Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Поклоняться благоговейно


MP3


Поклоняться благоговейно

Исход 20 глава

7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

 

Аннотация: Каждый человек обязан поклоняться Богу. Три подхода к пониманию заповедей: буквальный, давящий на совесть морализм и евангельский. Неприемлемость первых двух. Заповеди отражают Божью святость. Вестминстерский Катехизис о третьей заповеди.

На протяжении нескольких недель мы рассматриваем вопрос о поклонении Богу и знаем, что каждый человек обязан Ему поклоняться. Эта обязанность отражена в словах апостола Павла: «Ибо, что́ можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им…Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце…» (Рим. 1: 19,21)

Как ни крути, но человек обязан поклоняться Богу. Во-первых, потому, что Бог есть Бог, Он есть Сущий, Он сотворил мир, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны», — говорит апостол Павел. Бог был, есть и будет, Он Сущий, Он — Яхве. Выход Израиля из рабства в Египте есть прообраз нашего освобождения. Что сделал Господь для нас? Посмотрите на Голгофу, на нашу веру и на наше спасение.

Когда мы говорим «Голгофа», то мы не имеем в виду гору, а всё то, что связано с ней и с Христом: и воздвижение креста, и распятие Иисуса, и Его смерть, то есть, Его жертва, и снятие со креста, и дарованное нам через смерть Христа спасение. Итак, каждый человек должен поклоняться Богу, во-первых, правильно и правильному Богу, во-вторых, благоговейно, то есть почтительно, в-третьих, регулярно. И об этом говорит первая скрижаль Закона.

Есть три возможности подхода к пониманию этих заповедей. Первый — понимать заповеди буквально, второй — считать заповеди моральным наставлением, третий — подходить не буквально, но видеть в них духовную составляющую.

Ярким примером буквального подхода к пониманию заповедей являются фарисеи. И вот свидетельство апостола Павла о времени до своего обращения: «Еврей от Евреев, по учению — фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный». (Филип. 3:5,6) То есть, Павел считал, как и все фарисеи, что заповеди исполнить можно. И это действительно так, если Декалог понимать буквально. Господь Иисус Христос, видя такой буквальный подход к закону, в Нагорной проповеди осуждает его, и говорит слушающим Его людям: «Вы слышали, что сказано древним…А Я говорю вам». Господь открывает суть этих заповедей, состояние сердца человека при их исполнении.

Второй подход к заповеди — это отношение к ней,как к рудименту. Рудимент — это остаточный орган, бывший полноценным на предшествующих стадиях существования организма. В глазах многих христиан заповеди являются рудиментом Ветхого Завета, который нам не нужен совершенно, разве что для морального наставления. Закон имел силу до Христа, когда Христос пришел, то Он все исполнил. Отсюда идея Ницше о том, что бог мертв, и абсолютного авторитета нет, правильно только то, что я считаю правильным. Отсюда, гитлеровский фашизм, отсюда, открытое беззаконие в Беларуси.

Буквализм неприемлем по учению Христа. В каждой из десяти заповедей лежит духовная составляющая. И главная составляющая — моё испорченное сердце. Лукаво сердце человеческое и крайне испорчено. Да, мы обратились к Господу Иисусу Христу, нам по вере вменена праведность Иисуса Христа, и Дух Святой ведет нас по пути освящения, но наша сердце в нас осталось. Для нас открылись новые горизонты, мы стремимся к ним, но часто спотыкаемся и падаем. Апостол Павел восклицает: «Бедный я человек, кто избавит меня от этого тела смерти!?». То есть умом он понимает, что закон говорит правильно, но тело и его и члены стремятся к обратному. Ни одну из десяти заповедей человек исполнить не может, ни один человек, кроме Господа Иисуса Христа. Он исполнил все десять заповедей и берет на себя вину за наше неисполнение. Он, невиновный, умирает, понимание значения этой жертвы Святой Дух вкладывает в наше сердце, и мы начинаем воспринимать подвиг Христа как основание нашего спасения, наш грех уже наказан в Господе Иисусе Христе, поэтому мы можем смело смотреть вперед. Бог оправдал нас по вере, но это не значит, что мы можем жить, как хотим, пренебрегая заповедями Иисуса Христа. Если кто-то думает, что он может исполнить заповеди, то он находится в плену иллюзий, именно этим и страдали фарисеи и книжники.

Тогда возникает логичный вопрос: зачем нужен закон, если исполнить его невозможно? Вспомним свидетельство апостола Павла, когда он говорит о себе: «По правде законной непорочный». Он уверен в том, что он непорочный, но вдруг на Дамасской дороге он встречает Иисуса Христа, и что-то у него меняется? Он говорит: «Я не иначе узнал грех как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: «Не пожелай».

Под воздействием Святого Духа и Господа Иисуса Христа, его понимание изменилось. Заповедь открыла ему глаза. Заповедь открывает и наши глаза. Я был молодым обратившимся верующим, и меня поразило повеление Господа вырвать глаз, если он тебя соблазняет или отсечь руку. Меня охватил реальный ужас. Что же делать?

Заповеди даны, чтобы мы увидели величие Божьей святости и величие каждой отдельной заповеди, непостижимой для человека святости Божьей. Поэтому, закон, как пишет апостол Павел, был для нас «детоводителем ко Христу». Если я честно отношусь к себе, я ничего не могу сделать со своими глазами, со своим сердцем. Но закон приводит ко Христу, и Его послушание вменяется мне, если я принимаю Его жертву верой.

Мы верим, что Божья святость для нас недостижима. Иисус Христос, приняв плоть и став одним из нас, исполнил закон. Вина за наши грехи была вменена Ему, а праведность Его вменена нам по вере. Означает ли это, что десять заповедей для нас теряют свою актуальность? Да, мы оправдались по вере, и Господь Бог объявляет нас невиновными. Оправдавшись, мы стали на путь освящения, на путь уподобления Господу Иисусу Христу. Апостол Павел пишет Фессалоникийцам: «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда…» (1 Фес. 4:3); «Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес. 5:21-24).

Закон призван показать нужду в Спасителе. Первая скрижаль учит поклонению Богу за то, кто Он есть и за то, что Он для нас сделал. Первая скрижаль учит поклонению, все должны поклоняться Богу, вторая заповедь о том, что должно поклоняться правильно, третья заповедь о том, что произносить имя Господа «всуе» — это преступление. Четвертая о том, что поклоняться должно регулярно.

Буквализм восприятия заповедей делает исполнение третьей заповеди возможным, мы можем отказаться произносить имя Бога всуе. Во многих церквях вводится запрет на фразы типа «Бог с ним», «слава Богу», «Боже правый» и т.д. И это правильно, но это не все. Иллюзия, что отказавшись от этих и подобных им фраз, можно решить проблему. Отказаться можно и сделать это несложно. Технически. Но заповеди — это не технический момент, они касаются духовной сферы жизни, сердца человека. Смотришь с вожделением — виновен, гневаешься — виновен и так далее. Третья заповедь не о шевелении губами, она о том, кто есть Бог, и кто есть я. Он есть Бог, Яхве, Сущий, а я — человек с испорченным сердцем. Поэтому моё отношение к Богу должно быть трепетным, благоговейным, с необычайным почтением.

Имя Божье — это не набор звуков, это то, что стоит за этим именем. За этим именем стоит Слово Божье, Его дела, Его славные качества. Имя Божье — это то, из чего мы узнаем, кто есть Бог. «… И смирится народ Мой, который именуется именем Моим», — говорит Господь об Израиле. Но разве Израиль назывался «Яхвеиты»? Или: «Как! вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите вослед иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое» (Иер. 7:9,10). Дом сей — это храм. Где над храмом была надпись «Яхве»?

Когда упоминается имя Божие, важен не набор букв или звуков, а стоящий за этим именем смысл. Иначе получается, что свидетели Иеговы нашли какую-то волшебную формулу, золотой ключ, открывающий двери рая.

Еще один пример. Септуагинта, или перевод семидесяти — это перевод Торы на греческий язык, который начали делать ещё до рождения Иисуса Христа и который необходимо было сделать, потому что к тому времени евреи уже утратили иврит, не говорили на нем, и надо было донести до народа Тору. Авторы не переводили имя Господа как Яхве или Иегова, но называли Его «Куриос» — Господь по-гречески. При этом некоторые еврейские слова в Септуагинте оставили, например, слово «раввин».

Имя Господа — это не сам звук, а понятие, которое стоит за этим именем. Древнееврейское слово «наша» — «произноси», означает «поднимать, нести, возвышать, содержать». Ни в каких европейских языках при переводе третьей заповеди, не употребляется слово, связанное с говорением, «произноси» — это домысел переводчиков и не только Синодальной Библии, но и всех новых, современных переводов. Но в английских переводах об имени сказано «не бери — do not take», подобно и во французских, немецких и испанских переводах. Тогда возникает вопрос, а как можно произносить имя Господа напрасно? Все очень просто. Многие из нас называют себя христианами, не являясь при этом таковыми, они лишь подчеркивают свою принадлежность к нации или к определенной культуре. Сейчас приближается праздник Рождества, и многие пойдут в Церковь, чтобы поставить свечку, при этом в повседневной жизни им вовсе не до Бога. В их практике нет абсолютно никакого богопочитания. Господь предупреждает, что не оставит без наказания того, кто Его имя произносит, не приняв Христа в своё сердце. Если мы пускаем Господа Иисуса Христа в свое сердце, нам вменяется Его исполнение этой заповеди, и Бог смотрит на нас как на исполнивших эту заповедь.

Вопрос 112 Вестминстерского Катехизиса спрашивает:

«Что требует от нас третья заповедь?»

Ответ: «Третья заповедь требует, чтобы имя Божье, Его звание, свойства, установления, слово, таинства, молитвы, клятвы, обеты, жребий, Его дела и всё прочее, в чем Он проявляет себя, употреблялись нами с трепетом и благоговением». Пусть благословит нас Господь, а имя Божье святится и прославляется в наших сердцах, потому что Он сделал, на наш взгляд, невозможное, Он исполнил все заповеди и предлагает нам в зачет Своё исполнение по вере в Него. Преклонимся пред нашим Господом, прославим Его благоговейно и с почтением. За всё Ему слава!

Аминь.


Дата: 13 декабря 2020
Темы:
Библия: Исход


Пастор Евангелической реформатской церкви
Всего материалов автора: 313

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*