Минск, Багратиона, 30. Мы в самоизоляции. Проповеди на сайте и в Youtube

Тысячелетнее царство

Ни один отрывок из Священного Писания не вызывал среди богословов за всю историю христианства столько споров, как два стиха из книги Откровение святого Иоанна Богослова: «Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобождённым на малое время».

Многие верующие связывают события второго пришествия Иисуса Христа с Тысячелетним царством, которое будет установлено непосредственно перед или после Его пришествия на землю.

Несколько слов о термине. В богословии употребляются слова, в основе которых лежит латинское слово millenium — тысячелетие.

В русском языке активно используются латинские словообразовательные суффиксы «изм» (учение, процесс) и — «ист» (последователь учения, член процесса). Образование слов происходит просто, к слову добавляется словообразующий суффикс, скажем «изм». Но на самом деле не все всегда так просто. Если к слову «миллениум» прибавить суффикс «изм» получится громоздкое слово миллениумизм. Поэтому используется прямая калька с английского — «миллениализм». Получается учение о тысячелетии. Термин милленианизм не верен, т.к. здесь используется часть слова «миллениум», поэтому слово «милленианизм» — это учение о тысячи. Мы же говорим о тысячелетии.

Те, кто ожидает Тысячелетнее царство и верит, что Господь придёт на землю до его установления, называются премиллениалистами. Приставка «пре» указывает на время до тысячелетия.

Другие верят, что Иисус придёт на землю после установления Тысячелетнего царства. Их обычно называют постмиллениалистами (пост — после).

Кроме того, многие верующие вообще не верят в то, что Библия учит о буквальном существовании Тысячелетнего царства. Такие верующие известны под именем амиллениалисты. Точка зрения амиллениалистов заключается в том, что Священное Писание не даёт никаких оснований полагать, сто Тысячелетнее царство отличается от существующего ныне и распространяющегося Царства Божиего, и что это царство «в мгновение ока» во время второго пришествия примет форму вечного и неизменного Царства. Основополагающими текстами для этой точки зрения служат те места Священного Писания, в которых Царство Иисуса Христа показано вечным и непреходящим — Ис.9:5; Дан.7:14; Лук.1:33; 2Петра1:11; Евр.1:8, 12:28; Откр.11:15. А входящий в Царствие Божие обретает жизнь вечную (Мтф.7:21-22).

Многие считают, что амиллениалистская точка зрения — это что-то новое в богословии. Действительно, сам термин нов, но точка зрения стара, как само христианство, и находит своё отражение в работах отцов церкви 2-3 веков н.э. В Толковой Библии А.П. Лопухина, это православная точка зрения, (т.3 стр.598) мы читаем: «Второе пришествие Господа будет одновременно с общим воскресением и непосредственно будет предшествовать Страшному суду, не оставляя никакого промежутка».

Августин (354 — 430) в юности был захвачен идеей премиллениализма, но в зрелом возрасте уже толковал Откровение 20 как период времени между первым и вторым пришествием Христа.

Идея буквального Тысячелетнего царства была возрождена монтанистами, и многие из анабаптистов времён Реформации приняли её.

Премиллениализм

Учение премиллениализма в процессе своего развития претерпевало изменения и меняло свои формы.

Премиллениализм прошлого. За точку отсчёта можно взять взгляд Иеронима: современный мир будет существовать шесть тысяч лет, так как мир был сотворён за шесть дней. К концу этого периода страдания церкви, её преследования возрастут неимоверно. Всё зло явится в виде воцарившегося антихриста. По завершению его разрушительной работы, когда он будет уже восседать в храме Господнем, придёт во всей своей славе Иисус Христос и победит врагов. Этому будет сопутствовать физическое воскрешение мёртвых во Христе и устроение царства Божьего на земле. Последняя тысяча лет будет соответствовать седьмому дню творения — дню покоя. Иерусалим будет восстановлен, земля произрастит прекрасные плоды, мир и радость будут царить повсюду. По завершению этой тысячи лет наступит время Страшного суда. Господь сотворит новое небо и новую землю, где в Его присутствии и будет жить искупленное человечество.

Такая точка зрения на эсхатологию, в общих чертах, преобладала в раннехристианских богословских кругах, и различия были незначительны и несущественны.

XIX век. К XIX веку более глубокое изучение предмета детализировало и внесло некоторую ясность в видение данной проблемы. Не считая точки зрения некоторых сект, теория приняла следующие общие для различных премиллениалистских богословских школ черты:

— Второе пришествие Христа близко, оно будет видимым и во славе.

— Ему будут предшествовать определённые события: евангелизация всех народов, обращение Израиля, время тяжких искушений, явление антихриста и гонение Церкви.

— Второе пришествие будет одномоментным выдающимся событием. Мёртвые во Христе воскреснут, примут новое обличие и встретят грядущего Господа. Антихрист будет уничтожен. Израиль покается, и земля обетованная будет полностью принадлежать христианам. На земле установится царство Божие, предсказанное пророками. Язычники наряду с евреями войдут в это царство. Мир и праведность будут господствовать повсюду. По истечении тысячи лет, когда время правления Христа на земле подойдёт к концу, произойдёт воскрешение остатка человечества, за которым последует Страшный суд и творение новой земли и нового неба.

Такова, в общих чертах, была точка зрения премиллениалистов в XIX веке.

XX век. Современный премиллениализм принял следующую концепцию: второе пришествие Христа может произойти в любое время, так как все события, свидетельствующие о нём, уже имели место. Однако, само пришествие будет состоять из двух отдельных событий с периодом в семь лет между ними. Первый раз Христос явится на небесах, чтобы встретить Своих святых. Все мёртвые во Христе оживут, воскреснут, а живые примут новые тела. Все они будут вознесены и вместе будут праздновать свадьбу Агнца с Его невестой Церковью. С этого момента ничто уже не сможет разлучить верующих с Богом, и они пребудут вовеки с Ним на небесах.

На земле же, когда Иисус и Его святые будут находиться на небесах, когда даже Святой Дух уйдёт с церковью, наступит период времени в семь лет. Часто он делится ещё на два отрезка времени, в которые произойдут определённые события. Евангелие Царства снова будет проповедано, но уже остаткам Израиля. Большинство же людей по-прежнему будет упорствовать в сердце своём. Господь возобновит свои отношения с Израилем, и в это же время (или немного позже, как думают некоторые из премиллениалистов) все евреи обратятся. Гонения на Церковь неимоверно возрастут во второй половине семилетнего периода, и тогда же будет явление антихриста. И чаша гнева Господня изольётся на землю, на оставшихся людей.

По окончании семи лет Господь опять явится на землю, но теперь уже не ЗА, а СО Своей церковью. «Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред ним все народы» (Мтф.25:31-32), и начнётся суд. И будут овцы отделены от козлов; святые, умершие в годину искушения, воскреснут; антихриста будет побеждён; а дьявол скован на тысячу лет. На земле будет установлено Царство — реальное еврейское государство с восстановленной теократией. Даже династия Давида будет восстановлена! Святые будут править со Христом, евреи получат «гражданство» Царства автоматически, а язычники приобретут, так сказать вид на жительство. Престол Христа будет в Иерусалиме. На Сионе восстановят храм Господень, алтарь вновь будет окропляться кровью жертвенных животных. И, несмотря на то, что грех и смерть будут по-прежнему существовать на земле, она расцветёт, как райский сад. Население земли будет быстро евангелизироваться. И только в конце этой тысячи лет сатана освободится на короткое время, Гог и Магог пойдут войной на святой град. Но на них изольётся огонь с неба, и будут ввержены они в озеро огненное (Откр.20:11-15). И только после этого придёт новое небо и новая земля. Существует несколько вариантов этой версии с незначительными отклонениями.

В основу премиллениализма положены отрывки из Библии, которые могут подтвердить будущее мессианское царство как идеальный порядок на земле(Ис.262-5; Мих.4:1-3; Зах.14:9,16) а также отрывки, говорящие о грядущем времени языком, доступным нашему земному пониманию(Мтф.19:28). Также используются стихи, допускающие их толкование как возможность какого-то периода времени между возвращением Христа и вечностью (1Кор.15:23-25).

Однако, толкуя Откровение20 буквально, зададим себе вопрос: кто примет участие со Христом в Тысячелетнем царстве? Только одни «обезглавленные души за свидетельство Иисуса и за слово Божие», как это написано в четвёртом стихе? Или они, эти обезглавленные души образно представляют всю много страдавшую Церковь? И нет у верующих другой возможности править со Христом, как только умереть через отрубление головы? Можно ли часть одного и того же предложения (стих 1) истолковывать образно («ключ от бездны», «большая цепь» в руке ангела), а другую его часть — буквально («сковал на тысячу лет»)?

Возникает ещё одна проблема с земным царствованием Христа и Его святых. Действительно ли оно будет на земле? Ведь практически вся книга Откровение написана о событиях, происходящих на небесах (4:2, 11:19, 12:17 и т.д.).

Мы знаем, что пророки, говоря образным языком, часто называют Церковь Сионом и Иерусалимом : А Сион говорил:”оставил меня Господь, и Бог мой забыл меня» (Ис.49614). «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! Ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый. Ибо так говорит Господь: за ничто вы были проданы, и без серебра будете выкуплены» (Ис.52:1,3). Жертва, за которую не надо платить серебра, есть Сын Божий! И в царство Божие (Иерусалим) не войдут нераскаявшиеся грешники, сколько бы они ни называли себя христианами: «Я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие» (Мтф.7:23).

Откровение 20 земным языком говорит о небесных событиях (Мтф.19:28). Те, которые примут участие в правлении со Христом, есть «души»(20:4); это слово употреблено для указания на их бестелесное состояние. Возражений не много, но они относятся к маленькому отрывку, единственному в Библии, на котором основана идея буквального существования Тысячелетнего царства здесь, на земле.

Ещё одна проблема возникает с учением о возможности существования зла и греха после второго пришествия Христа в полной славе, когда «последний же враг истребится — смерть»(1Кор.15:26). Мёртвые оживают, и если смерть уничтожается как последний враг, то всё зло и весь грех должны быть уничтожены до этого, до воскресения или одновременно, по крайней мере, с ним. « И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие и на вечное поругание и посрамление»(Деян. 12:2, см. также Мтф.13:37-43, 45-50; 24:29:31; 25:31-46; Ин.5:25-29; Деян.24:15; Флп.3:20-21; 1Фес.4;15-16; Откр.20;11-15).

Чтобы не разделять День Господень — Страшный суд и день второго пришествия, премиллениалисты говорят, что День Господень (Страшный суд) будет длиною в тысячу лет, ссылаясь на слова из 2 Послания Петра «что у Господа один день, как тысяча лет и тысяча лет, как один день» (3:8). Но почему бы тогда, на основании этого же отрывка они не учат, что Тысячелетнее царство на земле будет один день?

Откровение 20:1-6 может толковаться только в свете и контексте всего священного Писания. При этом следует помнить, что Откровение — пророческая книга и написана она языком пророков Ветхого завета.

— Данный отрывок взят из книги, написанной аллегорическим , языком, полным присущим языку пророков образов и символов.

— Буквальное толкование отрывка приводит его в противоречие со всем остальным Писанием.

— Буквально толкуя то, что им подходит, премиллениалисты, тем не менее, допускают определённые образы (цепь, которой скован дьявол и т.п.).

— Отрывок не говорит о жертвах за Слово Божие как о воскрешённых. Они просто живут и правят со Христом, хотя написано «Верующий в Сына имеет жизнь вечную» (Ин.3636).

— Нигде в отрывке не сказано, что Иисус со Своими святыми будет править на земле. В свете Откр. 464 и 6:9 более резонно видеть это царствование на небе.

— Отрывок не говорит ни о Палестине, ни об Иерусалиме, ни о храме. Нет ни одного слова и о теократии.

Постмиллениализм

Ранняя форма. В середине 16 века некоторыми нидерландскими богословами была выдвинута теория, названная позже постмиллениализмом для царствования на земле будет физическим. Эти богословы отрицали два положения из учения премиллениалистов: то, что пришествие Христа для царствования на земле в период тысячи лет будет физическим, и то, что святые будут воскрешены во время пришествия для царствования на земле. Тысячелетнее царство, считали они, будет временем последней активности Церкви на земле, когда, ведомая Святым Духом, она напитается духом мучеников за веру, члены Церкви получат небывалые духовные силы, что поможет им победить дьявола. Наступит золотой век Церкви, который на короткое время сменится периодом гонений, решающим конфликтом между добром и злом, пришествием Христа, воскресением мёртвых и Страшным судом.

Современная форма постмиллениализма. Сегодняшнее учение мало чем напоминает своего предшественника прошлого века. В наши дни Священному Писанию уделяется минимально возможное внимание, а во главу угла поставлен человек. Постмиллениализм не верит, что новое время придёт через проповедь Евангелия, но эволюция, самосовершенствование человека приведёт всё человечество к такому обществу, где все будут жить по законам Христа.

С потерей надежды на быструю евангелизацию планеты, которая была рождена успешной работой христианских миссионеров в прошлом столетии, постмиллениалисты потеряли большое количество сторонников. Сегодня эта теория является предметом политических спекуляций для многих общественных деятелей. И даже нам это знакомо: «Мы наш, мы новый мир построим…».

Основополагающая доктрина постмиллениализма о том, что мир будет завоёван для Христа, что жизнь всех племён и народов изменится через распространение Благой вести, праведность и справедливость будут царствовать повсюду, обильные благословения для верующих изольются через Святого Духа на верующих непосредственно перед пришествием Христа, не соответствует Библии. Да, Писание учит, что Евангелие распространится по всему миру, но это не приведёт к покаянию весь мир. Священное Писание учит, что перед концом света будет время великой скорби, година искушений, период гонения Церкви; время, когда верующие докажут свою преданность Христу своей кровью. Постмиллениалисты не отвергают факта этих событий, но всячески преуменьшают их масштаб и длительность.

Доктрина о невозможности апокалиптического (т.е. ужасного, со страданиями и невероятными испытаниями) конца света противоречит всему Писанию, которое говорит, что правление сатаны на земле и тяжелейшие гонения на Церковь будут прекращены прямым вмешательством Бога, катастрофой на земле, а не эволюцией характера человека (Мтф.24:29-30, 35). Никто, кроме возрождённых верующих, не сможет взойти на небеса, каким бы ангельским характером они не обладали. Также, как верующие претерпят изменения через смерть, так будет и новое небо и новая земля: «И увидел я новое небе и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Откр.21:1).

Современное учение о естественной эволюции человека в области образования и социальных реформ, которые приведет общество к правлению христианской морали и христианских ценностей, противоречит Писанию.

Царство Божие не есть продукт дел рук человеческих. Оно не может возникнуть в результате естественно-эволюционного развития человеческого общества. Наоборот, оно возникнет не по воле и хотению людей, а совершенно необыкновенным образом, вопреки желанию людей, но исключительно по воле Божьей, не по плоти, но по духу.

Амиллениализм

Учение амиллениалистов отрицает буквальное существование Тысячелетнего царства. Второе пришествие Иисуса Христа рассматривается как единое, но многостороннее событие. Откровение 29 толкуется как символ правления Христа, показывающий его совершенство в развитии и завершенность.

Амиллениалисты толкуют книгу Откровение не как хронологических событий, сменяющих одним другое, но как описание одного и того же с разных сторон. Как телекамеры, зафиксировавшие влетевший в ворота мяч на футбольном матче, показывают это событие несколько раз с разных сторон: и спереди, и сверху, и справа, и слева. Но всё это один и тот же гол, счёт не изменился от разных ракурсов показа.

Конец главы 19 показывает нам конец света. « И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению: оба живые брошены в озеро огненное, горящее серою» (откр.19:20). Но следующая глава возвращает нас назад, и перед нами вновь предстаёт картина, предшествующая ввержению сатаны в озеро огненное, как это было описано в 12 главе. Откровение 11:18 объявляет конец света («… и пришёл гнев Твой и время судить мёртвых»), но 12 глава возвращает нас к рождению и воцарению Искупителя (ст.2,5).

Между главами 11-14, с одной стороны, и главой 20, с другой стороны, прослеживается определённое соответствие.

12:5-12 — показано низвержение сатаны с небес в связи с рождением, жертвой и воцарением Иисусу Христа.

20:1-3 — мы видим низверженного, связанного сатану. Уже не язычники идут в церковь, но Церковь идёт в мир, завоёвывает его.

11:6, 12:14 и далее — время продолжительной власти Церкви и её свидетельство миру. Власть дракона обуздана.

20:2 — время продолжительной власти Церкви. Сатана связан. Он остаётся в таком положении тысячу лет — время Евангелия. Святые души живут и правят на небесах.

11:7 и далее; 13:7 — очень короткий период наиболее жестоких преследований Церкви. Время сатаны и последней демонстрации сил антихриста.

20:7 и далее — очень короткий период наиболее жестоких преследований Церкви. Сатана возглавляет армию Гога и Магога. Армагеддон.

11:17-18; 14:14 и далее — одно-единственное пришествие Христа и Суд.

20:11 и далее — одно-единственное пришествие Христа и Суд.

Откровение 20 не вызовет проблем с пониманием, если однажды мы поймём принцип освещения одного и того же события с разных сторон. Важно помнить, что после первого пришествия Христа последовал период, в котором сатана потерял власть над рождёнными свыше Он скован. Но придёт время, и он освободится, и тогда будет второе пришествие — Страшный Суд.

Итак, обратимся к видению апостола Иоанна, в котором он видит связанного дракона. Иоанн видит Ангела, сходящего с небес, у которого в руке ключ, чтобы запереть бездну.(9:1,11). Бездна выглядит как колодец (кладезь, 9:1), у неё есть крышка, которую можно отворить (9:2), затворить (20:3) и даже наложить на неё печать (20:3). Мы также видим цепь, которой Ангел свяжет сатану на тысячу лет. И всё это образно-символический язык.

Вспомним, что представлял собой мир во времена Иоанна. Римская империя погрязла в идолопоклонстве и разврате, являя собой настоящее царство зла. Все народы земли, за исключением евреев, под властью сатаны. Господь «попустил всем народам ходить своими путями» (Деян.14:16). А дьявол — бог века сего — ослепил умы неверующих (2Кор.4:4). Так что, нет никакой надежды? Отнюдь! «Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе» (Пс.2:7-8). « Он будет обладать от моря до моря и от реки до концов земли. Падут пред ним жители пустынь, и враги его будут лизать прах. Будет имя его вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его. И благословятся в нём племена, все народы ублажат его» (Пс.71:8,9,17. См. также Быт.12:3, Амос9:11 и далее, Мих.4:12).

Это было пророчество о том, что духовная тьма не будет пребывать вовек. Придёт время, и сатана уже не будет хозяином всех племён и народов. Исполнение пророчества — в крови Христовой: «…они победили его (дракона) кровью Агнца» (Откр.12:11).

Фарисеи пытались обвинить Иисуса в том, что ОН изгонял бесов силой сатаны. Но Господь отвечал им: «Как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет?» (В греческом оригинале в Мтф.12:26 и Откр.20:2 использовано одно и то же слово, означающее «связать, сковать»). Свою «связывающую» работу Иисус начал в пустыне победой над искушавшим Его дьяволом (Мтф.4:1-11).

Вспомним удивление семидесяти учеников Иисуса: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоём. Он же сказал им: Я видел сатану, спавшего с неба» (МТФ.10:17-18). Здесь падение сатаны ассоциируется с миссионерской работой семидесяти. В свете этих отрывков Откровение 20 выглядит по-иному. Опять же, Иисус говорит грекам: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира изгнан будет вон; и когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к себе» (Ин.12:32,33).Теперь уже не только для иудеев спасение, но для всех народов: «…и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту, отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовал над ними Собою» (Кол.2:15). Откровение 12:5-11 образно рассказывает нам об этом событии.

Отметим, что все рассмотренные отрывки, рассказывающие о связывании дьявола и об изгнании бесов, описывают первое пришествие Христа.

Таким образом, амиллениалисты считают, опираясь на Священное Писание, что события, описанные в Откровении 20:1-7, рассказывают нам об эре Евангелия.

И всё же, каких бы взглядов мы ни придерживались, мы помним, что наша надежда есть Христос Иисус. Мы ожидаем Его пришествие и должны быть готовы к нему.

«О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и не думали, пока не пришёл потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого», Евангелие от Матфея 24.

 

Из архива журнала «В начале», 2018 год, №70.

Автор текста: Георгий Вязовский


Дата: 02 января 2019
Темы:


Редакция
Автор:
Всего материалов автора: 69

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*