Воскресенье 41
108. В чем смысл седьмой заповеди?
Ответ: В том, что Бог проклинает всякое нецеломудрие. Потому и нам следует ненавидеть и совершенно отвергать его, живя умеренно, скромно и в чистоте, независимо от того, состоим ли мы в священном браке, или остаемся в безбрачии.
109. Разве Бог не запрещает в этой заповеди только прелюбодеяние или что-то подобное?
Ответ: Поскольку наши тело и душа суть храм Святого Духа, Бог восхотел, чтобы и то, и другое мы хранили в чистоте и святости. Поэтому Он совершенно запрещает нечистые действия, жесты, слова, мысли и желания, а также все, что склоняет к ним человека.
Воскресенье 42
110. Что запрещает Бог в восьмой заповеди?
Ответ: Не только те виды воровства и хищений, которые карает гражданская власть. Под кражей здесь понимается также все, относящееся к злокозненным приемам и уловкам, с помощью чего мы присваиваем чужое или стараемся заполучить его под законным предлогом. Таковы неверные весы, неравная мера, некачественный товар, фальшивые деньги, ростовщичество и все остальные способы и приемы творить дела, запрещенные Богом. Добавь к этому всякий вид алчности, и также небрежение и злоупотребление дарами Божиими.
111. Что же Бог от нас здесь требует?
Ответ: Чтобы я, насколько это в моих силах, способствовал пользе и благополучию ближнего; поступал с ним так, как хочу, чтобы поступали со мной; усердно и верно исполнял свое дело, и был способен помочь другим в нужде и опасности.
Воскресенье 43
112. Что требует девятая заповедь?
Ответ: Не произносить против кого-либо ложного свидетельства, ни на кого не клеветать, не злословить, не сплетничать, никого не осуждать необдуманно или втайне. И если я не хочу возбудить против себя гнев Божий, то должен совершенно избегать всякого рода обмана и лжи как дел, свойственных дьяволу. Кроме того, я должен следовать истине в судебных или иных делах и всегда добровольно говорить правду. Вдобавок к этому мне следует защищать и преумножать добрую славу других, насколько это в моих силах.
Воскресенье 44
113. Что запрещает десятая заповедь?
Ответ: Чтобы сердца наши никогда, даже в желаниях и мыслях, не восставали против какой-либо из заповедей Божиих, но чтобы всею душою мы постоянно отвергали любой грех и радовались всякой праведности.
114. Могут ли обратившиеся к Богу люди соблюдать эти заповеди в совершенстве?
Ответ: Никак. Ведь даже святые, доколе живут земной жизнью, обладают лишь крошечным начатком подобного послушания. Однако они стремятся жить, исполняя все заповеди Божии, а не только некоторые из них, и делают это не напоказ, а совершенно искренне.
115. Почему Бог столь строго и сурово проповедует Свой закон, если никто в этой жизни не может его исполнить?
Ответ: Во-первых, чтобы в течение всей жизни мы все больше и больше осознавали, сколь велика склонность нашей природы ко греху, и со все большим вожделением ожидали отпущения грехов и праведности во Христе. Во-вторых, чтобы мы постоянно следовали закону и всегда размышляли о нем. Кроме того, чтобы мы испрашивали у Отца благодать Святого Духа, посредством которой день ото дня обновлялись по образу Божию, доколе, по оставлении этой жизни, мы с радостью не наследуем обетованное нам совершенство.
Воскресенье 45
116. Почему христианам необходима молитва?
Ответ: Потому что она составляет основную часть того благодарения, которое требует от нас Бог, а также потому, что Он дарует Свою благодать и Святой Дух лишь тем, кто в истинных воздыханиях постоянно просит Его об этом и благодарит.
117. Что требуется от той молитвы, которая угодна Богу и будет Им услышана?
Ответ: Чтобы мы просили только у истинного Бога, явившего Себя в Своем Слове, и притом просили от всего сердца и только то, что повелел Он Сам. Чтобы, только глубоко осознав свою нужду и несчастье, мы дерзали простираться пред Его божественным взором. И чтобы твердо уповали на то, что, невзирая на наше недостоинство, Он несомненно выслушает нас ради Христа, как обещал в Своем Слове.
118. Что же Он велит у Себя просить?
Ответ: Все, необходимое для души и тела, что Господь наш, Иисус Христос Сам изложил в молитве, которой научил нас.
119. Что же это за молитва?
Ответ: Отче наш, сущий на небесах. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. И не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть царство и сила и слава вовеки. Аминь.
Воскресенье 46
120. Почему Христос заповедал нам обращаться к Богу со словами: Отче наш?
Ответ: Чтобы сразу же, в начале молитвы, возбудить в нас почтение и упование, подобающее сынам Божиим, дабы мы знали, что Бог через Христа сделался нашим Отцом, и не скорее откажет нам в том, что мы просим у Него с истинной верой, чем наши родители отказали бы нам в земных благах. Именно на этом и должна основываться наша молитва.
121. Почему добавлено сущий на небесах?
Ответ: Дабы мы не мыслили о небесном величии Божием нечто низкое и земное. А также, чтобы мы ожидали от Его всемогущества все необходимое для души и тела.
Воскресенье 47
122. В чем состоит первое прошение?
Ответ: Да святится имя Твое. То есть: Даруй нам сперва правильно познать Тебя, чтобы мы почитали, провозглашали и прославляли сияющие во всех делах Твоих всемогущество, премудрость, благость, праведность, милосердие и истину Твою. А затем сделай так, чтобы всей своей жизнью, всеми своими мыслями, словами и поступками мы всегда стремились к тому, чтобы из-за нас Твое наисвятое имя не подвергалось поношению, но увенчивалось славой и почетом.
Воскресенье 48
123. В чем состоит второе прошение?
Ответ: Да приидет Царство Твое. То есть: Так нами правь Своим Словом и Духом, чтобы мы все больше и больше покорялись Тебе. Сохрани и преумножь Церковь Твою. Разрушь дела дьявола и всякую силу, восстающую против Твоего величия. Расстраивай все помыслы, противные Слову Твоему, доколе не воцаришься совершенно и полностью, и не будешь все во всем.
Воскресенье 49
124. В чем состоит третье прошение?
Ответ: Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. То есть: Даруй нам и всем другим отвергнуться своей воли и безропотно повиноваться воле Твоей, которая одна только свята. И сделай так, чтобы каждый из нас исполнял свое служение с той же верностью и вдохновением, с какими исполняют его ангелы на небесах.
Воскресенье 50
125. В чем состоит четвертое прошение?
Ответ: Хлеб наш насущный дай нам на сей день. То есть: Даруй нам все, необходимое для этой жизни, дабы познали мы, что Ты – единственный источник всех благ, и без благословения Твоего все наше умение и старание, и даже Твои дары, могут принести лишь вред. Посему даруй нам отвратить свое упование от всякого творения и возложить его только на одного Тебя.
Воскресенье 51
126. В чем состоит пятое прошение?
Ответ: И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим. То есть: ради Крови Христовой не вмени нам, жалким грешникам, грехи наши и ту порочность, которая и по сей день в нас пребывает. Ибо и сами мы, чувствуя в своих сердцах свидетельство Твоей благодати, твердо намерены от всей души прощать нашим обидчикам.
Воскресенье 52
127. В чем состоит шестое прошение?
Ответ: И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. То есть: Поскольку мы по своей природе столь немощны и слабы, что сами не можем устоять и мгновения, и, кроме того, на нас постоянно нападают наши злейшие враги: сатана, мир и греховная плоть, – поддержи нас Сам и укрепи Духом Твоим, дабы нам не изнемочь в сей духовной брани и сопротивляться изо всех сил до полной и окончательной победы.
128. Как ты заканчиваешь свою молитву?
Ответ: Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. То есть: Обо всем этом мы просим Тебя потому, что Ты, наш всемогущий Царь, не только можешь, но и хочешь даровать нам просимое; и просим об этом затем, чтобы не нам, а Твоему святому имени воздавалась вся слава.
129. Почему в конце стоит слово: Аминь?
Ответ: Аминь означает: истинно так, сущая правда. Ибо Бог внемлет моей молитве больше, чем я чувствую это сердцем и желаю душою.