Евангелическая реформатская церковь

Минск, ул. Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Закон и Евангелие


Закон и Евангелие

Польза закона, изложенного в Ветхом Завете. Проклятие закона и благодать Божья. Законом познается грех. Задача закона – привести ко Христу. Наше освящение через Слово Божье.

Тема сегодняшней проповеди «Закон и благая весть». Прочитаем из послания к Римлянам, 7-й главы, 12-го стиха: «Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра». Мы понимаем, что заповедь – это закон, а закон, как мы знаем, добр. Мы скажем, что закон мешает людям – не делай того, не делай сего, не ходи туда, не смотри сюда, сплошные запреты, а не доброта. Сплошные шлагбаумы, сплошные заборы, всюду нельзя, нельзя, нельзя. Сегодня в церквах предпочитают говорить о Божьей любви и благодати, а также о том, что Бог прощает и что Он дает. Дескать, можно ничем не утруждать себя, живя по благодати. Почти не говорится в сегодняшних церквах на непопулярные темы, но эти темы важные: мало мы говорим о законе Божьем, о суде Божьем, о мерзости нарушения закона и о справедливых последствиях нарушения Закона. А в чем же тогда доброта Закона?

А как людям узнать, что такое хорошо, если они не знают, что такое плохо. Как им узнать о доброте Евангелия, если они ничего не знают о проклятии закона. Осознание сути плохого открывает возможность понять, что есть хорошо и что есть благодать, и от чего благодать спасает нас. Плохая же весть заключается в том, что все люди находятся под проклятием закона, потому что они все без исключения обязаны соблюдать закон. Тем не менее все являются нарушителями закона, все находятся под проклятием закона, все виноваты перед Богом. Вина ведет к осуждению, осуждение ведет к наказанию, а наказание вечно.

Чем же закон добр? Мы пытаемся показать людям путь на небеса, избегая говорить о том, что сейчас они идут в ад. Попытка заставить людей принять то, что для них хорошо, не указав на то, что для них плохо, лишена какого-либо смысла. Если спросить у людей в теперешних церквах, что дала им вера во Христа, я думаю, что многие скажут, что вера во Христа освободила от одиночества, вера помогла от депрессии, я был беден, и у меня появилась новая работа и деньги, появился смысл жизни и так далее… Но главного-то нет – Христос дал мне жизнь вечную, спас от проклятия. Почему мы так любим цепляться за материальное? За то, что можно пощупать. Забывая главное – я спасен от ада.

Тем не менее Писание очень ясно говорит, что каждый, пытающийся понять Евангелие, должен понять, что такое проклятие. Богом установлен порядок – закон, а потом Евангелие, и нельзя ставить телегу впереди лошади. Это неправильно, ибо без понимания насколько страшно ты согрешил во всем перед Богом, ты не поймешь, сколь велика милость Божья и благодать. Люди не любят чувствовать вину, и говорить о грехах — значит, огорчать людей. А почувствовать вину необходимо для того, чтобы понять, что дал тебе Господь, а именно – спасение. Понять глубину пропасти, в которой оказалось человечество, можно лишь с помощью закона, и в этом смысле Закон очень добр. Добр как этикетка с черепом и костями на высоковольтном ящике. Мы не отвергаем, что спасение дается только по благодати, через веру, мы должны усвоить, что делами закона не спасается никакая плоть. Спасение никогда не давалось и не дается по делам. Все, кто спасен в истории человечества от грехопадения и по сегодняшний день, спасен не исполнением закона, а верою. Так Авраам поверил Богу, и его вера вменилась в праведность. Так же и Ной, он обрел благодать в глазах Господа. Спасение по вере, это не новозаветная, а универсальная истина для всех языков и народов. В послании к Римлянам 3:20 апостол Павел пишет: «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех». Если нет закона, то я не знаю, что такое грех. Закон не спасает, и никакая плоть благодаря делам закона не обретает благоволения Божия. «Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки». Закон свидетельствует, что мы полностью погрязли в грехах.

И не стоит оправдываться тем, что не убил, не украл и не прелюбодействовал, так говорили фарисеи, не понимающие суть закона. У апостола Павла есть слова, которые не очень легко понимаемы: «Ибо до закона грех был в мире, но грех не вменяется, когда нет закона». Так может можно и без закона обойтись?». Люди повсеместно умирают. Почему? Потому что грех вошел в мир, и грехом вошла смерть. Грех существовал с момента падения Адама и по сегодняшний день. Но закон не был дан в письменном виде, который бы обличал неоспоримо. Закон пришел, и преступления умножились. В каком смысле они умножились? Раньше их было не видно, а теперь видно. Пришел закон, и стало видно. Неважно, знаешь ли ты о законе, или не знаешь, все равно ты заключен под законом. Поэтому закон добр тем, что показывает нам на преступления, которые мы даже не причисляем к грехам. Апостол Павел в послании к Римлянам 7:7 пишет: «я не иначе узнал грех, как посредством закона». Он, прошедший школу у ног Гамалиила, ничего не знал о законе как таковом. Он пишет: «Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «не пожелай». Вроде абсолютно разные вещи: убийство и маленькая зависть, пожелание. Оказывается, одинаковое нарушение закона. Зависть в любом своем проявлении является грехом. Как понять слова «если нет закона»? Иисус говорит: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец мой небесный». А если нет – будет суд. И это – не новозаветное учение, книга Левит повторяет постоянно: «Будьте святы, потому что Я свят». Любой, кто не свят, подлежит осуждению. А закон есть отражение Божьей святости. И когда Иисус говорит, что Он пришел не нарушить закон, но исполнить, Он не имеет ввиду, что закон стал не нужен. Иисус соблюдал и исполнял все, ничего не вычеркнул из закона. Закон как отражение Божьей святости был всегда. Как Бог неизменен, так неизменен и закон. Он призван показывать святость Божью и наше несовершенство.

Мы помним, как к Иисусу приходит человек с вопросом, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную, при этом указывая, что закон он исполняет с детства. Тогда Иисус предложил ему продать свое имение и раздать нищим, поделиться со всеми. Но имение было слишком большое, он не мог сделать этого, исполнить заповедь возлюбить ближнего как самого себя. Он мог не убить, но в Нагорной проповеди Иисус говорит, что ненависть приравнивается к убийству. Если смотришь на женщину с вожделением, ты уже виноват в нарушении заповеди «не прелюбодействуй». Ничего Иисус не отменяет, закон как был свят, так и есть, как был добр, так и есть, но законом не спасается никакая плоть. Но мы должны быть святы как Он свят. Мы люди, и нам нужен пример. Но на кого смотреть? На фарисеев? Но они «гробы окрашенные», как говорит Иисус. Так на кого же смотреть?

Закон является во плоти. В четырех Евангелиях показывается нам Иисус Христос – Его святость, Его непорочность, Его соответствие требованиям закона. Вот Он, пример. Смотрите на Иисуса, уподобляйтесь Ему. В Послании к Галатам апостол Павел говорит, что закон дан позже, после обещания Аврааму семени, которое прозвучало за 430 лет до Синая.  Апостол Павел спрашивает, что же, закон отменяет обетование? Нет. Он дан по причине преступлений, до времени пришествия семени. Закон стал олицетворен в Человеке, и в Его слове, и в Его жизни. А закон был приложением к обещаниям. В нем детально и очень четко по всем позициям были расписаны моральные принципы жизни. Не имеется ввиду церемониальный закон, в смысле как приносить жертву, или диетический закон, речь идет только о моральном законе.

Поскольку преступления стали умножаться, Бог через Моисея дает закон, добавляет его к Своим обещаниям, к обещанию Семени, в котором благословятся все народы. Закон не противен обетованиям Божьим. Но если бы закон мог животворить, то праведность была бы от исполнения закона. Но это не так. Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа. То есть обещание исполняется только в вере в Господа Иисуса Христа. Павел пишет, что закон был для нас детоводителем ко Христу, его задача привести нас ко Христу. И это прекрасная функция его, если размышлять о законе и видеть свое несовершенство, как видел Давид.

Закон был сжат до десяти заповедей, потом до одной заповеди «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всею силою твоею и ближнего твоего как самого себя». Не можем мы здесь, на земле достигнуть совершенства или обожиться. Мы идем по пути освящения при помощи Слова Божьего, которое обличает, наставляет, указывает нам путь и показывает нам доброту Господа Иисуса Христа, который есть исполнение закона в Нем. Апостол Иоанн пишет, что «заповеди Его не тяжки». Мы можем тяготится камнями за пазухой, которые собираем на ближнего своего, вместо собирания любви к нему. Спасены мы благодатью, вмененной нам по вере, праведностью Иисуса Христа. Для того чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви. Для этого и нужен закон, чтобы сверять с ним свои шаги, и Господь возрадуется нашим стремлениям к святости, которую все равно совершает в нас Святой Дух. Да благословит всех нас Господь и осенит обильно Святым Духом. Господу нашему за все слава! Во имя Христа. Аминь.


Дата: 30 сентября 2018
Темы: ,
Библия: Римлянам


Георгий Вязовский
Пастор Евангелической реформатской церкви
Всего материалов автора: 80

Обратите внимание:


Прокомментировать