Минск, ул. Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Лицемерие


MP3


Лицемерие

Евангелие от Матфея 6:1-21
1 Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
2 Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
3 У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
4 чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своём будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
9 Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё;
10 да придёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь».
14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твоё,
18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Лицемерие – проблема как всего человечества, так и христиан. Что такое лицемерие? Откуда оно началось. Пророк Исаия обличает лицемерие народа. Христос обличает лицемеров. Христианин должен быть естественным и искренним.

Сегодня мы продолжаем изучение Нагорной проповеди Господа нашего Иисуса Христа, и мы подошли к новой теме, находящейся в рамках этой проповеди, где речь пойдет о лицемерии. «Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою». (Ев. от Матфея 6:2)

Лицемерие является проблемой всего человечества, а также и проблемой в церквах. Христос прекрасно знал об этом, Он приводит три примера: о лицемерии в пожертвовании, лицемерии в молитве и о лицемерии во время поста. Три важных действия, причем все эти вещи выглядят как благодеяния. Разве плохо давать? Конечно же нет. Господь призывает давать от чистого сердца. Плохо ли молиться? Нет. Плохо ли поститься? Совершенно нет. Тем не менее, исполняя то, что хорошо должно быть в глазах Бога, люди, на самом деле, гневят Его. Что же такое лицемерие?

Официальное определение таково: это показное поведение, не соответствующее внутреннему расположению души. Это слово связано с греческим театром. У греков использовались маски с палочками во время постановок, актер выступал с одним лицом в роли злодея, потом в роли благодетеля с другой уже маской, то есть лица меняются, примеряются то одно то другое лицо. За словом «лицемерие» стоит древнегреческое слово «хипокритес», свойственное именно греческой культуре, а не каким-либо диким германским племенам, жившим в лесах и не имеющих нужды в лицемерии. Греки же уже вышли из пеленок человечества и уже научились показывать себя в роли других людей. Другое интересное слово в стихе: «…с тем, чтобы они видели» — это именно слово «видели», греческое слово «теамай» — глядеть, однокоренное слово «театр», место, где люди играют, где показывают то, что им несвойственно, примеряют на себя лица других персонажей и показывают их в обществе.

К сожалению, это наблюдается даже в Церкви. Пощусь через силу, по принуждению, молюсь не от сердца, нет порыва и вдохновения делать то, что предписано делать. Настоящая, истинная вера как дыхание у живого человека. Мы размышляем над Словом Божьим и дышим, не принуждая себя делать это, для нас это естественно, как дыхание. Истинная вера живет независимо от того, чем мы занимаемся. Это естество верующего человека. Да, он может падать, спотыкаться, согрешать, но он верит, и это его естество. Верующий дышит, не думая об этом, и верит также, не думая об этом, это его нормальное состояние. Лицемерие является жутчайшей проблемой древнееврейского общества, и она в том, что это общество было религиозным, но лицемерие стало для них естественным как дыхание, и люди лицемерили, не задумываясь над этим. Они уже не меняют маски, это становится для них естественной реальностью, им это нравится. Они активно вступают в дьявольскую игру и участвуют в ней. Макрон, Путин, Лукашенко лицемерно ставят в храмах свечки. Но при этом надуваются щёки,  «ибо хотят показаться пред людьми» постящимися, молящимися и жертвующими. Обыкновенные люди во всех церковных деноминациях заражены лицемерием.

Я чуть было совсем не оставил Церковь из-за огромного количества лицемеров. Даже в протестантских церквях можно встретить «председания» как в синагогах, кода сидят священники впереди собрания. Стоит стол и сидит за ним президиум. При сборе денежных пожертвований они демонстративно достают свои портмоне и начинается показуха. И это – игра, но игра с огнем, псевдовера.

Красочно описывает лицемерие пророк Исаия в первой главе. Господь спрашивает: «К чему Мне множество жертв ваших?… Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лицо Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови». (Исаия 1:11-15) Замечательно то, что все перечисленное предписано Законом. Но все происходит по призыву лицемерия, а не от искреннего сердца.

Людям нравится торжественность, какое-то священнодействие. Поэтому очень живучи обряды, ибо, учавствуя в них, мы участвуем в каком-то торжественном, возвышенном действии. В 23 главе Евангелия от Матфея мы читаем слова Иисуса о лицемерии: «…и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи… все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих…(Ев. от Матфея 23:2,5) «также любят предвозлежания на пиршествах, и председания в синагогах, и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: «учитель! учитель!»(Ев. от Матфея 23:6,7) «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете». Ев. от Матфея 23:13) В этом опасность лицемерия начальствующих, ибо они сами так делают, и других этому учат. «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять». (Ев. от Матфея 23:23) «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония. (Ев. от Матфея 23:27,28) Богу ненавистно лицемерие. Пророк Исаия вновь и вновь обращается к теме лицемерия. «Поэтому о юношах его не порадуется Господь, и сирот его и вдов его не помилует: ибо все они — лицемеры и злодеи, и уста всех говорят нечестиво. При всем этом не отвратится гнев Его, и рука Его еще простерта». (Исаия 9:17)

Господь говорит, что лицемеры – дым для Его обоняния, раздражение для Бога. Иов говорит, что «надежда лицемера погибнет». Лицемерному не на что надеяться. Иисус ссылался на пророков и говорил: «хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня…». Лицемерие – проблема не только времени пророка Исаии. Первый случай лицемерия – это Каин и Авель. В истории новозаветной церкви мы читаем историю об Анании и Сапфире, которые, надев маску жертвенности, приносят деньги к ногам апостолов. Но под маской у них совсем другое лицо. Позже апостол Павел пишет Тимофею: «через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением». (1-е к Тимофею 4:2,3) Христос предупреждает своих учеников о лицемерии: «Берегитесь, не творите этого».

Кому мы хотим показаться лучше? Давайте мы будем естественны, ибо все мы – люди верующие, все мы любим Господа. У нас есть выбор: жить верой или притворяться верующими. Мы знаем много людей, которые поиграли в верующих и наигрались, и отпали. Господь наш милосердный, дай нам веру, простую, естественную как жизнь, чтобы законы Твои были для нас естественны как наше дыхание. Мы молим Тебя, Господь, об этой великой милости, ибо, если Ты не сделаешь этого, сами мы не в состоянии, мы можем попасть в болото и трясину лицемерия и вряд ли оттуда выберемся. Но милостью и силою Твоего Святого Духа, Господь, Ты можешь поддержать нас и не дашь упасть нам в эту страшную трясину, о которой Иисус Христос говорит: «Берегитесь!». Слава и благодарение Нашему Господу за все милости Его и за великую любовь. Во имя Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа! Аминь.


Дата: 25 августа 2019
Темы: ,
Библия: От Матфея


Георгий Вязовский
Пастор Евангелической реформатской церкви
Всего материалов автора: 120

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*