Молитва «Отче Наш»
9 Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твоё;10 да придёт Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твоё есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь».
Всем известная молитва «Отче наш». Только верующий в Иисуса Христа как в личного Спасителя может назвать Бога Отцом. Нельзя произносить имя Бога всуе, но святить его. Воля Божья заповедующая и постановляющая. Совет Троицы до начала творения. Трапеза Господня и наше в ней участие.
Сегодня мы обратимся к самому цитируемому отрывку из Библии, молитве «Отче наш…». «Моли́тесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим…». (Матф. 6:9-12) Здесь простые и ясные слова, которые большинство христиан знают наизусть, мы их употребляем часто и не всегда вникаем в глубину смысла этих слов. Мы обращаемся к Отцу, который на небесах, и знаем, что Бог вездесущ. На небе находится престол Бога, а по правую руку от Него – Сын, который тоже вездесущ, там Святой Дух и Его Царство, там Его резиденция.
Обратим внимание на два первых слова: «Отче наш». Большинство людей понимают эти слова так: все мы христиане, все мы верим в Бога-отца, у нас есть Библия, иногда мы ходим в Храм поучаствовать в чем-нибудь. Во времена Господа Иисуса Христа жили фарисеи и тоже верили в Бога, но они не видели Христа. «Пришел к своим, и свои не приняли Его». Когда Господь говорит им, что Он от дней вечных, и что Он был до Авраама, они не верят Ему. Потом Иисус говорит, что отец их дьявол. В какого бога верили они? Сын Единородный, сущий в недре Отчем, Он явил Бога. Если не видели они в Иисусе Бога, то они не видели и Отца. Также и для всех людей, которые не видят Иисуса как своего личного Спасителя, слова «Отче наш» — пустой звук. Потому что все люди без исключения согрешили и лишены славы Божьей. Возмездие же за грех – смерть. Так говорит Слово Божье. Бог ненавидит грех, через слово Сына Своего Он объявляет, что всё человечество имеет своим отцом дьявола. Но есть переходный момент – есть возможность перейти от тьмы к свету, когда отцом нашим становиться не дьявол, а Отец Небесный. Уверовав во Христа и приняв Его в свое сердце, мы принимаем Духа Святого, который входит в наши души и открывает наши глаза на наши грехи и на то, что мы виновны перед Богом, Он указывает нам на Голгофский крест, куда Господь Иисус вознес наши грехи, Он вселяет в нас веру, и нашим отцом становится Бог, Отец Небесный. Без этого слова «Отче наш» являются каким-то заклинанием.
Только верующий в то, что он спасен кровью Господа Иисуса Христа, спасен через Его мучения за его грехи, только такой человек может приходить к Отцу и нелицемерно говорить: «Отче наш». Я надеюсь, что каждый из нас имеет эту великую честь и привилегию называть Бога своим Отцом.
Далее в молитве идут слова: «Да святится имя Твоё». Может Ему не хватает какой-то святости? Нет. Это означает, что Он освящает нас, нечистых. Мы оправданы по вере, благодатью мы спасены, и это не от дел, Божий дар. На пути освящения нас освящает Господь Бог, производя в нас Духом Святым работу и побуждая нас к исправлению. Этот процесс называется освящением. Словами «да святится Имя Твоё» мы прославляем имя Бога нашего, мы произносим имя Его благоговейно. Мы не должны всуе говорить такие слова как «Бог с тобой», это кощунственно, это нарушение заповеди не упоминать имя Бога напрасно и всуе. Это оскорбительно для Бога. В нас должно быть благоговение перед Богом, Он сделал для нас невероятно много – Он спас нас от греха, забрал нас у дьявола и усыновил нас в Господе Иисусе Христе. Мы должны всегда испытывать особенное почтение, трепет и радость, когда мы вспоминаем о Боге.
Далее следуют слова: «Да придет Царствие Твоё». А что, разве оно не пришло? Иисус говорит, что Царство Божье внутри нас. Разве Господь Иисус не Господь господствующих, разве Он не Царь царей? Конечно это так. «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе», — эта строчка раскрывает смысл предыдущей. Разве воля Божья на земле и на небе исполняется по-разному? Да, по-разному. Мы говорили, что существует воля Божья постановляющая, есть также воля Божья заповедующая, которая отражена в заповедях: «не убивай», «не кради» и т.д. Постановляющей волей Божьей Господь Иисус Христос был предназначен на заклание до сотворения мира, и она не может измениться.
Заповедующая воля также говорит: «За все благодарите Бога». Но на самом деле мы не за все благодарим. В этом отличие в исполнении воли Божьей на земле и на небе. На небе с Богом есть ангелы, которые день и ночь поют Ему «Свят, свят, свят». Они исполняют волю Божью мгновенно всегда и во всем. Все, что Бог хочет, на небе исполняется. Иисус говорит, что на земле тоже придет такой час, когда воля Божья будет исполняться во всем, и заповедующая, и постановляющая. Это уже будет после второго пришествия. Тогда на земле воля Божья будет исполняться, как и на небе. Сейчас – нет.
Далее идет: «Хлеб наш насущный дай нам». В одной притче богатый человек собрал большой урожай, сложил его в житницы и решил, что всё у него в достатке надолго. Но Христос говорит, что этой же ночью он расстанется с жизнью, и все накопленное придется оставить.
И ещё. Для того, чтобы совершались эти прославления Господа Бога: «Да святится имя Твое», «Да приидет Царствие Твоё», мы должны жить и иметь «хлеб наш насущный». Господь дает нам этот хлеб, и мы благодарим Господа за это. Дальше идет самая сложная фраза: «и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Может показаться, что мы спасаемся делами. Так? Я виноват перед Тобой, прости, потому что я прощаю должникам, за это именно и прости. Это печально, если мы прощение наших грехов ставим в зависимость от того, как мы себя ведем. Такие рассуждения перечеркивают всё реформатское богословие. Как же тогда понимать: «благодатью вы спасены, и сие не от дел, Божий дар»? Что же такое тогда спасение? Спасение – это прощение грехов. Как же все это увязать? Ведь написано, что «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. (Матф.6:14,15) Сложно.
Нам многие годы говорили, чтобы мы так и принимали эти слова, не задумываясь. Например, если поссорились люди в Церкви, их уговаривают простить, иначе Господь не простит им лично. Но Он умер на Голгофском кресте, вознеся все наши грехи, прошлые, нынешние и будущие. Вина вознесена и оплачена Его смертью. «Ибо каким судом судите, таким и будете судимы», говорит Христос. Если я сужу, что этот брат мерзавец и не заслуживает моего прощения никак, это значит, что я нахожусь в таком состоянии, когда Бог-Отец не мой Отец. Он видит меня вне Сына. Тогда для меня может еще не пришел час назвать Отца Небесного своим Отцом. Но можно указать и другую причину: «Бедный я человек, кто избавит меня от этого тела смерти?» Дух мой возрожден, он требует противного плоти, плоть требует противного духу. Господи, кто избавит меня от этого тела смерти? Господь послал на землю Своего Сына с тем, чтобы Он принял плоть и кровь, с тем, чтобы Бог стал смертным, с тем, чтобы Он мог взять на Себя вину за наши грехи и вознести их на голгофский крест, к которому прибивается рукописание о наших грехах. Мы жаждем освящения от Господа и знаем, что Он его посылает. Сегодня мы вспоминаем о страданиях нашего Господа, которые Он претерпел за наши грехи, ведомые и неведомые. Мы виноваты перед Господом. Благодать и милость Его распространяется на нас, и Он заповедал нам вспоминать об этом. Каждое первое воскресение месяца мы совершаем Вечерю Господню. Слава и благодарение Господу! Апостол Павел пишет: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». (1-е к Корин. 11:23,24) Это Мои страдания, Мои муки, Мои раны, которыми вы исцелились, это Моя смерть, а чаша – Новый завет. Завет, который не по вашим делам и заслугам, а по заслугам Святой Троицы, ибо до сотворения мира Троица, собравшись на небесах, решила, что однажды Отец выберет Себе людей, Сын Божий решит принять плоть и кровь, а Дух Святой приложит это к каждому, избранному до сотворения мира. Слава Тебе и благодарение великий Господь за Твою великую милость и за Твою любовь! За то, что Ты от вечности избрал нас, за то, что Ты видел и сегодняшнюю Вечерю. Мы молим, чтобы Ты благословил хлеб и вино, чтобы Ты благословил всех участвующих в этой святой Трапезе. Слава Тебе за все, великий Бог, Отец, Сын и Святой Дух! Аминь.