Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Конфликт: Павел, Варнала, Иоанн Марк

Реформаторский взгляд на проблему

«По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы».

Деяния 15:36-39

Во все времена существования Церкви существовала проблема с которой сталкиваются многие поместные церкви и сегодня. Суть ее заключается в том, что служители в силу различных причин оставляют вверенное им служение и становятся на самолично выбранную ими стезю. За этим может стоять как разочарование, так и раненное самолюбие, а так же отсутствие средств и желание безмятежного существования. Если служитель погружается в Топь уныния, то это значит, что сатана «сорвал банк». Сатана делает своё дело: ведь чем меньше служителей, тем меньше спасённых душ, чем меньше спасенных душ, тем богаче его царство. Враг страшен и коварен, посмотрите, например, что случилось в Антиохии в 49 году н.э. Произошло из ряда вон выходящее событие, кто бы мог подумать: расстались два ближайших друга и соратника — Варнава и Павел. А ведь они так успешно трудились на Божьей ниве, Господь реально благословлял их совместный труд! Их руками Он творил невероятные чудеса. Много чудес.

Но вот пришёл день, и союз распался. Как это произошло? Кого винить в случившемся? Удивительно, но многие спешат обвинить в этом апостола Павла. Написаны статьи и рассказы, целые книги о «мстительном» характере апостола и о нежном трепетном сердце Варнавы. Тысячи проповедей сказаны на эту тему.

Однако

Все обвинения против Павла построены не на евангельских принципах. В их основу легли сентиментальные рассуждения «гуманистов», но никак не Слово Божье. Рассуждения обвинителей выглядят примерно так: «Апостол Павел, несомненно, великий человек, ревностный служитель и верный слуга Божий. Но, к сожалению, и такие великие мужи претыкаются. Он возомнил себя истиной в последней инстанции и не захотел считаться ни с чьим мнением. Варнава хотел принять участие в судьбе Иоанна Марка, который сначала оставил служение, покинув Павла и Варнаву в Памфилии, куда все они были посланы церковью, но потом решил вернуться. Но Павел не проявил к нему христианской любви. Однако в конце жизни Павел всё-таки признал свою вину, раскаялся и примирился с Марком».

Так ли это на самом деле?

Действительно, спустя двенадцать лет мы видим Марка рядом с апостолом, Павел пишет: «Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы — о котором вы получили приказания: если придет к вам, примите его» (Кол. 4:19), и «Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения». (2Тим. 4:11).

Но построить на этих стихах версию о признании апостолом Павлом своей вины, невозможно. Здесь другое: время, данное Павлом Иоанну Марку для размышления и покаяния, не прошло даром.

Свидетельство историка и врача

Лука анализирует ситуацию с профессиональной тщательностью врача и историка и доводит её до нас. Варнава оставил служение в ответ на нежелание Павла попустительствовать своеволию Иоанна Марка. Кто прав? «Жестокосердный» Павел или обиженный (а может быть, принципиальный) Варнава?

Значение церкви

Не служитель является «столпом и утверждением истины», а церковь. Подтверждение правоты апостола Павла находим в следующих стихах: «А Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божьей» (Деян.15:40).

Вся церковь Антиохии была на стороне апостола. Братья поручили Павла благодати Божьей, т.е. согласились с апостолом и подтвердили, что не следует поручать ответственное служение некрепко стоящему на духовных ногах Марку. Церковь благословила Павла на служение с новым сотрудником. Приняв благословение, апостол Павел отправился в путь.

Варнава

Реакция Варнавы с позиции психологии вполне объяснима: «Вы меня не услышали, так живите, как хотите!». Именно так это и выглядит: «Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр» (Деян.15:39). Мы не видим ни молитвы церкви, ни её согласия, ни благословения. Молчание в этом случае довольно красноречиво. Безусловно, церковь любила братьев, но не послала их миссионерами, не благословила их на этот труд, как она благословила Силу и Павла.

Деяния святых апостолов

Кроме этого, дальнейшее повествование книги проливает свет на данный инцидент. Книга Деяния Святых Апостолов, продолжая описывать деятельность апостола Павла и его два последующих миссионерских путешествия, молчит о Варнаве. Варнава, так хорошо начавший своё христианское служение, буквально пропал со страниц книги. Это, конечно, не говорит о том, что Господь покинул его, но особых благословений, которые были на нём, Варнава всё-таки лишился.

Богодухновенность Писания

Есть и ещё одна причина, по которой мы можем судить, что Павел был прав. Исходя из предпосылки, что «всё Писание богодухновенно и полезно для научения»(2Тим. 3:16), видим, что вся жизнь апостола Павла дана нам как пример христианского хождения перед Богом. «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» (1Кор. 4:16). Безусловно, Павел — человек, и ему свойственны, как и всем нам, ошибки. Но эти ошибки не отражены в Писании. Они отфильтрованы с тем, чтобы жизнь Павла могла служить примером для нас, иначе Святой Дух не допустил бы слов «подражайте мне, как я Христу» (см. также 1Кор. 11:1; Флп. 3:17; 1Фес. 1:6).

Строгость, как проявление любви

Строгость в отношении к Иоанну Марку со стороны апостола Павла, ведомого Духом Святым, учит нас тому, что бросивший служение брат не может немедленно быть возвращён на служение, но это не значит, что его можно не любить. Апостол Павел не ссорился с Марком, они вместе поклонялись Богу в одной и той же антиохийской церкви. Проблема возникла тогда, когда Варнава решил всё устроить по человеческому разумению. «Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком» (Деян. 15:37). Его решение не было согласовано со Словом Божиим, с апостолом Павлом, который был носителем этого Слова. Варнава, опираясь лишь на своё желание, сам для себя всё решил. Но библейская позиция апостола Павла заключалась в том, что Марку было необходимо определённое время для восстановления духовного здоровья.

Видение же проблемы Варнавой только со своей собственной точки зрения привело к тяжелейшим последствиям: он оставил и Павла, и церковь.

Варнава

Иосия, левит по происхождению был выдающейся личностью. Апостолы назваои его Варнавой, что значит «сын утешения», он был одним из первых обращённых апостолами к Господу. Мы знаем, что он продал своё имение и положил полученное к ногам апостолов (Деян.4:36-37). Это Варнава привёл к ним Павла, когда те сторонились его (Деян.9:26). Позже апостолы избрали Варнаву идти в Антиохию. Слово Божие даёт ему прекрасную характеристику: «Он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры» (Деян. 11:24). Движимый братской любовью, он послал за Павлом, чтобы тот помогал ему в Антиохии. Когда же пришло время первого миссионерского путешествия, он охотно признал апостольское служение Павла. Два брата во Христе, Павел и Варнава, были любимы не только в антиохийской церкви, но и братьями в Иерусалиме. Они признавали их «человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа» (Деян.15:26). Вне всякого сомнения, Варнава был мужественным и жертвенным, любящим Господа братом. Он трудился плечом к плечу с Павлом. Но вот этот труженик на ниве Божьей, проповедник Христа распятого решил поступить по-своему. Он позволил сатане шептать ему на ухо, и сатана вкрался в его душу. Вместе с этим пришла обида и раздражение. Дотоле мягкий и спокойный, он стал упрямым и заносчивым. Как же сатана добился такого успеха, как он сумел внушить Варнаве все эти чувства? Как всегда: «Подлинно ли сказал Бог…».

И как только новые мысли стали укореняться в сознании Варнавы, он тут же потерял духовное равновесие. Долг нести служение отступил перед натиском себялюбия. И Варнава лишился многих благословений. Он оставил служение, которое ему поручила нести церковь. Родственные узы (Иоанн Марк был племянником Варнавы — Кол.4:10) оказались сильнее истины.

Свидетельство Духа

Святой Дух записал эту историю нам в назидание. Если уж Варнава поддался искушению, то что мы можем сказать о себе? Сколько служителей с той поры пошло на поводу у дьявола? Сколько оставило служение из-за своей гордости? Принцип, внушаемый сатаной, — «У соседа в саду яблоки слаще» — заставляет некогда верных служителей метаться, переходить с одного места на другое, оставляя своё собрание. Как только мы начинаем расти в своих глазах, как только наши личные желания или уязвлённая гордость становятся важнее всего, то сразу теряем те особые привилегии, которые дал нам Бог. Служитель церкви — слуга Бога, и он призван выполнять лишь Его волю. С появлением же самолюбования появляется ещё один господин, моё «Я». Слова апостола Павла: «Итак, братья мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом» (1Кор.15:58) могли бы помочь Варнаве, но Сын утешения оставил апостола ради племянника.

Одержав даже небольшую победу, сатана не останавливается на достигнутом, он и дальше продолжает использовать показавшую себя успешной тактику. Случившееся в Антиохии — печальный урок для верующих, он очередной раз показывает, кто мы есть на самом деле. Нельзя даже допускать мысли о том, чтобы оставить служение! Если Господь поставил, то кто ты, чтобы решиться уйти? Апостол Павел говорит, что он усмиряет и порабощает своё тело, «дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор.9:27).

Остерегайтесь, чтобы не возгордиться, не позволяйте собственным прихотям увести вас в сторону. Мы в руках Господа, и сатана не имеет власти над нами до тех пор, пока мы сами не впустим его в нашу жизнь, поэтому самый страшный наш враг — мы сами.

«Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды!» (1Кор.16:13), для того, «чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы» (2Кор.2:11).

 

Из архива журнала «В начале», 2018 год, №70.

Автор текста: редакционная


Дата: 02 января 2019
Темы:


Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*