Минск, Багратиона, 30. Мы в самоизоляции. Проповеди на сайте и в Youtube

Бельгийское исповедание, часть 3

Артикул 11

«Святой Дух – истинный и вечный Бог»I

Мы верим и исповедуем также то, что Святой Дух от вечности исходит от Отца[9]64 и Сына65. Он не был создан, ни сотворён, ни рождён, но единственно исходит от Обоих. Согласно этому порядку, Он является Третьей Ипостасью Святой Троицы, имеющим одну и ту же сущность, величие и славу с Отцом и Сыном; и посему суть истинный и вечный Бог, как учит нас Святое Писание66.

Артикул 12

«О сотворении»J

Мы верим, что Отец посредством Слова, то есть посредством Своего Сына, сотворил из ничего Небо и Землю, и все творения в то время, когда сие заблагорассудилось Ему[10]67, и дал каждому творению свою сущность, образ и вид, и положил каждому свою особенную задачу для служения своему Творцу. Мы верим, что Он также продолжает заботиться и управлять ими, согласно Своему извечному провидению и бесконечной власти68 для служения человечеству69, чтобы, в свою очередь, человек мог служить своему Богу70. Он также сотворил добрых ангелов71, чтобы они были Его посланниками72 и служителями Его Избраннику73. Некоторые из них пали с высот того положения, для которого Бог создал их, в вечное проклятие74, но другие, Божьей благодатью, устояли и пребывают в своём прежнем положении75. Демоны или злые духи настолько извращены, что являются врагами Божьими и всего, что есть доброе. Со всею своею силою они возводят ложь в ожидании уничтожить Церковь76 и всех её членов и разрушить своими кознями, что бы то ни было77, и посему из-за своей злобы они приговорены к вечному осуждению, ежедневно ожидая своих ужасных мучений78. Посему мы отвергаем и ненавидим заблуждения саддукеев, которые отрицали существование духов и ангелов79; а также тех манихеев, которые утверждали, что демоны имеют своё собственное происхождение, и что они злы по своей природе, а не развратились.

Артикул 13

«О божественном Провидении»

Мы верим, что Бог после того, как сотворил всё, не покинул творение или не оставил оное на произвол судьбы или случайности, но властвует и управляет им по Своей святой воле[11]80 так, что ничто в этом мире не происходит вне Его установления81. И всё же, Бог не является автором совершённых грехов и не может быть обвинён в оных. Ибо сила Его и благость настолько велики и непостижимы, что Он устанавливает порядок вещей и исполняет Свои действия в высшей степени превосходно и справедливо даже тогда, когда Диавол и нечестивцы поступают по несправедливости82. То же, что Он соделывает превосходящим человеческое разумение и подробнее, чем позволяет нам то наша способность, мы и не будем любознательно исследовать; но с величайшим смирением и благоговением преклонимся пред праведными Божьими судами, которые сокрыты от нас, довольствуясь тем, что мы – Христовы ученики, дабы изучать только то, что Он явил в Своём Слове, не преступая сих пределов. Это учение доставляет нам неизречённое утешение, поелику мы научаемся оным, что ничего не может постигнуть нас случайно. Всё происходит согласно распоряжению нашего в высшей степени благостного и небесного Отца, Который охраняет нас отеческой заботой, держа всё творение в Своей власти[12]83 так, что ни волосы с нашей головы (ибо все они сочтены), ни воробей* не упадет на землю без воли Отца нашего[13]84. Ему мы всецело доверяем, будучи уверены, что сим Он обуздывает Диавола и всех наших врагов так, что без воли и разрешения Его они не могут повредить нам.Посему мы отвергаем проклятое заблуждение эпикурейцев, которые говорят, что Бог ни к чему не проявляет внимания, но предаёт всё творение власти случая.

Артикул 14

«О сотворении и падении человека, и Его неспособности совершать то, что суть истинное добро»K

Мы верим, что Бог сотворил человека из праха земного, соделал и образовал его по Своему собственному образу и подобию85, – благим, праведным, святым и способным во всём принимать решения в согласии с Божьей волей86. Но он ни уразумел того, что находится в чести, ни познал своего превосходства87, но упорно покорял себя греху и, следовательно, смерти и проклятию, прислушиваясь к словам Диавола88. Ибо заповедь жизни, которую он получил, он нарушил89; и грехом отделил себя от Бога, Который был его истинной жизнью90, развратив всё своё естество91, посредством чего он соделался подверженным плотской и духовной смерти92. И став сим образом злым, порочным и развращённым во всех путях своих, он потерял все свои превосходные дары, полученные от Бога93, сохранив лишь некоторый остаток оных94, который, впрочем, достаточен, чтобы оставить человека без извинения95. Ибо весь свет в нём превращается во тьму96, как и Святое Писание учит нас: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его»97, – где святой Иоанн называет людей «тьмой».

Поэтому мы отвергаем всё, что учит противно этому, касательно свободной воли человека, так как человек суть лишь раб греха 98, и не имеет ничего, пока не будет дано ему свыше99. Ибо кто посмеет хвалиться тем, что он сам по себе может творить какое-либо добро, когда Христос говорит: «никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня»100? Будет ли гордиться своей собственной волей тот, кто понимает, что означает сие: «плотские помышления суть вражда против Бога»101? Кто может говорить о своём знании, когда «душевный человек не принимает того, что от Духа Божьего»102? Короче, кто осмелится предлагать какую-либо мысль, когда он знает, что «не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога»103? Посему то, что говорит Апостол должно справедливо оставаться несомненным и твёрдым: «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению»104. Ибо нет ни воли, ни разумения, соответствующего божественной воле и разумению, за исключением того, что Христос производит в человеке, как Он Сам учит нас, когда говорит: «без Меня не можете делать ничего»105.

Артикул 15

«О первородном грехе»

Мы верим, что через непослушание Адама первородный грех распространился на весь человеческий род[14]106. Сей грех есть извращение всей природы человека и наследственная порча, которой заражены даже сами младенцы, когда они находятся ещё только в материнской утробе107, он производит в человеке всякого вида грех, будучи сам в нём корнем оного108. Посему сие выглядит столь вероломно и презрительно в глазах Божьих, что достаточно для обвинения рода человеческого109. Этот грех не уничтожается никаким средством, ни искореняется даже крещением; ибо грех постоянно происходит из этого горестного источника, подобно как вода из ключа. Несмотря на всё это, первородный грех не вменяется детям Божьим, служа как бы их осуждению, но благодатью и милостью Божьей прощается им. Это не означает, что верующие могут спокойно спать в своих грехах, но что чувство этой развращённости заставляло бы их часто рыдать в страстном ожидании быть избавленными от сего смертного тела110. В этом отношении, мы отвергаем заблуждение пелагиан, которые полагают, что грех является только подражательным.

 

Сноски

I Лат.: «De Persona et Aeterna Deitate Spiritus Sancti» («О личности и вечной божественности Святого Духа»).

[9] [64] Пс.32:6-7. [65] Гал.4:6; Рим.8:9; Ин.14:16.

[66] Быт.1:2; Ис.48:16, 51:1; Деян.5:3-4, 28:25; 1Кор.3:16, 6:19; Пс.138:7.

J Лат.: «De Creatione Mundi, et de Angelis» («О сотворении мира и об ангелах»).

[10] [67] Быт.1:1; Ис.40:26; Евр.3:4; Отк.4:11; 1Кор.8:6; Ин.1:3; Кол.1:16. [68] Евр.1:3; Пс.103:10 и далее; Деян.17:25.

[69] 1Тим.4:3-4; Быт.1: 29-30; Быт.9:2-3; Пс.103: 14-15. [70] Кор.3:22, 6:20; Мтф.4:10. [71] Кол.1:16.

[72] Пс.33:8, 102:20, 148:2. [73] Евр.1:14; Пс.33:8. [74] Ин.8:44; 2Пет.2:4; Лук.8:31; Иуд.1:6. [75] Мтф.25:31.

[76] 2Пет.5:8; Иов.1:7. [77] Быт.3:1; Мтф.13:25; 2Кор.2:11, 11:3,14. [78] Мтф.25:41; Лук.8: 30-31. [79] Деян.23:8.

[11] [80] Ин.5:17; Евр.1:3; Прит.16:4; Пс.103:9 и далее; Пс.139:2 и далее.

[81] Иак.4:5; Иов.1:21; 3Цар.22:20,34,38; Деян.4:28; 1Цар.2:25; Пс.44:8, 74:8-9, 104:25, 113:11; Ам.3:16; Втор.19:5; Прит.16:4, 21:1; Ис.10:5-7; 2Фес.2:11; Иез.14:9; Рим.1:28; Быт.27:20, 45:8, 50:20; 2Цар.16:10; Ис.45:7; Плач.3: 37-38; Исх.21:13.

[82] Мтф.8: 31-32; Ин.3:8.

[12] [83] Рим.11: 33-34.

* В Синодальном переводе: «малая птица».

[13] [84] Мтф.10: 29-30.

K Лат.: «De Hominis Creatione, Lapsu et Corruptione» («О сотворении, падении и испорченности человека»).

[85] Быт.1:26; Екк.7:29; Еф.4:24. [86] Быт.1:31; Еф.4:24. [87] Пс.48:21; Ис.59:2. [88] Быт.3:6,17.

[89] Быт.1:3,7. [90] Ис.59:2. [91] Еф.4:18. [92] Рим.5:12; Быт.2:17, 3:19. [93] Рим.3:10 и далее.

[94] Деян.14: 16-17, 27:27. [95] Рим.1: 20-21; Деян.27:27. [96] Еф.5:8; Мтф.6:23. [97] Ин.1:5.

[98] Ис.26:12; Пс.93:11; Ин.8:34; Рим.6:17, 7:5,17. [99] Ин.3:27. [100] Ин.3:27, 6:44,65. [101] Рим.8:7.

[102] 1Кор.2:14; Пс.93:11. [103] 2Кор.3:5. [104] Фил.2:13. [105] Ин.15:5.

[14] [106] Рим.5: 12-13; Пс.50:7; Рим.3:10; Быт.6:3; Ин.3:6; Иов.14:4. [107] Ис.48:8; Рим.5:14.

[108] Гал.5:19; Рим.7:8,10,13, 17-18,20,23. [109] Еф.2:3,5. [110] Рим.7:18,24.