«Дела» Иакова или вера Павла
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
Верующие имеют статус «невиновен». Апостол Павел обращается к «иудействующим», а Иаков полемизирует с антиномистами. Имея по благодати веру в Господа, будем благоговейно относиться к Закону.
Тема сегодняшней проповеди: «Дела Иакова или вера Павла». Читаем из послания к Ефесянам, из 2-й главы, 8-9-й стихи. Апостол Павел пишет: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». Что значит «спасены»? Это значит, что те, к кому обращается апостол Павел вышли из-под Божьего гнева, который должен был обрушиться на них, и против которого устоять никто не может, ибо страшен Господь во гневе. Бог ненавидит грех, человек виновен во грехах, потому что сам постоянно и много согрешает, а также потому что ему вменена вина за грех Адама. Возмездие за грех, как известно, смерть. Над каждым из нас она довлеет. Чтобы избежать смерти и Божьего гнева, надо с Богом примириться. Все просто. Иными словами, необходимо сменить свой статус «виновен» на статус «оправдан». Вопрос как? Мы говорим, что веруем в Господа Иисуса Христа, в Его искупительную жертву и в прощение грехов. В послании к Римлянам апостол Павел пишет: «Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона». (Рим. 3:28) И далее он продолжает: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что́ говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». (Рим. 4:2,3) «Итак, по вере, чтобы было по милости, дабы обетование было непреложно для всех, не только по закону, но и по вере потомков Авраама, который есть отец всем нам…» (Рим. 4:16) «Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам: вменится и нам, верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса Христа, Господа нашего…(Рим. 4:22-24) Поверил Авраам Богу и был объявлен праведным, то есть статус изменился.
Мы постоянно говорим и утверждаем, что только благодатью Божией через веру мы становимся невиновными. Как же тогда понимать слова Иакова? «Что́ пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто‐нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто‐нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2:14-24)
Различие здесь в том, к кому обращается Иаков, и к кому обращается апостол Павел. Павел обращается к верующим, но имеет ввиду так называемых иудействующих, которые рассматривали закон как составную часть спасения, то есть они говорили: «по благодати плюс закон», тогда оправдаешься. Закон для спасения.
Иаков же полемизирует с антиномистами. Греческие слова «анти» — против, «номус» — закон. Это значит, что в те времена были люди, которые вроде бы верили в Бога, но напрочь отвергали закон. Они утверждали, что спасены благодатью, дела не имеют значения. Итак, Павел пишет законникам, которые утверждают, что спасение — по благодати плюс закон, а Иаков пишет тем, которые верят в Бога и в благодать, игнорируя закон, как что-то устаревшее и никому ненужное. Они вроде бы верят в Иисуса и в благодать, но эта не та вера. Иаков говорит: «Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?» И двумя стихами ниже: «И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Противоречия на самом деле нет. Что было раньше: оправдание Авраама по вере или возложение Исаака на жертвенник? Безусловно раньше было оправдание. Апостол Павел пишет: «Когда вменилась(вера)? По обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания». То есть, до того, как Авраам совершил обряд обрезания по закону (которого еще тогда не было), он получает статус невиновного, оправданного перед Богом. Что же идет дальше? Оправдание его веры. Он был оправдан, когда он поверил Богу, но вера без дел мертва, подтверждение же веры произошло, когда Авраам возложил на жертвенник Исаака. Вера оправдана и подтверждена, она не мертвая вера.
Павел, будучи оправданным по вере, говорит: «Посему закон свят, и заповедь свята, праведна и добра». (Рим. 7:12) Имеется ввиду весь закон: он чист, свят и непорочен, но он не имеет никакого отношения к оправданию, ибо оправдание – это смена статуса: был виновен, стал невиновен, когда поверил Господу, когда поверил, что Иисус Христос взял на себя мои грехи и вознес их на Голгофский крест. Я оправдан. Потом начинается путь освящения.
Если мы видим что-то в законе, что нам не нравится, необходимо пересмотреть наше отношение к нему, не являемся ли мы «антиномистами». Закон не спасает, только вера спасает. Но если вера противится закону – это проблема. Надеюсь, что Дух Святой поможет нам уразуметь это и благоговейно относиться к скрижалям закона. Да поможет нам Господь. Ему за все слава нашему Богу Отцу, Сыну и Святому Духу! Аминь.