Нищета духом
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Нищета духом, что это такое? Пример апостола Павла. Пример смирения Иова. Истинный христианин имеет нищету духа, но он силен в Духе Святом. Мы не в состоянии выполнить заповеди Нагорной проповеди, у нас нет своей праведности. Мы уповаем на праведность Иисуса Христа.
Тема сегодняшней нашей проповеди «Нищета духом». «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Ев. от Матфея 5:3). Мы много говорили о том, что нищим духом принадлежит Царство Небесное. Мы все прекрасно понимаем, что нищета духа – это то, что необходимо обрести каждому человеку. Но только в том смысле, в котором нищету духа понимает Господь Иисус Христос. Нас с вами всегда учили, что достоинство человека – это сила духа, величие духа. В каком-то смысле это так. Уныние от своей никчемности – это совсем не то, чему учит Господь Иисус Христос. Он не имеет ввиду ни хлюпиков, ни нытиков. Его задачей не является спровоцировать или усугубить наши комплексы. Понятие нищета духа в Нагорной проповеди имеет специфическое, узкое значение, оно касается лишь сферы спасения и больше ничего. «Вы уверены, что у вас все хорошо», — говорит Господь ученикам. Вы евреи, вы наследуете землю, наследуете обетования Авраама». «А Я говорю вам…».Нищета духа рассматривается только в узкой сфере, сфере спасения. Прекрасным примером здесь может нам послужить апостол Павел. Понятно, что он в Царстве Небесном, никто не сомневается, что ему принадлежит Царство, а значит он нищ духом. Но на самом деле апостол Павел – человек, сильный духом, не нытик, не хлюпик, он стойко переносил все тяготы своего служения. Его побивали камнями, били неоднократно, его презирали и притесняли, а он продолжал нести служение, переходя из города в город, из синагоги в синагогу, проповедуя Иисуса Христа. Но в вопросе спасения или спасения делами закона он имеет особое мнение. В послании к Римлянам он пишет, что заповедь добра и прекрасна и во внутреннем человеке он стремиться выполнять её, но по плоти делает другое. Павел восклицает: «бедный я человек, кто избавит меня от этого тела смерти?». Это нищета духом. «Я не могу». Закон прекрасен и отражает святость Божию, но увы, у нас не получается исполнить его. Другой пример. Праведный Иов говорит в 42-й главе: «Выслушай, взывал я и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне». И Господь отвечал Иову из бури на протяжении четырех глав 38, 39, 40, 41-й. Он сказал: «Кто сей, омрачающий провидение словами без смысла?». «Препояшь ныне чресла твои как муж. Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне». «Где был ты, когда Я полагал основания земли, скажи, если знаешь?». Эти стихи -величайшая поэзия, которая даже в переводе звучит прекрасно. Конечно ответить на все эти вопросы невозможно. В конце этого монолога Иов признается и говорит: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле (Иов 42:5,6). Нищета духа. Кто есть я, и кто есть Ты? Я не знаю, как Ты полагал основания земли, я не знаю, где находятся хранилища снега и по какому пути движутся планеты и какой силой они удерживаются.
Еще один пример из Евангелия от Луки: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны», и далее идет история о богаче и мытаре, которые вошли в храм помолиться. То есть были люди, которые были уверены о себе, что они праведны, или почти праведны, или, что им чуть-чуть не хватает до праведности. Еще немного поднатужимся или попостимся и достигнем праведности. Иисус же ставит перед Собой четкую цель: ввергнуть уверенных людей, не надменных, а скромно думающих еще что-то сделать для зачета у Бога, в прах и пепел, чтобы они поняли, что для своего спасения они сделать ничего не могут.
История показала, что христиане были реально сильные духом люди: их к зверям бросали и на кострах сжигали, их гнали, и по сей день гонят во многих странах, но они остаются верными Христу. Сильные духом люди. Но в отношении спасения необходима нищета духом. После небольшого вступления Иисус объясняет это следующими словами: «Ибо говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, вы не войдете в Царство Небесное». Лично для меня, это бесполезно – чтобы праведность моя превзошла праведность книжников и фарисеев. Это невозможно, иначе такая праведность приведет к лицемерию. Иного пути нет. А про нашу праведность пророк Осия говорит: «Благочестие ваше, как утренний туман, и как роса, скоро исчезающая». Все мы видели, как утром на траве появляется роса, но восходит солнце, и её нет уже. Также и наше благочестие, и наша праведность, как «запачканная одежда».
Тем не менее люди на что-то надеются и заявляют: «Я же не убил». Интересно, почему обычно начинают с этого заявления? Интересно, что Иисус начинает развенчивать такие утверждения своих учеников именно с этого: «вы слышали, что сказано древним? Не убивай. А Я же говорю вам…». Но несколько слов скажем об удивительной способности человека маскировать грех под не грех. Как-то я столкнулся с людьми из сферы торговли, это было сельское райпо, там случилась недостача, как это часто бывает. Заложенный процент на бой, усушку и утруску не покрывает эту недостачу. В торговле появился специальный термин «перекрыть недостачу». Например, один из способов это сделать — поставить мешок с сахаром рядом с ведром воды. Мешок весил 60кг, а стал весить 70кг. Это не украсть называется в торговле, а перекрыть.
Удивительна способность людей интерпретировать законы. Во времена Иисуса самыми большими мастерами в этом деле были фарисеи. Сегодня тоже распространена интерпретация законов, и не только фарисейских, но и христианских, которые рождаются в церквах. Иисус говорит к народу: «Вы слышали, что сказано древним «Не убивай», кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам…». Все гораздо серьезнее, чем вы это себе представляете. Где наша праведность? Ее нет. «Кто скажет безумный, подлежит геенне огненной». А как вам это? Если примерить на себя? Не на кого-то, не на каких-то людей, но на себя. «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что‐нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой».(Ев. от Матфея 5:23,24) «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним». Жесткие требования выдвигает нам Господь, но не с тем, чтобы сделать жизнь нашу невыносимой. «Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну». (Ев. от Матфея 5:27-30) Где же вырванные глаза, где отсеченные руки? Я читал вначале эти слова и думал, что руку я себе не отсеку, и что же мне не видать спасения? Но именно этого хочет Господь, чтобы мы сказали: «все, предел, я не могу отсечь руку, не могу вырвать глаз». «Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» (Ев. от Матфея 5:38,39) Это отражение Божьей святости.
Мы скажем, где же Бог подставляет щеку? Человек вкушает от запретного плода, а Бог подставляет другую щеку, отдает Иисуса на распятие. Это Его святость, не наша. «И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду…Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся». Для нас это нереально. «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Ев. от Матфея 5:43,44). «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?» (Ев. от Матфея 5:46,47) Иисус не оставляет камня на камне от той праведности, которой мы хотим оправдаться перед Богом. Это не новые заповеди, который дает нам Иисус, чтобы усложнить нам жизнь, чтобы мы стали более святы, Он желает, чтобы мы сокрушились сердцем.
Шестая глава Евангелия от Матфея начинается с учения о лицемерии, о милостыне, молитве и посте. Каждое из этих действий это богоугодные служения верующего человека. Но из богоугодных деяний они легко превращаются в лицемерие, что совершенно невыносимо для нашего Господа». Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.» Тоже самое Он говорит про молитву и про пост. Никто не должен знать про твой пост, про твою милостыню, про твою личную молитву. «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды?». (Ев. от Матфея 6:25) Но мы не можем выбросить холодильники, мы заботимся и о пище, и об одежде, и о завтрашнем дне. Все это подытоживается словами Иисуса: «Не всякий говорящий мне Господи, Господи войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца моего Небесного.
Тут может возникнуть сложность. Если мы будем делать ставки на то, чему учит нас Христос в Нагорной проповеди и думать, что в состоянии все это выполнить, то можем услышать: «не всякий говорящий мне Господи, Господи…», или «отойдите от Меня…». «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?». И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Ев. от Матфея 7:22,23) Религиозная практика Богу абсолютно не нужна. Ему нужно наше сердце. Если религиозна практика действует так, что в ней невозможно проявиться лицемерию, это прекрасно. Если же в ней есть лазейка для надежды выглядеть лучше в глазах Бога, то это провал. Своей праведностью не можем мы ничего сделать, ее нет у нас. Мы уповаем только на праведность Господа Иисуса Христа, которая вменяется нам по вере. Господь Бог проводит освящение Духом Святым, показывает святость и красоту Закона, подталкивает к желанию исполнить заповедь, но не на показ. Это происходит под воздействием Слова Божьего в нас и при помощи Святого Духа. Нищета духом — это не нытье и размазывание слез по щекам, но это понимание того, что наша праведность ничего не стоит. Мы уповаем на праведность Господа и Спасителя нашего. Пусть Господь благословит нас на этом пути. Во имя Христа, аминь!