Отношения внутри Троицы
Взаимоотношения внутри Троицы в Евангелии от Иоанна. Две категории людей – те, кто не судится и те, кто уже осужден. Разное состояние людей во время пришествия Господа и Страшного суда.
Прочитаем Евангелие от Иоанна 5 главу с 21-го стиха: «как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения».
Этот отрывок записан и помещен Иоаном в центр речи Господа и Спасителя Иисуса Христа, в нем объясняются взаимоотношения внутри Троицы. Эта тема очень сложная, но сегодня мы не будем останавливаться на ней. Иоанн удивительным образом вписывает в эту речь слова эсхатологического плана. Для нас полезно прикасаться к эсхатологии и с духовной и с практической точки зрения. Важно понимать как видит эсхатологию Иисус Христос. «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет». Почему же иудеи не верят в это? Отвлечемся немного и приведем пример. Уходит в вечность верующий человек, братья и сестры собираются на погребение, молятся, поют псалмы. И вдруг раздается голос: «Вижу, вижу, воскреснет». Все начинают молиться и ожидать, что он встанет из гроба и не отдают тело, так как прочитали в Евангелии, что Сын оживляет кого хочет, а значит можно Его «упросить». Вопрос: а для чего апостол Павел написал, что нам необходимо соображать духовное с духовным? То есть, не просто взять один стих, а посмотреть, что Писание вообще говорит об этом, и сравнить. Вообще, о чем здесь говорит Иисус? На самом деле речь здесь идет о суде. «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну». «Свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели Свет, ибо дела их — злы». «Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден». Осужден неверием, и эта мысль часто повторяется у Иоанна: «слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».
Итак, две категории людей – те, кто не судится, и те, кто уже осужден и для которых приготовлен Страшный суд. Что стоит между этими событиями? Между оправданием и судом? Обращение. Верующий превращается в несудимого, потому что произошло обращение. Немного ранее Иоанн писал две замечательные истории – история с Никодимом и история с женщиной-самарянкой. Иисус говорит и одному и другому о необходимости обращения. Никодиму Он говорит, что ему должно родиться свыше, а самарянской женщине, что ей надо пить живую воду. Но суть разговора сводится к тому, что им необходимо перейти из одной категории людей в другую через обращение. От неверия к вере, от смерти к жизни, от суда к несудимости. В Послании апостола Павла к Ефесянам, во второй главе с 1-го стиха читаем: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили….Бог оживотворил». «Как Отец оживляет мертвых, так и Сын оживляет кого хочет». И незачем трястись над телом, которое уже умерло, и с которого уже совлекся верующий человек, он находится уже совершенно в другом событии. В книге Откровения мы читаем: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. (Откровение Иоанна Богослова 20:6)» Итак, это и есть воскресение Никодима, воскресение самарянской женщины, воскресение каждого из нас.
Воскресение первое – это рождение свыше. Человек верующий отходит к Богу, и во время второго пришествия, когда происходит воскресение всех, верующие в Иисуса Христа воскресают воскресением в жизнь и на суд не приходят, неверующие же приходят на суд и там судятся, а после будут брошены в озеро огненное, и это смерть вторая. Если сложить все эти события вместе, открывается следующая картина – люди, живущие на земле, мертвы по преступлениям и грехам своим. Чтобы освободиться от них нам необходимо принять Иисуса Христа и получить прощение грехов, и тогда наши грехи вменяются в вину Иисусу Христу, а нам вменяется Его праведность, и мы освобождаемся от суда. Поэтому, как бы ни закончилась наша жизнь, во время второго пришествия мы восстанавливаемся, идем в сретение с Господом и там всегда будем. И все это замечательно происходит, благодаря рождению свыше. Об этом в 1-ом Послании к Фессалоникийцам в 4-ой главе, в 16-ом стихе читаем: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем».
О суде образно в 20-й главе Откровения записано: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом», они слушают Судью, понимают, о чем речь, но они мертвые. И далее читаем: «книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими». Сравним с Иоанном 5:24: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь». Абсолютно две разные категории людей, две судьбы, два разных будущих. И далее читаем: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». И это время настало тогда, когда об этом говорил Иисус Христос. И далее в 28 стихе читаем:«…все находящиеся в гробах услышат голос Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения».
Мы видим существенные различия в этих отрывках. Одно из них – это время: врямя настоящее в 25-ом стихе, и время будущее в 28-ом стихе. Иисус вначале говорит о том времени, которое настало, и о том, что «услышавшие оживут» — это то, что касается послания к Ефесянам, 2-ой главы. Это явление не физического плана, и незачем собираться вокруг мертвого тела. А другое относится к будущему: «не дивитесь этому, ибо наступает время, в которое все…». И второе различие между двумя этими стихами – где находятся мертвые из 25-го стиха? Везде. Где находятся мертвые из 28-го стиха? В гробах. Речь идет о совершенно разных категориях людей. В первом случае – это все люди, живущие, и которые могут услышать голос Сына Божия и ожить, то есть обратиться и уверовать в Господа Иисуса Христа, увидеть Голгофский крест, то есть обрести спасение и вмененную по вере праведность Иисуса Христа. Второй вариант – это когда при гласе архангела и трубы с небес сойдет Христос, и тогда громогласный голос услышат все, находящиеся в гробах, все уснувшие в Господе, восстанут и оживут. А если человек не умер, а может быть утонул или сгорел? Не имеет никакой разницы, и в Откровении, в 20-ой главе мы читаем: « и море отдало своих мертвых, и земля отдала своих мертвых». Молекулы мира не растворяются и не пропадают. Господь, по слову Своему, соберет всех. Все встанут в новых бессмертных телах, и верующие и неверующие. Только верующие – во славе с Господом, а неверующие будут брошены в озеро огненное – и это смерть вторая. И такая картина выбивает почву из-под ног лжепророков и всех желающих спекулировать на этих вещах и загонять человека в уныние, когда фокус не удается, ссылаясь на недостаточность веры. Слово же Божие говорит, что мы имеем жизнь по вере, по благодати, благодаря праведности Иисуса Христа. Аминь.