Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Бельгийское исповедание, часть 6

Артикул 26

«Ходатайство Христа»

Мы верим, что у нас нет иного доступа к Богу, чтобы спастись, разве что только посредством единственного Посредника и Заступника – Иисуса Христа, Праведника[27]185. Для этого Он стал Человеком, соединив в одной Личности божественную и человеческую природы, дабы мы, люди, могли бы иметь доступ к божественному Величеству, и не оставались бы, в противном случае, ограждёнными. Однако этот Посредник, Которого Отец поставил между Собой и нами, не должен никоим образом пугать Своим величием или заставлять нас искать иного согласно нашему воображению 186. Ибо нет никакой твари, будь то на Небе или на Земле, которое любило бы нас более, нежели Иисус Христос187, Который, «будучи образом Божьим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» – ради нас188, и сподобился во всём братьям Своим189. Посему если бы нам пришлось искать иного Ходатая, который был бы тронут нами, то разве могли бы мы найти кого-либо любящего нас более, нежели Он, отдавший Свою жизнь за нас, когда мы ещё были врагами Его190? И если мы ищем иного, имеющего власть и силу, то кто имеет оные, как не Он, Который «сидит одесную Бога»* и Кому «дана всякая власть на Небе и на Земле»[28]191? Более того, кто будет услышан Отцом скорее, как не собственный возлюбленный Сын Божий?

Посему было признаком неверия вводить обряды почитания святых, обычаи более порочащие святых, нежели дающие честь им, делая то, что они сами никогда ни совершали, ни требовали от других, но, напротив, они твёрдо отказывались от подобной чести по своему долгу, как явствует из их писаний192. Никто не должен здесь ссылаться на наше недостоинство; поелику смысл явствует в том, что нам следует возносить молитвы Богу не по причине нашего собственного достоинства, но исключительно по причине превосходства и достоинства нашего Господа Иисуса Христа[29]193, чья праведность становится нашей – по вере.

Посему Апостол, дабы удалить прочь от нас это безумие или (точнее: неверие) справедливо говорит нам, что Христос «должен был во всём уподобиться братьям, чтоб быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь»194. Более того, дабы ободрить нас пред Ним, Он говорит: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего Небеса, Иисуса Христа – Сына Божьего, будем твёрдо держаться исповедания нашего. Ибо имеем не такого Первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха»195. Тот же Апостол говорит: «Итак братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа… да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» и т.д.196 Так же: «А сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них»197. Что же нужно ещё? Ведь сам Христос говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня»198. Для чего же искать нам иного заступника199? Богу было угодно даровать нам Своего собственного Сына в качестве Заступника200. Давайте же не будем оставлять Его, чтобы прилепляться к иному, или, скорее, стремиться к этому, поелику не можем обрести такового. Ибо когда Бог даровал Его нам, Он очень хорошо знал, что мы – грешники.

Посему, согласно с заповедью Христовой, мы посредством Христа, нашего Посредника, призываем Небесного Отца, как учит нас тому молитва Господня201; будучи уверенными в том, что нам гарантировано всё, чего мы ни попросим у Отца во Имя Его202.

Артикул 27

«О Вселенской христианской Церкви»

Мы верим и исповедуем, что существует единая Вселенская (или: Кафолическая) Церковь[30]203, являющаяся святой общиной и собранием истинно верующих христиан, ожидающих своего полного спасения в Иисусе Христе, омытых Его Кровью и освящённых и запечатлённых Святым Духом.

Эта Церковь существует от сотворения Мира, и будет существовать до конца оного204, что очевидно из того, что Христос, являющийся вечным Царём, не может царствовать без подданных205. Эта Святая Церковь оберегается Богом от ненависти всего Мира206, хотя на время она может казаться весьма малой и словно бы исчезнувшей в глазах человеческих207. Так во время грозного царствования Ахава Господь «соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом»208. Кроме того, эта Святая Церковь не замкнута, связана или ограничена каким-либо определённым местом или группой лиц, но распространяется и расширяется по всему миру; и всё же она волей и сердцем объединяет и соединяет людей209 в одном и том же Духе силой веры210.

Артикул 28

«Обязанность каждого – присоединиться к истинной Церкви»U

Мы верим, что поелику эта святая община является собранием спасённых и вне её нет спасения[31]211, то никто не должен удалятся от неё, чтобы жить самому по себе, вне зависимости от своего общественного положения и веса[32]212. Но все люди обязаны соединиться с Церковью, поддерживая единство Церкви213, подчиняясь учению и дисциплине оной, согнув свои шеи под игом Иисуса Христа 214 и служа в назидание братьям и сёстрам, согласно тому дару, который, как члену единого Тела, Бог уделил ему215. Чтобы более действенно соблюдать всё сие, долг каждого верующего – по Слову Божьему – отдаляться от тех, кто не принадлежит Церкви216, и присоединяться к сему собранию, где бы Бог ни основал его217, даже если начальствующие и эдикты государей препятствуют этому и им грозит смерть или физическое наказание218.

Посему всякий, кто отделяется от Церкви или не присоединяется к ней, поступает так против установления Божьего.

Артикул 29

«О признаках истинной Церкви, и в чём она отличается от ложной церкви»V

Мы верим, что нам необходимо старательно и очень тщательно различать с помощью Слова Божьего, что есть истинная Церковь, поскольку все секты этого мира, присваивают себе имя Церкви. Однако мы не говорим здесь об обществе лицемеров, примешивающихся к Церкви вместе с добрыми христианами, однако не действительно входящих в Церковь, хотя внешне и пребывающих в ней[33]219. Но мы говорим, что Тело и общение истинной Церкви должно различаться от всех сект, именующих себя «Церковью».

Признаки, по которым узнаются истинная Церковь, суть следующие: проповедуется ли в оной чистая евангельская доктрина220; утверждает ли она правильное преподание Таинств – согласно Христову установлению221; употребляется ли дисциплина церковная для наказания греха222. Короче, управляется ли всё по чистому Слову Божьему; отвергается ли всё, противоречащее ему223; и признаётся ли Иисус Христос как единственный Глава Церкви224. Этим самым истинная Церковь может быть с уверенностью распознана, и никто не имеет права оставлять её. Касательно же тех, кто суть члены Церкви, то они могут быть узнаны согласно признакам христиан, а именно – по вере225: они принимают Иисуса Христа как единственного Спасителя226; удаляются от греха и прилепляются к праведности227; любят истинного Бога и своего ближнего; не уклоняются ни направо, ни налево; и распинают свою плоть с её похотями228. Однако это не должно пониматься так, словно в них не остаётся никакой немощи; но они борются с ней день и ночь – благодатью Святого Духа229, постоянно находя себе убежище в Крови, смерти, страдании и послушании нашего Господа Иисуса Христа, в Котором они имеют прощение грехов по вере в Него230.

Что касается ложной Церкви, она приписывает больше власти и авторитета самой себе и своим установлениям, нежели Слову Божьему231, и не желает покориться игу Христа232. Она не преподаёт Таинства так, как установлено Христом в Его Слове, но прибавляет к ним и убавляет от них то, что сочтёт нужным. Она полагается больше на людей, чем на Христа, и преследует живущих свято по Слову Божьему233 и обличающих её в заблуждениях, алчности и идолопоклонстве234. Сии две Церкви легко распознаются и различаются друг от друга.

Артикул 30

«О церковном управлении и служении»W

Мы верим, что сия истинная Церковь должна управляться духовным порядком, которому она научена нашим Господом в Его Слове; а именно, что она должна иметь Служителей или Пасторов для проповедования Слова Божьего и совершения Таинств[34]235; также должны быть Пресвитеры и Диаконы, совместно с Пасторами образовывающими Совет Церкви236. Сим истинная религия сохраняется, а чистое учение повсюду распространяется; порочные наказываются и обуздываются духовным оружием237, а бедные и обиженные имеют помощь и утешение в соответствии со своими нуждами.

Когда верные люди избираются в согласии с правилом, предписанным святым Павлом Тимофею, то с их помощью в Церкви воцарятся добрый порядок и благопристойность238.

 

Сноски

[27] [185] 1Тим.2:5; 1Ин.2:1; Рим.8:33. [186] Ос.13:9; Иер.2:13,33. [187] Ин.10:11; 1Ин.4:10; Рим.5:8; Еф.3:19; Ин.15:13.

[188] Фил.2:7. [189] Евр.2:17. [190] Рим.5:8,10.

* В оригинале: «Своего Отца» (прим. переводчика).

[28] [191] Мрк.16:19; Кол.3:1; Рим.8:33; Мтф.11:27, 28:18. [192] Деян.10:26, 14:15.

[29] [193] Дан.9: 17-18; Ин.16:23; Еф.3:12; Деян.4:12; 1Кор.1:31; Еф.2:18. [194] Евр.2: 17-18. [195] Евр.4: 14-16.

[196] Евр.10:19,22. [197] Евр.7: 24-25. [198] Ин.14:6. [199] Пс.43:22. [200] 1Тим.2:5; 1Ин.2:1; Рим.8:33.

[201] Лук.11:2. [202] Ин.4:17, 14:13, 16:23.

[30] [203] Ис.2:2; Пс.45:6, 101:15; Иер.13:6. [204] Mтф.28:20; 2Цар.7:16. [205] Лук.1: 32-33; Пс.88: 37-38, 109:2,4.

[206] Мтф.16:18; Ин.16:33; Быт.22:17; 2Тим.2:19. [207] Лук.12:32, 22:21; Ис.1:9; 0тк.12:6,14; Мтф.16:18.

[208] Рим.12:4, 11:2,4; 3Цар.17:18; Ис.1:9; Рим.9:29. [209] Деян.4:32. [210] Еф.4:3-4.

U Лат.: «De Communione Sanctorum Cum Vera Ecclesia» («Об общении святых в истинной Церкви»).

[31] [211] 1Пет.3:20; Иоил.2:32.

[32] [212] Деян.2:40; Ис.52:11. [213] Пс.21:24; Еф.4:3,12; Евр.2:12. [214] Пс.2: 10-12; Мтф.11:29.

[215] Еф.4:12,16; 1Кор.12:12 и далее. [216] Деян.2:40; Ис.52:11; 2Кор.6:17; Отк.18:4.

[217] Мтф.12:30, 24:28; Ис.49:22; Отк.17:14. [218] Дан.3: 17-18, 6:8-10; Отк.14:14; Деян.4:17,19, 17:7, 18:13.

V Лат.: «De Notis Verae Ecclesiae» («0 признаках истинной Церкви»).

[33] [219] Мтф.13:22; 2Тим.2: 18-20; Рим.9:16. [220] Ин.10:27; Еф.2:20; Деян.17: 11-12; Кол.1:23; Ин.8:47.

[221] Мтф.28:19; Лук.22:19 и далее; 1Кор.11:23 и далее. [222] Мтф.18: 15-18; 2Фес.3: 14-15.

[223] Мтф.28:2; Гал.1:6-8. [224] Еф.1: 22-23; Ин.10:4-5,14. [225] Еф.1:13; Ин.17:20. [226] 1Ин.4:2.

[227] 1Ин.3:8-10. [228] Рим.6:2; Гал.5:24. [229] Рим.7:6-17 и далее; Гал.5:17. [230] Кол.1:14.

[231] Кол.2: 18-19. [232] Пс.2:3. [233] Отк.12:4; Ин.16:2. [234] Отк.17:3-4,6.

W Лат.: «De Regimine Ecclesiae» («0 церковном порядке»).

[34] [235] Еф.4:11; 1Кор.4:1-2; 2Кор.5:20; Ин.20:23; Деян.26: 17-18; Лук.10:16. [236] Деян.6:3, 14:23.

[237] Мтф.18:17; 1Кор.5:4-5. [238] 1Тим.3:1 и далее; Тит.1:5 и далее.