Не в одежде дело
Исх. 19:9-15:
9 И сказал Господь Моисею: вот, Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобою, и поверил тебе навсегда. И Моисей объявил слова народа Господу. 10 И сказал Господь Моисею: пойди к народу, и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, 11 чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдет Господь пред глазами всего народа на гору Синай; 12 и проведи для народа черту со всех сторон и скажи: берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве ее; всякий, кто прикоснется к горе, предан будет смерти; 13 рука да не прикоснется к нему, а пусть побьют его камнями, или застрелят стрелою; скот ли то, или человек, да не останется в живых; во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору.14 И сошел Моисей с горы к народу и освятил народ, и они вымыли одежду свою. 15 И сказал народу: будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к женам.
Вот такие простые наставления. Применив их к сегодняшнему дню, скажем: «В церковь надо ходить в чистой праздничной одежде, следить за своим внешним видом». Отчасти, да. Но это поверхностный и опасный вывод. Взяв его на вооружение, мы низводим Бога до мелочного, «низколетящего» существа.
Неужели вся проблема сводится к одежде и внешнему виду? Нет, конечно, ибо внешняя святость не может быть вменена в святость внутреннюю. Что толку от внешнего вида, если внутренность гнилая? Если мы не увидим сути требуемого, то никогда не поймем, что Ветхий Завет неразрывно связан с Новым Заветом. А связь эта существует.
Размышляя об образе этого единства, приходит на ум ткачество, принцип которого нам известен. Где-то у нулевой точки закрепляется определенное количество нитей, и в эти нити челноком поперек вплетаются другие нити — туда и обратно, туда и обратно, и таким образом создается полотно. Нити, составляющие основу полотна — Божьего плана искупления человечества — берут свое начало в бесконечности, и этими нитями являются Божии качества: Бог Всемогущ, Всезнающ, Милосерд и так далее.
Из бесконечности они подходят к Творению мира — это первые поперечные нити. Но затем идет грехопадение. То есть событие, от которого включается в действие план спасения человека, и таким образом ткется полотно, и в нем находятся нити закона, тянущиеся из бесконечности. Скажем, «не убивай», « не прелюбодействуй». Они подходят к моменту, когда был дан Закон, проходят сквозь него и идут дальше в Новый Завет.
Каин был виновен в убийстве брата, это факт. Но на основании чего? На основании какого-то закона. Ведь если нет закона, то нет и вины. Иосиф бежит от жены Потифара, зная, что прелюбодеяние — это грех. Но если нет закона, то нет и его нарушения. А если нет нарушения, то нет и греха.
Основные «нити закона» идут из бесконечности.
Откровения Божии — это тоже вплетенные в полотно «спасение» нити. На полотне появляется узор «Божья воля».
Таким образом Бог открывает Себя нам. Поэтому в Послании к Евреям в начале первой главы сказано: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне», то есть процесс один, только в начале было откровение о семени жены, и потом оно постепенно дополняется, раскрывается, становится богаче, и, в конце концов, открывается в Сыне.
Может возникнуть вопрос — зачем нам Евангелие, если можно совершить внешние действия, записанные в Законе, и спастись? Затем, что исполнение только внешних предписаний ведет к греху, а не к праведности, «не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:9). Но как тогда понимать «омойте одежды свои»?
Это образ. В Евр. 10:19 звучит призыв, он многое разъясняет:
19 Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, 20 который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, 21 и имея великого Священника над домом Божиим, 22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою…
Совершенно очевидно, что автор послания никого в баню не приглашает. Речь идет о внутреннем омовении.
К Богу можно приблизиться лишь очистив сердце. Его никогда не удовлетворяла внешняя чистота. Об этом мы читаем и в Ветхом Завете. Исаия 1:10:
10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! 11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. 12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? 13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование! 14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. 15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. 16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши…
Омойтесь — т.е. удалите злые дела.
В свете этого посмотрим на Иисуса Христа, вот как Он обращается к книжникам и фарисеям (Матфея 23: 25-26):
«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их».
Павел в 1 Кор. 6:11: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего».
В Еф. 5:25: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова».
Христос сделал нас праведными и чистыми, и наша одежда теперь — праведность Иисуса Христа. Это главное.