещи. Скорее всего, когда сестры посылали гонца к Иисусу, Лазарь был еще жив. Иисус не пошел тотчас в Иерусалим, но «пробыл два дня на том месте». Итого, прошло уже четыре дня как Лазарь умер.
У раввинов было поверье, что на протяжении трех дней, душа, покинувшая тело человека, вращается вокруг этого тела, далеко не уходит. Теоретически она может вернуться в тело, и тело оживет, четвертый же день является точкой невозврата, то есть душа улетает. Иными словами, если бы Лазарь воскрес в эти три дня, раввины могли бы это объяснить согласно этой теории. Ничего бы сверхъестественного не было бы. Но о четвертом дне уже возразить было нечего.
Иисус говорит через два дня своим ученикам: «Пойдем опять в Иудею». Мы помним, что иудеи искали побить Иисуса камнями, поэтому ученики в недоумении. Самая потрясающая здесь реакция Фомы Близнеца: «Пойдем и мы умрем с Ним». Чувствуется в нем ирония и недоверие и непонимание. Но Иисус говорит слова, понятные только в контексте всего Евангелия: «не двенадцать ли часов во дне? кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего; а кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним». Иначе говоря, Он сказал, что время ночи Его души еще не наступило. Он ходит в те двенадцать часов, которые отведены Ему, чтобы совершать дела Божии, и одно из таких дел, которое Он вскоре и совершит – это воскресение Лазаря. И дальше Он говорит, что Лазарь не умер, а только спит. «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему». Ученики все равно сомневались, они вновь и вновь возвращались к всевозможным вопросам. Петр клялся, что никогда не оставит Господа Иисуса Христа, но приходит время и он отрекается от него трижды. Не было у учеников непоколебимой уверенности, которую они обрели только после воскресения Господа, после того, как Дух Святой все расставил по своим местам.
«Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой».(Ев Иоанна 11:20,21) Это что – упрек, или это исповедание веры Господу Иисусу Христу? Скорее – второе, ибо далее она говорит: «Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог». Это ее вера. «Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день». Большинство фарисеев верили в воскресение из мертвых в последний день, в отличие от саддукеев, которые не верили в это. Иисус ответил Марии — Я есмь воскресение и жизнь, ключи жизни и смерти в моей руке, Я – основа жизни, и у Меня есть власть воскрешать. Он не учит о воскресении, не развивает эту тему, как это делают фарисеи, Он говорит о Себе, что Он есть воскресение. Иисус говорит, что не надо ждать последнего дня, потому что Он — воскресение здесь и сейчас. «…верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир».
И вопрос этот не только к Марфе, но и к нам. Верую ли я в это? Да, Господи, верую. И благодарю Тебя за эту веру, потому что не плоть и кровь открыли мне это, а Отец Небесный. Я верую и благодарю за Господа Иисуса Христа, за Его жертву, погребение и воскресение, благодарю, за то, что Он взял на Себя мои немощи и понес мои беззакония и вознес их на Голгофский крест. Благодарю Тебя, Отец Небесный, и славлю за Духа Святого, который указал мне на мои грехи, мои беззакония и несовершенства, а затем указал на Голгофский крест, куда они ушли в Господе Иисусе Христе и были распяты. Благодарю Тебя, что я могу стоять пред Тобой, понимая, что вина за мои грехи и беззакония снята с меня, потому что Господь Иисус Христос заплатил полную цену, умерев вместо меня и предложив мне Свою праведность по вере. Слава Ему за все великому Богу Отцу, Сыну и Святому Духу! Аминь.