Минск, ул. Багратиона, 30. Богослужение: воскресение – 11:00, вторник – 19:00.

Благодать в родословии Иисуса


MP3


Благодать в родословии Иисуса

Евангелие от Матфея 1:1

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова

Исторические события, предшествовавшие рождению Иисуса Христа. Мытарь Левий Матфей. Важность родословных во времена Ветхого завета. Пророчества Давиду о вечном царствовании в его потомке. Грешники в родословии Спасителя. Благодать Божия дарует веру ко спасению через Господа Иисуса Христа.

Тема сегодняшней нашей проповеди «Благодать в родословии Иисуса».

Многие из нас начали свой путь веры с этой первой главы евангелия от Матфея. Хотя первые стихи первой главы не так-то и просты для понимания. Поражает сразу огромное количество незнакомых имен, и это может показаться немного скучным. Но на самом деле, если рассматривать родословие Иисуса Христа из этих стихов, можно снять захватывающие детективы и сериалы.

Начнем с исторического контекста. Израиль оккупирован римскими войсками и находится под контролем Рима. Он входит в состав Римской империи. В Риме впервые была разработана система налогов, люди вынуждены были работать больше и больше, чтобы отдать в казну налоги и заработать что-нибудь на жизнь. Существовало два вида налогов в Римской империи: подоходный налог или подушный, и налог на собственность. В Риме есть сенат, состоящий из очень богатых людей, у которых много денег, положение в обществе, и которые могли покупать на публичных торгах доходы от определенных областей, «брать на откуп». Сенатор берет какую-то область, нанимает мытарей, начальников над мытарями, и собирает с этой области деньги.

Одним из таких работников и был Левий Матфей, автор евангелия от Матфея. В еврейском обществе к мытарям относились так же негативно, как и к блудницам. Мытарь собирал налоги для начальника мытарей, и оставлял что-то себе, и чем больше, тем лучше. То есть сенатор, начальник над мытарями и сами мытари старались собрать как можно больше. Людям же было очень тяжело. В 33 году случился большой экономический кризис в Риме и денег понадобилось больше, все это легло на плечи простого народа.

В евангелии от Матфея 9:9 мы читаем: «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним». Поразительно, что мытаря и презренного человека Иисус приглашает стать одним из двенадцати учредителей Церкви. Мытарь становится апостолом, и это благодать. Возможно, Матфей был неплохим человеком и ему нечего было раздавать как Закхею. Тем не менее, он служил мытарем. Далее мы читаем: «И когда Иисус возлежал в доме, многие мытари и грешники пришли и возлегли с Ним и учениками Его. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные…». Кто болен грехом, тот и нуждается во враче. Это вопрос о достоинстве и не достоинстве. Но наша вся праведность, как запачканная одежда. Благодать и только благодать, и милость Божия.

В Ветхом завете существует 50-60 родословий. Еврейское общество было построено таким образом, что каждому еврею необходимо было знать, из какого он колена, и из какой семьи. После завоеваний Иисуса Навина земли делились по коленам, и внутри колена разделялись по семьям и не передавались из одного колена в другое. Яркий пример этому книга Руфь, в которой описано как Ноеминь хотела продать поле Вооза, и он хотел взять, но вспомнил, что есть родственник ближе, и, если тот согласится – пусть берет, если нет – возьмет Вооз, земля останется в семье. Это было очень важно для евреев.

Многим либеральным богословам кажутся совершенно непонятными и неполными те записи в Ветхом завете, где говорится о коленах и именах, где перечисляются люди и поколения. Современному человеку не понять, насколько важно было для евреев знать своих предков. Матфей перечисляет 14 родов и еще 14 родов, и еще 14, итого 42 рода в родословии Иисуса Христа, и делает он это с конкретной целью. Свое евангелие он пишет в 50-й год после Рождества Христова. Тогда уже существовала Церковь, и Матфей хочет показать, что Иисус – Царь, и Его происхождение по отцовской линии – царское, Он – Сын Давида. Еврейство передается по матери, а царство по отцу. Поэтому в начале своего евангелия он перечисляет кто кого родил. В конце родословной он говорит, что Сын родился от Марии, которая была обручена с Иосифом. Если родившийся Младенец провозглашен Царем, то Его родословная должна четка прослеживаться до Давида. Во второй книге Царств, в седьмой главе Бог через пророка Нафана сказал Давиду: «Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его». (2-ая книга Царств 7:12) «Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки». О ком он говорит, о Соломоне?  Давид построить не может, у него руки в крови. О Соломоне ли? Но он царствовал и царствование его закончилось. Неужели ошибка в родословной? Нет. Просто речь не идет о Соломоне. Далее читаем: «И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки». Но престол Соломона вовсе не устоял, пришел Навуходоносор и все разрушил. Господь говорит о том доме, который будет стоять в века, о Церкви, Он говорит о Царстве Божьем, и о Царе, конца владычества которого не будет никогда. Частично пророчества исполняются исторически, но главное, о чем говорят пророки – о Царстве и владычестве Мессии, Христа.

После возвращения из Вавилона Ездра написал: «И из сыновей священнических: сыновья Хабайи, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться именем их. Они искали своей записи родословной, и не нашлось ее, а потому исключены из священства». (Ездра 2:61,62) Здесь подчеркивается важность принадлежности к одному из колен.

Что же делали в Вифлееме Иосиф и Мария? Они собирались регистрироваться в соответствии со своим рождением в городе, которому они принадлежат. Мало ли, где они жили, но они должны прийти в Вифлеем и пройти перепись. «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. (Ев. от Луки 2:1,2). Апостол Павел в послании к Римлянам пишет: «Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова». Апостол четко знает, из какой он семьи, из какого колена.

В наше время все изменилось, и мы не знаем своих предков далее третьего – четвертого колена. Евреи современные также не знают, из какого они колена. Но они ждут Мессию, а когда он придет, то не сможет доказать, что является потомком Давида. Родословные утеряны, потому что в них нет более надобности. Потому что Иисус есть тот Царь, о котором говорили пророки.

В родословии Давида мы видим двух сыновей, один из них Соломон, который приводит затем к Иосифу, второй сын Нафан, который приводит к Марии. Матфей показывает законное происхождение израильского царя, иначе, почему тогда испугался Ирод? Он призвает людей, которые разбирались в Писании и спрашивает, где должен родится Царь? И когда узнает, что в Вифлееме, приказывает убить всех младенцев. Он понимает, что в Писании сказано об этом.

То, что Иисус не является физическим сыном Иосифа очень важно, потому что линия, которая привела к Иосифу была проклята. «Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос». Библия нигде не называет Иосифа отцом, иначе тогда Иисус не сможет быть Царем. Потому что в Его родословии есть Иехония: «Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон». Иехония царствовал два месяца, был неугодным в очах Господа, был уведен в Вавилон. «Иехония родил Салафииля». Согласно 4-й книге Царств 24:9 : «И делал он(Иехония) неугодное в очах Господних во всем так, как делал отец его». В книге пророка Иеремии мы читаем о проклятии Иехонии: «Живу Я, сказал Господь: если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя…Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои, потому что никто уже из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее». (Иеремия 22: 24,30) Иехония не может быть продолжателем для рода Давида, продолжателем царской линии. Но в конце ее стоит Иисус. Тогда получается, что над ним должно довлеть это проклятие. И все же Он должен быть законным наследником, и Господь находит фантастический выход из сложившейся ситуации. Иехония не является отцом, потому что отцом Иисуса является Святой Дух. Но Иисус усыновлен Иосифом, а усыновление в Израиле дает полные права ребенку, поэтому усыновленный Иосифом Иисус является по закону прямым наследником Давида. Если бы Он был наследником по крови, он не смог бы стать Царем. Бог решает эту проблему, Он знал ее, и для Него не было ничего сокрыто. План такой – Иисус будет наследником Давида, но Он не будет в родословии, идущей через Иехонию.

Значение имени Иисус, по еврейские Иешуа, означает «Иегова спасает». «…наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». Из Рождественской истории мы знаем, что, когда пришли с Востока волхвы, Он был помазан как Царь, как пророк, и как Священник, то есть «помазанник». Это благодать, та, которая обрушилась на Марию, молодую женщину. Она обрела благодать от Бога. Она не со-искупительница и не со-посредница, потому что Только Христос есть Искупитель и Посредник. Она обрела величайшую благодать быть Матерью Спасителя. Она подтверждает это своей молитвой: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем…» (Ев.от Луки 1:46,47) Мария также нуждалась в Спасителе.

Итак, «Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, сына Авраамова». Можно себе предсавить сад, купающуюся женщину, которой имя Вирсавия. Царь на крыше наблюдает за ней. Насилие над замужней женщиной, убийство Урии, ее мужа. Второй из упомянутых здесь, Авраам, дважды продавал жену царям. Два грешника – носители семени Сына Божьего.

Вернемся к женщинам. За исключением Марии, в родословии Иисуса Христа четыре женщины.

Первая из них упоминается в стихе 3-ем: «Иуда родил Фареса и Зару от Фамари». Кто такая Фамарь? Бытие 30:8: «И взял Иуда жену Иру, первенцу своему; имя ей Фамарь. Ир, первенец Иудин, был неугоден пред очами Господа, и умертвил его Господь. И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал семя на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его. И сказал Иуда Фамари, невестке своей: живи вдовою в доме отца твоего… И уведомили Фамарь, говоря: вот, свекор твой идет в Фамну стричь скот свой. И сняла она с себя одежду вдовства своего, покрыла себя покрывалом и, закрывшись, села у ворот Енаима, что на дороге в Фамну. Ибо видела, что Шела вырос, и она не дана ему в жену. И увидел ее Иуда и почел ее за блудницу, потому что она закрыла лицо свое. Он поворотил к ней и сказал: войду я к тебе. Ибо не знал, что это невестка его». В результате, родились Фарес и Зара, которые также вошли в родословие Иисуса Христа.

Далее о женщинах в родословной. «Салмон родил Вооза от Рахавы». То есть от Раавы, которая считалась блудницей. В книге Иисуса Навина мы читаем историю о том, как он посылает соглядатаев в Иерихон, чтобы высмотреть землю. «И послал Иисус, сын Навин, из Ситтима двух соглядатаев тайно, и сказал: пойдите, осмотрите землю и Иерихон. Два юноши пошли и пришли в дом блудницы, которой имя Раав, и остались ночевать там». И она родила Вооза, о котором мы также читаем в родословии Иисуса Христа.

Женщина номер три: «Вооз родил Овида от Руфи». Но Руфь была моавитянкой. Откуда моавитяне появились? Мы помним историю о Содоме и Гоморе. Помним, как Лот бежит и укрывается в пещере, и его дочери спят с ним. «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти в общество Господне вовеки…». Но Руфь – моавитянка. Это благодать Божия.

Библия показывает жизнь такой, какая она есть, чтобы мы могли понять, что такое благодать и милость Божья. И мы благодарны Богу за них, ибо по милости Его и благодати Его дарована нам вера ко спасению. Слава и благодарение Господу за все. Аминь!


Дата: 23 декабря 2018
Темы:
Библия: От Матфея


Георгий Вязовский
Пастор Евангелической реформатской церкви
Всего материалов автора: 102

Обратите внимание:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Имя*  
Email*