Воскресенье 21
54. Во что ты веришь о святой вселенской Церкви Христовой?
Ответ: Верую в то, что через Свой Дух и Слово Сын Божий от начала и до конца мира собирает Себе из всего человеческого роданарод, избранный к вечной жизни и единомышленный в истинной вере, который Он защищает и хранит; а также в то, что я являюсь и вовеки пребуду живым членом этого народа.
55. Что означает общение святых?
Ответ: Во-первых, то, что верующие, все вместе и каждый в отдельности, причастны Христу и всем Его благам как члены Его тела. Во-вторых, то, что каждый, получивший этот дар, должен с готовностью и радостью содействовать общей пользе и спасению остальных.
56. Во что ты веруешь об отпущении грехов?
Ответ: В то, что Бог ради принесенного Христом удовлетворения, совершенно изгладил из Своей памяти мою испорченность, с которой мне, тем не менее, следует бороться всю свою жизнь. А также в то, что Он даром наделил меня праведностью Христовой, чтобы впредь мне никогда не приходить на Его суд.
Воскресенье 22
57. Чем утешает тебя воскресение плоти?
Ответ: Тем, что не только душа моя после выхода из тела немедленно будет взята ко Христу, своему Главе, но также и плоть моя, воскрешенная силою Христовой, соединится с душой и уподобится славному Христову телу.
58. Какое утешение черпаешь ты из догмата о вечной жизни?
Ответ: Поскольку в настоящем я предощущаю в своем сердце начатки вечной жизни, то наступит время, когда, окончив земную жизнь, я полностью войду в обладание совершенным блаженством и, пребывая в нем, буду вечно восхвалять Бога вместе с другими сонаследниками. Кое блаженство глаз не видел и ухо не слышало, и никто из людей разумом не постиг.
Воскресенье 23
59. Какая тебе польза от того, что ты во все это веришь?
Ответ: Такая, что во Христе я становлюсь праведным перед Богом и наследником вечной жизни.
60. Как ты оправдываешься перед Богом?
Ответ: Только истинной верой в Иисуса Христа. И хоть совесть моя винит меня в том, что я тяжко согрешил против всех заповедей Божиих, ни одну из них не соблюл, и даже сейчас склонен ко всякому злу, тем не менее, я верю, что если приму это благодеяние с истинным душевным упованием, то без каких-либо моих заслуг, только по милосердию Божию, мне будут вменены и дарованы совершенное удовлетворение, праведность и святость Христовы. Так, словно я сам не совершил никакого греха и не несу никакой вины, и даже сам явил то совершенное послушание, которое выказал за меня Христос.
61. Почему ты утверждаешь, что оправдываешься только верою?
Ответ: Не потому, что угождаю Богу достоинством своей веры, а потому, что вся моя праведность перед Богом состоит лишь в удовлетворении, праведности и святости Христа. И ничем иным, как только верою, я не могу принять и приложить их к себе.
Воскресенье 24
62. Почему наши добрые дела не могут составлять нашу праведность перед Богом или хотя бы ее часть?
Ответ: Потому, что праведность, принимаемая на суде Божием, должна быть совершенной и полностью сообразной божественному закону. Наши же самые выдающиеся дела, совершаемые в этой жизни, несовершенны и осквернены грехом.
63. Как же наши добрые дела ничего не заслуживают, если Бог обещает за них награду в настоящей и грядущей жизни?
Ответ: Эта награда дается не по заслугам, а по благодати.
64. Разве такое учение не делает людей беспечными и безбожными?
Ответ: Нет. Ибо не может быть, чтобы привитые ко Христу через веру не приносили также и плоды благодарения.
Воскресенье 25
65. Поскольку только вера делает нас причастниками Христа и всех Его благодеяний, откуда же возникает эта вера?
Ответ: От Святого Духа, Который воспламеняет ее в сердцах наших через проповедь Евангелия и укрепляет через Таинства.
66. Что такое Таинства?
Ответ: Они суть священные и видимые знаки и печати, учрежденные Богом с той целью, чтобы через них действеннее возвестить и запечатлеть евангельское обетование. Обетование же это состоит в том, что не только всем верующим вообще, но и каждому из них в отдельности Он даром, только ради жертвы Христовой, принесенной на кресте, дарует отпущение грехов и жизнь вечную.
67. Значит ли это, что Слово и Таинства вместе направлены на то, чтобы вызвать в нас веру в крестную жертву Христа как единственное основание нашего спасения?
Ответ: Да. Ибо Дух Святой учит в Евангелии и подтверждает в Таинствах, что все наше спасение заключено только в принесенной за нас на кресте жертве Христовой.
68. Сколько Таинств установил Христос в Новом Завете?
Ответ: Два: Крещение и Святую Вечерю.
Воскресенье 26
69. Каким образом Крещение убеждает и укрепляет тебя в том, что ты являешься причастником единственной жертвы Христовой?
Ответ: Тем, что Христос, заповедав внешнее омовение водою, добавил обетование, что я столь же реально омыт Его Кровью и Духом от скверны души, то есть от всех моих грехов, сколь реально вода смывает телесную грязь.
70. Что значит быть омытым Кровью и Духом Христовым?
Ответ: Это значит ради Крови Христовой, которую Он пролил за нас на кресте, даром получить от Бога прощение грехов. Это значит также обновиться Духом Святым и, вследствие этого освящения, стать членом тела Христова, чтобы все больше и больше умирать для греха и жить святой, непорочной жизнью.
71. Где Христос обещал, что столь же истинно омоет нас Своей Кровью и Духом, сколь истинно омываемся мы водой Крещения?
Ответ: При установлении Крещения, когда произнес следующие слова: Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф.28:1). Кто уверует и крестится, спасен будет, а кто не уверует – осужден будет (Мк.16:1). Сие обетование также повторяется в том месте Писания, где Крещение зовется баней возрождения и омовением грехов (Тит.3:5; Деян.22:16).
Воскресенье 27
72. Является ли внешнее крещение водою омовением грехов?
Ответ: Нет. Ибо только Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха.
73. Почему же Дух Святой называет Крещение банею возрождения и омовением грехов?
Ответ: Бог говорит так не без веской причины. Он не только учит нас, что грехи наши заглаживаются Кровью и Духом Христа подобно тому, как телесная грязь смывается водою, но, кроме того, этим божественным знаком и залогом Он особенно хочет уверить нас в том, что духовное омовение столь же реально очищает нас от наших грехов, сколь реально омывает видимая вода наши тела.
74. Следует ли также крестить младенцев?
Ответ: Безусловно. Поскольку они, наряду со взрослыми, входят в завет и принадлежат Церкви Божией, и им, равно со взрослыми, обещаны отпущение грехов и Творец веры, Святой Дух; их также следует принимать в Церковь Божию через Крещение как знак завета, отличающий их от детей неверующих. То же самое делалось в Ветхом Завете посредством обрезания, которое в Новом Завете заменено Крещением.
Воскресенье 28
75. Почему в Вечере Господней тебя увещевают и убеждают в том, что и ты являешься причастником единой крестной жертвы Христовой и всех сопутствующих ей благ?
Ответ: Потому что Христос повелел мне и всем верным вкушать преломленный хлеб и пить из предложенной чаши в Свое воспоминание. К этому Он добавил обетование: во-первых, что Его Тело столь же реально было принесено и ломимо за меня на кресте, и Кровь Его – за меня пролита, сколь реально на моих глазах преломляется для меня хлеб Господень и вручается мне Его чаша; а во-вторых, что душа моя столь же истинно напитывается к вечной жизни Его распятым за нас Телом и пролитой за нас Кровью, сколь истинно я принимаю из рук служителя хлеб и вино, символы этих священных предметов.
76. Что означает вкушать распятое Тело Христово и пить Его пролитую Кровь?
Ответ: Это означает не только с твердым душевным упованием веровать в страдание и смерть Христову и через это получать отпущение грехов и жизнь вечную, но также через Дух Святой, обитающий в нас и во Христе, столь тесно соединяться с Его святым Телом, что, хотя Он пребывает на небесах, а мы на земле, мы являемся плотью от Его плоти и костью от Его кости. И как все члены тела животворятся и управляются душою, так и мы животворимся и управляемся одним и тем же Духом.
77. Где Христос обещал верующим, что ядущие преломленный хлеб и пьющие из чаши будут столь же несомненно вкушать Его Тело и пить Его Кровь?
Ответ: При установлении Вечери, о чем сказано так: Господь наш Иисус Христос, в ту ночь, в которую был предан, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: Приимите, ядите, сие есть тело Мое, за вас ломимое. Сие творите в Мое воспоминание. Подобным образом, после вечери, Он взял чашу, сказав: Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови. Сие творите всегда, как только будете пить, в Мое воспоминание. Ибо когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Сие обетование повторяет Павел, говоря: Чаша благодарения, которой благодарим, разве не есть приобщение Крови Христовой? И хлеб, который преломляем, разве не есть приобщение Тела Христова? Ибо один хлеб, и мы – одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба.
Воскресенье 29
78. Неужели хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христа?
Ответ: Ни в коем случае. Но, как вода Крещения не превращается в Кровь Христову, и сама по себе не есть отпущение грехов, но лишь символ и залог того, что она для нас знаменует, так же и хлеб Вечери Господней не есть само Его Тело, хотя в соответствии с природой таинства и обычной формой речи Святого Духа он, действительно, зовется Телом Христовым.
79. Почему же тогда Христос называет хлеб Своим Телом, а чашу Своей Кровью, или Новым Заветом в Своей Крови, а Павел тот же хлеб и вино зовет приобщением Тела и Крови Христовых?
Ответ: Христос говорит так не без веской причины. Он не только учит нас, что Его распятое Тело и пролитая Кровь есть воистину пища и питие для наших душ, и что они питают их к жизни вечной так же истинно, как хлеб и вино питают нашу плоть. Этим видимым знаком и залогом Он также уверяет нас в том, что действием Святого Духа мы столь же реально причащаемся Его Тела и Крови, сколь реально в Его воспоминание принимаем устами эти священные знаки. Кроме того, Он заверяет нас, что Его страдание и послушание принадлежат нам столь же несомненно, как если бы мы сами пострадали за свои грехи и принесли удовлетворение Богу.
Воскресенье 30
80. Какая разница между Вечерей Господней и Папистской Мессой?
Ответ: Вечеря Господня свидетельствует нам о том, что мы получили полное отпущение всех своих грехов только ради жертвы Христовой, которую Он однажды принес на кресте. Она говорит также о том, что через Дух Святой мы прививаемся ко Христу, который в Своей человеческой природе ныне пребывает только на небесах, одесную Отца, и там же хочет принимать от нас поклонение. На мессе же отрицается, что живые и мертвые получают отпущение грехов только ради страдания Христова, если священники и поныне не будут каждодневно приносить Его в жертву за них. Кроме того, на мессе учат, что Христос телесно присутствует под видом хлеба и вина, и поэтому Ему также следует поклоняться под этими видами. [Потому месса основана ни на чем ином, как на отрицании единственной жертвы и страдания Иисуса Христа, и на проклятом идолопоклонстве].
81. Кому следует приступать к трапезе Господней?
Ответ: Только тем, кто воистину скорбит от того, что огорчил Бога своими грехами, а также уповает на то, что грехи отпущены ему ради Христа, и что остающаяся в нем немощь покрыта Его страданием и смертью. Кроме того, он все больше и больше должен желать преуспевать в вере и целомудренной жизни. Лицемеры же и кающиеся не искренне, едят и пьют осуждение себе.
82. Следует ли также допускать к Вечере тех, кто своим исповеданием и жизнью являют себя неверными и безбожными?
Ответ: Ни в коем случае. Ибо таким образом оскверняется завет Божий, и гнев Его воспламеняется на всю общину. Посему по заповеди Христа и апостолов, Церковь, пользуясь ключами Царства Небесного, должна отстранять таковых от Вечери, доколе они не образумятся и не изменят свой нрав.