Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Заветы. И все таки их два.


MP3


Заветы. И все таки их два.

Евангелие от Луки глава 22

20 Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается.

Заветы Бога с человеками всегда основаны на условиях Бога. Первый завет, завет дел, ответственность в нем возлагается на человека. Новый Завет был заключен внутри Святой Троицы. Мы верим в Завет благодати. Бог спасает нас Сам через Господа Иисуса Христа.

Тема сегодняшней проповеди: «Заветы. И все-таки их два». Сегодня мы обратимся к Евангелию от Луки, 22-й главе, 20-му стиху.. «Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Речь идет о крови Спасителя Господа Иисуса Христа, а также о Новом Завете в Его крови.Когда мы говорим о Завете Бога с человеками, о Новом Завете мы не подразумеваем только сборник книг Нового Завета. Это особый договор Бога внутри Троицы о Божьих отношениях с человеком. Слово Завет вызывает в среде богословов много разночтений, пониманий и всевозможный идей. Существует огромное количество мнений о Заветах. В книге Бытие слово Завет встречается 25 раз. Как мы понимаем завет? Это взятое Богом обязательство поступать с человеком согласно принятых Им условий или правил. Бог определяет правила, устанавливает их, доводит до человека. Это своеобразная форма договора властителя с подчиненным, властителя с вассалом. Условия при этом выдвигает только властитель, человек не может выдвигать Богу никаких условий ни при каком Завете. Бог определяет, что и как мы должны делать. Библия говорит о многих Заветах, но в отношении спасения есть только два завета. Есть в Библии и другие заветные отношения, например, с Ноем, но они не касаются спасения человека. Там Бог обещает Ною, что земля больше не будет покрыта водами потопа и как знак завета Он дает радугу. Вообще, когда человек вступает в какие-то отношения, у людей также принято иметь какой-то знак. Например, раньше, вступая в комсомол, мы получали значок, у пионеров был галстук и значок. Заветные отношения с Богом определяются другими знаками – обрезанием и крещением.

Библия показывает, что Бог строит свои отношения с человеком на условиях двух заветов – завета дел и завета благодати. Начиная с Эдемского сада, существовало два завета, которые всегда шли параллельно. Два завета существуют потому, что так говорит Бог. «Вот слова завета, который Господь повелел Моисею поставить с сынами Израилевыми в земле Моавитской, кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве (Книга Второзаконие 29:1). Это «кроме» предполагает две вещи; если есть «кроме», значит есть другой завет: есть завет, который был поставлен в земле Моавитской по исходу евреев из Египта, и на Хориве. Это разные заветы. Означает ли это, что евреи, странствуя 38 лет по пустыне после получения на моавитских горах завета, ничего не знали о благодати? Но Моисей напоминает им и говорит: «Как Он клялся отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову». В чем же Бог клялся? В том, что у Авраама будет наследник и Он будет спасением для многих народов. Подробно эту тему разбирает апостол Павел. «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос. (Посл. к Галатам 3:16) То есть здесь речь идет о завете дел и о завете благодати. Завет дел заключался в установлении Богом своих отношений с человеком: «Ты будешь жить долго и бесконечно, если не будешь есть плодов от дерева, которое посреди рая. В тот час, когда ты вкусишь от плодов его, смертью умрешь. Такова теперь твоя жизнь». Владыка, властелин установил условия своих взаимоотношений с человеком. Он источник вечной жизни, и Адам питается из этого источника, получает вечную жизнь, у него много всяких плодов в пищу для наслаждения, он представитель Бога на земле. Но случилось падение, и Господь тогда объявляет о новом Завете, который был заключен внутри Святой Троицы до сотворения мира, избрание избранных ко спасению людей произошло до сотворения мира. В Бытие 3:15 Господь говорит об этом завете: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Иными словами, Бог говорит, что у Евы родится семя, которое принесет спасение людям, оно размозжит голову змею. Когда в 4-й главе Ева зачала, она сказала: «Приобрела я человека от Господа», думая, что это и есть Спаситель. Не знала Ева, что процесс затянется на долгие годы.

Во времена Моисея на Синае условия завета дел были обновлены. Почему? Объяснение снова находим у апостола Павла. «Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет та́к, чтобы обетование потеряло силу (Посл. к Галатам 3:17). Есть обещания, которые Бог дал Аврааму за четыреста тридцать лет до этого, то есть было дано обещание благословений. Зачем же тогда нужны были скрижали? Апостол Павел объясняет: «Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через Ангелов рукою посредника. (Посл. к Галатам 3:19). О семени говорилось в Эдемском саду. Бог напоминает об этом семени Аврааму за 430 лет до скрижалей. Потом появляются скрижали, и даны они «по причине преступлений», потому что евреи погрязли в преступлениях также, как и язычники. Потому Бог еще раз напоминает евреям, что Он хочет от них. Он хочет, чтобы они знали, что преступление за грех есть смерть. А грех – это нарушение того, что написано. Если хотите жить, исполняйте все, что здесь написано, и это завет дел. Но Господь закрыл их очи, чтобы они не видели и не слышали.

Первый завет, о котором говорит Библия, Бог заключает с человеком и говорит, что ответственность за его исполнение и за свою жизнь человек несет на себе. Второй же завет совершенно другой. Поскольку он заключен внутри Святой Троицы, то ответственность за спасение человека несет на себе Бог. В первом случае человек живет, спотыкается и падает, согрешает, и тогда возмездие за грех – смерть. Во втором случае вся ответственность лежит на Святой Троице. Господь до сотворения мира избрал себе остаток из людей, которым Дух Святой вложит в сердца веру, за которых Христос взойдет на Голгофский крест, возьмет вину за грехи которых и заплатит своей жизнью. Вся ответственность лежит на Боге. Но значит ли это, что мы можем жить как хотим? Нет. Дух Святой, вселившийся в нас, ломает наши представления о Боге и о законе. Мы начинаем понимать, что закон свят и справедлив, и что мы его исполнить не можем. Исполнить весь Закон может только Иисус Христос, и Он исполняет его, но принимает мученическую смерть за мою и за вашу вину.

В своей первосвященнической молитве Христос говорит: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои». (Ев. от Иоанна 17:9) Здесь речь явно идет об избрании, о тех, которые были включены в завет до сотворения мира. О ком молит Иисус? О тех, которых Отец дал Ему, и они были отцовы всегда, они участники завета Святой Троицы. Требования закона дел и милость и благодать идут параллельно. Люди не всегда видят благодать и стремятся к ней. Познать благодать можно через Слово Божье, Дух Святой тогда открывает правильное понимание благодати.

Если идти по пути первого завета, то нужно исполнить все, что написано в законе, но это невозможно. В книге Левит 18:5 мы читаем: «Соблюдайте постановления Мои и законы Мои, которые исполняя, человек будет жив. Я – Господь». Но никто не живет, потому что закон – это отражение святости Божьей. Мы не боги, но у нас есть вмененная праведность Иисуса Христа. Своей же святости у нас нет, мы можем стремиться, но исполнить закон у нас не получится.

Те, кто верит в один закон, уверены, что закон Моисея является частью завета благодати. Но это не так. Существует два завета – дел и благодати. Мы ссылаемся на книги Писания и воскрешаем в памяти то, что нам хорошо известно. Так апостол Павел противопоставляет две горы: Синай и Сион. Синай находится в пустыне, где и был дан закон, а Сион находится возле Иерусалима, две матери — матерь свободных и матерь рабов. «Но пророк, укоряя их, говорит: «вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня». (Посл. к Евреям 8:8-11)

Дух Святой, вселившись в нас, указал нам на наши грехи и на избавление от них, указал нам но Голгофский крест. «…потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (8:12). Мы знаем написанное, что возмездие за грех есть смерть, почему же тогда говорится о милости? У каждого из нас есть грехи и беззакония. Почему же говорится, что Бог не воспомянет их более? Потому что это было воспомянуто и припомнено Иисусу Христу. Вся наши беззакония, вся наша неправда, все было вменено Ему, и Он все это взял на Себя и умер на кресте. Поэтому, предстоя перед Богом, мы чисты. Нам не вменяется вина за беззакония и грехи. Это потрясающе, и это есть Новый завет в крови Господа Иисуса Христа. Если ты веруешь в Господа Иисуса Христа, если ты веруешь, что ты грешник, веруешь также, что Господь Иисус взял на Себя вину за наши грехи и ответил за них, то значит ты чист перед Богом. Это благодать. Хотя с точки зрения человеческой справедливости это несправедливо. Но иного пути для спасения нет. Завет же дел – это тупик. «Благодатью вы спасены». Сегодня мы вспоминаем смерть Христову, благословляя чашу, которая есть Новый Завет в крови Господа Иисуса Христа. И когда апостол Павел в послании к Коринфянам говорит: «Да испытывает себя человек», и таким образом приступает к хлебу и вину, все наше испытание должно сводиться к следующему – верю ли я что Господь Иисус Христос заплатил за мои грехи полностью. Если же я «копаюсь» в своей душе, анализируя свои дела и поступки, это полный тупик. Свободу же дает нам кровь Господа, которая омывает нас от всякой неправды. Поэтому с дерзновением, то есть смело приступаем к Вечере Господней, веря, что Господь Иисус Христос заплатил сполна за наши грехи. Аминь.


Дата: 05 мая 2019
Темы:
Библия: От Луки


Пастор Евангелической реформатской церкви
Всего материалов автора: 340

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*