Минск, Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

С 1 по 10 неделю. Вопросы 1-28.

Воскресенье 1

1. Каково твое единственное утешение в жизни и в смерти?

Ответ: Душою и телом, в жизни и в смерти, я принадлежу не себе, но истинному Господу и Хранителю моему Иисусу Христу, Который драгоценной Кровью Своей сполна заплатив за все грехи мои, избавил меня от власти дьявола, и хранит меня так, что ни один волос с головы моей не упадет без воли Отца моего Небесного. Он делает так, что все в мире служит моему спасению. Духом Своим Он придает мне уверенность в вечной жизни и приготовляет к тому, чтобы я жил только для Него.

2. Что необходимо тебе знать, чтобы счастливо жить и умереть, наслаждаясь этим утешением?

Ответ: Во-первых, как велики мои грехи и мое несчастье. Во-вторых, как мне избавиться от всякого греха и несчастья. В-третьих, как мне надлежит благодарить Бога за сие избавление.

Воскресенье 2

3. Откуда знаешь ты о своем несчастье?

Ответ: из Закона Божия.

4. Что требует от нас Закон Божий?

Ответ: То, чему вкратце учит нас Христос, Мф.22: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всеми силами твоими. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь Закон и Пророки.

5. Можешь ли ты соблюсти все это в совершенстве?

Ответ: Нет. Ибо по природе я склонен ненавидеть Бога и ближнего.

Воскресенье 3

6. Неужели Бог создал человека столь злым и испорченным?

Ответ: Ни в коем случае. Наоборот, Бог создал его благим по образу Своему, то есть наделенным истинной праведностью и святостью. Так, чтобы человек правильно познавал Бога, своего Создателя, любил Его всею душою и вечно жил с Ним в блаженстве, прославляя и восхваляя Его.

7. Откуда же происходит порочность человеческой природы?

Ответ: От падения и непослушания прародителей, Адама и Евы. Из-за этого природа наша настолько испортилась, что все мы оказываемся зачатыми и рожденными во грехе.

8. Так ли мы испорчены, что совершенно непригодны творить добро и склонны ко всякому пороку?

Ответ: Безусловно, если не возродимся Духом Святым.

Воскресенье 4

9. Разве Бог не оказывается несправедливым к человеку, требуя от него в Законе того, что тот не может исполнить?

Ответ: Никак, ибо Бог создал человека таким, что он мог это исполнить. Однако человек, по наущению дьявола и собственной гордыне, лишил этого дара себя и все свое потомство.

10. Оставляет ли Бог человеческую гордыню и отступничество безнаказанными?

Ответ: Наоборот, Он страшно прогневан как врожденными нашими грехами, так и теми, что мы творим сами, и наказывает за них по Своему праведному суду временной и вечной карой. Он Сам сказал: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона.

11. Разве Бог не милостив?

Ответ: Он милостив, но так, что одновременно и справедлив. Посему Его справедливость требует, чтобы все совершенное против Его высочайшего величия заглаживалось самой суровой, а именно, вечной карой души и тела.

Воскресенье 5

12. Поскольку по справедливому суду Божию мы подлежим временным и вечным карам, то остался ли у нас какой-либо способ избавиться от этих наказаний и примириться с Богом?

Ответ: Бог желает, чтобы Его справедливость получила удовлетворение. Поэтому необходимо, чтобы либо мы сами, либо кто-то другой за нас принес это удовлетворение.

13. Можем ли мы сами принести это удовлетворение?

Ответ: Никоим образом. Напротив, мы ежедневно увеличиваем наш долг.

14. Может ли какая-либо тварь, на земле или на небе, которая, однако, не более, чем творение, принести за нас это удовлетворение?

Ответ: Нет, ибо, во-первых, Бог не желает прилагать грехи человека к другому творению; во-вторых, то, что является лишь тварью, не может вынести гнев Божий за грех и избавить от этого гнева других.

15. Какого же Посредника и Избавителя следует нам искать?

Ответ: Такого, кто, будучи воистину человеком и притом совершенно праведным, все-таки был бы могущественнее всех творений, то есть Того, Кто, будучи человеком, одновременно является и истинным Богом.

Воскресенье 6

16. Почему Ему необходимо быть истинным человеком и притом совершенно праведным?

Ответ: Потому что справедливость Божия требует, чтобы за грех заплатила та же человеческая природа, которая и совершила грех. Тот же, кто грешен сам, не может заплатить за грехи других.

17. Почему необходимо, чтобы Он также был истинным Богом?

Ответ: Чтобы силою Своего божества Он во плоти Своей мог вынести бремя гнева Божия и вернуть нам утраченную жизнь и праведность.

18. Кто же тот Посредник, Который одновременно и истинный Бог, и истинный, совершенно праведный человек?

Ответ: Господь наш Иисус Христос, сделавшийся для нас от Бога премудростью, праведностью, освящением и искуплением.

19. Откуда ты это знаешь?

Ответ: Из Евангелия, которое Бог сначала явил в раю, затем провозгласил через Патриархов и Пророков, предызобразил в жертвоприношениях и прочих обрядах Закона, и до конца исполнил в Сыне Своем Единородном.

Воскресенье 7

20. Всем ли людям, погибшим в Адаме, дается спасение во Христе?

Ответ: Не всем, но лишь тем, кто привит к Нему истинной верой и принимает все Его благодеяния.

21. Что же такое истинная вера?

Ответ: Она – не только твердое знание, коим я безусловно соглашаюсь со всем, что открыл нам Бог в Своем Слове, но и стойкое упование, которое Дух Святой через Евангелие возжег в моем сердце. Поэтому я успокаиваюсь в Боге, будучи уверен в том, что не только другим, но также и мне дарованы отпущение грехов, вечная праведность и жизнь. И все это – даром, по милосердию Божию, только ради заслуг Христовых.

22. Во что же необходимо верить христианину?

Ответ: Во все, что обещается нам в Евангелии и кратко излагается в Апостольском Символе Веры, то есть в догматы вселенской и неоспоримой веры всех христиан.

23. В чем же состоит этот Символ?

Ответ: Верую в Бога Отца всемогущего, Творца неба и земли.

И во Иисуса Христа, Сына Его единородного, Господа нашего; зачатого от Духа Святого и рожденного от Марии Девы; страдавшего при Понтии Пилате, распятого, умершего и погребенного; сошедшего в ад и воскресшего на третий день из мертвых; восшедшего на небеса, сидящего одесную Бога Отца всемогущего; и оттуда грядущего судить живых и мертвых.

Верую в Духа Святого. Верую в святую вселенскую Церковь, общение святых, отпущение грехов, воскресение плоти и жизнь вечную.

Воскресенье 8

24. На какие части разделяется Символ?

Ответ: Первая – о Боге Отце и нашем создании. Вторая – о Боге Сыне и нашем искуплении. Третья – о Боге Духе Святом и нашем освящении.

25. Но ведь есть только одна божественная сущность; почему же ты говоришь о трех: Отце, Сыне и Святом Духе?

Ответ: Потому что Бог так явил Себя в Слове Своем, сказав, что три разных Его Лица есть единый истинный и вечный Бог.

Воскресенье 9

26. Во что ты веруешь, говоря: Верую в Бога Отца всемогущего, Творца неба и земли?

Ответ: Я верую в то, что вечный Отец Господа нашего Иисуса Христа, сотворивший из ничего небо и землю со всем, что в них, а также хранящий Свое творение и правящий им Своим вечным советом и провидением, ради Христа есть также мой Бог и мой Отец. Я так уповаю на Него и столь успокаиваюсь в Нем, что не сомневаюсь: Он позаботится обо всем необходимом для моей души и тела, и обратит во спасение все беды, которые Он насылает на меня в этой скорбной жизни. Ведь как всемогущий Бог Он может это, и как милостивый Отец желает этого.

Воскресенье 10

27. Что есть провидение Божие?

Ответ: Всемогущая и вездесущая сила Божия, которой Он, словно рукою, поддерживает небо и землю со всеми их созданиями и управляет ими так, что все происходящее в этом мире – дождь ли, засуха ли, плодородие или бесплодие, пища или питие, здоровье или болезнь, богатство или бедность – все это происходит не случайно, а согласно Его отеческому волеизъявлению.

28. Почему нам полезно знать о творении и провидении Божием?

Ответ: Чтобы, будучи терпеливыми в невзгодах и благодарными в процветании, мы, глядя в будущее, возлагали наивысшее упование на Бога, нашего верного Отца, и твердо знали, что ничто не отлучит нас от Его любви. Ведь все творение до такой степени находится в Его власти, что не только что-либо сделать, но и шевельнуться не может без Его изволения.