Пророчество о царственном происхождении Христа. Часть 2
Бегство святого семейства в Египет. Сбывшееся древнее пророчество «Из Египта воззвал Я Сына моего. Что значат слова «Назореем наречется»? Придет время, когда Господь воцарится над всеми народами.
Прочитаем сегодня из Евангелия от Матфея, из 2-ой главы, с 16-го стиха:
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:18 «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет».19 По смерти же Ирода, – се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте20 и говорит: «встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца».21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришёл в землю Израилеву.22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошёл в пределы Галилейские23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Суть всех пророчеств интересна. Они сбываются в буквальном смысле, а также в отношении Господа Иисуса Христа. Когда пророк Осия говорит: «Из Египта воззвал Я сына Моего», то он говорит о том, что Бог вывел сына Своего Израиля, вывел из рабства, и это буквальное исполнение пророчества. Духовное же исполнение пророчества мы находим у Матфея, и речь идет об Иисусе Христе, о том, что Он возвращается из Египта в Израиль. И далее в этом отрывке идет речь о том, что Ирод решил избить всех младенцев от двух лет и ниже. Почему такая разбежка в возрасте? Потому что наверняка волхвы с Востока шли очень долго, не день и не два, а может месяцы и даже год, поэтому Ирод и решил «подстраховаться». Это была величайшая трагедия. Врываются воины, идут из дома в дом и убивают детей. Знал ли Иеремия, когда писал свое пророчество, что оно будет касаться избиения младенцев. Вряд ли.
Очень многие пророки писали слова, суть которых они не совсем понимали. Это видно из Послания апостола Петра. «…достигая наконец верою вашею спасения душ. К сему‐то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1-е Петра 1:9-11). Мы видим, что пророк, ведомый Святым Духом, пишет слова, а затем начинает исследовать эти слова, пытаясь докопаться до сути, когда и где это произойдет. Не все пророкам было до конца открыто, и многие тайны пророчеств открываются лишь в Новом завете. И даже те пророчества, которые не казались пророчествами, оказываются ими, потому что богодухновенные авторы Нового завета называют их пророчествами. Вот что пишет пророк Иеремия: «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Так говорит Господь: удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской. И есть надежда для будущности твоей, говорит Господь, и возвратятся сыновья твои в пределы свои». (Иеремия 31:15-17). Можно сказать, что это избиение младенцев не было самым страшным, ибо через 70 лет римляне осадили Иерусалим, затем ворвались в него и уничтожили 1млн. 100 тысяч человек. Казалось бы, что плач Рахили можно отнести к этим событиям, или к тем, когда во второе пришествие Христа, Господь поставит одних по правую, а других по левую сторону. Но Матфей, вдохновленный Святым Духом, говорит, что относится это пророчество именно к событиям Нового завета. Вообще, книга прока Иеремии возвещает суд. Он говорит, что придут народы с Востока, персы и уведут Израиля в Вавилон, и будет он находится в плену. При чем здесь Рахиль, и при чем здесь Рама? Рама – это маленькое село, около 10 км на север от Иерусалима. Рама стояла на границы Северного и Южного царств. Первым было оккупировано Ассирией Северное царство, и место депортации евреев Северного Царства была Рама. Позже Навуходоносор также депортировал евреев именно в Раму. Рахиль – это своего рода Родина-мать евреев, которая поднимает дикий вопль о детях своих, которых уводят в рабство, в Вавилон, в неизвестность, и она не знает, увидит ли она своих детей. Географически гробница Рахили находится чуть южнее Иерусалима. Рахиль была любимой женой Иакова, она родила Иосифа, а Иосиф родил Ефрема и Манасию – это северное царство. Также родила она и Вениамина, и это южное царство. Картина, написанная Иеремией, нам совершенно понятна – Рахиль рыдает об уводимых в плен своих детях. Но если посмотреть на всю книгу пророка Иеремии, то с 33-ей главы начинаются удивительные слова утешения. О том, что бедствия эти временные, что грядет освобождение, грядет возвращение и слава. «Полно плакать, есть надежда», придет Праведный, Отрасль, и евреи получат освобождение. И они получили, они вернулись из Вавилона, это исторический момент. Михей предсказал, что в Вифлееме родится Царь, который упасет народы. Он бежит в Египет, откуда Господь вызывает Его, для того, чтобы Он вернулся и дал освобождение народам.
Теперь о Назарете. В Евангелии от Матфея мы читаем: «По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Ев. от Матфея 2:19-23). Но нигде в Ветхом Завете нет ссылки на это пророчество, нет ссылки на Назарет. Но Матфей ссылается здесь не на одного пророка, он говорит о пророчестве многих пророков. Не всё, что говорили пророки было записано в Ветхом Завете. Какие-то их слова находились в устном обращении. Благодаря Святому Духу, который вложил слова в уста Матфея, мы понимаем, что пророчества о Назарете были. Можно привести такой пример: «О них пророчествовал и Енох, седьмой от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники» (посл.Иуды 14,15) Этих слов нет в Ветхом Завете, но они на самом деле звучали. Об этом говорит апостол Иуда в Новом Завете, а все Писание богодухновенно. Таким образом, открываются новые штрихи Ветхого Завета, которые доносятся до нас. Матфей говорит слова о Назарете, ссылаясь на ветхозаветных пророков. Он является богодухновенным автором, поэтому нет основания не верить ему. Теперь посмотрим, что значит этот самый Назарет, и почему это важно, что Он назореем наречется? Объяснение простое. В еврейском обществе Назарет — это то, что в нашем обществе тьма-таракань. Люди из Назарета – это униженные, оскорбленные, неразвитые люди. Презренное место. И оттуда вряд ли может что-нибудь хорошее произойти. В псалме 27 Давид говорит: «Я же червь, а не человек, поношение у людей и презрение в народе». О себе ли говорит Давид эти слова, или это мессианский псалом, и их говорит Мессия. Другой псалом: «Я погряз в глубоком болоте, и не на чем стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего. (Пс.68:3,4) Это тоже мессианский псалом. У Давида были трудности, но он говорит слова Господа Иисуса Христа. Мы видим двоякое исполнение пророчества: физическое, реальное, и другое, имеющее духовный смысл. И конечно же Исаия 53: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое». Почему? Потому что Он – назорей, презренный, без вида, непривлекательный. «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения». (Даниил 9:26) Концепция такова: в Вифлееме рождается Царь, который упасет все народы. Царство Божье распространяется по всей земле, оно не имеет границ, оно внутри нас. Но придет время, когда Царство Божье будет существовать по всему лицу земли, это будет после второго пришествия Иисуса Христа. Тогда в нем будут все народы, которые поставлены будут по правую сторону. Царь родился в Вифлееме, но Он вынужден бежать, потому что сатана преследует Его. Очень короткий период Он спасается в Египте и возвращается. До этого Рахиль, родина-мать, плачет о своих детях. Через пророка Иеремию мы слышим утешение: «Не плачь, спасение будет». Это спасение приходит из Египта и начинает жить в презренном месте, в Назарете.
В вербное воскресение Иисус Христос въезжает в Иерусалим не на боевом коне, но на осленке, смиренный наш Царь, потому что царство Его не от мира сего. Наш Господь пришел, чтобы предать Себя на мучения за наши грехи, чтобы вина за наши грехи вменилась Ему, а нам по вере вменилась Его праведность. Не с нашей праведностью мы приходим к Отцу, а с праведностью Господа Иисуса Христа. Закон дан, чтобы мы увидели, кто мы есть на самом деле, чтобы, посмотрев в Закон, мы увидели и ужаснулись. Не по делам закона, не по делам исполнения его, не с нашей праведностью, но с праведностью Иисуса Христа мы приходим к Отцу Небесному, и Он принимает нас. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас», — говорит Господь. Придите сегодня, ибо ныне время благословенное, сегодня день спасения и покаяния. Да благословит нас всех Господь. Аминь!