Любите врагов ваших
43 Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего».44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,45 да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных.46 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?47 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?48 Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.
Часто заповеди Христа «не укладываются» в нашей голове. Учение Нагорной проповеди – высокие стандарты. Мы должны быть «ближним» для того, кто в нужде. Признаки любви, перечисленные апостолом Павлом.
Тема сегодняшней проповеди: «Любите врагов ваших». Текстом для размышления будут слова из Нагорной проповеди, из 5-й главы Евангелия от Матфея, стихи 43-48. Господь Иисус Христос учит и говорит: «Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». (Матф. 5:43-48) Существует проблема, суть которой в том, что когда мы слышим то, что мы знаем, мы не слушаем, мы переключаемся на свои мысли. Но величайшие истины укладываются основательно в нас лишь потому, что они были сказаны нам неоднократно, их «вбили» нам. Как в детстве: «нельзя есть немытыми руками».
Почти у всех есть враги и друзья. Каждый из людей имеет и тех, и других. Наше христианство реально можно измерить. На шкале этой линейки – отношение наше к врагам нашим. По этой линейке мы можем определить насколько мы зрелы, и насколько у нас все в порядке. Совершенно непросто любить врагов, мы можем делать это только на словах. Проявляется это наше истинное лицо, когда кто-то нам вдруг делает наперекор, тогда наше лицо искажается в злобе, и мы показываем нашу сущность. Традиция говорит: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». Мы тоже хорошо усвоили это, дается это просто. Для ненависти есть оправдание, и мы иногда кого-то ненавидим «святой» ненавистью. Но Христос учит другому: «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…». Бог поступает иначе, чем человек. С нашей точки зрения у нас может быть все в порядке, но Бог думает по-другому.
Мы видим пример любви Господа Иисуса Христа: «И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. (Матф. 23:33,34). Они только что провели Его по дороге к месту казни, избивая плетьми, содрали одежды, положили Его на крест, вбили гвозди в руки и ноги, потом подняли, и Господь Иисус повис на собственных ранах, на гвоздях, пробивших руки и ноги. Но Он молит: «Отче! Прости им». Он молится о них, а они делят Его одежды, бросая жребий. Мы можем подумать, что человеку обычному это невозможно, но возможно Иисусу Христу. В книге Деяний в 7-й главе мы читаем о дьяконе первой церкви Стефане, муже, исполненном веры. Он проповедует Христа перед народом страстно, ярко, обличая людей в их грехах. «Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами». Стефан задел их за живое. Далее он говорит в своей проповеди: «вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла. Они побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! Приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил». (Деян. 7:56-60).
Вернемся к Нагорной проповеди. Взойдя на гору, Иисус учил, при Нем были две группы слушателей – ученики и неверующие. Обращаясь к неверующим, Господь говорит: «Вы слышали…А Я говорю вам…». Он показывает, что Божьи стандарты святости настолько велики, что их достичь невозможно. Он говорит им, что им нужен Спаситель, и без Него они не смогут выполнить то, о чем Он учит: они не подставят щеку, они не смогут любить своих врагов и так далее. Стандарты Божьи очень высокие реально, а ученики ничего этого сделать не могли. Христос, Спаситель и Мессия, о котором говорил Ветхий Завет стоял тогда перед учениками. Понимали это они или нет?
Другая условная группа слушателей – ученики, которые уверовали, как и мы, они спасены, как и мы. Мы верим, что Иисус Христос взял нашу вину на Себя, что Он умер за наши грехи, и что нам по вере вменяется Его праведность. В то же время до совершенства им и нам далеко. Необходимо возрастание в святости, потому что Божьи стандарты, которые озвучил Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди настолько велики, что нам до них еще очень долго расти. Первой группе людей Он говорит: «Вы грешники, и вам нужен Спаситель. Второй группе Он говорит: «Вы спасены, но остатки греха живут в вас, и вам с ними надо бороться». Это путь освящения. Мы оправданы перед Богом и помилованы, но нам предстоит рост в святости. Главной составляющей святости является любовь. «Любите врагов ваших». Вокруг нас жестокосердное, жестоковыйное общество. В целом в этом обществе царит ненависть. Пусть замаскированная и прикрытая, но ненависть, распространяющаяся по цепочке от первого лица нашего государства. Достаточно посмотреть, как подобострастно взрослые дядьки записывают каждое слово за этим лицом, они же являются мальчиками для битья. После разноса у главного этот дядя собирает свое совещание, и картина повторяется. Потом этот человек приходит домой и вымещает зло на жене и на детях. Потом эта ненависть выплескивается на автомобильные дороги. Дети из благополучных семей начинают употреблять наркотики.
Иисус говорит, что мы должны любить такое общество. Однажды к Иисусу приходит законник испрашивает у Него, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус говорит ему о необходимости возлюбить Бога и возлюбить ближнего как самого себя. Тогда законник задает вопрос, кто является ближним? «Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». (Лук. 10:26,27) И далее следует притча о добром самарянине. В конце Он спрашивает у законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» То есть законник спрашивает: «Кого мне любить?». А Иисус спрашивает у него, кто из этих троих является ближним? Мы смотрим на общество и выбираем кого нам любить. Но на самом деле мы должны быть ближним этому обществу. Если избирать по фарисейской точке зрения, то всегда присутствует мотивация. Суть же учения Иисуса Христа – ты будь ближним тем, кто в нужде.
В 1-м послании к Коринфянам апостол Павел описывает признаки любви такими словами: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Также в послании к Римлянам он пишет: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напои его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья». (Рим. 12:20) Не мир является ближним к нам, но мы – ближние к миру. Дух Святой безусловно производит действие в нас, но мы должны знать, к чему мы должны стремиться.
Иисус говорит молиться за обижающих нас. Он говорит молиться за врагов наших и быть сынами Отца нашего небесного, являть себя сынами этому миру. Мы должны показывать любовь, также как Господь показывает её, «повелевая солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Бог являет Свою любовь всем, и мы должны проявлять эту любовь. Господь говорит Аврааму: «И об Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ. Но завет Мой поставлю с Исааком». (Быт. 17:20,21) С человеческой точки зрения такая любовь может и не совсем понятна.
Далее в евангелии мы читаем: «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное…» (Мат.19:23) Надо заметить, что речь здесь идет не о деньгах, а о богатстве самоправедности. Юноша сказал Иисусу, что он с детства закон соблюдает, он богат своей праведностью. Христианин это не тот, кто исполнил или досконально исполняет повеления Нагорной проповеди, ибо исполнить их невозможно, но христианин – это тот, кто алчет и жаждет праведности Божьей. По милости Твоей дай нам, Господи, эту жажду насыщаться Твоей праведностью и впитывать её, уподобляясь Тебе. Пусть Господь благословит нас всех, мы очень нуждаемся в Его благословении. Ему за все слава нашему великому Богу Отцу, Сыну и Святому Духу. Аминь.