Грех и наказание
Господь, называя Себя «Я есмь», показывает Свое равенство с Богом-Отцем. История со слепорожденным. Не существует конкретной связи между страданиями и сделанным грехом. Никто не может стать «зрячим» без помощи Господа.
Прочитаем сегодня Евангелие От Иоанна, 9 главу, с 1 по 12 стихи. Тема нашей сегодняшней проповеди — «грех и наказание» и существует ли между ними связь? В главах с 6 по 8 рассказывается о противостоянии ученых мужей, книжников и фарисеев, Господу Иисусу Христу. Они подвергают сомнению все, что связано с именем Иисуса Христа, подвергают сомнению Его право на исцеления, Его компетентность, Его служение.
В конце этих рассуждений Иисус говорит интересные слова, которые записаны в 8-й главе, в 57 стихе: «истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь». Здесь Иисус подчеркивает важную мысль. Он не говорит, что прежде, нежели был Авраам, Я был. Господь употребляет глагол Я есмь. Переводчики Синодального текста используют этот глагол также, когда Он говорит Я свет миру, Я хлеб жизни. В переводе с иврита «Я есмь» — Яхве или Сущий. И эта параллель особенно возмущает книжников и фарисеев, ибо если Он называет Себя Яхве, Он делает Себя равным Богу. Христос подчеркивает, что Он всегда был, есть и будет и никогда не перестанет. В главе 9-й, стихе 5- ом Он говорит « Я свет миру». В греческом языке здесь также употребляется глагол «быть» в настоящей форме. Европейские языки не могут составить предложение без глагола. Здесь глагол как бы опущен, и богословский смысл немного меняется. В русском же языке глагола нет, но по идее он должен быть. Я есмь свет миру.
Между двумя этими заявлениями на сцене появляются ученики, которые показывают на слепорожденного человека, который никогда в жизни ничего не видел. У него есть родители, значит он не слишком стар и не очень молод, так как был « в летах совершенных». Ученики задают Иисусу важный богословский вопрос «Кто согрешил Он или родители его, что родился слепым». Мы имеем тенденцию ставить страдания в зависимости от грехов. Поэтому ученики и спрашивают, не предполагая третьего варианта. Иногда вопрос либо — либо действительно существует. Например, вопрос о существовании Бога, либо Он есть либо нет. Третьего варианта нет. А если мы скажем пойдем в кино или в магазин? Нет, пойдем в церковь. Тут возможны разные варианты ответа. Ученики спрашивают в данном случае Иисуса, подразумевая первый вариант – родителей этого человека.
Некоторые ревностные верующие носят в себе сознание, что любая неурядица в нашей жизни, любая катастрофа или болезнь, зависят от греха. И чем больше наказание, тем больше грех. Это реальная проблема, особенно для верующего человека, и даже всплывает такая формула « случилось что-то? – а ты не греши».
Если обратиться к книге Иова, то именно с такой проблемой столкнулись друзья Иова, которые считали, что все наказания, которые обрушились на Иова, являются результатом его огромного греха. Они размышляют, философствуют, подталкивая Иова к покаянию. Мы помним, что история начиналась с того, что пришел сатана пред Бога и упрекал Его, что Иов богобоязненен лишь потому, что Бог его благословил, он все имеет и поэтому почитает Всевышнего. Тогда Господь позволил забрать все у Иова, лишь не трогать его жизни, что сатана и сделал. Но Иов не отрекся от Бога при всех обрушившихся несчастиях. В результате друзья Иова были посрамлены, потому что у Бога никогда не было плана наказать Иова страданиями. У него был план благословить его еще большими благословениями. Не замечая этого, многие думают, что есть математическая пропорция зависимости страданий от греха. Чем больше греха, тем больше страданий. Меньше страданий, меньше кара. Книга Иова является опровержением этого, и слова Господа ученикам тоже подтверждают это, когда Он говорит, что ни он, ни родители не согрешили, но это для того, чтобы явилась слава Божья. В Ветхом Завете можно видеть огромное количество примеров, когда наказание действительно зависело от греха. Например Давид поплатился за то, что украл у Урии жену и поставил его на передний край войны, чтобы тот погиб в битве. В результате, Давид теряет сына, как наказание за грех. Также Мариамь, сестра Моисея, вместе с Аароном усомнились в его исключительности, за что Господь наказал её проказой, и наказание было за грех. Итак, наказание за грех бывает, как бывает и наказание, не связанное с грехом. Из этого мы можем сделать один вывод – никому из нас не дано право делать вывод о наказании человека за какой-то грех.
Никакой пресвитер, никакой пастор не является пророком, и никто не может сказать достоверно отчего, как и почему. Является ли возникшая проблема результатом наказания за грех, или у Господа есть другая причина. А Господь Иисус Христос был наказан за что? Что вел безгрешную жизнь, за то, что не совершил никакого греха? Мы знаем, что нет, Он был наказан не за Свои, но за наши грехи. Поэтому наказание по отношению к верующему может выступать в роли огня очищающего и закаляющего.
Если бы на земле не было греха, не было бы ни смерти, ни болезней, ни страданий. Но грех есть, и не только в миру у людей неверующих, но и у каждого из нас. « Равви, кто согрешил, Он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечал: « Не согрешил ни он, ни родители его». Иисус не говорит, что этот человек или его родители безгрешны, но Он говорит, что то, что он слепой, совершенно не связано ни с его грехами, ни с грехами его родителей. Болезнь не является прямым следствием греха. Существует другая причина, причина эта – чтобы на нем явились дела Божии.
Мы не имеем права делать выводов, и точного ответа не знает никто. Но мы знаем, что сказано в Писании: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. На самом деле, верить в Бога не так сложно, как верить Богу. Но есть Слово Божье, которому мы должны доверять.
И вот этот человек день за днем, год за годом сидит и страдает, он взрослый человек и страдает давно и велики его страдания. Но на другой чаше весов – вечность. Мы не знаем сколько лет он сидит, но мы знаем, что есть вечность. Иисус говорит: «Мне должно делать дела пославшего Меня доколе есть день. Приходит ночь когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я — свет миру». Всему миру. И этому человеку тоже. «Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому…» Все происходит здесь не так, как при превращении воды в вино, когда Он сказал и превратилась вода в вино по слову Иисуса. Лазарю умершему сказал выйти вон, и тот вышел тотчас. Здесь же Христос драмматизирует события, не просто говорит только слово, но что – то и делает. Также и при разделении Чермного моря, Моисей ударил жезлом и подул сильный ветер, но ветер ли разогнал волны или какая-то сила? Иисус мог и без всякой грязи, конечно же, излечить этого слепого, но Он «сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: «посланный». Слепой пошел, умылся, и пришел зрячим». Он слушается, идет, умывается и первый раз в жизни видит воду, деревья, людей, окружающих его, видит свет. Он возвращается к Иисусу, но Иисуса нет, есть люди, которые все видели. Люди не узнают бывшего слепца, все в изумлении: «Как открылись у тебя глаза?» Но он же не видел ничего, он слышал только, что это был человек, называемый Иисус. Слово, ставшее плотью. Человек послушался, пошел, умылся, увидел свет. Иисус – свет миру, Он дает свет всем.
Суд же за грехи состоит в том, что свет пришел в мир, но люди возлюбили более тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Метафоры, постоянно встречающиеся в Библии, о физической и духовной слепоте. Фарисеи просто не захотели видеть свет, не захотели видеть Господа Иисуса Христа. Да и не могли, потому что, пока Дух Святой не сделает брение и не помажет духовные очи, человек никогда не увидит Иисуса Христа. Никогда человек, мертвый по преступлениям и грехам своим, сам по себе не увидит света.
И когда Иоанн Креститель посылает учеников своих с вопросом к Иисусу, то делает это не для своего интереса, но чтобы ученики в конце концов осознали, кто есть Христос. «Ты ли Тот, который должен прийти или другого ожидать нам?» В ответ Иисус сказал: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне». Слово Божие богодухновенно и Господь святым духом вложил эти истины об Иисусе Христе в сердце евангелиста Иоанна, чтобы он мог донести их до нас. Чтобы имеющие уши слышали, имеющие зрение видели. Пусть Господь благословит всех нас быть таковыми! Ему слава за все! Аминь.