Учение о вменении
12 Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили.13 Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона.14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего.15 Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих.16 И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление – к осуждению; а дар благодати – к оправданию от многих преступлений.17 Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.
Учение о вменении – сердце Евангелия. Мы согрешили в Адаме, всем вменяется его вина. Как и Аврааму нам вменяется по вере праведность Иисуса Христа. Первородный грех и фактический грех. Оправдание – смена статуса перед Богом. Закон дел является детоводителем ко Христу.
Сегодня мы будем говорить об учении о вменении. Слово «вменение» не очень удобное, ибо мы им практически не пользуемся. Однако в словарях русского языка оно присутствует. Учение о вменении является сердцем Евангелия. В послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона. Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего. Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа». ( Рим. 5:12-17) Мы видим, что есть закон, и есть грех, который существует до закона. Есть невменение греха до закона, но есть и смерть. Каким же образом все согрешили в Адаме? Каким образом я согрешил в Адаме?
Существует две точки зрения. Первое – в Адаме, то есть в семени его. Семя испорчено и передается от детей к детям, и так дошло до нас, то есть и мы согрешили в Адаме. Смертность человека — это качество, а не действие. Люди смертны. А смерть – это возмездие за грех. Получается, смертный, падший, но запретного плода не евший – здесь качество, действия же нет, то есть я не участвовал. Действие было у Адама, у нас этого действия не было. Второе объяснение вписывается в структуру евангельского учения. Это вменение. Первый Адам был представителем всего человечества. А последний Адам – Христос есть представитель всех верующих. Всему человечеству после грехопадения Адама вменена вина за этот грех, потому что вменение имеет несколько значений, одно из которых – приписывать кому-либо что- либо. Мне приписывается вина Адама, хотя я и не участвовал в этом согрешении. Тут может возникнуть возмущение «Да как это так? Это несправедливо». Но не наше дело смотреть, что справедливо, а что нет, ибо у Бога все справедливо. Как контраргумент на это – «А вменение праведности Христа мне, грешнику, всего лишь по вере, это справедливо?».
Тем не менее мы читаем, что «Авраам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность», засчитал веру Авраама за его праведность. Что касается нас, мы читаем: «Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего…»(Рим 4:22-24) Нам, как и Аврааму, вменится по вере праведность Иисуса Христа. В Адаме все согрешили, всем вменен грех Адама, это первородный грех.
Все христианские конфессии согласны с тем, что первородный грех – это факт. Однако, у каждой конфессии свое понимание сути первородного греха. На последствия первородного греха смотрят по-разному. Так, реформатские баптисты верят в то, что первородный грех, вмененный нам, делает нас абсолютно виновными. Арминиане считают, что никакого вменения нет, а есть пример плохого поведения Адама, который должен действовать на нас как сигнал светофора, чтобы мы не шли по стопам Адама. Поэтому у нас как будто есть свободная воля и все вытекающее из этого. Чтобы разобраться лучше с этим вопросом можно прочитать книгу Мартина Лютера «О рабстве воли».
Реформатская традиция под термином «первородный грех» подразумевает последствие греха непослушания Адама, которые были вменены ему. Иными словами, первородный грех – это вина за грех, возложенная на нас. Мы не участвовали в этом грехе, но нам вина вменена за этот грех. Доктрина первородного греха сосредоточена не на самом грехе (покусал, съел и так далее), а на последствиях. Вследствие грехопадения мы обрели статус «виновен перед Богом». Это не действие, это статус. Я, рождающийся в мир, являюсь по умолчанию грешником. Однажды каждый из нас предстанет на суд пред белым престолом, а так как Бог требует абсолютной праведности, то каждый из нас предстанет либо со своей собственной праведностью, либо с праведностью Иисуса Христа. И эта праведность должна быть вменена, должна быть засчитана по вере. Наша собственная праведность «как запачканная одежда». Все мы виновны, это статус. Но кто получает оправдание по вере получает изменение статуса. Мы не становимся праведными по делам нашим. Жизнь во Христе, жизнь освящения не имеет никакого отношения к оправданию. Оправдание – это смена статуса перед Богом. Был виновен, стал оправдан. Освящение – это рост святости во Христе. Но это другая тема.
Павел объясняет всеобщность первородного греха через привязку к всеобщности смерти. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом — смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». (Рим. 5:12) Все вроде ясно и понятно: Адам согрешил, Адам умер, также и мы, согрешили и умерли. Однако младенцы не согрешают, но детская смертность существует, и это факт. Поэтому богословы различают понятия как первородного греха, так и фактического. Фактический грех – это то, что мы сделали против закона. Первородный грех – это статус. Дитя появляться на свет в статусе грешника. В колыбели дитя невиновно в совершении фактического греха. Фактический грех предполагает сознательный выбор из хорошего и плохого в пользу плохого. Выбор нарушить закон, будь то закон природы или закон, написанный на бумаге, на скрижалях. Личная моя вина в том, что я совершаю фактический грех. Новорожденный же малыш невиновен в совершении фактического греха, но он смертен, потому что всем вменяется вина того первого греха.
Дитя не способно разуметь, что такое хорошо и что такое плохо. До достижения возраста ответственности ребенок не может согрешать. У всех это происходит по-разному. Кто-то начинает раньше понимать, что такое плохо, кто-то позже. До достижения этого порога ответственности ребенок не согрешает. Но тем не менее дети умирают. Почему?
Для этого надо спросить – что есть смерть? Смерть – это возмездие за грех. Но почему же умирают малыши? Павел подчеркивает и заостряет на этом внимание и говорит: «Однако смерть царствовала от Адама до Моисея». Что дал Моисей? Закон. Но до этого закона смерть царствовала, и это результат вмененного греха. Блаженный Августин, в противовес Пелагию – отцу арминиан, говорил и учил, что человеку по сотворении была дана возможность жить без греха или жить во грехе, то есть грешить или нет. После грехопадения все изменилось, и человек уже не может жить без греха. Смерть стала присуща всем людям, и вошла она через согрешение одного человека – Адама. Здесь мы имеем дело с самым худшим вариантом доктрины вменения. Нам это кажется жутким, что невиновным вменяется вина. Самым лучшим проявлением вменения является вменение грешным людям праведности Господа Иисуса Христа. Лучше смириться перед Божьим могуществом и перед Его всевластием, перед Его правом обустраивать этот мир. Лучше согласиться с тем, что Бог прав, свят и непогрешим.
Если учение о вменении – нонсенс, то все мы предстанем пред Господа со своей собственной праведностью, которая есть, как запачканная одежда. Поэтому единственный вариант для нас – предстать с праведностью Иисуса Христа, которая засчитана мне в праведность.
Мы рассуждали недавно о Нагорной проповеди, в которой Иисус Христос обращается к разным людям, а также к своим ученикам, которые были абсолютно уверены, что у них с личной праведностью все в порядке. Но Христос говорит, что если праведность их не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то они не войдут в Царствие Небесное. И дальше Он говорит: «Написано… А Я говорю вам…». Люди думали об этом, и представляли себя праведниками, если не убил и не прелюбодействовал. Но Христос говорит: «Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?». И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие». (Ев. от Матфея 7:22,23) Не впитывая того, о чем говорит Бог в Библии, люди начинают придумывать себе творца и создателя. И человек уходит с основной дороги. Бог есть любовь, но Он не приемлет праведности, которая как запачканная одежда. В конце концов, получается что-то другое, что называют богом, а это уже идолопоклонством. Люди начинают приходить к Богу со своей праведностью, что называется заветом дел.
Завет дел был действительно заключен с Адамом в Эдемском саду: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь». (Бытие 2:16,17) Но закон дел не дает жизни, потому что он невыполним по сути. Для сотворенных Адама и Евы он был возможен, для нас – нет, ибо мы поражены грехом. Тем не менее, закон дел является детоводителем. Делами ты попадаешь в тупик, например, подставить щеку ты не можешь, не можешь иногда смотреть без вожделения, не можешь не гневаться. Когда мы понимаем, что это тупик, открывается другой путь – истинный и реальный. Христос – это истинный путь и спасение, потому что там есть истинная праведность. «Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя. (Гал. 3:24,25)
Подытоживая скажем, что вина за первородный грех вменена всем людям, потому что они, не совершив фактического греха, умирают. «Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих. И дар не как суд за одного согрешившего; ибо суд за одно преступление — к осуждению; а дар благодати — к оправданию от многих преступлений». (Рим. 5:15-16) Кто эти «многие»? Это избранные от сотворения мира. Дар благодати – это жизнь. Воздаяние за грех – смерть. Здесь вступает в силу еще одно вменение. Грех должен быть наказан смертью, ибо это Божье установление. Но вина за наши грехи вменяется Господу Иисусу Христу. Все люди согрешили, но вина за грехи избранных от вечности людей, вменяются Господу Иисусу Христу. Господь знает, кого Он избрал от вечности, Он предопределил их спасение через веру и приготовил средства благодати. Таким образом, вина этих людей вменяется Иисусу Христу и возводит на Голгофский крест, Он умирает, возмездие за грех – смерть, гнев Божий удовлетворен. Потрясающе работает Евангелие. Другого пути спасения нет.
Получается, что всем людям вменена вина Адама, мы рождаемся с вмененной виной, потом у нас начинаются фактические грехи (речь идет о верующих), эти грехи вменены в вину Господу Иисусу Христу, Он умирает, и они становятся оплаченными. В момент нашего обращения, покаяния и рождения свыше меняется наш статус с «виновного» на «невиновный», вменяется праведность Господа Иисуса Христа, происходит оправдание. Мы виновны? Фактически да. Но нам по вере вменяется праведность Иисуса Христа. Это не значит, что мы можем грешить. Рожденный свыше, уверовавший человек так думать не может, потому что старое прошло, теперь все новое. Да, какие-то грехи повторяются, но взгляд на них меняется. «Бедный я человек, — говорит апостол Павел. Доброго, которое хочу, не делаю. А злое, которого не хочу, делаю. Кто избавит меня от этого тела смерти?». Идет духовная борьба. Своими силами мы бы никогда ничего не смогли бы сделать. Но Бог, богатый милостью, посылает нам Святого Духа, который помогает нам преодолеть все трудности. Ему, Господу нашему, Отцу, Сыну И Святому Духу слава во веки вечные! Аминь.