Потерянное Евангелие. Давид и Голиаф.
Истории Ветхого Завета не являются нравоучительными. Церковь – не институт благородных девиц. Сравнение Давида с Саулом, с Голиафом и с Христом. Давид представляет Божий народ. Он побеждает, потому что с ним Бог. Иисус Христос представляет нас пред Богом.
Тема проповеди: «Затертое евангелие или потерянное евангелие. Давид и Голиаф». Все мы прекрасно знаем историю о Давиде и Голиафе, мы знаем, как она закончилась. На первый взгляд урок из этой главы очевиден: Давид – это вера в Бога и храбрость, Голиаф – это безбожник и злодей. Будь как Давид, и ты победишь всех великанов, которые вокруг тебя. Но такой подход к 17-й главе 1-й книги Царств слишком примитивен, и эта история может рассматриваться для первых классов воскресной школы, но для церкви такой подход не годен совершенно. Потому что истории Ветхого завета – не отдельные истории отдельных личностей, это одна общая история искупления человечества, и все должно рассматриваться в этом ключе. В противном случае, все эти истории превращаются в нравоучения, суть которых «старайся, старайся, старайся», подражай Давиду, подражай Ною, подражай еще кому-то и станешь святым и угодишь Богу. Такой подход опасен и неверен. Что же нам говорит Новый Завет? Он говорит, что благодатью мы спасены, и сие не от дел, это Божий дар. Когда мы обращаемся к Новому Завету, мы видим, что праведностью Христа, вмененной по вере, мы входим в общение с Богом и обретаем спасение.
Неевангельский подход к историям Ветхого завета чреват сползанием протестантской церкви в средневековье, в период до Реформации, когда учили, что только своими стараниями человек может добиться благосклонности Бога. Но это противоречит Евангелию. Беда в том, что современные протестантские церкви стоят на этих позициях. Например, в сборнике песен в одном псалме есть такие слова: «Мы окончили ученье и домой пойдем. Все благие наставленья в сердце мы возьмем…Будем ждать мы воскресенья, чтоб опять прийти и послушать наставленье как себя вести». Но где же Евангелие тогда? Церковь – это не институт благородных девиц с изучением правил поведения в разных сферах жизни, с изучением правил хорошего тона.
Итак, история Давида и Голиафа, это не отдельная история о героизме юноши, но это история, которая показывает и учит нас, что такое искупление и роль Бога в нашем искуплении. Рассматривая эту историю, мы сравним Давида с Саулом, с Голиафом и с Христом. Не противостояние, а сравнение. Знаем ли мы, почему Саул был избран царем и почему он был потом отвергнут Богом? Читаем в 1-й книги Царств: «Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис… сына некоего Вениамитянина, человек знатный. У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа».
Теперь вспомним о благословении Иакова, которое он давал своим сыновьям: «Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов». Мы знаем, что и власть, и корона передавалась тогда по старшинству. Но Иаков говорит, что Рувим не будет наследником, потому что он жесток, и он переспал с наложницей отца. Дальше идут Симеон и Левий. «орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя», — говорит о них Иаков. Четвертый – Иуда, по людскому измерению, по Божьему же – первый. Царь должен произойти из колена Иудина, но не из Вениаминова. И это многие знали. Но увидели какой красивый богатый и молодой, сильный и блистательный Саул. Он будет нашим царем, он подходит нам по многим параметрам.
Но Господь вскоре Бог посылает Самуила первосвященника с тем, чтобы помазать другого царя, ибо Саул не угоден Господу по многим параметрам. Ведь он сделал много ошибок, принес жертву вместо первосвященника, он был не идеален. Бог посылает Самуила помазать нового царя. И сказал Господь: «Доколе будешь ты печалиться о Сауле, которого Я отверг, чтобы он был царем над Израилем. Наполни рог свой елеем и пойди. Я пошлю тебя к Иесею Вифлиемлянину, ибо между сыновьями его я усмотрел Себе царя». Приходит Самуил, видит старшего брата и думает: «Наверное, этот будет царем. Он красивый, сильный». Но – нет. Так же и второй. Нет. Третий – нет. Кто же тогда? Неужели этот пастушок, мальчишка Давид. Господь объясняет Самуилу, что человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце. Исаия говорит: «Нет в Нем ни вида, и величия. Мы отвращали взгляд свой от Него». Он жалок и некрасив с точки зрения человека.
Люди представляли, что мессия должен быть красавцем, должен быть сильным, величественным и богатым, идеальным. Если рассматривать только историю 17-й главы первой книги Царств и говорить, что мы должны последовать примеру Давида, но не Саула, который плохой и сделал много неугодного Богу, то мы должны при этом помнить историю Давида и Вирсавии. В праздности Давид увидел Вирсавию, купающуюся в саду и взял ее у мужа, привел ее в свой дворец, после чего она забеременела. Урию же, мужа ее, он вызвал с войны, предложил ночевать дома с женой, чтобы покрыть свой грех. И когда тот отказался, даже не переступив порог дома, Давид забеспокоился и послал Урию опять на войну, в самое опасное место, где его и убили. Итак, Давид – не может быть примером.
О чем же тогда речь? О том, что всем управляет Бог. Давид стал царем не по своей праведности, ибо он ничем не лучше Саула. Победил он Голиафа не из-за своей непорочности. Когда Голиаф и Давид сошлись в долине, филистимлянин начал позорить израильского Бога. Давид же – обыкновенный пастух, юноша, который не умеет еще воевать. Голиаф – трехметровый великан. Высокий и сильный Саул мог выйти и сразиться с ним. Является ли он представителем своего народа? Да, является. Он молод, силен, у него есть доспехи, он богат, красив, подвижен, но…трус. Хорошо быть царем, плохо быть воином.
Появляется пастушок Давид и предлагает сразиться с Голиафом. Многие великие персонажи Библии были пастухами. Господь Бог называется Пастырем в Писании. Еще в самом начале он приводит на Свои пажити Адама и Еву, разрешая пользоваться всем, кроме одного дерева. Авель, Ной, Моисей, все также пастухи. Сорок лет Моисей был принцем, потом сорок лет пастухом, а потом сорок лет пас израильский народ в пустыне. Задача царя – пасти свой народ. Давид – только образ пастыря доброго. Господь наш Пастырь, Он водит нас на злачные пажити.
Итак, вышли два единоборца. Давид бросил свои тяжелые доспехи. О себе он восклицает: «и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живого…Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина». Каждый из них и Давид и Голиаф, представляют свой народ. Голиаф представляет безбожный народ. Израиль является прообразом Церкви, прообразом народа Божьего, искупленного кровью Господа Иисуса Христа. Стоят два стана. Выходит Голиаф, выходит Давид, который представляет божий народ. «Нет в нем ни вида, ни величия», но сейчас в Давиде на поле брани все представители Божьего народа. Так же и Господь Иисус Христос – наш Царь, наш Защитник. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу. Он берет на Себя грехи наши, наши немощи, наши болезни и становится нашим представителем, и со всем этим восходит на Голгофский крест. В этом Давид является представителем и прообразом Господа Иисуса Христа. Ни Давид, ни Саул далеко не ангелы в своей жизни. Но глядя на Давида, мы видим, кем для нас является наш Господь и наш Царь.
Давид прямо попадает камнем в лоб Голиафу. Голиаф лежит, подходит к нему пастух, берет меч, отрубает им голову. Богобоязненность и любовь Христа – не сентиментальность, и отделять любовь Господа Иисуса Христа от Его справедливости нельзя. Его справедливость – это суд Божий и огонь поядающий. Хотя многим нравиться думать, что Бог есть любовь.
Слово Божье говорит: «И увидел я отверстое небо, и вот, конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует. Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадим. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого». Мы понимаем, что здесь речь идет о нашем Царе. Никто не знает имя Его. Для многих имя Иисус Христос просто лишь набор звуков, который не несет в себе ничего, потому что Господь должен быть в сердце. «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих». И это не в будущем, это сейчас. Он наш Царь, Он наш Бог, Он наш представитель.
В Евангелии от Иоанна мы читаем, что верующий в Сына имеет жизнь вечную и на суд не приходит, потому что перешел от смерти в жизнь. На суд пришел наш представитель, и Судья грозно сказал: «Виновен». «Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил Меня?». А что может быть общего у света с тьмой? Ничего. И когда наши грехи вменились нашему Царю и нашему Заступнику в вину, Отец отвернулся от Него. В самый тяжелый час Отец отвернулся от Сына. Потому что весь позор и ужас нашего греха был возложен на Него. Он заплатил за него жизнью, Своим последним вздохом. Наш Царь и наш Бог. Идет война, не может быть мира между Давидом и Голиафом, между филистимлянами – безбожниками и народом Божьим не может быть мира. Идет жестокая война. Мы в надежных руках, в руках нашего Господа.
Нельзя смотреть на истории Ветхого Завета, забывая о том, что есть Новый Завет, и пытаться читать морали и учить как себя вести. Конечно, закон хорош, ибо мы не знали бы заповеди «не пожелай», если бы не было Закона. Но часто человек представляет, что если он не убил и не украл, то он чист. Увы, есть еще заповедь «не пожелай». Реально мы не можем исполнить ни одной заповеди, записанной в Декалоге. Мы не можем ни возлюбить всем сердцем, ни хранить субботы, мы не можем ни завидовать, ничего не можем. И это наша вина, но она вменена нашему Господу, а взамен, по вере, которую Он дал, вменяется нам праведность Иисуса Христа. Как Давид был представителем евреев на поле брани, так Христос является нашим представителем, и с Его праведность мы смело предстаем пред Богом, зная, что все грехи наши, сегодняшние, вчерашние и завтрашние, прощены. Благодатью мы спасены, и сие не от дел, Божий дар. Аминь!