Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Кальвинизм Иова


MP3


Кальвинизм Иова

Иов — глава 1 

20 Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился

Аннотация: Всевластие Бога вечно. Современному человеку сложно принимать библейский образ Бога. Книга Иова — книга о вере. У Бога была определенная цель в отношении Иова. Мы не отвечаем Божиим стандартам, выход — упование на на милость Божию.

 «Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился». (Иов 1:20)

Обычно к книге Иова христиане обращаются редко, например, тогда, когда их посещают невзгоды или когда случатся какие-то катаклизмы. Принято полагать, что книга Иов — это книга о страданиях. На самом деле, эта книга о вере в Бога. Обращаясь к названию темы, мы можем подумать, что общего у Иова с кальвинизмом, когда жил тот Иов и когда жил Жан Кальвин? Кальвин жил в 17 веке, а Иов — несколько тысяч лет до Рождества Христова. Но кальвинизм как система богословских знаний о всевластии Бога появилась как учение в 16-17 веках, хотя всевластие Бога было всегда, потому что Бог был всегда. Это можно сравнить с законом всемирного тяготения, который сформулировал Исаак Ньютон в 1686 году, почти в то же время, когда Жан Кальвин написал свои «Наставления в христианской вере». Но яблоки с деревьев падали и до 1686 года, с самого начала творения.

Всевластие Бога было всегда. Но люди его не воспринимали, и особенно не воспринимают в последнее время. Джон Апдайк, американский писатель и публицист по роду деятельности и кальвинист по убеждениям, как-то написал: «Нашему мозгу сегодня чужды чувства благоговения и страха Божьего», и этому есть причины. Во-первых, это первородный грех: в Адаме после его греха, человечество потеряло образ и подобие Божие. Во-вторых, в христианских странах в сфере общественно-политического строя произошли изменения, они выразились в переходе от диктатуры к демократии. В условиях демократии нет особого супер почтения к президентам и правителям, если те, конечно, не строят себе золотые памятники и не живут по средневековым обычаям. Это относится более к восточной культуре, которая чужда христианскому мышлению, по крайней мере западному. Человек не благоговеет перед Богом и лишен страха Божьего. Христиане предпочитают говорить только о благодати Божьей, но не о страхе Божьем.

Кальвинизм Апдайка выражался в следующем: «Смыслов не существует, есть замысел. Замысел Божий, который, с точки зрения человека зачастую не согласуется с его логикой». Эта проблема и породила почву для возникновения арминианства. Мы пытаемся подчинить Бога нашей логике. Бог не есть представление человека о Нем, и человек не является центром мира. Центром мира является Господь Бог. Человеку современному сложно принимать библейский образ Бога.

Книга Иова является книгой о вере, хотя большую часть ее составляют страдания Иова. Что касается Жана Кальвина, его отношение к ней особенное. Он особо ценил эту книгу, из 700 написанных проповедей Жана Кальвина, 159 из них на книгу Иов.

При чтении Ветхого Завета мы сталкиваемся с такими проблемами, с которыми предпочли бы не сталкиваться и не говорить о них. Чтобы принять неискаженный образ Божий, который является нам на страницах Ветхого Завета, мы должны бороться сами с собой. Ум противится принимать многие дела Божии. Товарищи Иова также утверждают, что Бог любящ и всемогущ, поэтому Он должен соблюдать определенные правила игры: награждать добродетельных и наказывать плохих. Клайв Льюис в своей книге «Бог под судом» точно указал причины такого мировоззрения. Он пишет: «Некогда человек представал перед своим Богом или даже перед богами как обвиняемый перед судьей. Современный человек поменял эти роли местами, теперь он судья, а Бог сидит на скамье подсудимых. Судья вполне снисходителен. Если Бог сумеет разумно и доказательно защититься от обвинения в том, что Он, будучи Богом, допускает войны, бедность и болезни, человек готов Его выслушать, быть может, суд даже оправдает Бога. Но это неважно, важно, что человек стал судьей, а Бог обвиняемым».

Все это сложные моменты, которые человеку с его испорченным восприятием мироустройства принять непросто. Высказывания товарищей Иова сводятся к одной мысли: раз ему плохо, значит он согрешил перед Богом. А вот что об Иове пишет Иаков, один из авторов Нового Завета: «В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним. Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» (Иак. 5:10,11).

Иаков — богодухновенный автор своего послания, греческое слово «теос» имеет кроме значения «конец» еще одно значение — это «цель». А слова «оного» в оригинале нет, поэтому текст из Иакова можно читать следующим образом: «Вы слышали о терпении Иова и видели цель от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен».

Иными словами, у Бога была определенная цель в отношении Иова. Но Иов потерял детей и все имущество, где здесь сострадание и милосердие? Книга Иова затрагивает сложные этические вопросы, ведь об Иове сказано, что «был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла». Когда пришли ангелы предстать пред Господом и среди них пришел сатана, то Господь спросил у него: «Откуда ты пришел?» и далее: «…обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла».

Почему все это произошло с Иовом? Правы ли друзья, которые утешали его, право ли современное богословие, которое утверждает, что все розги от Бога за согрешения наши? И книга Иова отвечает на эти вопросы — нет. Все случившееся на благо Иову. В прологе к книге Иова говорится о сатане, который решил уничтожить Иова. Но было ли сатане дело до Иова? Инициатором выступает Бог, Он переводит в разговоре с сатаной стрелки на Иова. Получилось, что Бог зацепил сатану.

Иногда мы бываем в таких ситуациях, когда при нас начинают хвалить того, кто, по нашему мнению, хвалы не заслуживает, и мы вспыхиваем как спичка. «Разве даром богобоязнен Иов?», — сразу спрашивает сатана. «Ты благосклонен к нему, потому что Ты одарил его как никого на свете. Но он любит не Тебя, а Твои дары, отними у Него все, и Он проклянет тебя». Бог позволил сатане нанести ущерб Иову. Вывод здесь предварительны, но это этого не менее важный — сатана полностью подвластен Богу. Он может вредить только с позволения Всевышнего, и только в тех рамках, в которых ему Всевышний позволил.

Что дороже: Божьи дары или сам Бог? Евангелие благосостояния и процветания скажет: «Конечно же, дары». Любит ли человек Бога за Его покровительство и за Его дары, или он любит Его потому, что Он Бог? Но если покровительство или дары прекратятся, возможно, что человек отвернется от Бога. Кальвинизм, например, любит Бога за то, кто Он есть.

Страдания не зависят от наших ошибок, а являются удостоверением нашей любви и страха Божьего. Кто же подверг Иова страданиям? Сатана или Бог? Вопрос сложный. Многие говорят, что Бог позволил сатане, Бог отошел в сторону. Это и выглядит так: савеяне ослов и волов увели, а слуг перебили, огонь Божий упал с неба, опалил овец и отроков пожрал, халдеи увели верблюдов, а челядь всю перебили. И далее: все дети сидели, принимали участие в праздновании, которое устроил старший их брат, налетел ветер и охватил за четыре угла дом, который упал на отроков, и они умерли. Кто же все это сделал, Бог или сатана? Но огонь Божий с небес сатане не подвластен, ветром также повелевает Господь Бог, а не сатана. Поэтому можно сказать, что Бог не является каким-то сторонним наблюдателем.

Господь сказал сатане: «Ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его без вины», но на самом деле сатана слаб и зависим, он не может повелевать бурей, не может обуздать ветер он может только что-то нашептать халдеям. Реакция Иова на все это поразительна. Он пал на землю и поклонился. Иов не проклял Бога, хотя сатана был уверен в этом. Но вместо этого Иов благоговейно поклонился. Вспоминаются слова Господа Иисуса Христа: «Кто любит отца или мать более нежели Меня, недостоин Меня, и кто любит сына или дочь более нежели Меня, недостоин Меня».

Мы понимаем, что не отвечаем стандартам Божьей праведности, мы любим своих родителей, своих детей, мы понимаем, что не достойны Бога. Мы просим Бога помочь нам любить Его всей душою, всем разумением, любить Бога таким, каким Он являет себя в Слове Божьем. Просим помочь не искать предлогов улучшить или украсить Его. Мы понимаем, что неправы, но мы уповаем на милость Божию, на Его святость, уповаем на то, что грехи наши омыты кровью Спасителя нашего Иисуса Христа. Поэтому мы предстоим пред Тобою, Господи, зная, что мы чисты, и в то же время, мы не чисты, и верим, что Бог не будет судить нас за это, потому что Ты осудил все в Господе Иисусе, наказав Его. Богобоязненность Иова — это удивительное почтение и благоговение перед Богом. Он стоит перед нашими глазами как столп веры. «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь, Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно», — говорит Иов. Ты, Господь. И в конце испытаний об Иове сказано: «Во всем этом не согрешил Иов». А мы? Господи, просвети мой разум, научи видеть Тебя каков Ты есть и принимать. Бог всемогущ и премудр, и в этом для меня урок: смиритесь в благоговейном почтении и поклонитесь Богу, ибо Он достоин. Ему слава за все Отцу, Сыну и Святому Духу!

Аминь.


Дата: 17 января 2021
Темы:
Библия: Иова


Георгий Вязовский
Пастор Евангелической реформатской церкви
Всего материалов автора: 209

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*