Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Бельгийское исповедание, часть 5

Артикул 21

«О жертве умилостивления Христа, – нашего единственного Первосвященника»Q

Мы верим, что Иисус Христос был клятвенно засвидетельствован в Своём вечном Первосвященстве по чину Мелхиседека[21]139. Он явил Себя вместо нас пред Отцом, чтобы умирить Его гнев Своим полным удовлетворением140, принеся Себя Самого на древе Креста в жертву и пролив Свою драгоценную Кровь, дабы смыть наши грехи, как предрекали пророки. Ибо написано: «Наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились… как агнец пред стригущим его был безгласен… и к злодеям причтён был…»141. Он был осуждён, как преступник, Понтием Пилатом, хотя тот первый заявил о Его невиновности142, посему Он чего «не отнимал, то должен отдать»143 и пострадал как «праведник за неправедных»144, а также телесно и душевно, ощущая ужасное наказание, производимое нашими грехами настолько, что «был пот Его, как капли крови, падающие на землю»145. Наконец, Он воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?»146. Всё сие Он перенёс ради прощения грехов наших. Посему мы верно рассудили вместе со святым Павлом «быть… незнающими ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого»147, и всё «почитать тщетою ради превосходства познания Иисуса Христа Господа нашего»148, в чьих ранах мы обретаем полный покой. И нет необходимости искать или изобретать какие-либо иные средства для примирения с Богом, кроме этой единственной Жертвы, однажды принесённой, коей верующие становятся совершенными навеки149. Также и по этой причине Ангел Божий назвал Его иисусом, то есть спасителем: «Ибо Он спасёт людей Своих от грехов их»150.

Артикул 22

«О нашем оправдании через веру во Христа»R

Мы верим, что Святой Дух возжигает в сердцах наших истинную веру, дабы мы достигли правильного знания о сей величайшей тайне, и сия вера принимает Иисуса Христа со всеми Его заслугами, присваивает Его нам[22]151 и не устремляется к чему-либо вне Его Самого152. Ибо необходимо напрашивается вывод: или всё, в чём мы нуждаемся для своего спасения, не содержится во Христе, или, если всё это – в Нём, каждый, обретший Христа верой, уже полностью спасён в Нём153. Посему чудовищным богохульством для любого человека является утверждение, что Христос недостаточен для спасения, но необходимо ещё что-то вне Его Самого; ибо отсюда следует, что Христос был лишь наполовину Спасителем.

Посему мы верно говорим вместе со святым апостолом Павлом, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона»154. Вместе с тем, точнее говоря, мы не имеем в виду то, что вера, как таковая, оправдывает нас, ибо вера является лишь орудием, с помощью которого мы принимаем Христа – нашу Праведность. И лишь Иисус Христос, вменяя нам все Свои заслуги и столько добрых дел, сколько Он совершал ради и вместо нас, суть наша Праведность155. Вера же – орудие, которое удерживает нас с Ним, как причастников всех Его благословений, которые, когда становятся нашими, являются более чем достаточными, чтобы освободить нас от грехов наших.

Артикул 23

«Наше оправдание заключается в прощении грехов и вменении Христовой праведности»S

Мы верим, что наше спасение заключается в прощении грехов наших ради Иисуса Христа, и в этом же состоит наша праведность пред Богом, как учат нас Давид и святой Павел, заявляя, что блажен человек, которого Бог сочтёт праведным вне дел[23]156. И тот же самый Апостол говорит, что мы получаем «оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе»157. Посему мы всегда твердо стоим на этом основании, отдавая всю славу Богу158, смиряясь пред Ним и признавая себя теми, кто мы в действительности есть. Мы не осмеливаемся доверять чему-то в самих себе, или каким-либо своим заслугам159, но полагаемся и основываемся единственно на послушании Христа распятого160; Его послушание становится нашим, когда мы верим в Него161. Этого достаточно, чтобы покрыть все наши беззакония и дать нам уверенность в доступе к Богу, освобождая нашу совесть от страха, ужаса и опасений162таким образом, что мы не следуем примеру нашего праотца Адама, который в смятении пытался укрыть себя смоковным листом163. Ибо воистину, если бы нам пришлось предстать пред Богом, будь то даже на краткий миг, полагаясь на нас самих или же на иное какое творение, (о, ужас!) мы были бы уничтожены164. Посему всякий должен молиться вместе с Давидом: «Не входи в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих»165.

Артикул 24

«Об освящении человека и добрых делах»

Мы верим, что сия истинная вера, производимая в человеке через слышание Слова Божьего и действие Духа Святого[24]166, возрождает его и творит в нём нового человека, являясь причиной того, что он живёт новой жизнью167 и освобождая его от рабства греха168. Посему слишком далеко от истины то, что сия оправдывающая вера делает человека нерадивым в провождении жизни набожной и святой169, но, напротив, без неё никто не совершил бы чего-либо ради любви к Богу, но лишь из самолюбия или страха пред осуждением. Поэтому невозможно, что сия святая вера может быть бесплодной в человеке; поелику мы говорим не о пустой вере170, но о той, которую Писание называет «верой, действующей любовью»171. Сия вера побуждает человека к совершению тех дел, которые Бог заповедал в Своём Слове. Эти дела, поелику происходят из благого корня веры, суть благи и приемлемы в глазах Божьих, ибо освящены Его благодатью. Тем не менее, они незначительны в отношении нашего оправдания172. Ибо мы оправдываемся верою во Христа, и даже ранее, чем совершаем добрые дела173, иначе они могли бы быть добрыми делами не более чем плод дерева, могущий быть плодоносным, покуда само дерево плодоносно174.

Посему мы совершаем добрые дела, но не ради заслуги от оных [ибо чего могли бы мы заслужить?], – нет. Мы обязаны Богу за те добрые дела, которые мы делаем, а не Он нам175, ибо Он «производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению»176. Давайте же посему постоянно помнить написанное: «так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «Мы – рабы, ничего нестоящие, – потому что сделали, что должны были сделать«»177!

В то же самое время, мы не отрицаем, что Бог вознаграждает добрые дела. Но делает Он это по Своей благодати, венчающей Его дары[25]178. Более того, хотя мы совершаем добрые дела, мы не основываем наше спасение на оных179; ибо мы не можем совершить какого-либо дела, за исключением того, что загрязнено нашей плотью, а также – заслуживает наказания180. Даже если бы мы могли исполнить такие дела, памятования о единственном грехе достаточно, чтобы подвигнуть Бога и отвергнуть оные. Тем самым, скорее, мы оказались бы вечно в сомнении, шатаниях и вне всякой уверенности, и наши бедные совести постоянно мучились, если бы не полагались на заслугу смерти и страдания нашего Спасителя181.

Артикул 25

«Об упразднении церемониального закона»T

Мы верим, что обряды и символы Закона прекратились с приходом Христа[26]182, и что все прообразы исполнились; посему использование их должно быть отменено среди христиан183. Однако истина и сущность оных остаются с нами в Иисусе Христе, в Котором они имеют своё завершение. В то же самое время, мы со всякой честью всё ещё используем свидетельства, взятые из Закона и Пророков, чтобы утверждать нас в евангельском учении184, и соразмерять жизнь нашу в согласии с Божьей волей и к Его славе.

 

Сноски

Q Лат.: «De Satisfactione Christi pro Peccatis Nostris» («Об удовлетворении Христа за наши грехи»).

[21] [139] Пс.109:4; Евр.5:10.

[140] Кол.1:14, 2:14; Рим.3:24, 5:8-9, 8:2; Евр.2:17, 9:14; Ин.3:16, 15:3; Деян.2:24, 13:28; 1Тим.2:6.

[141] Ис.53:5,7,12. [142] Лук.23:22,24; Деян.13:28; Пс.21:17; Ин.18:38; Пс.68:5; 1Пет.3:18.

[143] Пс.68:5. [144] 1Пет.3:18. [145] Лук.22:44. [146] Пс.21:2; Мтф.27:46. [147] 1Кор.2:2.

[148] Фил.3:8. [149] Евр.9: 25-26, 10:14. [150] Мтф.1:21; Деян.4:12.

R Лат.: «De Fide Justificante, et De Justificatione Fidei» («Об оправдывающей вере и оправдании через веру»).

[22] [151] Еф.3: 16-17; Пс.50:14; Еф.1: 17-18; 1Кор.2:12.

[152] 1Кор.2:2; Деян.4:12; Гал.2:21; Иер.23:6; 1Кор.1:30; Иер.31:10.

[153] Мтф.1:21; Рим.3:27, 8:1,33. [154] Рим.3:27; Гал.2:6; 1Пет.1:4-5; Рим.10:4.

[155] Иер.23:6; 1Кор.1:30; 2Тим.1:2,9; Лук.1:77; Рим.3: 24-25, 4:5; Пс.31:1-2; Фил.3:9; Тит.3:5.

S Лат.: «De Justita Nostra Qua Coram Deo Consistimus»().

[23] [156] Лук.1:77; Кол.1:14; Пс.31:1-2; Рим.4:6-7. [157] Рим.3: 23-24; Деян.4:12. [158] Пс.113:9; 1Кор.4:7; Рим.4:2.

[159] 1Kop.4:7; Рим.4:2; 1Кор.1:29,31. [160] Рим.5:19. [161] Евр.11:6-7; Еф.2:8; 2Кор.5:19; 1Тим.2:6.

[162] Рим.5:1; Еф.3:12; 1Ин.2:1. [163] Быт.3:7. [164] Ис.33:14; Втор.27:26; Иак.2:10.

[165] Пс.129:3, 142:2; Мтф.28: 23-26; Лук.16:15.

[24] [166] 1Пет.1:23; Рим.10:17; Ин.5:24. [167] 1Фес.1:5; Рим.8:15; Ин.6:29; Кол.2:12; Фил.1:1,29; Еф.2:8.

[168] Дeян.15:9; Рим.6:4,22; Тит.2:12; Ин.8:36. [169] Тит.2:12. [170] Тит.3:8; Ин.15:5; Евр.11:6; 1Тим.1:5.

[171] 1Тим.1:5; Гал.5:6; Тит.3:8. [172] 2Тим.1:9; Рим.9:32; Тит.3:5. [173] Рим.4:4; Быт.4:4.

[174] Евр.11:6; Рим.14:23; Быт.4:4; Мтф.7:17. [175] 1Кор.4:7; Ис.26:12; Гал.3:5; 1Фес.2:13.

[176] Фил.2:13. [177] Лук.17:10.

[25] [178] Мтф.10:42, 25: 34-35; Отк.2:11, 3:12,21; Рим.2:6, 11:6; 2Ин.8. [179] Еф.2:9-10.

[180] Ис.64:6. [181] Ис.28:16; Рим.10:11; Авв.2:4.

T Лат.: «De Abrogatione Legis Ceremonialis, et De Convenienta vet N. Testamenti» («Об отмене церемониального закона»).

[26] [182] Рим.10:4. [183] Гал.3:1, 4: 10-11, 5:2-4; Кол.2: 16-17. [184] 2Пет.1:19.