Simul justus et peccator. Освящение
Послание к Римлянам глава 8
1 Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу
Наше оправдание и освящение. Смена статуса по вере. Мы идем, «совершая свое спасение». Оправдание совершилось по благодати Господа Иисуса Христа. Вера без дел является мертвой. Мы уже посажены во Христе на небесах.
Тема сегодняшней проповеди: «Одновременно праведен и грешен». Прочитаем из послания апостола Павла к Римлянам. «Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу» (Рим. 8:1) Есть категория людей, которым нет никакого осуждения. Есть четыре категории людей, которым нет никакого осуждения, но они об этом не знают или не уверены в этом. Это верующие в Господа Иисуса Христа, но не имеющие уверенности. Почему так происходит? Потому что их учителя не донесли до них реформатской истины о том, что оправдание дается только по вере. Они сомневаются в своем спасении. Есть другая категория, которым нет никакого осуждения, и они знают об этом. Надеюсь, что большинство из нас такими и являются, и это замечательно. Ещё одна группа людей, которым есть осуждение, но они считают, что его нет. Пример из Нагорной проповеди: «Господи, Господи, не твоим ли именем мы творили чудеса и бесов изгоняли». У них есть уверенность, но Господь говорит им: «Отойдите от меня, делающие беззаконие. Я никогда не знал вас». Они надеются, что у них есть спасение, но на самом деле его нет. Четвертая группа – те, которым есть осуждение, но это их не беспокоит. Они самые счастливые, но только в этой жизни, им абсолютна неинтересна благая весть, которая заключается в том, что верующим вменена праведность Иисуса Христа.
Хотя мы освящены лишь частично (мы одновременно праведны и грешны), мы имеем доступ в Святое Святых, благодаря тому, что праведность Господа Иисуса Христа вменена нам по вере вместо нашей праведности. Но более радостная весть в том, что нам нет никакого осуждения. Мы продолжаем быть грешными, но тем не менее никакого осуждения нам нет. Это касается только тех, которые живут не по плоти, но по духу. До обращения каждого из нас картина была совершенно иной. «Посему живущие по плоти Богу угодить не могут». Мы все были такими. Что бы мы ни делали, даже если бы соблюдали субботу или каждое воскресенье приходили в церковь, все равно этим Богу мы не можем угодить. Без веры каждый из нас мертв по преступлениям и грехам нашим. Истинным верующим апостол Павел пишет: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». (Рим. 8:9)
Мы должны различать понятия оправдание и освящение. Оправдание – это объявление нас праведными на основании заслуг Господа Иисуса Христа, хотя мы таковыми не являемся. Освящение начинается в тот момент, когда мы получаем оправдание. Но мы грешники, мы продолжаем жить в грехах. Недопонимание сути оправдания и освящения ведет к огромной проблеме, оно рождает образ безгрешного «верующего». Как, не понимая разницы между оправданием и освящением, примириться со словами апостола Иоанна: «Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». (1-е Иоанна 3:9) Какой же вывод? Может быть, с законом что-то не так? Что же делать? Ведь себя, сколько ни пытайся, не изменишь. Может попробовать изменить закон, благодаря которому я буду жить святой религиозной жизнью? Например, адвентисты седьмого дня возвели в закон неупотребление кофе и субботнее богослужение вместо воскресного. Можно превратить в закон запрещение курения и телевизора для верующих. На самом деле, это не имеет никакого отношения к закону, это вредно для здоровья. Если идти по этому пути, церковь начинает рождать лицемеров. Когда запачканную одежду прикрывают образом поведения и какими-то ритуалами – это лицемерие.
Видя эту проблему, Мартин Лютер выдвинул свои тезисы. «Одновременно праведный и грешный». Как это понимать? Статус «виновный» или «неспасенный» меняется на «оправдан» и «спасен». Оправдание по вере. По вере в Господа и Спасителя Иисуса Христа. Многие из людей уверовали, но не знают, что спасены. Это не значит, что они не спасены. Проблема в том, что нет счастья понимания того, что ты спасен, и нет ныне тебе никакого осуждения. Это не значит, что мы можем тогда идти и грешить. Праведен и чист, и греха не делает, так о спасенном говорит Иоанн.
Многие отрывки в Библии мы должны рассматривать или через призму оправдания, или через призму освящения. Верующий не делает греха – это верно, если смотреть на это утверждение через призму оправдания, но фактически это не так. Наши практические грехи – это проблема освящения, а не оправдания. Что же такое жить по духу? Живущий по духу – это видящий конечный путь своего странствия — окончательное воцарение с Господом. Сейчас мы в пути. Мы спасены, но мы идем, мы совершаем своё спасение, видя конечный пункт своего путешествия. Это хождение в Господе Иисусе Христе, это возрастание в вере, возрастание в святости, исправление наших ошибок и нашего противостояния закону. Мы понимаем, что после рождения свыше у нас появляется удивительная особенность, которой раньше не было. Мы начинаем понимать, что закон и требования закона святы, но мы не святы. Постепенно мы должны возрастать в вере и двигаться к ней. Об освящении и оправдании замечательно сказано в послании апостола Павла к Ефесянам, во второй главе. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (Еф. 2:10) Понятно, что на это надо смотреть через призму освящения. Но до этого Павел говорит о другом процессе, он говорит об оправдании. «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены» (Еф. 2:1-5) Мы ходили по плоти, а не по духу, были мертвы по преступлениям и грехам нашим, жили безбожной жизнью, хотя может и очень порядочной. Бог по милости послал Духа Святого, который открыл наши глаза на Господа Иисуса Христа, на наши грехи, на нашу мертвость по грехам нашим, и мы увидели, кто мы есть на самом деле, увидели путь спасения и уверовали, благодаря работе Святого Духа. Как только мы уверовали, пришло рождение свыше и оправдание, мы перешли от смерти в жизнь, без суда. Мы были мертвые, но Он воскресил нас, и это воскресенье первое. «Блажен участвующий в воскресении первом, потому что смерть вторая не имеет над ним власти».
Уже сейчас Бог посадил нас на небесах в Господе Иисусе Христе. «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. (Еф. 2:8,9) Речь идет об оправдании. Часто хочется похвалиться, что другие не уверовали, а ты уверовал. Господь дал нам веру, спасены мы благодатью, нам нечем хвалиться. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять». (Еф. 2:10) Мы – новое творение, старое прошло, теперь всё новое. Отныне с оправданием мы новое творение, созданное во Христе Иисусе на добрые дела. Господь Иисус Христос, Бог-Отец и Дух Святой совершили работу, даровав веру и оправдав нас по вере, даровав нам спасение. С этого момента начинается наш путь, и мы живем не по плоти, но по духу, взирая на Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Мы совершаем путь спасения, хотя это спасение мы уже имеем. Мы движемся по этому пути.
Поэтому, когда встает вопрос о словах апостола Иакова о делах или вере, совершенно понятно, что вера без дел не является верой. Такие люди не спасены, хотя думают, что они спасены и на каждом углу рассказывают, что они христиане, но конец их один – «отойдите от Меня…». И это — учение первоапостольской церкви, которое находилось и терялось в разные периоды истории Церкви. Мы живем в тот период, когда это учение нашлсь вновь. Мусор и предрассудки протестантской церкви часто засыпают нас, уводя от главного: человек спасается только по вере в Господа Иисуса Христа и только благодатью и милостью Его. С момента рождения свыше мы становимся на путь освящения, которое производит Господь Бог, вселив нас в Господа Иисуса Христа и даровав нам силу Святого Духа. Благодарение Господу за Его милость, и за то, что Он открывает нам все эти истины в Своем Писании, Пусть Господь благословит нас, Ему за все слава Богу нашему Отцу, Сыну и Святому Духу! Аминь.