Абсолютная неспособность — часть 2
Сердце и мысли человека испорчены грехом. Душевный человек не может принять вести о необходимости покаяния. Гуманизм пытается возвысить человека. Никто сам по себе не ищет Бога. Бог по своей милости спасает избранных.
Тема сегодняшней проповеди – абсолютная неспособность человека самому прийти к Богу. В этой второй части нашей темы мы рассмотрим отрывки из Библии об этом. У Иоанна в 6-й главе, 44-м стихе записаны слова Господа, которые звучат так: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день». Учение об абсолютной неспособности человека – это учение Реформации 16-го века, которое раньше называлось «о полной испорченности». В нашей человеческой среде существуют преступники, которые омерзительны в своих проявлениях, нападках и характере, это совершенно жуткие люди. На фоне этих людей, рядом с ними, вдруг появляется человек, весь порядочный, белый и пушистый, и мы недоумеваем и думаем, как можно их поставить на один уровень. Но вся составляющая человека – сердце, воля, разум, все рухнуло с грехопадением человека, все было утеряно.
Человек имеет абсолютную неспособность прийти к Господу, потому что в момент грехопадения Адама и Евы он потерял все. В книге Бытие мы читаем в 6-й главе, в 5-м стихе о сердце: «И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время…» Мысли отдельно, помышления сердца отдельно. Господь увидел, что сердце человека коренным образом отличается от того сердца, которое вложил Господь в тело человека при его сотворении, когда Господь вдохнул жизнь в человека. Библия как хороший доктор ставит диагноз – смертельная болезнь сердца. Пророк Иеремия говорит: «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено. Кто узнает его?» Каким бы ни был человек, в нем живет крайне испорченное сердце, хотя по поведению это не всегда можно увидеть. Но ведь мы не сердцеведцы, безошибочно знает человеческое сердце только Бог.
В притчах 20:9 мы читаем: «Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего»?». Положа руку на сердце, кто может сказать, что очистил сердце свое. Кто может поменять свое сердце? Мы можем поменять привычки, интересы, но не сердце. «Может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое? (Иеремия 13:23)». Сердце наше – это наше личное, наше индивидуальное, это то, что мы не можем изменить, как эфиоплянин кожу, и барс пятна. Библия ставит единственный и безошибочный диагноз — смертельно больное сердце. Но не только было поражено сердце, с грехопадением был поражен и ум. Апостол Павел в Послании к Римлянам (1:28) говорит: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства…». Не познали Бога, и как результат, ум их сделался испорченным и извращенным.
Апостол также пишет во 2-м Послании к Коринфянам, 4-й главе, 3-м стихе: «Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого». То есть умы были повреждены в Адаме, генами мы наследовали поврежденный ум, они попали в сеть дьявольскую, и князь мира сего ослепил их умы. И ничего здесь не сделаешь. И еще Павел говорит: «Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу — о духовном. Помышления плотские суть смерть». Дальше Павел делает вывод: «… ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». Ум человеческий суетен и пениться срамотами, человек помрачен в разуме и отчужден от жизни Божьей. В 1-й главе 15-м стихе Послания к Титу апостол Павел пишет: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием (1-ое посл. к Коринфянам 2:14). Если начать говорить такому человеку о Христе, о покаянии, он почитает это безумием, не может он разуметь, «потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может».
Мартин Лютер сравнивал естественного человека с соляным столпом, с изваянием из мрамора с пустыми глазницами, ушами без ушных каналов. Это изваяние ничего не видит, не слышит, не реагирует. И нет никакой надежды, что это изваяние оживет и пойдет, это камень. Спросит кто-нибудь, может быть вспыхнет искра внутри души искорка святого желания и устремления? Но апостол Иоанн говорит: «Ваш отец — диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ев. от Иоанна 8:44). Апостол Павел говорит об одной свободе человека неверующего: «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности (Пос. к Римлянам 6:20). То есть свободны от желания приблизиться к Богу, а во всем остальном порабощены. Евангелист Марк записал слова Иисуса, когда был спор о умытых и неумытых руках: «Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности…Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека». Вот наша сокровищница по природе. В Римлянам 3:10 читаем: «как написано: «нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного». Не может человек искать Бога до того самого момента, пока Бог не найдет его».
Христиане раньше так это и понимали. Но на сцене истории появляется знаменитый гуманизм с его «человек – это звучит гордо». Когда возникла необходимость совместить это с христианством, тогда и начинаются всевозможные измышления, пытающиеся представить учение Реформации как ошибочное. Но это учение о неспособности человека верно, и не может человек сам ничего, если не скажет ему сам Господь, как Он сказал Лазарю: «Иди вон». Во втором Послании к Тимофею 2:24 апостол Павел пишет: «рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю». «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Пос. к Ефесянам 2:8,9) Полностью все возрождение человека от Бога, в деле рождения свыше человек пассивен, активен только Бог. Ибо как ни на что не способный человек может сам себя спасти? Господь посылает апостола Павла говорить, проповедовать и призывать, ибо услышат Господа Его люди, Он сокрушит их сердце, они обратятся и поверят.
Представим себе бассейн с высокими стенками, без всяких выходов, где люди вначале плавают, потом начинают уставать, паниковать и захлебываться, а я, например, нахожусь у бортика и кричу им, что у меня для них хорошая новость: если вы выберетесь оттуда, то я вас оботру и обогрею. Но люди не могут выбраться сами, им нужен Господь. В Послании к Титу 3:3 написано: «Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни».
Вот так учит Библия. Нет никаких заслуг у человека, которые могли бы подвигнуть его избрать Бога, потому что все согрешили и лишены славы Божьей, нет праведного ни одного, никто не ищет Бога. Иисус говорит: «Не вы Меня избрали, Я избрал вас». Для того, чтобы мы были святы и непорочны в нашей жизни пред Господом нашим. Но мы спотыкаемся, падаем и согрешаем, о чем мы сожалеем, зная, что за все наши грехи заплачено кровью Господа Иисуса Христа, каемся вновь и вновь, и Он Духом Святым продолжает вести нас к небесным обителям, гарантируя, что начавший в нас доброе дело, закончит его до конца. Пусть Господь благословит нас всех обильно. Благословив нас верою, пусть благословит и прохождением остатка пути. За все ему слава нашему великому Богу Отцу и Сыну и Святому Духу! Аминь.