Артикул 6
«Различие между книгами каноническими и апокрифическими»
Мы проводим различие между святыми книгами и апокрифическими, а именно: книгами 3-й и 4-й Ездрыa, «Товит», «Иудифь», «Премудрости Соломона», «Иисуса, сына Сирахова», «Пророка Варуха», добавлениями к книге «Есфирь», песней трёх отроков в печиb, историей Сусанныc, Вила и Драконаd, молитвой Манасии и 1-й и 2-й книгами Маккавейскимиe. Церковь может читать их и извлекать из них что-либо в назидание настолько, насколько они согласуются с книгами каноническими. Посему власть оных значительно отстоит от имеющих такую власть и авторитет книг святых, могущих нас убеждать своими свидетельствами о постулатах веры или же христианской религии. Мы не говорим здесь уже о том, что апокрифы могут умалить авторитет книг святых.
Артикул 7
«Достаточность Святого Писания, как единственного правила веры»E
Мы верим, что Святое Писание вполне содержит волю Божью; и всё то, во что человек должен верить, дабы спастись, достаточно изложено в оном[3]17. Ибо, так как образ поклонения, который Бог требует от нас, целиком и подробно описан в оном, то является незаконным кому бы то ни было, даже Апостолу, учить иначе18, нежели научает нас Святое Писание, и даже ангелу с неба, как говорит святой апостол Павел19. Ибо, поскольку запрещено прибавлять или отнимать что-либо из Слова Божьего20, то сим очевидно, что учение оного наиболее совершенно и полно во всех отношениях.
Нам не позволительно ставить наравне с Божественным Писанием любые человеческие писания, как бы ни были святы написавшие их21. Равным образом, мы не должны ставить обычай или мнение подавляющего большинства людей, или древность, или преемственность времён и лиц, или соборов, постановлений или законов наравне с истиной Божьей22, ибо сия истина суть превыше всего, поскольку все люди сами по себе являются лжецами и «легче пустоты»23. Посему мы отвергаем с полной сердечной уверенностью всё, не согласующееся с этим непогрешимым* правилом[4]24, как научает нас Апостол: «Испытывайте духов, от Бога ли они» 25, а так же: «кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его»26.
Артикул 8
«Бог един по существу, но троичен в Ипостасях»F
Согласно сей истине и Слову Божьему, мы верим только в Единого Бога, Который является единой сущностью[5]27, троичного в Ипостасях28, реального, истинного и от вечности различающегося по их собственным невыразимым свойствам, а именно: Отец, Сын и Святой Дух29. Отец есть причина, источник и начало всего видимого и невидимого30. Сын есть Слово31, Премудрость32 и Образ Отца33. Святой Дух есть вечная Сила и Власть34, исходящий от Отца и Сына35. Всё же этим различием Бог не разделяется на три, так как Святое Писание учит нас, что Отец, Сын и Святой Дух каждый обладает личным существованием, различаемым по своим свойствам, однако же, таким образом, что эти Три Ипостаси суть только один Бог. Посему очевидно: Отец не есть Сын; Сын не есть Отец; так же как Святой Дух не есть ни Отец, ни Сын. Всё же Ипостаси, сим самым различаемые, не разделяются и не смешиваются; ибо не Отец воспринял на Себя плоть, и не Святой Дух, но один только Сын36. Отец же никогда не был без Своего Сына, или Своего Святого Духа. Ибо Сии Три суть совечны и единосущны*. Среди Них нет ни первого, ни последнего; ибо Они суть все едины в истине, силе, благости и милости.
Артикул 9
«Доказательство предыдущего Артикула, касательно Триединства в одном Боге»G
Всё это мы узнаём как из свидетельств Святого Писания, так и из соответственных деяний Трёх Ипостасей, и особенно тех, кои мы постигаем в нас самих. Свидетельства Святого Писания, ведущие нас к вере в Святую Троицу, запечатлены во многих местах Ветхого Завета, которые нет необходимости упоминать все; достаточно будет выбрать по усмотрению некоторые.
В книге «Бытие» (1: 26-27) Бог говорит: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их»[6]37. Так же: «Вот, Адам стал как один из Нас»38. Из слов Божьих: «сотворим человека по образу Нашему», – становится ясно, что существует более чем одно лицо Божества; когда же Он говорит: «сотворил Бог», – это означает, что есть лишь один Бог. И истинно то, что Он не говорит, сколько Лиц существует, но что кажется несколько непонятным в Ветхом Завете, становится очень ясным в Новом Завете.
Ибо когда наш Господь крестился в реке Иордан39, голос Отца раздался, говоря: «сей есть Сын Мой Возлюбленный»; Сын был явлен в воде, и Святой Дух сошёл на Него в телесной форме голубя. Сия же форма для крещения всех верующих приписана и Христом: »…во имя Отца и Сына и Святого Духа»40. В «Евангелии от Луки» ангел Гавриил так обращается к Марии, матери нашего Господа: «Дух Святой найдёт на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся «Сыном Божьим«»[7]41. Аналогично: «Благодать Господа (нашего) Иисуса Христа, и любовь Бога (Отца), и общение Святого Духа – со всеми вами!»42. А также «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино»43. Из этих мест мы отчётливо научаемся, что в одной единственно Божественной сущности существуют Три Ипостаси. И хотя это учение намного превосходит всякое человеческое разумение, всё же, в сей жизни, мы верим оному на основе Слова Божьего, но ожидаем, дабы обладать в будущем совершенным знанием и благом оного на Небесах44.
Более того, мы должны соблюдать различение служений и действий для нас сих Трёх Ипостасей. Отец именуется «Творцом», – благодаря Своей власти45; Сын – нашим «Спасителем»и «Искупителем», – благодаря Своей Крови46; Святой Дух – «Освятителем», – благодаря Своей обители в сердцах наших47.
Сие учение о Святой Троице всегда защищалось и сохранялось в истинной Церкви с апостольских времён по наши дни, противостоя иудеям, мусульманам, выступая против лжехристиан и еретиков, таких как Маркион, Мани, Праксей, Сабеллий, Павел Самосатский, Арий и прочих, по справедливости обвинённых Святыми Отцами.
Посему, опираясь на это учение, мы с готовностью принимаем три Символа Веры, а именно: Апостольский, Никейский и Афанасьевский; равно и всё, согласное с оными и одобренное Отцами Церкви ранних веков.
Артикул 10
«Иисус Христос – истинный и вечный Бог»H
Мы верим, что Иисус Христос, согласно своей божественной природе, является единородным Сыном Божьим[8]48, рождённым от вечности49, не созданным, не сотворённым – в противном случае Он был бы творением, – но единосущным50 и совечным Отцу51, «сияние славы и образ ипостаси Его»52, и равный Ему во всём53. Он суть Сын Божий не только с того момента, когда воспринял на Себя естество наше, но от вечности54, как следующие свидетельства, сопоставляясь друг с другом, нас учат. Моисей говорит, что Бог создал мир55, а святой Иоанн замечает, что всё было создано Словом, Которое он называет Богом56; Апостол утверждает, что Бог создал мир посредством Своего Сына57, святой Павел же говорит, что Бог сотворил всё через Иисуса Христа58. Посему с необходимостью следует то, что Он, называемый «Богом», «Словом», «Сыном»и Иисусом Христом, конечно же, существовал в то время, когда всё создавалось Им59. Посему, Пророк Михей говорит: «Которого происхождение из начала, от дней вечных»60. И Он Сам мог говорить: «Истинно, истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмь»61 и молиться: «И ныне прославь Меня, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира»62. И Апостол говорит: «не имеющий ни начала дней, ни конца жизни»63. Таким образом, Он есть истинный, вечный и всемогущий Бог, Кого мы призываем, Кому поклоняемся и служим.
Сноски
a) В оригинале – 3-я и 4-я «Книги Ездры»; в славяно-русской Библии – 2-я и 3-я «Книги Ездры».
b) Дан.3: 24-90.
c) Приложения к «Книге пророка Даниила», глава 13.
d) Приложения к «Книге пророка Даниила», глава 14.
e) 3-я «Книга Маккавейская», имеющаяся в славяно-русской Библии, не была принята Западной Церковью.
E Лат.: «De Perfectione Sacrae Scripturae» («0 совершенстве Святого Писания»).
[3] [17] Рим.15:4; Ин.4:25; 2Тим.3: 15-17; 1Пет.1:1; Прит.30:5; Отк.22:18; Ин.15:15; Деян.2:27.
[18] 1Пет.4:11; 1Кор.15:2-3; 2Тим.3:14; 1Тим.1:3; 2Ин.1:10.
[19] Гал.1:8-9; 1Кор.15:2; Деян.26:22; Рим.15:4; 1Пет.4:11; 2Тим.3:14. [20] Втор.12:32; Прит.30:6; Отк.22:18; Ин.4:25. [21] Мтф.15:3, 27:5; Мрк.7:7; Ис.1:12; 1Кор.2:4. [22] Ис.1:12; Рим.3:4; 2Тим.4:3-4. [23] Пс.61:10.
* или: «безошибочным»(прим. переводчика).
[4] [24] Гап.6:16; 1Кор.3:11; 2Феc.2:2. [25] 1Ин.4:1. [26] 2Ин.1:10.
F Лат.: «De Sacrosancta Trinitate Personarum in Unica Essentia Divina» («Об Испостасях Пресвятой Троицы в единой божественной сущности»).
[5] [27] Ис.43:10. [28] 1Ин.5:7; Евр.1:3. [29] Мтф.28:19. [30] 1Кор.8:6; Кол.1:16.
[31] Ин.1:1-2; Отк.19:13; Прит.8:12. [32] Прит.8:12,22 и др. [33] Кол.1:15; Евр.1:3.
[34] Мтф.12:28. [35] Ин.15:26; Гал.4:6. [36] Фил.2:6-7; Гал.4:4; Ин.1:14.
* англ.: co-essential ; франц.: unо mêmе essence ; греч.: homousios.
G Лат.: «De Sancrosancta Trinitate Scripturae Testimonia» («О свидетельстве Писания о Пресвятой Троице»).
[6] [37] Быт.1: 26-27. [38] Быт.3:22. [39] Мтф.3: 16-17. [40] Мтф.28:19.
[7] [41] Лук.1:35. [42] 2Кор.13:13. [43] 1Ин.5:7 [?]. [44] Пс.44:9; Ис.61:1. [45] Ек.12:1,3; Мал.2:10; 1Пет.1:2.
[46] 1Пет.1:2; 1Ин.1:7, 4:14. [47] 1Кор.6:11; 1Пет.1:2; Гал.4:6; Тит.3:5; Рим.8:9; Ин.14:6.
H Лат.: «De Aeterna Deitate Filii Dei, Domini Nostri Jesu Christi» («О вечной божественности Сына Божьего, Господа нашего Иисуса Христа»).
[8] [48] Ин.1:18,49. [49] Ин.1:14; Кол.1:15. [50] Ин.10:30; Фил.2:6. [51] Ин.1:2, 17:5; Отк.1:8. [52] Евр.1:3.
[53] Фил.2:6. [54] Ин.8:23,58, 9: 35-37; Деян.8:37; Рим.9:5. [55] Быт.1:1. [56] Ин.1:3. [57] Евр.1:2.
[58] Кол.1:16. [59] Кол.1:16. [60] Мих.5:2. [61] Ин.8:58. [62] Ин.17:5. [63] Евр.7:3.