1. Свобода, которую Христос приобрел для верующих, пребывающих в евангельской благодати, состоит в том, что они свободны от вины за грех, от осуждающего гнева Божьего и от проклятия нравственного закона388. Свобода состоит также в их избавлении от порочного мира сего, от порабощения сатане и от господства греха389, от бедственных скорбей, от жала смерти, от власти ада и от вечных мук390; свобода и в том, что они получили беспрепятственный доступ к Богу391 и повинуются Ему не из рабского страха, но из сыновней любви и от всего сердца392. Все это было присуще верующим, пребывавшим под законом393. Но во времена Нового Завета свобода христиан стала еще полнее, поскольку они освобождены от ига обрядового закона, которому подчинялась Иудейская церковь394; они могут с большим дерзновением приступать к престолу благодати395 и имеют более полное общение со свободным Духом Божиим, чем верующие, которые были под законом396.
2. Один Бог есть Господин совести397, Он дал ей свободу от учений и установлений человеческих, которые хоть в чем-нибудь противоречат Его Слову или дополняют его в том, что касается веры и богослужения398. Таким образом, верить подобным учениям или подчиняться подобным установлениям сознательно означает предавать истинную свободу совести399. Требовать же нерассуждающей веры, неукоснительного и слепого повиновения – значит действовать не только против свободы совести, но и против здравого смысла400.
3. Те, кто под предлогом христианской свободы упорствуют в каком-либо грехе или потворствуют какой-либо похоти, извращают тем самым само назначение христианской свободы, которое заключается в том, чтобы, избавленные от рук врагов наших, мы могли служить Богу без страха и пребывать перед Ним в святости и праведности во все дни нашей жизни401.
4. Поскольку власти, установленные Богом, и свобода, приобретенная Христом, предназначены Богом не для того, чтобы разрушать, но для того, чтобы поддерживать и охранять друг друга, те, кто под предлогом христианской свободы выступают против любой законной власти или законного применения этой власти, будь то гражданской или церковной, оказывают неповиновение Божьему установлению402. Всякий, кто распространяет мнения или совершает действия, противоречащие врожденному нравственному чувству, общеизвестным христианским принципам веры, богослужения и общения, требованиям благочестия, а также всякий, чьи мнения или действия нарушают (либо по своей природе, либо по самому характеру распространения этих мнений или совершения этих действий) мир и порядок, установленный Христом в Церкви, может быть законно призван к ответу403 и подлежит суду Церкви404.
Ссылки
388 Тит. 2:14; 1Фес. 1:10; Гал. 3:13
389 Гал. 1:4; Кол. 1:13; Деян. 26:18; Рим. 6:14
390 Рим. 8:28; Пс. 118:71; 1Кор. 15:54-57; Рим. 8:1
391 Рим. 5:1,2
392 Рим. 8:14,15; 1Ин. 4:18
393 Гал. 3:9,14
394 Гал. 4:1-3,6,7; 5:1; Деян. 15:10,11
395 Евр. 4:14,16; 10:19-22
396 Ин. 7:38,39; 2Кор. 3:13,17,18
397 Иак. 4:12; Рим. 14:4
398 Деян. 4:19; 5:29; 1Кор. 7:23; Мф. 23:8-10; 2Кор. 1:24; Мф. 15:9
399 Кол. 2:20,22,23; Гал. 1:10; 2:4,5; 5:1
400 Рим. 10:17; 14:23; Ис. 8:20; Деян. 17:11; Ин. 4:22; Ос. 5:11; Отк. 13:12,16,17; Иер. 8:9
401 Гал. 5:13; 1Пет. 2:16; 2Пет. 2:19; Ин. 8:34; Лк. 1:74,75
402 Мф. 12:25; 1Пет. 2:14,14,16; Рим. 13:1-8; Евр. 13:17
403 Рим. 1:32; 1Кор. 5:1,5,11,13; 2Ин. 10,11; 2Фес. 3:14; 1Тим. 6:3-5; Тит. 1:10,11,13; 3:10; Мф. 18:15-17; 1Тим. 1:19,20; Отк. 2:2,14,15,20; 3:9
404 Вт. 13:6-11; 2Ин. 10,11; Неем. 13:15,17,21,22,25,30; 4Цар. 23:5,6,9,20,21; 2Пар. 34:33; 15:12,13,16; Зах. 13:2,3